Домой / Отвороты / Дуа после руку. Как держать руки во время дуа? Руки в молитве

Дуа после руку. Как держать руки во время дуа? Руки в молитве

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Всевышний Аллах очень Милостив, и не может отпустить с пустыми руками того, кто раскрыл свои руки, обращаясь с мольбою к Нему» (Тирмизи)

В дуа лучше держать руки перед собой, раскрыв их на уровне груди. Причем следует раскрыть свои ладони так, чтобы между ними был промежуток (чтобы они не смыкались), даже если он небольшой. Не нужно класть одну руку на другую. Во время сильного холода можно сжать пальцы в кулак за исключением указательных (вытянутые указательные пальцы заменяют раскрытые ладони).

В «Фетаваи Хиндия» о молитве сказано следующее: «Самая лучшая молитва, которая совершается с поднятыми вверх ладонями с небольшим промежутком между ними. Держать руки на уровне груди во время молитвы считается действием, которое определяется как мустахаб (желательное)».

Пророк, мир ему и благословение, во время молитвы держал руки перед собой, раскрыв их на уровне груди. Существуют предания, по которым Он иногда поднимал руки до уровня плеч, иногда сводил ладони перед собой на уровне груди, а иногда переворачивал их во время мольбы ладонями вниз.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Когда обращаешься к Всевышнему с молитвой то раскрывай руки, и не молись, перевернув их ладонями вниз. Закончив молитву, протри ладонями лицо» (Ибн Аббас).

Однако Посланник Аллаха, мир ему и благословение, иногда поворачивал ладони вниз во время молитвы. Он поступал так, когда не желал чего-то или опасался чего-либо («Муснад» Ахмад ибн Ханбаль). На основе этого хадиса, допустимо совершение молитвы с ладонями, повернутыми вниз. По учению имама Шафии, совершение молитвы подобным образом является сунной, когда человек чего-то боится или когда ему что-то угрожает. Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что перевернутые вниз ладони во время молитвы являются сунной лишь при совершении молитвы дождя.

Из того удивительного, что приводит один из антропоморфистов в качестве довода для своего ложного мазхаба это поднятие рук к небесам в мольбе (дуа).

Данное утверждение не может быть принято, потому что небеса – кибла (направление) для мольбы (дуа). Смысл этого в том, что место ниспослания милости – это небо, которое является причиной различных видов даров. Мольба (дуа) также служит причиной отвергания различных видов бедствий.

Если бы дело обстояло так, как утверждает этот заблудший, то было бы более подходящим обратиться к небесам лицом. Но Установивший Шариат запретил нам это во время мольбы (дуа), чтобы не было сомнительных предположений, что Тот, к Кому обращаются , находится на небесах. Как на это указывают слова Всевышнего :

قال الله تعالى: "وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ..." (سورة البقرة/186)

«Я знаю, что делают Мои рабы. Когда Мои рабы тебя (о Мухаммад !) спрашивают: "Близок ли Аллах , к нам, чтобы Он знал, что мы скрываем, объявляем или оставляем?", – скажи им (о Мухаммад !), что Я ближе к ним, чем они могут себе представить. Доказательство этого – молитва просящего, доходящая до Меня сразу. И Я отвечаю молящемуся, когда он взывает ко Мне…» (смысл 186 аята суры «Аль-Бакара»).

قال الله تعالى: "...فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ..." (سورة البقرة/115)

«…Где бы мусульмане ни совершали молитву, везде довольство Аллаха (то есть кибла, которой Аллах доволен) , который принимает молитву мусульман…» (смысл 115 аята суры «Аль-Бакара»).

Упомянул шейх Абу Муин ан-Насафи, имам этой науки, то, что учёные утвердили: поднятие рук к небу во время мольбы (дуа) – чистое проявление набожности.

Комментатор алляма ас-Сагнаки сказал: это ответ рафидитам, перешедшим границы, иудеям, карамитам и всем антропоморфистам, которые придерживаются того, что Всевышний – на аль-Арше. Сказано, что аль-Арш сделан киблой для сердец во время мольбы (дуа), подобно тому, как Кааба сделана киблой для тел во время намаза. Поистине, также велено во время мольбы (дуа) повернуться лицом в сторону Каабы , подняв при этом руки к небесам и не поднимая лица вверх.

Хотя истинным является обращение к Создателю неба сердцем, но тонкость смысла поднятия рук к небесам в том, что они – клады уделов рабов. Как сказал об этом Всевышний :

قال الله تعالى: "وَفِي السَّمَاء رِزْقُكُمْ..." (سورة الذاريات/22)

«На небе находится ваш удел…» (смысл 22 аята суры «Аз-Зарият»).

Человек сотворён таким, что склонен к обращению в ту сторону, где осуществится его цель. Например, когда правитель обещает войску провизию, то они склонны к тому, чтобы обратиться в сторону складов, хотя убеждены, что сам правитель там не находится.

Мулла Али аль-Кари. «Равзат аль-Азхар шарх фикх аль-Акбар»

Подготовил Рашид Шамалаков
г. Ставрополь

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Все о религии и вере - "молитва каждого мусульманина" с подробным описанием и фотографиями.

Мусульманские молитвы являются основой жизни каждого правоверного. С их помощью любой верующий человек поддерживает связь с Всевышним. Мусульманская традиция предусматривает не только обязательные пятикратные ежедневные молитвы, но и личные обращения к Богу в любое время, посредством чтения дуа. Для благочестивого мусульманина молится и в радости, и в горе является характерной особенностью праведной жизни. С какими бы трудностями не сталкивался правоверный, он знает, что Аллах всегда помнит о нем и защитит его, если он будет ему молиться и прославлять Всевышнего.

Коран – священная книга мусульманского народа

Коран – это главная книга в мусульманской религии, он является основой мусульманской веры. Название священной книги происходит от арабского слова «чтение вслух», также оно может переводиться, как «назидание». Мусульмане очень трепетно относятся к Корану и считают, что священная книга является прямой речью Аллаха, и она существовала вечно. По закону ислама Коран можно брать только в чистые руки.

Правоверные считают, что Коран был записан учениками Мухаммеда со слов самого пророка. А передача Корана верующим была осуществлена через ангела Джабраила. Первое откровение Мухаммедом было получено, когда ему исполнилось 40 лет. После этого в течение 23 лет он получал другие откровения в разное время и в разных местах. Последнее было получено им в год его смерти. Все суры записывались сподвижниками пророка, но впервые были собраны воедино уже после смерти Мухаммеда – во время правления первого халифа Абу-Бакра.

В течении некоторого времени мусульмане использовали отдельные суры для того, чтобы обращаться с молитвой к Аллаху. Только после того, как Осман стал третьим халифом, он приказал систематизировать отдельные записи и создать единую книгу (644-656). Собранные воедино все суры составили канонический текст священной книги, который в неизменном виде дошел до наших дней. Систематизация проводилась в первую очередь, согласно записям спутника Мухаммеда – Зайда. По легенде именно в таком порядке завещал суры к использованию пророк.

В течение дня каждый мусульманин должен помолиться пять раз:

  • Утренняя молитва совершается в период от утренней зари до восхода солнца;
  • Полуденная молитва совершается в период, когда солнце находится в зените до момента, когда длина теней достигнет их высоты;
  • Предвечерняя молитва читается с момента, когда длина теней достигает их высоты до заката солнца;
  • Молитва на закате совершается в период от заката солнца до момента, когда погаснет вечерняя заря;
  • Молитвы при сумерках читается в период между вечерней и утренней зарей.

Такая пятикратная молитва называется намаз. Кроме этого в Коране имеются и другие молитвы, которые правоверный может читать в любое время по необходимости. Ислам предлагает молитвы на все случаи жизни. К примеру, мусульмане часто используют молитву для того, чтобы покаяться в грехах. Специальные молитвы читаются перед принятием пищи и при выходе из дома или входе в него.

Коран состоит из 114 глав, которые являются богооткровениями и называются сурами. Каждая сура включает в себя отдельные короткие высказывания, которые раскрывают аспект божественной мудрости – аяты. Их в Коране – 6500. При этом вторая сура самая длинная, она насчитывает 286 аятов. В среднем в каждом отдельном аяте содержится от 1 до 68 слов.

По смыслу суры очень разнообразны. Здесь имеются библейские истории, мифологические сюжеты и описания тех или иных исторических событий. Большое значение в Коране уделяется основам мусульманского права.

Для удобства чтения священная книга разделена следующим образом:

  • На тридцать примерно одинаковых по размеру частей – джузов;
  • На шестьдесят более мелких частей – хизбов.

Чтобы упростить чтение Корана в течение недели имеется также условное разделение на семь маназилей.

Коран, в качестве священного писания одной из значимых мировых религий, содержит необходимые верующему человеку советы и наставления. Коран позволяет каждому человеку напрямую общаться с Богом. Но, несмотря на это, люди иногда забывают от том, что они должны делать и как им следует правильно жить. Поэтому Кораном предписывается подчиняться божественным законам и воле самого Бога.

Как правильно читать мусульманские молитвы

Совершать намаз рекомендуется в специально отведенном для молитвы месте. Но это условие нужно выдерживать, только если имеется такая возможность. Мужчины и женщины молятся отдельно. Если это невозможно, то женщина не должна произносить молитвенные слова вслух, чтобы не отвлекать мужчину.

Обязательным условием для намаза является ритуальная чистота, поэтому перед молитвой обязательно проводится омовение. Молящийся человек должен быть одет в чистую одежду и стоять лицом к мусульманской святыне Каабе. Он обязательно должен иметь искреннее намерение молится.

Мусульманская молитва совершается на коленях на специальном коврике. Именно в исламе уделяется большое внимание визуальному оформлению молитвы. К примеру, ступни ног во время проговаривания священных слов нужно держать, таким образом, чтобы носки не были направлены в разные стороны. Руки следует скрестить на груди. Кланяться необходимо так, чтобы ноги не сгибались, а ступни оставались стоять ровно.

Земной поклон нужно совершать следующим образом:

  • Встать на колени;
  • Наклониться;
  • Поцеловать пол;
  • Застыть на определенное время в таком положении.

Любая молитва – обращение к Аллаху, должна звучать уверенно. Но при этом следует понимать, что именно от Бога зависит решение всех ваших проблем.

Мусульманские молитвы могут использовать только правоверные. Но если требуется помолиться за мусульманина, то можно сделать это с помощью православной молитвы. Но при этом следует помнить, что делать это можно только в домашних условиях.

Но даже в этом случае необходимо в конце молитвы добавить слова:

Совершать намаз нужно только на арабском, а вот все другие молитвы допускается читать в переводе.

Ниже приведен пример совершения утреннего намаза на арабском и в переводе на русский:

  • Молящийся поворачивается в сторону Мекки и начинает молитву словами: «ААллаху Акбар», что в переводе обозначает: «Аллах самый Великий». Эта фраза называется «такбир». После этого молящийся складывает руки на груди, при этом правая рука должна находится сверху левой.
  • Далее произносятся арабские слова «А`уз̇у3 биллях̇и мина-шшайтани-рраджим», что в переводе значит «Обращаюсь за защитой к Аллаху от проклятого шайтана».
  • Далее читается сура «Аль-Фатиха»:

Следует знать, что если какая-либо мусульманская молитва читается на русском языке, то обязательно нужно вникать в смысл произносимых фраз. Очень полезно слушать аудиозаписи мусульманских молитв в оригинале, бесплатно скачав их из интернета. Это поможет научиться правильно произносить молитвы с нужной интонацией.

Варианты арабских молитв

В Коране Аллах говорит правоверному: «Взывайте ко Мне с дуа – и Я помогу вам». Дуа в переводе обозначает «мольба». И этот способ является один из видов поклонения Аллаху. При помощи дуа правоверные взывают к Аллаху и обращаются к Богу с теми или иными просьбами, как для себя, так и для своих близких. Для любого мусульманина дуа считается очень мощным оружием. Но при этом очень важно, чтобы любая мольба шла от сердца.

Дуа от порчи и сглаза

Ислам полностью отрицает магию, поэтому колдовство считается грехом. Дуа от порчи и сглаза – это, пожалуй, единственный способ защитится от негатива. Читать такие обращения к Аллаху нужно ночью, в период от полуночи до рассвета.

Лучшим местом для обращения к Аллаху с дуа от порчи и сглаза является пустыня. Но, понятно, что это не обязательное условие. Так принято считать, потому что в таком месте верующий может абсолютно уединится и общению с Богом никто и ничто не помешает. Для чтения дуа от порчи и сглаза вполне подойдет отдельная комната в доме, в которую никто не зайдет.

Важное условие: данный тип дуа следует читать только в том случае, если вы уверены, что на вас имеется негативное воздействие. Если вас преследую мелкие неудачи, то на них обращать внимание не следует, так как они вам могут быть посланы с небес, в качестве расплаты за какой-либо проступок.

Сглаз и порчу помогут одолеть эффективные дуа:

  • Первая сура Корана Аль-Фатиха, состоящая из 7 аятов;
  • 112 сура Корана Аль-Ихлас, состоящая из 4 аятов;
  • 113 сура Корана Аль-Фаляк, состоящая из 5 аятов;
  • 114 сура Корана Ан-Нас.

Условия чтения дуа от порчи и сглаза:

  • Текст нужно читать на оригинальном языке;
  • В руках во время действа следует держать Коран;
  • Во время молитвы нужно находится в здравом и трезвом рассудке, ни в коем случае до того, как начать молится, не употреблять спиртное;
  • Мысли во время молитвенного ритуала должны быть чистыми, а настрой позитивным. Нужно отказаться от желания отомстить своим обидчикам;
  • Менять местами вышеперечисленные суры нельзя;
  • Проводить ритуал избавления от порчи нужно в ночное время в течение недели.

Первая сура является открывающей. В ней прославляется Бог:

Текст молитвы звучит следующим образом:

В суре «Аль-Ихляс» речь идет о человеческой искренности, вечности, а также власти и превосходстве Аллаха над всем на грешной земле.

112 сура Корана Аль-Ихляс:

Слова дуа звучат следующим образом:

В суре «Аль-Фаляк» верующий обращается с просьбой к Аллаху одарить весь мир рассветом, который станет спасением от всего лихого. Молитвенные слова помогают освободиться от всякого негатив и изгнать злых духов.

113 сура Корана Аль-Фаляк:

Слова молитвы такие:

В суре «Ан-Нас» содержатся молитвенные слова, касающиеся всех людей. Проговаривая их, верующий вымаливает защиты у Аллаха для себя и своих родных людей.

114 сура Корана Ан-Нас:

Слова молитвы звучат так:

Дуа для очищения дома

В жизни каждого человека дом занимает значимое место. Поэтому жилью всегда нужна надежная защита на всех уровнях. В Коране имеются определенные суры, которые позволят это выполнить.

В Коране приводится очень сильная универсальная молитва-оберег от пророка Мухаммеда, которую нужно проговаривать утром и вечером каждый день. Ее условно можно считать профилактическим средством, так как она защитит верующего и его дом от шайтанов и прочих нечистей.

Слушать дуа для очищения дома:

На арабском языке молитва звучит следующим образом:

В переводе данная молитва звучит так:

Наиболее сильным для защиты дома считается аят 255 «Аль-Курси» суры «Аль-Бакара». Текст его обладает глубинным смыслом с мистической направленностью. В этом аяте, доступными словами Господь говорит людям о Себе, он указывает на то, что Его нельзя сопоставлять с ни с чем, и ни с кем в сотворенном им мире. Читая этот аят, человек размышляет над его значением и постигает его смысл. При произношении молитвенных слов сердце верующего наполняется искренней убежденностью и верой, что Аллах поможет ему противостоять злым проискам сатаны и защитит его дом.

Слова молитвы звучат следующим образом:

Перевод на русский язык звучит так:

Мусульманская молитва на удачу

В Коране содержится очень много сур, которые используются в качестве молитв на удачу. Их можно использовать каждый день. Таким способом можно защититься от всяких бытовых неприятностей. Существует примета, что во время зевка обязательно следует прикрывать рот. В противном случае шайтан может проникнуть в вас и начать вам вредить. Кроме того, следует помнить о совете пророка Мухаммеда – для того, чтобы невзгоды обходили человека стороной, нужно держать собственное тело в ритуальной чистоте. Считается, что чистого человека защищает Ангел и просит за него милости у Аллаха.

Перед прочтением следующей молитвы обязательно нужно провести ритуальное омовение.

Текст молитвы на арабском звучит следующим образом:

Данная молитва поможет справиться с любыми трудностями и привлечет удачу в жизнь верующего.

Ее текст в переводе на русский язык звучит следующим образом:

Можно выбирать суры из Корана по их содержанию, прислушиваясь к собственной интуиции. Важно молится в полном сосредоточении, осознавая то, что воле Аллаха нужно обязательно подчиниться.

Мусульманские молитвы для благополучия и здоровья (тексты на русском и арабском языках)

Основой молитвой в Исламе считается - намаз, благодаря именно намазу происходит связь простого человека со Всевышнем. Мусульманские молитвы для удачи, любви, спокойствия и здоровья в семье – сегодня мы говорим именно о них.

Намаз читается пять раз в сутки, это способствует очищению души от совершенных грехов, укреплению веры и конечно же, защищает от совершения новых грехов.

Варианты мусульманских молитв на удачу и любовь

Тексты мусульманских молитв о здоровье и благополучии

Перед прочтением молитвы, каждый мусульманин обязан совершить омовение и только после предстать перед Создателем. В утреннюю молитву мусульманин возвышает Аллаха. Он просит у Создателя помощи и прямого пути. В доказательство о своей покорности и в том, что он верен ему, мусульманин совершает поклон до земли.

Вариант 1: Текст молитвы на русском языке

Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров.

Я прошу у Тебя, о Аллах, то, что приблизит ко мне Твою милость,

Действенность Твоего всепрощения, защиту от грехов,

Пользу от всего праведного.

Прошу у Тебя спасения от всех ошибок.

Не оставь ни одного греха, который бы Ты мне не простил,

Ни одной тревоги, от которой Ты меня не избавил бы, и ни одной нужды, которая, являясь правильной,

Не была бы удовлетворена Тобою.

Ведь Ты – Милостивейший.

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Приветствую тебя, о счастье!

Добро пожаловать в мой дом!

Явись подобно песне, о счастье!

Родись подобно дню и солнцу в небе, о счастье!

Пролейся дождем, о счастье!

Приди подобно снегу зимой, о счастье!

Приди, как долгожданная зима после осени, о счастье!

Принеси с собой радость, о счастье!

Открой врата благоденствия, о счастье!

Пусть лучи благодарности озаряют все вокруг! Приди, о счастье!»

Вариант 2: текст молитвы на арабском языке с переводом

Первый вариант: Бисмил-ляяхь, таваккяльту ‘алял-лаахь, ва ляя хавля ва ляя кувватэ илляя бил-ляяхь.

Перевод: С именем Всевышнего Аллаха! Я уповаю только на Него. Истинная мощь и сила принадлежат только Ему.

Второй вариант: Аллаахумма иннии ‘ауузу бикя ан адылля ав удалля ав азилля ав узалля ав азлимя ав узляма ав аджхаля ав юджхаля ‘аляйя.

Перевод: О Господь! Поистине, я прибегаю к Тебе, чтобы не сбиться с верного пути и не быть сведенным с него, чтобы не ошибиться самому и не быть вынужденным ошибиться, чтобы не поступать несправедливо самому и не быть притесненным, чтобы не быть невежественным и чтобы по отношению ко мне не поступали невежественно.

Текст мусульманской молитвы на благополучие в семье

Как правильно читать молитву (Намаз уку тэртибе)

Молитвы читаются на языке откровения, то есть на арабском.

  1. На рассвете (Иртэнге);
  2. В середине дня (Ойлэ);
  3. Вечером (Икенде);
  4. На закате (Ахшам);
  5. При сумерках (Ясту).

Именно чтение молитвы задает ритм для каждого правоверного мусульманина. Каждый раз, прежде чем совершать намаз, мужчины, женщины обязаны очищать душу свою, тело свое, одеяние и место проведения молитвы.

Праведные мусульмане стремятся к прочтению молитвы в мечети. В случае, если поблизости нет мечети, то если мусульманин станет молиться в офисе или же в университете, то никто его не осудит.

Каждый раз перед прочтением молитвы звучит к ней призыв - Азан.

Условия прочтения мусульманской молитвы

  1. Чистота ритуальная, то есть мусульманин, находящийся в осквернении обязан совершить ритуальное омовение. Всецелое или же частичное омовение - это зависит от степени его осквернения.
  2. Чистота места, то есть процесс молитвы должен совершаться только в месте, где чисто и не осквернено.
  3. Кибла. В течении того, как мусульманин совершает намаз, он обязан стоять к направлению святыни, а именно Каабы.
  4. Одеяние. У мусульманина должна быть абсолютно чистая одежда, которая не запачкана нечистотами. Не допускается даже наличие шерсти грязных животных. А именно, грязными животными считаются свиньи и собаки.
  5. Намерение. У мусульманина должно быть только чистое и искреннее намерение, чтобы совершить молитву.
  6. Трезвость рассудка. При прочтении молитвы недопустимо, чтобы мусульманин был в состоянии нетрезвости или же находился под действием какого-либо препарата.

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима помощь в сложившейся жизненной ситуации, вы можете проконсультироваться с нашими экспертами.

Чтобы узнать правильное решение на этот вопрос, как было указано в предыдущем ответе, требуются знание некоторых правил усуль-уль-фикха. Приведу несколько из этих правил:

1. При изучении хадиса окончательное решение не принимается до тех пор, пока не определяется закон хадиса, мутлак (общий) ли это или мукъаяд (ограниченный).

2. Для того чтобы ответить на определенный вопрос собираются все хадисы относительно него, после чего делается тарджих (переход). На основании одного хадиса нельзя принимать окончательное решение, т.к. может иметься другой хадис, после изучения может быть выведен иной закон.

3. Бидъа - это любой поступок, который противоречит шариату во всех вопросах, а не только в ибадате. Выражение: «В ибадате изначально все запрещено, а в остальных вопросах изначально все разрешено» является неправильным. Шариат определил законы, как касающиеся ибадата, самого себя, так и те, которые касаются взаимоотношений с другими людьми. Т.е. он охватывает все поступки человека, а не только ибадат. Все что противоречит этим законам и является бидъа.

4. Новый закон, выведенный из шариатских источников, не является бидъа, иначе все законы, которые были выведены на основании иджтихада, являются бидъа.

В Коране и Сунне приводится много текстов относительно дуа, и ни один из этих текстов, как в Коране, так и в Сунне не ограничивает время дуа или вид дуа. Всевышний Аллах сказал:

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (2:186)

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам»» (51:60)

Эти, а также другие аяты подобные им, которые сообщают о мольбе, ничем не ограничены, т.е. они сообщаются в форме мутлак, и они рекомендуют просить Аллаха о чем-нибудь.

Также это подтверждают все хадисы, в которых говорится о дуа: хадис Ибн Масъуда который передал: «Воистину Аллах любит, когда Его просят» . Хадис переданном Аль Бухарий: «Кто не просит Аллаха, то на нем гнев Аллаха» . Также в хадисе ат-Тирмизий и Ахмад передается: Пророк (с.а.с.) сказал: «Дуа - это основа поклонения» .

1. Все эти хадисы сообщаются в абсолютно общей форме, и они ничем не ограничены - ни видом, ни словом, ни временем.

2. На основании этих хадисов делается вывод, что мусульмане могут делать дуа днем и ночью; в походе; на другом (неарабском) языке; в самолете и поезде; до намаза и после и т.д. Необязательно, чтобы мусульмане делали дуа именно таким образом, как сообщается в Коране и хадисах, так как в сообщениях они предлагаются как шаблон или учебник, но они не даются в приказном виде: что нужно делать именно таким образом. И так как в этих хадисах нет ограничения, то дуа делается везде, на любом языке и в любом виде.

3. Ни в коем случае нельзя говорить: «Бидъа - если мусульманин делает дуа, которые не сообщаются в хадисах». Так утверждать будет не правильно, так как эти сообщения ни чем не ограничены. Главное, чтобы дуа, которые делает человек, не противоречили шариату, и все просьбы, которые противоречат шариату и являются бидъа. Как, например, когда говорят: «Я прошу Аллаха, чтобы Он даровал мне сына, и если у меня родится сын, буду угощать вас водкой»; или когда с рюмкой в руках произносят тост, обращаясь к Аллаху, чтобы Он дал им счастье; или когда имамы делают дуа о защите правителей-тиранов; или обращаются с мольбой к кому-нибудь помимо Аллаха (который становится также ширком). Все эти просьбы являются бидъа. Поэтому Аллах (с.т.) и Его пророк (с.а.с.) научили нас, каким образом мы должны делать дуа. Однако для нас будет лучше (сунна) делать дуа на арабском языке и такими словами, как сообщается в Коране и Сунне.

4. Дуа запрещается делать только в отхожих местах (туалете).

5. Также в хадисах есть большое количество рекомендаций, в какое время дуа больше принимается и, соответственно, больше дается вознаграждение, как, например, во время суджуда, ночью и т.д.
Что касается вопроса о поднятии рук после намаза, то ответ будет следующим: поднимать руки во время дуа это сунна и эта сунна ничем не ограничена, как само дуа. Можно делать дуа с поднятием рук после любых намазов, после еды, по окончании лекции, после никяха, после чтения Корана и т.д. Доказательством этому являются хадисы, в которых сообщается в мутълак значении. Передается от Яхья ибн Саида и Шарика, который слышал от Анаса что Пророк (с.а.с.), «поднимал руки так, что я видел белизну его ладоней». И в хадисе Усамы сообщается: «Я следовал за Пророком в Арафат, и он поднял руки и взмолился, его верблюдица шла с ним, и повод упал, и он взял его одной рукой поднимая другую». В сире пророка приводится следующее: Посланник Аллаха (с.а.с.) подготовил войско при битве у Бадра и расположил всех по своим местам и подготовился к сражению. Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) стал долго взывать о победе…, что с плеч его упал плащ, который Абу Бакр, (да будет доволен им Аллах), снова надел на него, сказав: «Довольно, о, посланник Аллаха, ибо ты слишком настойчив в своих обращениях к Господу твоему!».

Все эти хадисы не оставляют сомнения в том, что этот поступок пророка (с.а.с.) не ограничивается чем-то и сам пророк (с.а.с.) не запрещал в других хадисах поднятия рук во время дуа. Пророк (с.а.с.), поднимая руки, делал дуа с просьбой о дожде; поднимая руки, делал дуа во время намаза, когда его сподвижников убивали; он поднимал руки во время джихада; и во время хаджа. Отсюда можно делать вывод: пророк (с.а.с.) делал дуа и поднимал руки именно тогда, когда он сильно хотел обращаться к Аллаху, следовательно, когда человек поднимает руки во время дуа, это означает, что в этот момент он сильно просит у Аллаха (с.т.).
Говорить, что нельзя поднимать руки кроме, как после намаза, при просьбе о ниспослании дождя, во время джихада и при других ситуациях ограниченных текстами, будет также неправильно, т.к. сами хадисы подтверждают, что они не ограничены. Сам пророк (с.а.с.), судя по текстам хадисов, делал дуа при разных случаях и не запрещал это другим. То дуа, что он делал в хадже, джихаде и т.д. имеет значение в общей форме, а не в ограниченной. Если мы назовем бидъатом все, о чем не говорится в хадисах, тогда бидъа было бы делать намаз в машине, самолете, поезде, т.е. во всех других местах, которые не упоминаются в хадисах. Однако это не считается бидъа, несмотря на то, что нет ни одного хадиса, в котором говорилось бы о том, что пророк (с.а.с.) разрешал делать намаз, к примеру, в самолете. Все это сравнивается с хадисами, когда намаз делали в пути, на лошадях и др. местах, подобно этому поднимать руки во время дуа сравнивается с действием пророка (с.а.с.) в любых ситуациях.

Теперь, что касается хадиса, в котором сообщается о том, что пророк (с.а.с.) поднимал руки и просил о дожде и не поднимал до этого, таким образом, как сообщается в хадисе Бухари переданном от Анаса бин Малика, (да будет доволен им Аллах): «Обращаясь к Аллаху с мольбами, пророк, (с.а.с.), никогда не поднимал рук кверху, если не считать молений о ниспослании дождя, (в подобных же случаях) он поднимал руки так высоко, что становилась видна белизна его подмышек». Этот хадис никоим образом не ограничивает дуа, так как в нем нет утверждения от пророка (с.а.с.), в сообщении говорится лишь о том, что видел Анас ибн Малик. В других же хадисах говорится о том, что пророк (с.а.с.) поднимал руки и в других ситуациях, помимо просьбы о ниспослании дождя. Таких хадисов очень много, и в науке о хадисах говорится об осведомленности сахабов об этих случаях. Кроме всего прочего в данном хадисе есть прямое указание на дозволенность, так как в нем говорится о том, что пророк (с.а.с.) поднимал руки.

Таким образом, мы можем сказать, что мусульманину разрешается делать дуа после намаза, при чем это неограниченно, т.е. после любого намаза, как пятикратного, так и в пятничного. И будет неправильным говорить: что дуа, которое делается после намаза - это нововведение, так как оно добавляет в намаз дополнительные поступки. Дуа, которое делается после намаза не входит в часть намаза, т.е. когда говорится после намаза, означает, что намаз закончился, и вы даете салам. После этого чтобы вы не делали, не относится к намазу. Можете поднимать руки или можете не поднимать, все это не относится к намазу. Бидъа - считается то, что добавлено к намазу до его завершения, как например: сидя на втором ракаате поднимать руки и делать дуа, что противоречит закону намаза. А в других случаях нет.

Еще хотелось бы добавить, что обтирание мусульман ладонями своего лица или всего тела во время или после дуа является разрешенным. На это действие также нет запрета, а наоборот есть одобрение, так как пророк (с.а.с.) каждый вечер перед сном по три раза читал три последних суры и обтирал себя ладонями. Данное действие пророка (с.а.с.) ничем не ограничено, и делать это можно в любое время, как я уже разъяснял в предыдущих примерах. Также если мусульмане, после завершения намаза дают друг другу салам с рукопожатием и вместе делают дуа, является разрешенным, так как в сунне нет запрета на это, и салам также ничем не ограничен. Это не бидъа, так как у обтирания лица после дуа или дачи салама - у всего этого есть доказательство, и они не ограничены временем. Кроме этого в хадисе Абу Хурайры (р.а.) говорится:«Распространяйте приветствия между собой!» (Муслим).

Ошибается тот, кто говорит, что поднятие рук после дуа - бидъа, так как на это есть обратное доказательство, и оно выведено из шариатского текста. О бидъа говорят люди, которые не использует в своих рассмотрениях усуль-уль-фикха. Ученым же такое говорить подобное вообще будет неправильно, максимум, что они могут сказать: «Это ошибка». Исходя из всего вышесказанного - эти люди ошибочно понимают закон о бидъа.

Сейчас появились люди,которые посчитав себя учеными, пользуются книгами по хадисам, (игнорируя книги по фикху) и решают что сунна а что бидъа. Они по своему невежеству ставят мухаддисов выше факихов, не понимая, что именно от них мы должны брать знание,а не от мухаддисов,задача которых заключается лишь в собраний и Ислам, Совершения, дуа, с поднятыми руками.передаче хадисов,а передают они именно факихам,которые определяют за какими хадисами можно следовать,а какие лучше оставить.
Эти люди говорят что нет хадисов подтверждающие,что протирание лица после дуа-сунна,и даже если и есть,то они слабые и они не могут никак быть доводом.Так как обстоят дела на самом деле? Чтобы узнать правильное решение на этот вопрос, требуются знание некоторых правил усуль-уль-фикха. Приведу несколько из этих правил:

1. При изучении хадиса окончательное решение не принимается до тех пор, пока не определяется закон хадиса, мутлак (общий) ли это или мукъаяд (ограниченный).
2. Для того чтобы ответить на определенный вопрос собираются все хадисы относительно него, после чего делается тарджих (переход). На основании одного хадиса нельзя принимать окончательное решение, т.к. может иметься другой хадис, после изучения может быть выведен иной закон.
3. Бидъа – это любой поступок, который противоречит шариату во всех вопросах, а не только в ибадате. Выражение: «В ибадате изначально все запрещено, а в остальных вопросах изначально все разрешено» является неправильным. Шариат определил законы, как касающиеся ибадата, самого себя, так и те, которые касаются взаимоотношений с другими людьми. Т.е. он охватывает все поступки человека, а не только ибадат. Все что противоречит этим законам и является бидъа.
4. Новый закон, выведенный из шариатских источников, не является бидъа, иначе все законы, которые были выведены на основании иджтихада, являются бидъа.
В Коране и Сунне приводится много текстов относительно дуа, и ни один из этих текстов, как в Коране, так и в Сунне не ограничивает время дуа или вид дуа.
Посмотрим, что говорится в Коране:
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне».
Также в следующем аяте: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам»».

Эти, а также другие аяты подобные им, которые сообщают о мольбе, ничем не ограничены, то есть они сообщаются в форме мутлак, и они рекомендуют просить Аллаха о чем-нибудь.
Также это подтверждают все хадисы, в которых говорится о дуа: хадис Ибн Масъуда который передал: «Воистину Аллах любит, когда Его просят». Хадис переданном Аль Бухарий: «Кто не просит Аллаха, то на нем гнев Аллаха». Также в хадисе ат-Тирмизий и Ахмад передается: Пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) сказал:

«Дуа – это основа поклонения».
1. Все эти хадисы сообщаются в абсолютно общей форме, и они ничем не ограничены — ни видом, ни словом, ни временем.
2. На основании этих хадисов делается вывод, что мусульмане могут делать дуа днем и ночью; в походе; на другом (не арабском) языке; в самолете и поезде; до намаза и после и т.д. Необязательно, чтобы мусульмане делали дуа именно таким образом, как сообщается в Коране и хадисах, так как в сообщениях они предлагаются как шаблон или учебник, но они не даются в приказном виде: что нужно делать именно таким образом. И так как в этих хадисах нет ограничения, то дуа делается везде, на любом языке и в любом виде.

3. Ни в коем случае нельзя говорить: «Бидъа – если мусульманин делает дуа, которые не сообщаются в хадисах». Так утверждать будет не правильно, так как эти сообщения ни чем не ограничены. Главное, чтобы дуа, которые делает человек, не противоречили шариату, и все просьбы, которые противоречат шариату и являются бидъа. Как, например, когда говорят: «Я прошу Аллаха, чтобы Он даровал мне сына, и если у меня родится сын, буду угощать вас водкой» ; или когда с рюмкой в руках произносят тост, обращаясь к Аллаху, чтобы Он дал им счастье; или когда имамы делают дуа о защите правителей-тиранов. Все эти просьбы являются бидъа. Поэтому Аллах и Его пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) научили нас, каким образом мы должны делать дуа. Однако для нас будет лучше (сунна) делать дуа на арабском языке и такими словами, как сообщается в Коране и Сунне.

4. Дуа запрещается делать только в отхожих местах (туалете).

5. Также в хадисах есть большое количество рекомендаций, в какое время дуа больше принимается и, соответственно, больше дается вознаграждение, как, например, во время суджуда, ночью и т.д.
Что касается вопроса о поднятии рук после намаза, то ответ будет следующим: поднимать руки во время дуа это сунна и эта сунна ничем не ограничена, как само дуа. Можно делать дуа с поднятием рук после любых намазов, после еды, по окончании лекции, после никяха, после чтения Корана и т.д. Доказательством этому являются хадисы, в которых сообщается в мутлак значении.

Передается от Яхья ибн Саида и Шарика, который слышал от Анаса что Пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям),

«поднимал руки так, что я видел белизну его ладоней».
И в хадисе Усамы сообщается:

«Я следовал за Пророком в Арафат, и он поднял руки и взмолился, его верблюдица шла с ним, и повод упал, и он взял его одной рукой поднимая другую».
В сире пророка приводится следующее: Посланник Аллаха (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) подготовил войско при битве у Бадра и расположил всех по своим местам и подготовился к сражению. Затем Посланник Аллаха (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) стал долго взывать о победе…, что с плеч его упал плащ, который Абу Бакр, (да будет доволен им Аллах), снова надел на него, сказав: «Довольно, о, посланник Аллаха, ибо ты слишком настойчив в своих обращениях к Господу твоему!».

Все эти хадисы не оставляют сомнения в том, что этот поступок пророка (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) не ограничивается чем-то и сам пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) не запрещал в других хадисах поднятия рук во время дуа. Пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям), поднимая руки, делал дуа с просьбой о дожде; поднимая руки, делал дуа во время намаза, когда его сподвижников убивали; он поднимал руки во время джихада; и во время хаджа. Отсюда можно делать вывод: пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) делал дуа и поднимал руки именно тогда, когда он сильно хотел обращаться к Аллаху, следовательно, когда человек поднимает руки во время дуа, это означает, что в этот момент он сильно просит у Аллаха.

Говорить, что нельзя поднимать руки кроме, как после намаза, при просьбе о ниспослании дождя, во время джихада и при других ситуациях ограниченных текстами, будет также неправильно, т.к. сами хадисы подтверждают, что они не ограничены. Сам пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям), судя по текстам хадисов, делал дуа при разных случаях и не запрещал это другим. То дуа, что он делал в хадже, джихаде и т.д. имеет значение в общей форме, а не в ограниченной. Если мы назовем бидъатом все, о чем не говорится в хадисах, тогда бидъа было бы делать намаз в автобусе, самолете, поезде, т.е. во всех других местах, которые не упоминаются в хадисах. Однако это не считается бидъа, несмотря на то, что нет ни одного хадиса, в котором говорилось бы о том, что пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) разрешал делать намаз, к примеру, в самолете. Все это сравнивается с хадисами, когда намаз делали в пути, на лошадях и др. местах, подобно этому поднимать руки во время дуа сравнивается с действием пророка (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) в любых ситуациях.

Теперь, что касается хадиса, в котором сообщается о том, что пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) поднимал руки и просил о дожде и не поднимал до этого, таким образом, как сообщается в хадисе Бухари переданном от Анаса бин Малика, (да будет доволен им Аллах):

«Обращаясь к Аллаху с мольбами, пророк, (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям), никогда не поднимал рук кверху, если не считать молений о ниспослании дождя, (в подобных же случаях) он поднимал руки так высоко, что становилась видна белизна его подмышек».

Этот хадис никоим образом не ограничивает дуа, так как в нем нет утверждения от пророка (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям), в сообщении говорится лишь о том, что видел Анас ибн Малик. В других же хадисах говорится о том, что пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) поднимал руки и в других ситуациях, помимо просьбы о ниспослании дождя. Таких хадисов очень много, и в науке о хадисах говорится об осведомленности сахабов об этих случаях. Кроме всего прочего в данном хадисе есть прямое указание на дозволенность, так как в нем говорится о том, что пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) поднимал руки.

Таким образом, мы можем сказать, что мусульманину разрешается делать дуа после намаза, при чем это неограниченно, т.е. после любого намаза, как пятикратного, так и в пятничного. И будет неправильным говорить: что дуа, которое делается после намаза – это нововведение, так как оно добавляет в намаз дополнительные поступки. Дуа, которое делается после намаза не входит в часть намаза, т.е. когда говорится после намаза, означает, что намаз закончился, и вы даете салам. После этого чтобы вы не делали, не относится к намазу. Можете поднимать руки или можете не поднимать, все это не относится к намазу. Бидъа – считается то, что добавлено к намазу до его завершения, как например: сидя на втором ракаате поднимать руки и делать дуа, что противоречит закону намаза. А в других случаях нет.
Еще хотелось бы добавить, что обтирание мусульман ладонями своего лица или всего тела во время или после дуа является разрешенным. На это действие также нет запрета, а наоборот есть одобрение, так как пророк (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям)Â каждый вечер перед сном по три раза читал три последних суры и обтирал себя ладонями. Данное действие пророка (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям) ничем не ограничено, и делать это можно в любое время, как я уже разъяснял в предыдущих примерах.
Посланник Аллаха мир ему и благословения Аллаха рекомендовал сахабам во время исполнения дуа:

«Просите Аллаха своими ладонями и не просите Его тыльной стороной ваших рук, а когда заканчиваете свое дуа, протрите свое лицо вашими ладонями» . (Абу Дауд, хадис 1487, передан Абдуллой бин Аббасом)
2) В число действий, совершаемых Пророком (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям), входило протирание лица рукам после дуа. Об этом говорил саидуна Умар бин Хаттаб (радиаллаху анху):
«Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллам) никогда не опускал свои руки, когда бы он ни поднял их в дуа, не протерев перед этим свое лицо обеими своими руками». (Тирмизи, хадис 3386)»
3) Сайб Язид (радиаллаху ‘анху) передаёт:

«Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллам) просил ду‘а, то поднимал обе руки и проводил ими по лицу» . («Мишкат» т.1, стр. 196)»
Приведено ат-Тирмизи от Ибн Умара:

«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину ваш Господь Живой, Щедрый, Он стесняется, чтобы раб поднял свои руки и вернул их пустыми без блага. И когда один из вас поднимает руки, то пусть скажет: «О, Живой, Вечно Сущий, нет божества, кроме Тебя. О Милостивый из милостивейших» три раза, и когда закончит, то пусть выльет это благо на лицо.

В риваяте, приведенном ат-Тирмизи от Ибн Умара, сказано: «Когда протянет руки в молитве, то пусть не возвращает их, пока не протрет ими свое лицо»».

Имам Ан-Нававий сказал, что мудрость поднятия рук к небу в Ду’а заключается в том, что небеса являются кыблой для Ду’а так же, как Кааба является кыблой для Намаза.
Небеса переполнены Ангелами, как об этом передано в хадисе, и там не совершаются грехи. Это место, откуда спускаются милость и баракят. И ни в коем случае нельзя думать, что небеса являются местом нахождения Аллаха, как думают некоторые невежественные люди. Аллах Всевышний существует без направлений и без места! Он Создатель небес и существовал до их создания не нуждаясь в них. И после их создания Он также существует не нуждаясь в них. Аллах не нуждается в Своих созданиях, а все созданное Им нуждается в Нем!
Из выше приведенных хадисов понятно, что в Ду’а есть баракят. И когда мусульманин читает благое Ду’а со словами, в которых есть проявление покорности Аллаху, то в воздухе, исходящем из его уст, есть баракят. И, следовательно, приветствуется растирание руками лица, чтобы этот баракят дошел до лица, как это делал наш Пророк, (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям). И мы должны знать, самый лучшый путь — это путь Пророка Мухаммада, (салляллаhу ‘аляйhи уа саллям)!

Все вышеприведенные хадисы не без слабости, однако слабость иснада не обязательно приводит к слабости текста хадиса, поскольку текст хадиса усиливается при многочисленности иснадов. Даже если каждый отдельно взятый иснад слаб, однако они в совокупности делают слабый хадис хорошим (Хасан ли гайр).
Ошибается тот, кто говорит, что поднятие рук после дуа – бидъа, так как на это есть обратное доказательство, и оно выведено из шариатского текста. О бидъа говорят люди, которые не использует в своих рассмотрениях усуль-уль-фикха. Ученым же такое говорить подобное вообще будет неправильно, максимум, что они могут сказать: «Это ошибка». Исходя из всего вышесказанного — эти люди ошибочно понимают закон о бидъа,поскольку нововведение (бидъа)- это новшество о котором ничего не приведено хадисов, аятов, нет иджмы или кияса, и не подпадающее ни под один из принципов Ислама.

Поскольку нельзя называть нововведением новшество подпадающее под один из принципов Ислама.
Также если мусульмане, после завершения намаза дают друг другу салам с рукопожатием и вместе делают дуа, является разрешенным, так как нет ни одного аята или хадисов, где рассказывается о запретности пожатия рук непосредственно после намаза на это, и салям также ничем не ограничен. Это не бидъа, так как у обтирания лица после дуа или дачи саляма – у всего этого есть доказательство, и они не ограничены временем.

Существуют хадисы, где в обобщённом виде рассказывается о достоинстве приветствия. В хадисе, приведённом Тирмизи и Абу-Давудом, говорится:

«Когда два мусульманина, встретившись, поздороваются за руки, прежде чем они расстанутся, смоются все их грехи».

Также если два мусульманина, совершивших намаз, не пожимали до этого друг другу руки, то им желательно (сунна) сделать это после совершения намаза. Если даже они и здоровались раньше, то что запретного в том, что после намаза они ещё раз пожмут руки и попросят Всевышнего принять их молитву? Пожать руки даже желательно, поскольку это обрадует брата по вере. В хадисе, приведённом от Баззара, говорится:

«Когда мусульманин пожмёт руку мусульманину, то сних обоих осыпаются грехи, как с дерева осыпаются сухие листья».

Кроме этого в хадисе Абу Хурайры (радиаллаху анху) говорится:

«Распространяйте приветствия между собой!» (Муслим).

И завершении обратимся Свяшенному Корану,где сказано:

«…Так берите же то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам воспретил. Страшитесь Аллаха, ибо Аллах суров в наказании» . (Сура «Аль-Хашр», 7).