Домой / На успех и деньги / Что делать дети учились хорошо. Что надо делать, чтобы ребёнок хорошо учился

Что делать дети учились хорошо. Что надо делать, чтобы ребёнок хорошо учился

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок учился на одни четверки и пятерки, ведь успех в школьных делах — залог того, что в будущем он станет хорошим специалистом, найдет высокооплачиваемую работу и будет иметь успех у окружающих. Но не все мамы и папы помогают ему преодолеть трудности в обучении, тем самым противореча своим мечтам.

Если вы хотите, чтобы ребенок окончил школу на «отлично», помогите ему в этом! Но помощь эта не должна сводиться к оплате за репетиторов, покупке уже решенных домашних заданий и поиску в Интернете готового доклада.

Родители — люди, играющие важную роль в развитии познавательной деятельности любого школьника. Никто не поможет при трудностях в школе, как мама и папа. Вот несколько рекомендаций о том, как помочь ребенку стать более успешным в учебной деятельности.

Больше разговаривайте со своим чадом

Наша речь — основа всего. Умение правильно сформулировать свои мысли, выражать свою точку зрения и отстаивать её, привлекать к себе внимание логикой изложения материала — всё это важные умения, которые, если их развивать с малых лет, пригодятся в любой сфере жизнедеятельности.

У ребенка до десяти лет чаще спрашивайте о том, что произошло за день в детском саду, школе; что ему понравилось в мультфильме, который он недавно посмотрел и т. д. Со старшими детьми необходимо в разговорах затрагивать чувства, переживания и опыт. Пусть ребенок чаще выражает своё мнение об окружающих, анализирует события, происходящие не только в школе и дома, но и за их пределами: в городе, в стране, в мире.

Обогащайте словарный запас и расширяйте кругозор школьника

Если у вашего чада возникнут какие-то вопросы, не стоит отмахиваться от него, говоря, что вам некогда. Помните, вам и не надо знать ответы на все вопросы. Если ваш ребенок спросит: «А правда, что тасманский дьявол на самом деле существует?», ответьте: «А давай заглянем в энциклопедию!». Много времени это у вас не отнимет, тогда как для ребенка это будет отличной возможностью научиться пользоваться справочной литературой, пополнить свои знания, что благотворно скажется на обучении в школе.

Необходимо с малых лет приучить ребенка к использованию библиотек. Особенно это важно на современном этапе, когда практически у каждого в доме есть компьютер, подключенный к сети Интернет. Всемирная паутина дает возможность легко найти нужный материал. А нам необходимо, чтобы ребенок покопался в справочниках и книгах, составил на их основе свой доклад или рассказ, выделив основное. Когда он научится искать ответы на свои вопросы в энциклопедиях, словарях и учебниках, он не только будет развивать свой кругозор, но и станет больше читать, обогатит свой словарный запас. А это прямой путь к повышению успеваемости!

Читайте вместе с ребенком и художественную литературу, стихотворения, пойте песни, даже если он старше семи лет. Только литература способна показать истинную красоту и богатство русского языка. Только родители могут научить ребенка видеть эту красоту. Обсуждайте с ним прочитанное. Пусть он перескажет вам сюжет, нарисует иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду, выучит наизусть и продекламирует стихотворения любимого поэта.

Чаще покупайте газеты и журналы. Если ваш ребенок учится ещё в начальной школе, прочитайте вместе новостные статьи и объясните ему суть написанного. Возможно, многое будет ему непонятно. Однако интерес к событиям, происходящим в мире, — немаловажный фактор успешного обучения, и необходимо приучать ребенка следить за новостями.

Чаще узнавайте о школьных делах

Чем больше вы будете знать о происходящем в школе, о том, что учащиеся проходят по тому или иному предмету, как ваш ребенок справляется с программой, хороший ли в этом классе преподаватель, тем больше у вас будет возможностей повысить уровень его знаний. Узнавайте домашние задания, проверяйте правильность и своевременность их выполнения ребенком.

Но не будьте надзирателем и тираном! Будьте с ребенком в доверительных, теплых отношениях. Помогайте с решением трудной задачи или подготовкой реферата. Если вы будете его поддерживать, а не попрекать плохими оценками, он будет стремиться повысить уровень своих знаний.

Не ругайте за «двойки»! Ссора ни к чему хорошему не приведет. Лучше беседуйте с ребенком, выясните, за что он получил плохую отметку, проанализируйте с ним ситуацию и найдите пути для решения проблемы. Важно объяснить, что неприятная отметка легко может повыситься и превратиться в «отлично», стоит только приложить усилия.

Правильно распределите рабочее пространство школьника

Обратите внимание, хорошо ли освещен стол, хватает ли на нем места для выполнения домашнего задания, часто ли проветривается комната, не громко ли включен телевизор в гостиной… Правильно распределите время для уроков, для отдыха, активных игр, прогулок.

Если видите, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть, не загружайте делами. Уставшая голова не способна запоминать информацию, и как бы вы не ругались, как бы не следили за выполнением домашнего задания, уставший ребенок все равно на следующий день принесет «двойку» или «тройку». Помните, что любому человеку нужно отдыхать, а ребенку тем более!

Правильное питание — залог успешного обучения

Современные исследования показали, что мозг — это один из тех органов, который от неправильного питания страдает в первую очередь. Поэтому, если ваш ребенок стал раздражительным, быстро утомляется, плохо запоминает учебный материал, стал получать более низкие отметки в школе, посмотрите на то, чем он питается.

В большинстве случаев подобные симптомы возникают вследствие неправильного питания. Значительное место в нашем рационе занимают жиры и углеводы, а современные дети и подростки без ума от фастфуда — а все это вредно для здоровья. Необходимо ограничить потребление вашим ребенком газированных напитков, чипсов, гамбургеров и другой еды подобного рода.

Самой главной группой витаминов для мозга является группа витаминов B. Витамины этой группы отвечают за работу памяти, внимание и способность к обучению. Для улучшения памяти необходимо, чтобы в рационе ребенка присутствовали такие продукты, как: орехи, молоко, рыба, курица, мясо, печень, гречка, свежие овощи и фрукты. Если что-то из продуктов ребенку кажется невкусным, насильно есть не заставляйте. Попробуйте подойти к этому вопросу творчески: красиво оформите блюдо, поищите новые рецепты, где этот продукт можно подать в выгодном и вкусном свете. Развивайтесь сами, и ваш ребенок будет развиваться вместе с вами!

И помните: любящие, заботливые и мудрые родители — залог того, что ребенок будет не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей Личностью! Поэтому не жалейте времени, не отталкивайте ребенка, если он подошел к вам с вопросом или хочет поговорить по душам. Следите за его здоровьем и поощряйте его успехи. Будьте с ребенком в дружеских отношениях. У вас все получится, стоит только захотеть!

Процесс обучения является очень важной основой для успеха по жизни. И совсем неважно, сколько вам лет, молодой вы или пожилой, бедный или богатый, здоровый или имеете проблемы со здоровьем. Учиться и получать знания необходимо каждому, но это удается не всем. И именно поэтому молитвы на успешную учебу нам так нужны.

Заговор на учебу помогает добиваться успехов в любых направлениях. С помощью молитвы вашему ребенку будет легче даваться процесс обучения в школе, он будет стремиться к знаниям и получать хорошие оценки. Особенно полезны такие заговоры для детей, которые не желают учиться, у которых нет тяги к знаниям.

Бывает так, что ребенок тянется к новым знаниям, но по какой-то невидимой причине ему это дается с огромным трудом. Существуют невидимые силы, которые мешают нам, сдерживают и не дают достигать хороших результатов. Заговоры на хорошую учебу позволяют добиваться отличных результатов, они ускоряют процесс обучения и усвоения новых материалов. С ними будет больше свободного времени, экзамены и контрольные работы будут даваться с легкостью и не будет проблем с памятью.

Как действует заговор

  1. Усвояемость материала улучшается во много раз.
  2. За счет усвояемости появляется гораздо больше свободного времени.
  3. Улучшается успеваемость по всем предметам.
  4. Появляется возможность глубже и основательнее изучать предметы и дисциплины.
  5. Повышается самооценка.

Молитвы можно применять самостоятельно для собственных нужд. Также их могут применять родители для своих детей - школьников.


Молитва «Первое сентября»

Это очень сильный, эффективный и действенный заговор. Его рекомендуется выполнять в самом начале обучения или за день до первого сентября. Чтобы действие магического заговора было более эффективным, вам необходимо выполнять его на растущую луну. Она поможет усилить эффект и дать энергию на весь процесс обучения.

Если на момент произнесения молитвы, другая лунная фаза – заговор рекомендуется читать заранее либо позднее. Главное, чтобы вы читали его на растущую луну.


Растущая луна

  • Тарелка или блюдце небольшого размера.
  • Стакан с чистой питьевой водой.
  • Предмет, на который будет произноситься магическое заклинание.

К выбору заговариваемого предмета требуется отнестись со всей серьезностью. Эта вещица впоследствии должна всегда находиться у школьника. Ее всегда нужно будет носить с собой. Это может быть любой канцелярский предмет, заколочка, запонка или подвеска. Ею может быть все что угодно. Главное, чтобы она могла бы с легкостью уместиться в рюкзаке или кармане у школьника.

Вылейте из стакана всю воду в блюдце. Если вода в него не поместиться полностью, ее остатки можно вылить в раковину. Когда появиться первая звездочка на небе, посмотрите в блюдце с водой и произнесите трижды магическое заклинание:

«Пускай в деле обучения (имя) не знает проблем. От начала до конца будет рядом успех, и всякая невзгода уйдет с чужим взглядом».

Заклинание необходимо произносить четко и без запинания. Далее воду перелейте снова в стакан. Подержите над ним свою правую руку, зарядите воду своей энергетикой. Утром дайте умыться заговоренной водой вашему школьнику и несколько капель капните на заговоренный предмет.

Теперь вы можете не беспокоиться за своего ребенка. Заговор подействует на него с первых дней, а заговоренная вещица будет помогать ему, хорошо учиться в школе.

Молитва на отличную учебу

Эта молитва очень хорошо подойдет для применения в процессе обучения, если необходимо повысить успеваемость по какому-то определенному предмету. Также он помогает избавиться от сглаза или порчи, которую навели на ученика.


Обряд выполняют после наступления полночи. Положите заговариваемую вещицу на чистый бумажный листок. Трижды произнесите магическое заклинание:

«Талисман мой - мое (название изделия). Убережет меня от темных взглядов, привнесет успех. Коли талисман на мне, то силы темные будут в стороне».

Проговаривайте его медленно, вдумчиво и разборчиво. Затем заверните заговоренный предмет в бумагу для сохранения магической энергетики и оставьте так на всю ночь.

Утром разверните бумагу и оденьте украшение на себя. Бумагу сожгите и развейте по ветру весь пепел. Самого лучшего эффекта можно достичь только при постоянном ношении заговоренной вещи. Снимать ее не рекомендуется. В противном случае действие магии ослабевает и необходимо повторять заклинание снова.

«Заговоренная пуговица»

Этот магический ритуал достаточно простой, но вместе с тем очень сильный и эффективный. Для него необходимо срезать со школьной одежды пуговицу. Главное, чтобы эту вещь носили на учебу постоянно.


Пуговку необходимо подержать над пламенем от свечи белого цвета, а затем опустить ее в воду и произнести заклинание:

«Пуговица-защитница, Светлым огнем освещенная, Чистой водой закаленная! Силу могучую обрети, От неудачи меня защити! Чтоб на экзамене тяжко не приходилось, Чтоб нужное знание всегда находилось. Чтобы профессора не придирались, Чтоб вопросы лишние не задавались. Буду при себе тебя носить. Все экзамены легко переносить».

Следующим действием вы должны пришить пуговку на ее прежнее место. Старайтесь сделать это как можно качественнее. В противном случае пуговка может оторваться, и вы не сможете достигнуть желаемого результата.

Молитва для «непутевого» школьника

Если ваш ребенок отказывается учить уроки и не тянется к новым знаниям, эта молитва для него. Также ее применяют для детей, которым очень трудно даются новые познания и ему тяжело учиться в школе.


Заговор на учебу выполняется следующим образом. Вам необходимо налить в стакан чистую родниковую воду и заговорить ее этим магическим заклинанием:

«Вода ясная, вода чистая! Принесли тебя ручьи быстрые! Внутрь … (имя ребенка) проникай, Добрыми знаниями его насыщай! Будет его разум как ты — быстрым Будет его разум как ты – ясным, Будет его разум как ты – прекрасным! Будет ему все легко даваться. Будет он легко со всем справляться».

Заговоренную водичку нужно дать своему ребенку, чтобы он ее выпил. Проследите, чтобы он выпил все до капли. Очень скоро вы заметите, что у вашего чада заметно повысилась успеваемость в школе, у него появится желание учиться и познавать все новое.

Заговор на удачу в учебе необходим не только для детей – школьников и студентов. Его могут применять и взрослые люди, которые имеют тягу к знаниям, получают дополнительное образование или проходят профессиональную подготовку. Заговоры позволяют глубже понять изучаемый материал, лучше понимать смысл предмета, изучать иностранные языки, культуру, а также достигать намеченных целей.

Все дети разные и с этим сложно поспорить. У кого-то растет отличник, а кому-то учеба дается очень сложно. Что нужно сделать родителям, чтобы их ребенок хорошо учился в школе?

Прежде всего нужно понять, что все школьники условно делятся на три группы:

    К первой группе относятся дети, которым нравится учится. Им не нужно особо труда для запоминания учебного материала. Все дается легко. Школьники относящиеся к первой группе не задумываются о необходимости выполнения домашнего задания. Чаще всего такие дети ленивы, но учатся на пятерки.

    Ко второй группе относятся дети, которые систематически заучивают материал, ведь без этого условия они не будут хорошо учится. Такие дети стараются прикладывать максимум усилий для хорошей учебы, а каждое, даже незначительное поражение переносится очень болезненно. В дневниках обычно присутствуют пятерки вместе с четверками.

    К третьей группе можно отнести детей не имеющих тяги к новым знаниям. Большинство таких школьников плохо учатся, но встречаются и хорошисты.

Не важно в какой из трех групп состоит ваш ребенок. Любому школьнику важно знать мнение окружающих. Встречаются дети, которым все - равно какую отметку они получат на уроке, но таких еденицы. Каждый ребенок хочет быть лучше других и пытается к этому стремится.

Что же сделать, чтобы ребенок стал хорошо учиться?

Основной причиной неуспеваемости в школе является несобранность. Наверное вы не раз замечали, что ребенок который посещает кружки и ходит на внеурочные занятия успевает сделать намного больше. А тот же школьник у которого много свободного времени ничего не успевает. Почему так? Причина одна - несобранность. После окончания уроков ребенок идет домой с осознанием того, что у него впереди много свободного времени и он все конечно же успеет. Соответственно день проходит впустую и уроки выполняются поздно вечером или же с утра. Хорошая учеба не любит лени. Для того чтобы все успевать, нужно распланировать день.

Существует несколько правил способствующих хорошей учебе в школе:

1. Необходимо забыть о лени, хотя бы на учебную неделю. Если так хочется полентяйничать, то лучше это делать на выходных. Или же пусть ребенок лентяйничает после того, как сделал домашнее задание, 1 час делает уроки, 1 час лентяйничает, потом мелкая помощь по дому и можно погулять с друзьями во дворе.

2. Планирование дня. Детям легче жить по расписанию, когда понятно, что после чего следует. Однако день необходимо распланировать так, чтобы оставалось несколько часов на отдых, общение с друзьями.

3. Выполнение уроков. Пройденный материал нужно обязательно повторить. Тема урока должна быть понятна, иначе полученные знания нельзя будет применить на практике. Правила должны быть не просто прочитаны или выучены, а поняты. Бывает такое, что на следующий учебный день ничего не задали, но это еще не позволяет бездельничать. На повтор учебного материала уйдет полчаса, зато новый дастся намного легче.

4. Домашнее задание нужно выполнять по порядку, от сложного к простому. Свежая голова легче справляется со сложными заданиями.

5. Посещение кружка. Пусть ребенок сам выберет, чем он хочет заниматься. Это могут быть шахматы, боевые искусства, танцы, моделирование, рисование и т.п. Крайне важно уделять время своему хобби, саморазвиваться. Главное, не давить на ребенка, заставляя заниматься тем, что вы считаете правильным или запрещая ходить туда, куда хочется ребенку.

6. Не сидеть на месте. Идеальным помощником при учебе является физическая нагрузка. На перемене или дома при выполнении домашнего задания необходимо уделять время для физ.нагрузки. Это могут быть простые упражнения, такие как приседания или дыхательная гимнастика.

7. Искать альтернативные методы подачи материала. Посмотрите в интернете видеоуроки по вашей теме, можно поискать репетитора по скайпу, который быстрои в доходчивой форме объяснит материал и заинтересует ребенка.

Нужно искать подход, мотивацию, альтернативы и тогда ребенку учиться будет интереснее.

Что надо делать, чтобы ребёнок хорошо учился? Некоторые считают, что надо наказывать, другие - поощрять. Грамотные воспитатели считают, что надо балансировать между наказанием и поощрением, что весь фокус в том, что надо чувствовать, когда наказывать, а когда поощрять. А мастера обучения используют обратную связь.
С этой проблемой сталкиваются постоянно не только родители, но и менеджеры и руководители предприятий, которым надо для поднятия производительности, то ли наказывать, то ли поощрять своих работников. Часто вопрос стоит так: "Сколько надо платить, чтобы человек работал хорошо?" Проводились специальные исследования, и выяснилась абсолютно удивительная вещь. Оказалось, что качество работы не зависит от поощрений и наказаний. Хотя грамоты и премии вещь приятная, однако, народ работает как с премией, так и без премии, приблизительно одинаково. Более того, если премии выплачиваются постоянно, к ним привыкают, и без премий отказываются работать вообще. То есть получается ещё хуже, чем если бы премии не платили вовсе.
Можно людям постоянными штрафами существенно уменьшить зарплату и заставить уволиться, но если штрафы в пределах терпимости, то, что они есть, что их нет, люди работают одинаково. Так же люди реагируют и на Доску почёта и на выговоры. Когда как, но в целом, без разницы. Люди трудятся на грани приемлемости, лишь бы не оказаться самыми худшими. Об этом провёл очень показательные исследования нобелевский лауреат Герберт Саймон.
Что же всё-таки мотивирует людей трудиться? Далеко не всех мотивирует, хорошая, по их мнению, зарплата или душевный коллектив. Однако все положительно отзываются и начинают работать намного лучше, когда они сами организуют и контролируют свою работу по методу обратной связи.
Какое это имеет отношение к воспитанию способности у детей хорошо учиться? Да прямое! Конечно, наказания и поощрения важны, они действительно организуют многие важные вещи. Например, безопасное поведение ребёнка. Однако заставить ребёнка хорошо учиться только наказания и поощрения не способны. Множество родителей пытаются усилить старательность ребёнка конфетами, машинками, походами в кино, деньгами. И, после повышенного интереса через месяц другой, всё возвращается на круги своя. Другие родители по-прежнему за плохие отметки ставят ребёнка в угол, лишают прогулок, мультфильмов и игр и получают изо дня в день всё тот же неизменно плохой результат. Начитанные родители, поклонники гуманистических приёмов, хвалят ребёнка за каждый шаг, пытаясь улучшить старательность. Однако и у них дети не очень хотят учиться и совершенствоваться. Так может старательность к учёбе - это врождённая способность?
Хороший психолог за месяц может наладить отношения ребёнка к учёбе. А за несколько месяцев добиться существенных результатов. Так что же делает хороший психолог? Он налаживает обратную связь. Ребёнок не получает бесконечных плохих или хороших оценок в виде выговора или похвалы, он получает самую суть - информацию о том, как что-то надо делать или о том, правильно ли он что- то делает или нет.
Давайте на примере разберём, чем отличается обратная связь от поощрения - наказания. Допустим, ребёнок выполнил задание и переписал текст в тетрадь. Обычно, если он переписал хорошо, мама хвалит. Если переписал плохо, мама говорит "Ой, как плохо, сделай ещё раз". Ребёнок при этом нацелен только на выполнение. Поощрение и наказание способствуют достижению конкретного результата, но не развивают процесс.
А при использовании метода обратной связи, мама обращает внимание на сам процесс того, как ребёнок пишет. Мама говорит: "Буквы пошли кривые, сделай зарядку для пальчиков, пусть отдохнут от ручки" или "Почерк у тебя стал уже более взрослый, ты можешь открытку бабушке написать". То есть ребёнок пишет не для того, чтобы выполнить упражнение для учительницы, а чтобы он сам мог воспользоваться своим новым хорошим почерком.
Обратная связь развивает способность, а наказание и поощрение - это меры дисциплинарные, они развивают послушание.Поощрение и наказание только констатируют факт выполнения или невыполнения заданных шаблонов, а обратная связь показывает, как ребёнок это умеет делать, где он это применит и как он это разовьёт. Обратная связь показывает качество внимания к самому процессу. Оценка при обратной связи идёт по очень многим критериям, она имеет описательный характер, отвечает на вопрос, как ребёнок это делает. Именно она способствует возникновению мотивации, усиливает желание развивать, сделать лучше, а не просто повторить. Работа с применением обратной связи - это исследовательский процесс.
Официальная педагогика относится к поощрению и наказанию как к основе педагогического процесса. Обратная связь при этом вообще не отслеживается. Психолог, использующий методы НЛП, делает акцент в работе с клиентом на обратной связи и учит родителей применять её для мотивирования учебного процесса. Часто отучить учителей отказаться от старых шаблонов практически невозможно! Поэтому многие родители педагоги имеют не очень хороший результат в обучении своих детей.
При поощрении и наказании используется готовое клише-образец и человек сравнивает с этим шаблоном свою работу, получая приз или наказание. А при обратной связи идёт сравнение с предыдущей собственной работой, поэтому это творческий процесс. При развитии способностей надо использовать как поощрение и наказание, так и обратную связь. Хороший специалист психолог или талантливый учитель, выходя на уровень мастера, интуитивно использует все эти приёмы. Если мы говорим о развитии способностей, обратная связь особенно важна, так как при этом происходит постоянное развитие с выходом на новый результат.

Родителям, которые хотят развить способности своих детей с помощью обратной связи, надо обращать внимание ребёнка на его собственный результат. Хорошо задавать ему вопрос: "Как ты можешь это улучшить?". Нельзя критиковать ребёнка- это не обратная связь, хотя некоторые родители путают критику и обратную связь. Критика редко полезна, потому что ребёнок не понимает, как у него получилось что-то не так. Когда ребёнок слышит критику, он мысленно отстраняется от результата и больше сосредотачивается на ощущениях, а не думает, как сделать лучше.

Похвала тоже не всегда развивает способности ребёнка, потому, что она нацелена на оценку личности. Получив похвалу, ребёнок снимает собственную потребность в социальном одобрении, он мотивируется на способы получения следующей порции похвалы, а не дальнейшее совершенствование своей работы. Работа, которую похвалили, считается конечным этапом достижений, о ней забывают. Ребёнок успокаивается и больше не думает о работе. Напротив, обратная связь не ставит точки в процессе, она задаёт вопросы, можно ли сделать лучше, открывает перспективы в развитии его способностей.

Приведём пример развития математических способностей у ученицы первого класса. Вначале ребёнок не умел складывать числа в пределах десяти. Весь класс уже складывал любые числа в пределах десятка, а она нет. Девочка была в тревоге: "Если все могут, а я не могу, значит, я ничего не могу". Мама, когда нужно было решать примеры домашнего задания, задавала вопрос, и, не дождавшись ответа, сама давала подсказку. Это ни к чему не приводило, ребёнок ещё сильнее отставал от класса.
Психолог подсказала маме другую форму обучения. Не обращая внимания, на сильное отставание, мама стала искать, что у ребёнка получается. Однажды мама уловила, что ребёнок легко прибавляет к числу единицу и сказала об этом. Ребёнок считал, что он ничего не может и не думал дальше, но взрослый вслух сказал: "Ты это умеешь делать, и можешь идти на шаг дальше. Ты это сделаешь!" Мама стала тренировать девочку прибавлять один к самым разным числам в пределах десятка, потом решила немножечко усложнить, ведь прибавить два - это как один плюс один. Она говорила: "Посмотри и посчитай спокойно, сначала плюс один, потом ещё плюс один. А как ты теперь вот здесь сделаешь, а здесь?" Мама поймала ребёнка на маленьком умении, проявила уважение за это умение и повела дочку дальше. Через некоторое время девочка догнала свой класс, а ведь ставился вопрос о переводе её на упрощённую программу.

У моего тринадцатилетнего сына с каждым годом отметки становятся все хуже и хуже, до двоек в четверти дело пока не дошло, но седьмой класс закончил с одной пятеркой по физкультуре и двумя четверками, а остальные тройки! Что будет дальше? А ведь в начальной школе был почти отличником. Как заинтересовать ребенка учебой, можно ли что-то сделать, чтобы он захотел хорошо учиться? Мария

Я работаю в школе. Поэтому многие мои знакомые считают, что я знаю ответы на все вопросы, касающиеся детей. Нередко меня спрашивают, что подарить незнакомой пятилетней девочке, где найти хорошую няню, в каком возрасте режутся зубы и как найти общий язык с пятнадцатилетним подростком. Но чаще всего мне задают вопрос: «Как сделать так, чтобы мой ребенок стал лучше учиться?»

Задают этот вопрос, как правило, мимоходом, не всегда желая слушать ответ, да и что здесь можно ответить за пять минут? Что огромные научные институты во многих странах мира ищут на него ответ и пока так и не пришли к однозначному выводу? В разговоре за пять минут можно только отшутиться. Однако в каждой шутке есть доля истины.

Ответ первый: А вам это зачем нужно?

Действительно, давайте задумаемся, что вас, как родителей, в первую очередь интересует в учебе вашего ребенка? Нужно очень честно и четко разобраться в себе. И тогда может оказаться, что некоторым родителям важно, чтобы ребенок получал хорошие оценки, потому что «людям в глаза стыдно смотреть», потому что «вон, Ваня с пятого этажа какой мальчик хороший, не то что мой» или потому, что «мой сын (или дочь) просто не должны так плохо учиться». И получается, что речь в таких случаях идет о собственной самооценке родителей, об их проблемах, но никак не о проблемах ребенка. Довольно наивно предполагать, что ребенок сломя голову бросится их решать. Даже если он очень любит родителей и хочет им помочь, он все равно не сможет здесь этого сделать. Говоря по-научному - это лежит вне зоны его актуальности, или образно: он спокойно смотрит людям в глаза, а Ваню с пятого этажа с раннего детства недолюбливает.

Идти к цели всегда проще, когда четко себе эту цель представляешь. Поэтому определитесь: «я хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился, чтобы он мог поступить в институт». Или: «я хочу, чтобы он научился работать, прикладывать усилия; чтобы он был загружен, не тратил время по пустякам; чтобы ребенок вырос культурным, всесторонне развитым человеком». Это лишь несколько из очень достойных целей, и под каждой из них хороший родитель подпишется. Беда одна: вам надо выбрать, какая из них для вас на первом плане - но только одна. Каждая из них требует отдельной серьезной жизненной стратегии, и, определившись с целью, вам не составит труда эту стратегию организовать: записать ребенка в кружок, выбрать школу с определенным уклоном, нанять репетитора и т.п.

Ответ второй: Не хочет учиться - пусть играет!

Игровая деятельность очень важна для маленького ребенка. С помощью игры ребенок познает мир, строит отношения, приноравливается и приспосабливается. И мы с удовольствием играем с ребенком, до того самого дня, пока он, нарядный и напуганный, в первый раз не войдет в стены школы. Тут всё, шутки и игры кончились. «Началась серьезная жизнь», - говорят ребенку, забыв пояснить, что школа - это, по сути, та же игра. В ней одиннадцать уровней, в ней побеждает тот, кто больше старался, набравший набольшее количество баллов (ведь эти учебные баллы и оценки - весьма условная и исключительно игровая категория). И самое главное: победу приносит тренировка таких личностных характеристик, как воля, память, усидчивость. Тем не менее, дети в большинстве своем игре в среднюю общеобразовательную школу предпочли бы компьютер. Я вижу тут три причины: во-первых, любая игра, не только компьютерная, динамичней, чем каждодневная учеба, в ней проще и четче правила, яснее задачи; во-вторых, за 11 лет любая игра надоест хуже горькой редьки; и главное, в-третьих: в жизни нет кнопки «перезагрузка», возможности начать все с чистого листа.

С первыми двумя проблемами можно разобраться довольно легко. С ребенком надо разговаривать! Описывать гласные и негласные законы жизни школы, помогать искать в «игре» в нее новые дополнительные возможности. Берите пример с разработчиков компьютерных игр: они делают специальные тайники и секретные уровни, чтобы не скучно было по второму и по третьему разу проходить игру. Сделайте то же. Придумывайте ребенку секретные задания, например: подготовить рассказ про восстание Спартака, чтобы в нем пять раз прозвучало совершенно неуместное слово «береза», а никто ничего не заподозрил. Или - за месяц завоевать такую серьезную репутацию у учителя физики, чтобы потом не сделать домашнее задание и честно признавшись, быть прощенным. Да мало ли что можно придумать! Если вы сумеете заинтересовать ребенка заданием (а сделать вы это сумеете, только обстоятельно проникнув в суть его учебных дел), он будет землю рыть, и Спартака этого запомнит на всю жизнь.

Гораздо сложнее с третьей проблемой. На ребенка, пусть даже самого успешного и успевающего, давит груз сделанных ошибок, неудачных опытов. Сделав ошибку, ты вынужден принимать ее последствия, не имея возможности «перезагрузиться». Объяснить ребенку, что это не недостаток, а преимущество жизни перед игрой, наверное, сможет не каждый родитель - ведь не все взрослые этому верят. Поэтому здесь есть только один способ - самому не бояться совершать ошибки, а совершив, сделать выводы и не опускать руки.

Ответ третий: Не ограничивайте общение с ребенком проверкой дневника

И последнее: учеба - это, конечно, важно, но постарайтесь не ограничивать общение с ребенком только проверкой дневника. Ваше дитя - яркий и многогранный мир, и чем ближе вы к нему станете, чем больше будете переживать его победы и поражения, тем плотнее будет контакт и тем яснее будет, надо ли вам, чтобы ребенок учился лучше, или это будет стоить ему счастливого детства. Ощущения ребенка, родители которого интересуются только учебой, тождественны ощущениям человека, близкие которого интересуются только его зарплатой.