Домой / Отвороты / История израильского и иудейского царств в самом кратком изложении. Образование израильского царства Возвышение израильского царства

История израильского и иудейского царств в самом кратком изложении. Образование израильского царства Возвышение израильского царства

Развитие торговли и войны с соседними народами способствовали распаду родового строя. В период распада родового строя старейшин и вождей племен, составляющих родовую аристократию, стали называть «могучими, благородными», «князьями» или «начальниками». Они решают судебные споры и стоят во главе войска.

Посох старейшины и палочка писца служат знаками их власти. В сказаниях особенно подчеркиваются судебные функции племенных вождей. Это так называемые судьи, власть которых предшествует царской власти, возникающей в эпоху образования классов и государства.

Ослабление Египта в XI-X вв. до н. э. способствовало образованию отдельных независимых государств в Палестине. Однако небольшая территория и сравнительно малочисленное население не давали достаточной базы для образования здесь крупного государства. Укреплению маленьких государств в Палестине особенно способствовало развитие внешней торговли.

Палестина находилась на перепутье между Египтом, Сирией, Месопотамией и Аравией. Здесь скрещивались торговые караванные пути, примыкавшие к большому морскому пути, шедшему из Египта вдоль Средиземноморского побережья к финикийским торговым городам, к острову Кипру и к южному побережью Малой Азии.

Караванные торговые пути вели из Палестины на юг, через Синайский полуостров в Аравию и к побережью Красного моря, где на берегу залива Акаб были обнаружены развалины древнего поселения. На север дороги шли в большие торговые города внутренних районов Сирии, в частности в Дамаск, где израильтяне имели свои торговые улицы. С другой стороны, финикийские и сирийские купцы селились в городах Палестины, в частности в Самарии.

Из Палестины вывозили продукты сельского хозяйства, зерно, фрукты, воск, мед, лен, кожи, шерсть, ароматические смолы. Из соседних стран, в частности из филистимских городов, в Палестину привозили металлические изделия и оружие, а также роскошные произведения художественного ремесла, как, например, таблички из слоновой кости, служившие для украшения богатой мебели и стен зданий; такие таблички найдены в Мегиддо и в Самарии. Эти таблички, сделанные в египетском и в кипрском стиле, были привезены в Палестину, очевидно, финикийскими торговцами.

В процессе борьбы между отдельными племенами образуются племенные союзы. Во главе союзов становятся наиболее богатые и могущественные племенные вожди, как, например, «судья» Самуил, правитель Офры, по имени Гидеон, Авимелех, правивший в Сихеме. Эти вожди, сосредоточившие в своих руках функции военачальника, судьи и жреца, объединяют под своей властью отдельные области Палестины.

В Библии сохранились предания о том, как образовались эти племенные союзы, из которых выросли древнейшие государства. Один из правителей области манасси (менаше) по имени Гидеон одержал победу над племенем мадианитян, объединил под своей властью несколько племен и образовал племенной союз с центром в Офре. Постепенно среди богатой родовой знати укрепляется представление о необходимости передачи всей верховной власти одному человеку, дабы он мог подавлять трудовые массы и защищать страну от нападения соседних племен.

В одном библейском сказании повествуется о том, что «сказали израильтяне Гидеону: «Владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из рук мадианитян». Гидеон в качестве верховного военачальника берет себе часть военной добычи, составляющую свыше 1700 золотых шекелей, и жертвует ее в храм, построенный им в Офре. Хотя Гидеон и отказывается от царской власти не только от своего имени, но и от имени своих сыновей, все же в эту эпоху уже укрепляется принцип наследственной власти племенного вождя.

Один из сыновей Гидеона, Авимелех, насильственно устранив всех своих соперников, захватывает в Сихеме верховную власть. «Все жители Сихема... поставили Авимелеха царем у дуба, что близ Сихема». Само имя Авимелех, означающее «мой отец-царь», указывает на оформление принципа наследственной передачи верховной власти.

Наиболее сильным из государств Палестины в XI в. до н. э. было Израильское царство, основанное, по преданию, Саулом. Обрывки героического эпоса, повествующего о завоевании Палестины и об образовании древнейшего Израильского царства, содержат описание легендарных подвигов этого древнейшего израильского царя. В них рассказывается о том, как народный герой Саул освободил город Иабеш (в горной области к востоку от Иордана), осажденный племенем аммонитян.

После освобождения Иабеша Саул собрал ополчение, главным образом среди племени вениаминитян, и начал упорную борьбу с давними врагами евреев, с филистимлянами. Освободив свой родной город Гибеон от власти филистимлян, Саул был провозглашен израильскими племенами царем. В царстве Саула все еще сохранялись следы старых племенных отношений.

Патриархальный быт этого времени образно описан в библейском сказании о Сауле, который жил и правил в своем родном городе. Раз в месяц в новолуние он собирал у себя дружину и держал военный совет под священным тамариском. Захваченные у врагов поля и виноградники он раздавал своим воинам.

Одновременно с этим Саул пытается объединить под своей властью весь Израиль и распространить свое влияние в соседних странах. Чтобы защитить израильские племена, жившие в заиорданской области, он ведет войну с царем Моава. Защищая северные израильские племена, он выступает против арамейского царства Соба. Укрепляя свое влияние в Южной Палестине, он ведет войну с амалекитянами и устанавливает взаимоотношения с племенами кенитов и калебитов.

Наконец, он присоединяет к Израильскому царству хананейские города, еще сохранившие свою независимость. Энергичная военная деятельность Саула привела к образованию довольно значительного Израильского государства во главе с царем, авторитет и власть которого укрепляются и освящаются религией и жречеством.

Так, в легендах о Сауле подчеркивается его благочестие и указывается на то, что он был «охвачен духом Яхве», что он представитель «бога Израиля». Сохраняя древние жреческие обязанности племенного вождя, Саул участвовал в выполнении важнейших религиозных обрядов.

Краткий обзор истории царства Израильского (930–722 гг. до н. э.).

Хотя евреи разделились на два царства, все же между северными и южными племенами было много общего: они говорили на одном языке, верили в единого Бога - Иегову, хранили один закон и имели один храм в Иерусалиме. Поэтому можно было предположить, что еврейский народ разделился ненадолго и что скоро наступит счастливое время, когда они вновь протянут друг другу братские руки дружбы. Но не так думал Иеровоам - первый царь Израильский. Видя, как его подданные на религиозные праздники отправляются в Иерусалимский храм для жертвоприношений, он стал опасаться, что израильтяне вновь пожелают объединиться с коленом Иудиным, как в славные времена Давида. Чтобы предотвратить эту опасность, Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в городах Вефиле и Дане и по примеру Аарона отлил двух золотых тельцов для этих храмов. Обращаясь к своим подданным, он сказал: «Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар. 12:28). Ясно, что такая политика Иеровоама вела к открытому религиозному расколу, который еще больше разделил единокровный еврейский народ на два враждующих царства. Религия, которую насаждал Иеровоам в Израиле, была настоящей ересью и идолопоклонством, не имеющим ничего общего с религией Иерусалимского храма. Поэтому отступничество Иеровоама было встречено резким осуждением со стороны правоверных иудеев. Пророк Ахия, который своим авторитетом способствовал избранию Иеровоама на израильский престол, резко обличил царя за идолопоклонство и предсказал ему, что за это он и весь род его будет истреблен: «Так говорит Господь Бог Израилев: … и выметут дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста» (3 Цар. 14:7:10). Предсказание пророка вскоре сбылось.

Преемники Иеровоама продолжали «ходить путями» его и насаждали идолопоклонство среди израильского народа. Из всех израильских царей самым нечестивым был Ахав. Под влиянием своей супруги Иезавели, дочери сидонского царя, он усердно распространял в Израиле идолопоклонство. При нем культ Ваала стал государственной религией. Иезавель, ревностная почитательница финикийского бога Мелькорфа, построила ему храм в столице Израиля - Самарии. Ненавидя религию Израиля, она преследовала и умерщвляла всех ревностных служителей Истинного Бога.

После Ахава существенных изменений в религиозной жизни Израиля не произошло. Господь через пророков призывал израильтян к покаянию, но цари и народ остались глухими к пророческим призывам. Тогда Господь лишил израильтян Своей помощи и предал их в руки врагов. Ассирийские цари Салманассар, а затем Саргон II в 721 году опустошили Израильское царство, разрушили Самарию, а десять колен израильских увели в плен в Ассирию, где они подверглись ассимиляции и перестали существовать, как еврейский народ. На опустевшую израильскую территорию ассирийские цари переселили язычников из Аравии и Вавилона. Смешавшись с остатками израильтян, эти племена образовали народ, который, по имени столицы Самарии, стал называться самарянами или самаритянами. Они говорили не на чисто еврейском языке, хотя и приняли иудейскую религию, но не оставляли своих прежних языческих верований. За это иудеи презирали самарян и всячески избегали общения с ними.

Итак, десять израильских колен не исполнили своего мессианского назначения, нарушили свое обещание, данное Богу при Синае, и исчезли с исторической арены. Царство Израильское просуществовало с 930 по 721 г. и имело девятнадцать царей.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

XXIV. Окончательное падение царства Израильского и Иудейского. После поражений, нанесенных царем Сирийским, Азаилом, когда “у Иохаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших”. (4 Кн. Цар. Гл. XIII, 7), царство Израильское значительно

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Краткий обзор истории Иудейского царства (930–586 гг. до н. э.). После разделения еврейского государства Иудейское царство, в которое входили только Вениаминово и Иудино колено, хотя и было малочисленным, но имело большое преимущество перед Израильским царством. На

Из книги Обозрение пророческих книг Ветхого Завета автора Хергозерский Алексей Никитич

2. Пророчества об участи царства Израильского. Соединены в одну пророческую речь; в ней изображены пороки Израильтян и указано предстоящее нашествие Ассириян и рассеяние по Армении. За три нечестия Израильтян и за четыре не отвращуся, т. е. за непрестанно умножающиеся

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Падение израильского царства Бог долготерпеливо призывал израильтян, через многих Своих пророков, отстать от нечестия и пребывать верными Ему. Но ни цари ни народ не слушались их.Наконец, когда нечестие народа дошло до крайних пределов, Господь отступил от Царства

Из книги Книга о Библии автора Крывелев Иосиф Аронович

От возникновения Израильского царства до вавилонского плена Первый царь Израиля? Саул погиб в борьбе против филистимлян. Его преемником был Давид. Еще при жизни Саула он стал царем племени Иуды в Хеброне, а после смерти своего предшественника завоевал власть и над

Из книги Библейские сказания автора Косидовский Зенон

Правда и легенда о создателях израильского царства Самый блестящий период в истории Израиля приходится на 1040-932 годы до нашей эры и, следовательно, длится немногим более столетия. Если даже прибавить к этому правление Самуила, крупнейшего пророка после Моисея и

Из книги Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси автора Концевич И. М.

Из книги Исагогика. Ветхий Завет автора Мень Александр

§13 Краткий очерк ветхозаветной истории и истории создания Ветхого Завета (по данным современной библеистики) 1. Почему Завет был дан в рамках одного народа. Книги Св. Писания не были созданы одной из прославленных и могущественных цивилизаций, но явились Откровением,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

4. и Израильского царства 4. И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощи Умалится слава Иакова. Здесь разумеется то же Израильское царство, о котором шла речь в 3-м стихе.Тучное тело его. Эти слова указывают на силу и обширность Израильского

Из книги "Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии автора Финкельштейн Израэль

7. Причина падения Израильского царства 7. В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; 8. и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. 7-11.

Из книги Богоискательство в истории России автора Бегичев Павел Александрович

Суровый урок Израильского царства Мы никогда не сможем узнать, насколько надежны были традиции, тексты или архивы, используемые библейскими авторами при составлении своей истории Израильского царства. Их целью было не воспроизвести объективную историю северного

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора История Северного (Израильского) царства ОТ АХАВА ДО АССИРИЙСКОГО ПЛЕНА. ПРОРОКИ ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙИ почил Амврий с отцами своими, и погребен в Самарии. И воцарился Ахав, сын его, вместо него.29 Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского,

Флаг Израиля

Флаг представляет собой белое прямоугольное полотнище с двумя горизонтальными синими полосами по краям и звездой Давида в центре.

Израильский флаг символизирует государство от Нила до Евфрата: нижняя полоса - берег реки Нил, верхняя полоса - берег реки Евфрат, а звезда Давида - Иерусалим.

Звезда Давида

Звезда Давида (ивр. Маген Давид, «Щит Давида»; в идише произносится могендовид) - древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два одинаковых равносторонних треугольника (один развёрнут вершиной вверх, другой - вершиной вниз) наложены друг на друга, образуя структуру из шести одинаковых равносторонних треугольников, присоединённых к сторонам правильного шестиугольника. Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога Израиля. Другой его вариант известен под именем «Печать царя Соломона».

Печать царя Соломона

Печатью царя Соломона называется символ из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников (Звезда Давида), помещённый на легендарном перстне-печатке царя Соломона, который давал ему власть над джиннами и возможность разговаривать с животными.

Герб Иерусалима

Геральдический щит имеет английскую форму с синим контуром. По всему щиту изображена Стена Плача и фигура льва. По бокам щита расположились оливковые ветви. Над гербом на иврите написано название города. Лев символизирует род Иуды, ветви оливы символизирую мир, синий цвет символизирует иудаизм.

Современная реконструкция печати царя Соломона

Печать Соломона - символ, представляющий собой шестиконечную звезду. Печать Соломона имеет и иные названия: щит Соломона, звезда Давида. Согласно легенде эта печать была выгравирована на знаменитом кольце царя Соломона, с помощью которого он мог управлять полчищами демонов.

История Иерусалимского храма полна легенд: учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению. Считается, что Соломон принялся за строительство спустя 4 года после своего воцарения. Хирам, царь Тира и Библа, прислал ему в помощь опытного архитектора Хирама Абиффа, искусных плотников и ремесленников. Над зданием работали 7 лет - по некоторым данным, в стройке участвовали более 150 тысяч человек. В 950 году закончились работы над храмом, а через год его освятили. Был устроен величайший праздник, который длился 14 дней. Ковчег Завета установили в Святая святых. (Особое место в храме, где находился Камень Основания или так называемый Краеугольный Камень. Считается, что именно с этого места Бог начал сотворение мира. Сейчас над этим камнем расположен мусульманский Купол Скалы). Соломон публично прочёл молитву.

Иерусалимский храм был частью дворцового комплекса. Неподалеку от него находился большой дворец, куда из храма вел отдельный вход. Рядом также располагались летний дворец самого Соломона и дворец его жены, дочери египетского фараона.


Израильское царство
ивр. ‏ממלכת ישראל‏‎
Раздел находится в разработке

Колена Израилевы

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова. У Иакова были две жены - Лия, Рахиль, и служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

Сыновья Лии: Рувим (Рэувен), Симеон (Шимон), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Завулон (Зевулун). Сыновья Рахили: Иосиф (Йосэф), Вениамин (Биньямин). Сыновья Валлы (Билхи): Дан, Неффалим (Нафтали). Сыновья Зелфы (Зилпы): Гад, Асир (Ашер)

У Иосифа были двое сыновей: Манассия (Менаше) и Ефрем (Эфраим), которых Иаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа, что увеличило число колен до 13.

Списки Израилевых колен в Библии не приводят колено Иосифа как самостоятельное, связывая его только с Ефремом и Манассией. Повсеместно также делаются оговорки, исключающие колено Леви как посвящённое служению Богу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин, не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан; оно не получает удела в Земле Обетованной и в Заиорданье. Лишённое земельного надела колено Леви, фактически не включается в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешённых функций, восстанавливает первоначальное число двенадцати Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число. Таким образом, возможны 2 толкования 12 колен Израилевых: вышеперечисленные 14 за исключением либо Леви и Иосифа, либо сыновей Иосифа.

В Земле обетованной каждое колено получило свой удел.

После смерти царя Соломона в 928 году до нашей эры единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен).

В 732-722 годы до нашей эры. Израильское царство было захвачено Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

В эпоху Второго Храма большинство еврейских семейств, видимо, уже не могло доказать свою принадлежность к тому или другому колену.

Согласно Новому Завету, Иоанн Креститель был священнического рода, некая пророчица Анна происходила из колена Ашера, апостол Павел из Тарса - из колена Вениамина. Число апостолов христианской церкви - двенадцать - носит символический характер и связано с числом сыновей Иакова и, соответственно, Израилевых колен.

На сегодняшний день, сознание племенной причастности сохранилось лишь у потомков колена Леви (Левиты), часть которых (коэны) даже хранит память о своём происхождении из рода Аарона.

Исход

Согласно Библии, пастушеский род Иакова-Израиля, - прародителя евреев, вследствие голода покинул Ханаан и переселился в Египет, обосновавшись в земле Гесем, благодаря тому, что его сын Иосиф Прекрасный стал советником фараона и породнился с местной аристократией.

Согласно Библии израильтяне пребывали в Египте 400 лет, или 430 лет.

С течением времени численность израильтян значительно возросла, превысив численность египтян. Новый фараон, который не знал Иосифа, опасаясь военных столкновений с израильтянами, повелел изнурять израильтян тяжелыми работами, чтобы сдержать рост их численности.

Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии ослабить молодой народ, он приказал убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей.

Мать Моисея Иохаведа (Йохевед), чтобы спасти его от убийства, положила трехмесячного сына в просмоленную корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Младенца нашла дочь фараона и взяла в свой дом.

Когда Моисей вырос и оказался среди израильтян, он увидел египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина. Моисей убил египтянина и сбежал из Египта, опасаясь мести. Он обосновался в земле мадианитян, женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя.

Однажды, когда Моисей пас стадо у горы, ему явился Бог в горящем, но несгорающем кустарнике (неопалимая купина) и повелел вернуться в Египет, чтобы вывести израильтян из рабства и переселиться в Ханаан, как было обещано праотцам.

В возрасте 80 лет Моисей возвращается в Египет и требует у фараона отпустить израильтян, но фараон отказывается. Тогда Бог насылает на Египет десять бедствий (Десять казней египетских). Только после десятой казни, в результате которой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон настаивает, чтобы израильтяне покинули Египет. Согласно Исходу десять бедствий не затронули израильтян. В случае последней казни ангел смерти «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Собрав у египтян ценные вещи, израильтяне в числе 600,000 мужчин покинули Египет. Тем временем фараон изменил своё решение и с армией погнался за израильтянами, рассчитывая вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у моря камышей. По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян.

Через три месяца перехода по пустыне израильтяне достигли горы Синай. Здесь израильтяне стали свидетелями теофании, а Моисей на вершине горы получил от Бога десять заповедей. У горы также был заключён завет между Богом и израильтянами. Там же по воле Бога была сооружена Скиния (походный Храм), мужчины из колена Левия (левиты) были назначены священниками. Брат Моисея Аарон стал первосвященником.

В течение года израильтяне жили у горы Синай. В этот период была произведена перепись, согласно которой среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин.

От Синая израильтяне направились в Ханаан через пустыню Фаран. Достигнув границ Ханаана, они направили в обещанную землю двенадцать разведчиков. Десять из них, вернувшись, высказали сомнения в возможности завоевания Ханаана. Народ, усомнившись в обещании Бога обеспечить победу над хананеями, начал роптать. За это Бог обрек евреев сорок лет скитаться в пустыне, чтобы за это время умерли все, кто был рабами в Египте, включая Моисея.

Сорок лет спустя израильтяне обогнули с востока Моав и разбили в битве амореев. После этой победы они вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь умер Моисей, назначив своим преемником Иисуса Навина (1272-1244 годы до нашей эры).

Первым делом евреи под предводительством Иисуса Навина атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Иисус приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Пощадили только блудницу Раав и её родню за то, что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён.

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Гай Иисус захватил, а население его истребил полностью, как и в Иерихоне. Пять царей - иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский - объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражении на его стороне, бросая с неба камни в войско неприятеля. Все жители этих городов были поголовно истреблены. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон.

После покорения и раздела земли Иисус мирно скончался и был погребён на горе Ефремовой.

Эпоха судей 1244-1040 годы до нашей эры

Эпоха судей охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме, что соответствует позднему бронзовому веку.

Несмотря на «юридическое» название, данная эпоха может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия: «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым». В это время израильтяне (потомки Иакова) распались на 12 племен, символически объединенных вокруг религии предков и осознания своего кровного родства, что не мешало таким эксцессам трайбализма как резня колена Ефрема и колена Вениамина, в ходе которых погибло до 92 тыс. израильтян (42 тыс. ефремлян, 25 тыс. сынов вениаминовых и 22 тыс. ратников израильского ополчения). Общее же количество израильтян, способных к войне, в это время насчитывало 400 тыс. человек. Примечательно, что ранее общее количество израильтян, вышедших из Египта при Моисее, было 600 тыс. человек.

В эпоху Судей часть израильтян продолжала вести кочевой образ жизни, другая стала переходить к оседлости. Жители иудейского Вифлиема, например, выращивали ячмень и пшеницу.

Символическими авторитетами израильтян в это время были судьи (шофтим), к которым приходили «на суд». Судьи являлись активными носителями израильского самосознания и посему ожесточенно сопротивлялись тенденциям ассимиляции израильтян в среде местного населения: ханаанеев, хеттиев, амореев и иевусеев. Это проявлялось и в том, что судьи предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов (капищ Баала и Астарты). Судьей мог быть и пророк (Самуил), и главарь банды разбойников (Иеффай), и женщина (Девора). При этом все они активно исполняли судейские функции, что позволило поставить вопрос, что философия права, так же как и современная доктрина разделения властей, имеет истоки в Ветхом Завете.

Последующее за эпохой судей установление при посредстве судьи Самуила израильской монархии демонстрирует то, что не имели судьи: регулярную армию, всеобщее налогообложение и реальную исполнительную власть. Нравственный авторитет судей не всегда соответствовал их популярности. Они не гнушались убийствами и блудом (Самсон), а также и мздоимством (сыновья Самуила Иоиль и Авия), хотя в целом их власть была основана либо на высоком моральном авторитете, либо на военной силе, поскольку и то, и другое позволяло исполнить вынесенные ими судебные решения, особенно в случае судебных споров между представителями разных колен.

Единое Израильское царство 1040-928 годы до нашей эры

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство - помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божим. В частности, через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот амаликитян. Но Саул не полностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен, но не умерщвлён, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника - в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула. В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.

После победы Давида над Голиафом, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко взлетает вверх. Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол. В результате Израильское царство фактически пережило и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам же Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона (1010-928 годы) - золотой век Израильского царства. В 1010 году Давид переносит столицу в Иерусалим и значительно расширяет город. Согласно описанию из Книги Царей, царство Давида простиралось от берегов Евфрата до Газы. Но и его правление было небезоблачным. В частности, случилась новая гражданская война. Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате этой войны Авессалом был убит слугами Давида вопреки приказу царя. Тем не менее, Израиль под управлением Давида очень удачно ведёт войны против внешних врагов. Также ведётся обширное строительство, в том числе в Иерусалиме.

Соломон, сын и преемник Давида на Израильском царском престоле, описывается как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского Храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

Смерть Соломона (928 год) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын Ровоам. Но он проводит чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северное (Израильское) царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали Южное царство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.

Период Северного (Израильского) царства 928-721 годы до нашей эры

После смерти царя Соломона в 928 году до нашей эры единое Израильское царство было разделено. Десять колен (племён) образовали Северное царство, которое получило название Израиль. Столицей Северного Израильского царства стал Шхем, затем Тирца (Фирца) и наконец Самария (Себастия, Шомрон). Согласно Ветхому Завету, цари северно-израильского государства отступили от монотеистического служения Единому Богу Израилеву, вначале воздвигнув в городах Вефиль и Дан храмы с золотыми изваяниями тельцов, а затем даже поклонялись божествам финикийского культа. С точки зрения Библии, ни один из них не был «благочестивым царём».

В Северном Израильском царстве правящие династии неоднократно менялись в результате государственных переворотов, дольше всего правила династия Йеу (Ииуя). В 721 году году до нашей эры Северное Израильское царство было завоевано ассирийским царем Саргоном II. Значительная часть населения царства были уведены в ассирийский плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

Ассирийский плен, или ассирийское изгнание

Период в истории народа Израиля, во время которого несколько тысяч израильтян из древней Самарии были угнаны в Ассирию и её провинции. Северно-Израильское царство было разгромлено ассирийскими царями Тиглатпаласаром III и Салманасаром V. Завершил осаду Самарии в 721 году до нашей эры следующий правитель Ассирии - Саргон II, окончательно уничтожив таким образом Северное царство, что подвело итог его двадцатидвухлетнему упадку.

По ассирийским клинописным источникам из Дур-Шаррукина, из Самарии было депортировано 27290 пленников.

В отличие от более поздних изгнанников Иудейского Царства, которые смогли вернуться из вавилонского пленения, 10 колен Северного царства не получили разрешение вернуться на родину. Спустя много столетий, раввины реставрированной Иудеи продолжали спорить о судьбе потерянных колен.

Израиль [Исраэль]

Легендарные патриархи евреев (хабиру)

Абрахам (Авраам)
Ицхак (Исаак)
Йаакоб (Иаков)
Йегуда (Иуда)
Моше (Моисей)
Йегошуа бен Нун (Иисус Навин)

Шофтим [судьи] евреев в Ханаане (Палестина)

Отниэл (Гофониил)
Эхуд (Аод)
Шамгар (Самегар)
Барак (Варак)
Иероваал (Гедеон)
Абимелек (Авимелех)
Фола
Иаир
Йифтах (Иеффай)
Есевон
Елон
Авдон
Шимшон (Самсон)
Элийагу (Илия)
Шмуэл (Самуил)

Помазанные священники, или высшие священники Скинии собрания [походного храма евреев]

Цари Израильского царства 1040 - 928

Дом Саула (бен Шауль)

1040-1012

Дом Давида (бен Давид)

1012-972
972-928

Раздел на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства

928

Цари Северного, или Израильского царства 928 - 721

I династия (бен Нават)

928-910
910-908

II династия (бен Бааша)

908-885
885-884

III династия

884-884

IV династия (бен Омри)

884-873
884-881
873-853
853-852
852-842

V династия (бен Йегу)

842-814

Образование Израильского царства

Войны и развитие обмена содействовали распаду родовых отношений. Чрезмерное обогащение отдельных предводителей родов и старейшин и разорение бедных общинников приводило к резкому имущественному и классовому расслоению. В период распада родового строя старейшины и вожди племён, составляющие родовую аристократию, называются могучими, благородными, «князьями» или «начальниками». Они стоят во главе войска и решают судебные споры. Посох старейшины и палочка писца служат знаками их власти. Древние сказания особенно подчёркивают судебную функцию древнейших племенных вождей. Это так называемые «судьи» (шофет), власть которых в древней Палестине, как и в других древних странах на этой стадии их развития, предшествует власти царя, возникающей одновременно с образованием классов и государства. Таким образом, непримиримые классовые противоречия, возникающие в древнейшем рабовладельческом обществе Палестины, требуют образования государства как аппарата насилия, обеспечивающего рабовладельцам возможность эксплоатировать рабов и бедняков.

Ослабление Египта в XI–X вв. до н. э. способствовало образованию отдельных независимых государств в Палестине именно в это время, Однако маленькая территория и сравнительно малочисленное население не давали достаточной базы для образования здесь более или менее крупного государства. Укреплению маленьких государств в Палестине особенно способствовало развитие внешней торговли. Палестина находилась на перепутье между Египтом, Сирией и Месопотамией, и здесь скрещивались важнейшие торговые караванные пути, примыкавшие к большому морскому пути, шедшему из Египта вдоль средиземноморского побережья к финикийским городам, - к острову Кипру и к южному побережью Малой Азии.

Сперва образуются маленькие племенные союзы, как, например, государства «судьи» Самуила, Гидеона или царство Авимелеха в Сихеме. Наиболее могущественные племенные вожди, сосредоточивая в своих руках верховную военную, судебную и жреческую власть, образуют маленькие союзы племён в той или иной части Палестины. Некоторые из них, как, например, «судья» Самуил, пользуются авторитетом и большой властью, которая приближается к власти царя. В библии сохранились предания о том, как образовались эти союзы племён, из которых впоследствии выросли древнейшие государства. Один из древних правителей племени маиасси (Менаше) по имени Иерубаал одержал победу над племенем мадианитян, объединил под своей властью несколько племён и образовал древнее племенное государство с религиозным центром в Офре. Постепенно появляются и древнейшие формы наследственной царской власти. В библейской легенде рассказывается о том, что «сказали израильтяне Гидеону (почётное имя Иерубаала): „владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас, из рук мадианитян“». Гидеон в качестве верховного военачальника и царя берёт часть военной добычи, составляющей свыше 1700 золотых шекелей, и жертвует её в храм, основанный им в Офре. Хотя Гидеон в вежливой форме отказывается от царской власти не только от своего имени, но и от имени своих сыновей, всё же, очевидно, в эту эпоху укрепляется принцип наследственной царской власти. Ави-мелех, один из сыновей Гидеона, насильственно устранив всех остальных кандидатов на царский престол, захватывает в городе Сихеме царскую власть. «Все жители Сихема… поставили царём Авимелеха у дуба, что близ Сихема». Само имя Авимелех («мой отец - царь») указывает на постепенное оформление принципа наследственной царской власти, который проводил в жизнь этот древнеизраильский царь, процарствовавший всего лишь три года.

Наиболее крупным и сильным из этих государств было Израильское царство, основанное, - по преданию, Саулом. Обрывки героического эпоса, повествующего о завоевании Палестины и об образовании древнейшего Израильского царства, содержат описание легендарных подвигов этого древнейшего израильского царя. В них повествуется о том, как народный герой Саул освободил город Иабеш (в горной области Гилеад к востоку от Иордана). Иабеш был осаждён племенем аммонитян. После освобождения Иабеша Саул собрал большое ополчение, главным образом среди племени вениаминитян, и начал упорную борьбу с давними врагами евреев, с филистимлянами. Освободив свой родной город Гибеа от власти филистимлян, Саул был провозглашён израильскими племенами царём. Однако царство Саула всё ещё носило следы старых племенных отношений. Патриархальный быт этого времени прекрасно описан в библейском сказании о Сауле, который жил и правил в своём родном городе. Раз в месяц, в новолуние, он собирал дружину в своём доме и держал военный совет под священным тамариском. Захваченные у врага поля и виноградники он раздавал своим воинам.

Однако Саул пытается объединить под своей властью весь Израиль и распространить своё влияние в соседних странах. Так, с целью защиты израильских племён, живших в заиорданской области, он ведёт войну с царём Моава. Защищая северные израильские племена, он выступает против арамейского царства Соба. Укрепляя своё влияние в южной Палестине, в частности в Иудее, он ведёт войну с амалекитянами и завязывает отношения с племенами калебитов и кенитов. Наконец, он присоединяет к Израилю хананейские города, сохранившие свою независимость. Энергичная деятельность Саула привела к образованию довольно значительного Израильского государства во главе с царём, авторитет и власть которого укрепляются и освящаются религией и жречеством. Так, в легендах о Сауле подчёркивается его благочестие, указывается на то, что он был «охвачен духом бога Яхве», и описывается, как Саул изображал себя представителем «бога Израиля». Сохраняя древние жреческие обязанности племенного вождя, Саул участвовал в выполнении важных религиозных обрядов.

Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер Оскар

ГЛАВА ТРЕТЬЯ История Передней Азии, от распада Израильского царства до смерти Навуходоносора (953–561 гг. до н. э.) События в ЕгиптеВ то время, когда Давид и Соломон пытались создать прочное государство в среде израильского народа, в Египте происходили следующие события.

Из книги Третий Рим автора Скрынников Руслан Григорьевич

Глава 4 Образование Московского царства Иван III добился объединения русских земель в рамках единого государства. Но строй и облик этого государства окончательно определились лишь при его внуке Иване IV Васильевиче, получившем прозвище Грозный.Иван родился 25 августа

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

79. Падение Израильского царства Как только союзники, Пеках и Рецип, узнали о вторжении ассирийцев в их земли, они покинули Иудею и поспешно вернулись каждый в свое государство. Но было уже поздно. Тиглат-Пилесер завоевал Дамаск, столицу Арама, и загнал его жителей в

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Отношение к норманнам и туркам. Образование Второго Болгарского царства В момент революции 1185 года, низвергшей Андроника I и возведшей на престол Исаака Ангела, положение империи было очень опасным. Сухопутные войска норманнов, после взятия Фессалоники, двигались к

автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Шумерийского царства при Лугаль-заггиси (2373–2349 гг. до н. э.) На 7-м году царствования Урукагины Лугаль-заггиси, правитель Уммы, во главе своих войск вторгся в Лагаш, жестоко опустошил город, сжёг его храмы и дворцы, разграбил их богатства и, очевидно, сверг с

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Финикийского царства В длительной и упорной войне египтяне и хетты ослабли, и силы их государств были истощены. Это создало благоприятную обстановку для образования в Сирии и Финикии самостоятельных государств, достигших своего расцвета в Х - IX вв. до н. э.

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Персидского царства. Кир Одновременно с мидянами на территории Ирана появились и другие племена, которые в надписях называются парсуа и, очевидно, являются предками древних персов.Ассирийские цари ведут борьбу с этими племенами, которые довольно прочно

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4. Наложение Израильского, то есть Богоборческого, царства и третьей Римской империи на западе Сдвиг примерно на 1230 лет Краткое описание отождествления Этот параллелизм также обнаружен методикой подсчета ВССД и подтвердил вывод, сделанный в , что «древние»

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПЕРЕХОД АСПАРУХА ЧЕРЕЗ ДУНАЙ И ОБРАЗОВАНИЕ БОЛГАРСКОГО ЦАРСТВА VII век в Европе - одна из наименее изученных страниц в ее истории. Ломка античных традиций оказала пагубное влияние на культуру, об этом времени сохранилось явно недостаточное количество источников. Теперь

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Образование Картлийского (Иберийского) царства Начиная с 30-х годов IV века до нашей эры, завоевательные походы Александра Македонского в корне изменили ход развития многих стран и народов мира. Огромное влияние они оказали и на Грузию.В 336 году до нашей эры заговорщики

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Возникновение Израильского царства Со временем в Палестине утверждается Израильский племенной союз, переживший в конце XIII в. до н. э. серьезные перемены. Его ядро было в 1220 г. до н. э. разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства Некоторые особенности переходного периода Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный Переходный период. Почти четверть тысячелетия продолжалась эпоха раздробленности. Однако, как

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1815 Образование Царства Польского После Венского конгресса Россия получила в свое владение часть бывшего герцогства Варшавского с населением 2,6 млн человек. Но вначале все бывшее герцогство было занято русской армией, и там установили временную администрацию. По воле

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Образование Израильского государства Все внутренние преобразования, которые происходили в то время в Израильском государстве, нуждались в упорядочении или государственной организации. Захватнические войны лишь ускорили этот процесс.В XI в. начинаются попытки

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Образование Второго Боагарского царства В момент революции 1185 года, низвергшей Андроника I и возведшей на престол Исаака Ангела, положение империи было очень опасным. Сухопутные войска норманнов после взятия Фессалоники двигались к столице, около которой уже находился

Из книги История царства грузинского автора Багратиони Вахушти

ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ ЦАРЕЙ КАРТЛИ ПОСЛЕ РАСПАДА ЦАРСТВА НА ТРИ ЦАРСТВА И ПЯТЬ КНЯЖЕСТВ 79-й царь Константин, царствовал 36 летОт начала [летосчисления] римского 5418, греческого 1469, грузинского 157, индиктиона 2, после царя Гиорги сел сын его Константин. Так как в Имерети воцарился

Палестина в I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство

В начале I тысячелетия до н. э. положение дел в Палестине определялось тремя силами - Израилем, Иудеей и Филистией. Все они уходят своими корнями в Позднебронзовый период.

Израильский племенной союз пережил в конце XIII в. серьезные перемены. Его ядро было разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно, распалось. Другая группа

израильтян еще раньше осела в Египте, но в конце XIII в. покинула эту страну и поселилась на Синае, что

отразилось в древнееврейском предании об Исходе из Египта. В смутные для Восточного Средиземноморья времена рубежа XIII-XII вв. до н. э. израильские группы воссоединились (по-видимому, при значительной культурной и организационной гегемонии выселенцев из Египта) и вновь вторглись в Палестину из-за Иордана. Впоследствии древнееврейская традиция связывала Исход и новое оформление Израильского союза племен с Моисеем, а вторжение в Палестину - с Иисусом Навином.

В XII в. до н. э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племен. Выборные вожди - «шофеты» («судьи») являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы. Культ Израиля в это время, несомненно, носил обычный языческий характер. В качестве верховного бога ими был к этому времени принят Яхве - местное доизраильское божество одной из горных местностей Южной Палестины.

В начале XI в. до н. э. в Палестине установилась военная гегемония филистимлян, лидировавших в металлургии железа, а значит, в производстве вооружения. Израильская племенная система продемонстри- ровала свою неспособность к сопротивлению. В борьбе с филистимлянами выдвигаются удачливые военные

предводители или просто разбойники, поставившие себя вне традиционных племенных отношений. Одного из

них, Саула, израильские племена избрали первым царем Израиля, т. е. надплеменным наследственным прави- телем (конец XI в. до н. э.); как обычно, становление царской власти было энергично поддержано основной племенной массой вопреки сопротивлению аристократии. Саул назначал своих приближенных тыся- ченачальниками и сотниками армии, наделял полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от фи- листимлян, бросился на меч.

Царем стал его зять Давид (ок. 1000- 965 г. до н. э.), проводивший политику создания централизованной монархии. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового царства. Для управления


страной был образован центральный государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев - критян и фили- стимлян. Сильное недовольство вызвало распоряжение Давида о проведении всеобщей переписи населения в целях податного обложения. Еще больший ропот вызвало введение правила, по которому все являющиеся перед лицом царя, начиная от рядовых подданных и кончая военачальниками и царевичами, должны были

«падать лицом своим на землю». Внешняя политика Давида была довольно удачной. С филистимлянами он заключил мир, а территориальные приобретения на юге продвинули границы государства до Акабского залива.

Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965-928 гг. до н. э.). Традиция прославляет его за мудрость, изображает проницательным и справедливым судьей и объявляет автором ряда литературных

произведений, вошедших в Библию. В действительности Соломон был властолюбивым и тщеславным

монархом, унаследовавшим деспотические замашки своего отца, и не стеснялся устранять людей, стоявших на его пути.

В правление Соломона много внимания уделялось строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города и основывались новые, строились дворцы. В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме роскошно украшенный храм. Для строительства всех этих зданий тирский царь Ахирам

прислал Соломону лучших мастеров и художников, а также строительные материалы. За это Соломон снабжал

Ахирама зерном и оливковым маслом и уступил ему двадцать городов.

Широкий размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налогового обложения. Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов, и каждый из них доставлял царю продовольствие один месяц в году. Введена была трудовая повинность. Сначала она коснулась покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и израильтян, которые должны были четыре месяца в году трудиться на царских строительных работах.

К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло сильное Дамасское царство. Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее (в IX в. до н. э.) стал вновь основанный город Самария. Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив столицу Иерусалим.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925 г. до н. э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Однако ослабление Египта при преемниках Шешонка помешало восстановлению его былого господства в Восточном Средиземноморье.