Домой / Отвороты / Монастырь святой екатерины.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Монастырь святой екатерины.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Вчера была пространная запись о нашей дороге к горе Синай. Ну вот мы и доехали. Прибыли в монастырь св. Екатерины примерно к началу вечерней службы. Разместились в гостинице и пошли на вечерню. Служба не очень длинная, совершает ее иеромонах, в алтарь не входит, все положенное произносит или перед царскими вратами посреди храма, или со своего места как бы на левом клиросе. Читают и поют антифонно - один иеромонах и один мирянин, стоя в стасидиях напротив друг друга. Еще один иеромонах совершал каждение во время службы. После вечерни паломникам выносят для поклонения мощи св. Екатерины и раздают на благословение колечки с ее надписанием. Кому одно, кому два, мне досталось 3, разных размеров, подарим своим. После мощей все идут к Неопалимой Купине. Прикладываются к месту под престолом другого придела, где стоял пророк Моисей. При входе все непременно снимают обувь, в напоминание о библейских словах. Сама Купина находится за алтарем главной базилики монастыря - храма Преображения Господня. К ней сейчас нет прохода, поскольку паломники все норовили отломить по веточке. В храме не разрешается снимать, поэтому фото из главной монастырской церкви не будет. Кстати со времени своего основания в 4 веке и обустройства имп. Юстинианом в 6 столетии монастырь носил название в честь Преображения Господня, но к 11 веку прочно утвердилось название в честь св. вмч. Екатерины.

Вот что написано в Википедии: Монастырь Святой Екатерины (Синайский монастырь, греч. Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης, араб. دير سانت كاترين‎‎) — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м. Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания. Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.


Подробности о монастыре неплохо изложены в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B


наш номер 209, все удобства и все довольно скромно.


главные жители монастыря это кошки, они бОльшие попрошайки даже, чем бедуины


гостевые келлии


перед службой - некоторые уже воспарили (такое впечатление)


по дороге к монастырю



крепчайшие стены обители - наверное сохранились еще с 6-го века


вход в монастырь


Непалимая Купина - как образ Богородицы и свв. Моисей и Екатерина. Очень интересная икона


проходим внутрь монастыря


вокруг и повсюду тут хозяева бедуины. Синай населяет примерно 16 бедуинских племен, но вокруг монастыря со времен Юстиниана постоянно находится только племя джабалия - потомки местных бедуинов и переселенных из Византии анатолийцев и греков. До мусульманского нашествия они все были православными христианами, впрочем как и практически большинство бедуинов Египта, Палестины, Заиорданья и полуострова Аравии


Базилика Преображения и колокольня, в храме помимо главного еще до 12 приделов и часовень


вход в Преображенский храм


братский корпус


Это наши сопровождающие бедуины - не отходят от группы ни на шаг, очень хорошие ребята кстати. Некоторые очень неплохо говорят по-русски, некотрые знают "туристический набор" слов - "Как дела?" "Хорошо" и тд


фреска Преображения Господня при входе в церковь


в алтаре главного храма - сень над престолом, все освещается единственной в церкви электрической лампочкой, в самом храме только свечи и лампады


в щелях православный народ оставляет записки


Неопалимая купина. История из Библии, для напоминания

ИСХОД

ГЛАВА 2.

15... И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя.

16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора].

17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их.

18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня?

19 Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших].

20 Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб.

21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.

22 Она [зачала и] родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. [И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.]

23 Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу.

24 И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом.

25 И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.

ГЛАВА 3.

1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.

2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!

5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

6 И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

7 И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его 8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев.

9 И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.

10 Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

11 Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону [царю Египетскому] и вывести из Египта сынов Израилевых?

12 И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.

13 И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?

14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам...




колодец Иофора (Итро), тестя Моисея - у этого колодца, который теперь на территории монастыря, Моисей защитил 7 девушек мадиамских и встретил свою будущую супругу Сепфору.


ручной насос для воды у древнего колодца


и Свет во тьме светит...

После службы и поклонения святыням все перешли в небольшой монастырский музей - тут иконы, древние манускрипты, церковная утварь - историческое наследие. Мне больше всего хотелось посмотреть "живьем" на икону Синайского Спасителя, это моя самая любимая икона Господа. И мы ее увидели! Жаль только, что в лавке не нашлось качественной репродукции ее, всюду искаженные цвета и/или скверное качество печати. А так хотелось иметь ее дома...

Фото из музея сделаны на телефон.




зал энкаустических икон. До Синая не добрались иконоборцы, поэтому тут сохранились такие чудесные образа. Богородица с предстоящими, апостол Петр - тоже гениальная икона


Моисей и Аарон, внизу как-будто бы Иофор, но могу ошибаться


древние кресты и списки Писания


страница известного Синайского кодекса, одного из древнейших списков Новго Завета


дверь - 16 век, тоже ничего


саккос Синайского архиепископа, рядом в витрине весь остальной приклад, совершенно чудесная вышивка


sic! "Лествица Рая" на арабском языке, кажется 10-й век.


в костнице (склепе) монастыря мощи многих сотен монахов и мучеников, в числе прочих нетленные мощи св. Стефана, который принимал исповеди у паломников на полпути к вершине горы Синай. Он упоминается в "Лествице" преп. Иоанна Лествичника


вот это и есть склеп/ костница монастыря


мы постоянно ходили мимо него из гостиницы в монастырь, поэтому он несколько раз попал в кадр.

спешат на службу


мне очень нравится расцветка - охра прекрасна в своем природном виде



монастырские сады


внутрь не входил, поэтому не знаю, что там внутри, храм, часовня или что-то еще


Оливы и коты - главное богатство:)


"я в домике" :)


дворик гостиницы - слева келлии, справа кофейня, прямо - трапезная и монастырская лавка

Обновлено. Запись закончена. Всем доброго здоровья и помощи Божией за моливы св. пророков Моисея и Илии, вмч. Екатерины и преп. Иоанна Лествичника и всех Синайских отцов-пустынников

Святая Екатерина.
Её День мученической кончины
Православная Церковь празднует 7 декабря, а Католическа Церковь 25 ноября.

Родилась в Александрии в 287 году. Согласно житию, она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия ». Была обращена в христианство сирийским монахом, крестившим её под именем Екатерина. По преданию после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав своей невестой (см. Мистическое обручение святой Екатерины).

Екатерина приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина в начале IV века. Она пришла в храм во время праздничного жертвоприношения, совершаемого Максимином, и призвала его оставить языческих богов и обратиться в христианство. Царь, поражённый её красотой, пригласил её после праздника к себе и попытался убедить оставить христианскую веру. Для спора с образованной девушкой были приглашены многочисленные философы, которые были побеждены ею в споре, за что император предал их огню.

Максимин сам вновь пытался убедить Екатерину поклониться языческим богам, но не смог этого добиться. По его приказу девушку били воловьими жилами, а затем заключили в темницу. Там её посетила супруга императора, называемая в житии Августой или Василисой (её привел друг императора военачальник Порфирий). Екатерина убедила её, Порфирия и пришедших с ними слуг в истинности христианской веры.

Тогда придумали следующее оружие пытки.На одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг ь разные железные острия: два колеса обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их должна быть привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят её тело.

Эти колёса, согласно житию, были разрушены сошедшим с неба ангелом, который избавил Екатерину от мук. Узнав об этом, супруга Максимина пришла и стала обличать своего супруга, исповедала себя христианкой и была казнена. Вслед за нею был казнён военачальник Порфирий и 200 воинов, обращённых Екатериной в христианство.

После этих событий Максимин вновь призвал к себе Екатерину и предложил сделать её своей женой, если она принесёт жертву языческим богам. Святая отказалась и Максимин приказал казнить её через отсечение головы. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.

После казни святой Екатерины тело её исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая, теперь носящей её имя. Три века спустя, в середине VI века, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки святой Екатерины, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в церковь. После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространением её культа монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — монастырь Святой Екатерины.

Причём, на Синае два монастыря в честь святой Екатерины. На горе святой Екатерины, на месте её усечения мечом, находится часовня. Это русская часовня, а средства на её строительство выделил сам Царь Иван Грозный.

Однако паломников интересует другой монастырь, греческий. В котором находятся мощи святой Екатерины и он находится у подножия горы Синай.

Чтобы поклонится мощам святой Екатерины, паломники едут на полуостров Синай, который находится территориально в Египте, омывается Красным морем и разделяет Азию с Африкой. Хотя сам полуостров Синай территориально относится к Азии. На полуострове имеются горы, самая высокая из них, это гора святой Екатерины (Джебель Катрин ).
Гора имеет высоту 2629 м. Расположена в южной части Синайского полуострова, примерно в 4 км к юго-западу от горы Синайской.
Как и на других высоких пиках Синайского полуострова, зимой на горе лежит снег. С вершины горы можно одновременно увидеть Суэцкий залив и Акабский залив .

На самом Синае, очень много библейских святынь.

На вершине горы Моисея находятся православный храм Святой Троицы (на фото ) и маленькая мечеть. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей. На северном склоне горы расположены православный пещерный храм пророка Илии и его колодец, а также православная часовня Богородицы С севера у подножия горы стоит монастырь Святой Екатерины (на фото внизу ).

На Синае подвизался выдающийся христианский святой Иоанн Лествичник — игумен горы Синайской, главное произведение которого «Лествица» .

На Синайскую гору заходили самые первые христиане и спасались там от языческих преследований. На Синае всегда жили в уединении и скитах пустынники монахи, считается, что одно время на Синае жил и исламский пророк Мухамед и он повелевал своим полководцам не нарушать тихой жизни христианских отшельников.И действительно, на Синае всегда преимущественно жило исламское население, но тот же святой монастырь Екатерины, который практически открыт и ни чем не защищён, ни разу в истории не подвергался ни какому надругательству или насилию. Исламское население Египта с уважением относятся к этой всемирной христианской святыни. На Синайской горе мусульмане имеют свою мечеть. А на вершину горы ведут 3.100 ступений .

Точное местоположение библейского Синая неизвестно, но эта гора на Синайском полуострове является традиционным местом массового паломничества с древнейших времен. На вершине горы Моисея находятся небольшой православный храм преображение и мечеть. У подножия внизу расположился знаменитый монастырь Святой Екатерины. На гору ведут две тропы: длинная (более легкая и туристическая) и короткая (сложная и паломническая) .Современная туристическая традиция предполагает встречу рассвета на горе Моисея, поэтому местные бедуины организовали верблюжий транспорт, прокат теплых одеял и продажу напитков и закусок по пути к вершине.

Захватывающее дух зрелище. В момент восхода солнца можно наблюдать, как переливаются облака, будто алмазная россыпь.

С религиозной стороны это уникальное по своим ощущениям паломничество. Большинство людей восходят на вершину с целью отпущения грехов, так как знают, что тем, кто пройдет весь путь, не гневаясь, молясь и раскаиваясь в своих грехах, первые лучи солнца на вершине подарят не только тепло, но и прощение.
Огромные полчища туристов - это единственный минус. При спуске по тропе Моисея вид потрясающий!

Однако нас больше интересует Монастырь Святой Екатерины у подножия горы Синай.один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м. Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины .

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины для совершения совместного Богослужения.


Согласитесь, что быть на Синае и не побывать в столь знаменитом монастыре - недопустимо.

Безусловно монастырь производит впечатление. Только представьте, вокруг сменяются религии, политические режимы и народы. А монастырь всего с десятком монахов продолжает существовать сквозь века. Поистине святое место. За 700 лет в гуще мусульманского мира, монастырь не разрушается, но получает - минарет. Хотя на самом деле еще при первом мусульманском завоевании. Представители монастыря отправляются к самому пророку Мухамеду, и получают от него охранную грамоту — Фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), а выставленная в монастыре копия, провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов. Настоящий Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда .

Монастырский сад один из лучших в Египте.

Первое конечно, что хочется увидеть - это куст "Неопалимой купины" из библии, в котором пророку Моисею явился Блог.. Вообще-то к выводу, что это тот самый куст - пришли совсем не давно, лет 30 назад. До этого об этом как-то забылось. Хотя монастырь и возник в 4 веке, именно вокруг него. К кусту не пускают, можно лицезреть его только из-за заборчика. Так как в противном случае богомольные туристы, давно ободрали бы его как липку. Это и понятно.


Мощи: рука святой Екатерины

Кстати главный храм. Производит впечатление намоленности. Что не может не удивлять, глядя на поток туристов, и отсутствие паломников. Все ставят свечи. Свечи лежат бесплатно. Вы сами определяете сколько готовы за них заплатить и опустить в пожертвования.

Одна из главных святынь - мощи Святой Екатерины. Слева от входа выставлен ее палец. Сами Мощи скрыты в мраморной ракии слева от алатря. Палец же больше похож на ручку младенца или деревянную ручку от детской куклы, нежели на палец. К нему необходимо прикоснуться. Вообще по легенде, мощи святой были перенесены ангелом на вершину горы (ныне гора Святой Екатерины)сразу после ее смерти. Но 200 лет их не могли найти. Пока наконец-то одному из настоятелей не приснился сон. После которого на вершине горы они и были обретены.


К сожалению бывает и так, что сам монастырь закрыт если монахи куда-то уезжают или остаются 1-2 монаха которые ни кого не впускают. Многие места в монастыре перекрыты. И посмотреть все невозможно. Тогда ничего не остаётся делать, как посетить кладбище На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы . Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

В монастыре есть музей, надо постараться его посетить - таких икон как на Синае нет нигде - это особая иконописная школа. Там есть и манускрипты, некоторым более чем полтора тысячелетия! Один из таких манускриптов из монастыря был подарен Царской России, но уже при СССР, правительство того времени его продало в США.


За стенами монастыря есть гостиница и кафе. С мерзким кофе за 10 доллар ов, и чаем "Липтон" в пакетике - за 4 доллара.

Следует отметить, что монастырь существует на Синае с 4 века, а в 1691 году синайские монахи были приняты под юрисдикцию Русской Православной Церкви и монастырь считался Русским вплоть до 1917 года. Сестра Петра Первого, София подарила монастырю серебрянную гробницу (раку) для мощей Екатерины.
В Киеве в середине XVIII века было открыто подворье монастыря святой Екатерины, сейчас в нём находится национальный банк Украины. В 1860 году монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией


Монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви, которая, кроме данной обители, владеет только рядом монастырских подворий: 3 в Египте и 14 вне Египта — 9 в Греции, 3 на Кипре, 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул)

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх , под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом (официально автономия от константинопольского патриархата была получена только в 1575 году и подтверждена в 1782 году[
Делами монастыря в настоящее время управляет общее собрание монахов, которое решает экономические, политические и иные вопросы. Решения Собрания исполняются Советом отцов , в который входит четыре человека: заместитель и помощник архиепископа, монастырский ризничий, эконом и библиотекарь .

В России в 1713 году был утверждён Петром Первым орден святой Екатерины. Женский орден, второй по старшинству в иерархии.

Орден Святой Великомученицы Екатерины (или орден Освобождения ) — орден Российской империи для награждения великих княгинь и дам высшего света, формально второй по старшинству в иерархии наград с 1714 до 1917 года.

Известен также единичный случай награждения этим женским орденом мужчины Орденом Святой Екатерины 5 февраля 1727 года был награждён сын А. Д. Меншикова —Александр. Он стал единственным мужчиной в истории ордена, ставший его кавалером. После падения отца, всесильного князя Меншикова, Меншиков-младший по указанию Петра II был лишен всех своих наград.

В 7-м веке прошли Арабские завоевания, но монастырь не был разрушен. Сам пророк Мохаммед даровал свою защиту этому месту, о чем была выдана соответствующая грамота. Ее копия до сих пор хранится в местном музее, а оригинал находится в Стамбуле в Турции. Однако период правления арабских правителей наложил отпечаток на монастырь – в 10-м веке одна из часовен была перестроена в мечеть.

Монастырь сохранился до наших дней нетронутым. Тут ничего не изменилось, кроме ворот, которые выдолбили в крепостной стене. Раньше попасть внутрь можно было только на специальном подъемнике, остатки которого можно посмотреть на северо-восточной стене.

Сейчас монастырь Святой Екатерины является не только древним памятником, но и хранилищем древних книг, свитков и икон. Также здесь находятся святыни, связанные с жизнью пророка Моисея. Это место священно как для христиан, так и для иудеев.

Как проходит экскурсия и что смотреть

Первое, что поражает туристов, - это могучие стены монастыря Святой Екатерины. К счастью, монастырь никогда не осаждали большие вражеские армии. Стены были созданы для защиты от местных кочевников. Во времена Византийской империи тут дежурил постоянный гарнизон солдат, но в последующие эпохи защитой обители занимались сами монахи.

Что смотреть - Неопалимая Купина

Главная достопримечательность внутри – Неопалимая Купина. Это куст терновника, который сыграл большую роль в Ветхом Завете Библии.

Напомним эту историю. Израильтяне находились в рабстве в Египте, где их принуждали к тяжелым работам и всячески притесняли. В один из моментов египтяне начали убивать младенцев израильтян мужского пола. Одна из женщин родила сына и прятала его три месяца. Когда прятать уже было невозможно, она положила его в корзину и пустила по реке.

Корзину поймала одна из дочерей фараона и взяла ребенка к себе, назвав именем Моисей. Когда Моисей вырос, он увидел, как надсмотрщик бьет одного иудея. Моисей убил надсмотрщика, но был вынужден бежать и отправиться в изгнание.

По дороге Моисей остановился у колодца. К колодцу подошли девушки напоить своих овец, но их начали отгонять другие пастухи. Моисей заступился за девушек, за что их отец приютил его. Моисей остался жить у этих людей и вскоре женился на одной из этих девушек.

В один из дней Моисей пас стадо и увидел очень странное явление – куст терновника горел, но не сгорал. Он подошел посмотреть на это чудо и услышал из куста голос Бога. Бог приказал Моисею снять обувь, а потом велел идти в Египет освобождать свой народ из рабства.

Этот куст, который горел, но не сгорел, называется “Неопалимая Купина”. Именно около этого куста была построена первая часовня, а потом вокруг отстроили монастырь. Часовню перестроили в большой храм.

Что смотреть – колодец Моисея

Мы упоминали о колодце, рядом с которым Моисей встретил семь девушек. Этот колодец сейчас находится на территории монастыря, и его также смотрят туристы во время экскурсии.

С момента постройки и до наших дней это основной источник воды для жителей обители. Конечно, выглядит он уже совсем по-другому, чем при жизни Моисея.

Странно, но нет никаких легенд по поводу чудодейственных свойств воды из этого колодца. Мы говорим об официальных источниках. Гид вам может рассказать любую “небылицу”.

Если мы заговорили о египетских гидах, то стоит упомянуть об особенностях их работы. Они рассказывают так, чтобы туристам было интересно, а проблему достоверности считают несущественной. Мы советуем быть внимательными и не принимать все их слова “на веру”.

Что смотреть – базилика Преображения

Этот храм был построен на месте часовни еще в 6-м веке. Тут для туристов очень много примечательного, но самое главное – это мозаика Преображения и мощи Святой Екатерины.

Свод над алтарем украшен потрясающей мозаикой, которая сохранилась еще с основания храма с 6-го века. В 20-м веке ее очистили и отреставрировали американские специалисты.

Многие туристы эту мозаику не замечают, так как она закрыта частью иконостаса. Нужно пройти по храму вперед, чтобы ее посмотреть.

Также в базилике Преображения хранятся несколько уникальных икон, но о них мы подробно рассказывать не будем. Это тема для статей на религиозных сайтах, а наш сайт туристической направленности. Просто ходите, смотрите, тут все очень красиво.

Неизгладимый след от поездки в Египет оставит особенное место — это храм Святой Екатерины в Египте. Именно о нем я хочу рассказать сегодня подробно.

Сразу дам вам знать, что мы организовываем поездки в Монастырь с профессиональным гидом. С программой таких поездок вы можете ознакомиться на моем сайте dahab-travel.ru:

Ведет экскурсии русский гид-краевед, бакалавр богословия, историк.

На этот раз хочу начать свой рассказ с конца и сразу по пунктам выделить следующие не маловажные моменты, а далее уже поделюсь эмоциями, которые переполняют меня, находясь на этой земле. Итак:

Рекомендую заглянуть в маленький магазинчик, расположенный при храме, где можно купить на память о поездке медальоны, иконки, нательные крестики. И не торгуйтесь, хотя здесь стоимость на сувениры достаточно высокая — примите для себя это как пожертвование и дань уважения к этому месту.

Сэкономить вы сможете в городе: советую почитать статью, . Будет весьма полезно узнать.

Немного о христианском монастыре в Египте

Церковь Екатерины в Египте – единственная на Синайском полуострове, действующая с момента своего основания. Ее ни разу не закрывали, не разрушали. Легенда гласит, что после казни Максимином Святой Екатерины, ангелы унесли ее тело на наивысшую гору. Здесь проживали монахи, они и нашли мощи великомученицы .

Но не только мощи привлекают туристов. Святыней этого места еще является священный куст . Описание о нем можно прочитать в Ветхом завете.

Преимущественно осмотр начинается с колодца Моисея , передней части святыни и Неопалимой купины (обязательно загадайте здесь желание, говорят, оно сбывается непременно).

Далее находится библиотека монастыря и здание часовни. Всем отстоявшим службу монахи раздают колечки, абсолютно бесплатно, приносящие удачу, благополучие. Предполагается, что вы оставите на храм добровольно пожертвования.

Сама церковь Св. Екатерины имеет великолепное украшение из мрамора, мозаики. Увидев это великолепие, невозможно не восхититься. За алтарной частью базилики Преображения вы увидите древнейшие монастырские постройки, уходящими корнями в историю IV века. Попасть сюда можно только после окончания литургии.

На территории святилища имеется огромнейшая библиотека старинных рукописей (вторая по значимости после Ватиканской), прекрасный сад, двенадцать часовен, уникальная коллекция христианских икон, старинные колокола, предметы церковной утвари. Многие предметы имеют неоценимую историческую и художественную ценность. Имеется и мечеть, возведенная в Х веке.

Однозначно, стоит подготовиться к тому, что вы потратите на посещение храма целый день. Но уверенно утверждаю, вы об этом не пожалеете. Впечатления на всю жизнь!

Только представьте себе, здесь неизменно продолжается монашеская жизнь, все, так же как и 17 столетий тому назад. Неудивительно, что Южный Синай считается одним из значимых религиозных мировых центров.

Недалеко от храма вы увидите городок для туристов . Его возвели специально для обслуживания паломником и просто посетителей. Здесь имеются гостиницы различного класса, торговый центр, уютные ресторанчики. Всегда можно передохнуть, перекусить.

Взимание: по понедельникам достопримечательность не работает! Время экскурсии по монастырю – с 8 до 12 часов утра.

Восхождение на гору

Обязательно проделайте путь Моисея в Джебель-Муса. Экскурсия так и называется «Гора Моисея». Именно здесь Св. пророк получил скрижали с заповедями от Всевышнего.

У подножия горы и расположен храм Святой Екатерины, где неиссякаемые ручейки паломником смешиваются с туристами.

Высота горы — 2 285 метров. Синайские горы впечатлят вас необычным рельефом. Некоторые вершины гор имеют причудливые силуэты, формы. Если подниматься пешком, на это уходит примерно три часа. Не справитесь? Воспользуйтесь услугами бедуинов, предоставляющих для подъема верблюдов.

Восхождение на гору Моисея экскурсионными агентствами предлагается на закат и на восход солнца.

Место силы

Египетская земля – уникальное место. Здесь можно сочетать знакомство с удивительными достопримечательностями, древней культурой и великолепным активным отдыхом. Так, небольшой курорт Дахаб когда-то «зацепил» меня своей энергетикой, спокойствием, умиротворением. Сюда всем хочется возвращаться! Вернулась и я... Наверное, его волшебство объясняется новыми открытиями, которые можно совершить в самом себе, созерцая эти горы, море, небо...

Соприкоснувшись с многовековой историей человечества и самой планеты приходит осознание бренности бытия. Стоит только увидеть на склонах горы тысячелетние окаменелости, поднятые со дна океана, пройти путь Моисея, прикоснуться к святым мощам. А знакомство с изумрудными скрижалями... Когда Египетская земля упоминается в письменах людей Атлантиды.

А еще, Синай это один из энергетических центров Земли... но это отдельная тема для разговора 🙂

Люблю эту землю всеми фибрами души! Люблю до страсти – за осознания, которые на ней приходят, тайны, бедуинские костры, покой, легенды, свободу, близость небес.

Подвожу итоги

Всем, кто воспринимает экскурсию в монастырь, как веселое развлечение (а большая часть людей так и делает), скажу: «Вы попросту потеряете свое время».

Сюда стоит ехать, что бы «насытиться» духовным, получить неоценимые переживания себя.

Хотя и охотники за редкими кадрами по достоинству оценят святые места. Единственное, храм внутри фотографировать запрещается. Да и монахи позировать не станут, не забывайте – это не пляжные аниматоры.

Поездка в храм Святой Екатерины ознакомит каждого с христианской частью египетской земли, неизвестной массовому туризму. Особенно порадует экскурсия любителей истории, а для верующих поездка станет уникальной возможностью посетить еще одно святое место на нашей планете.

Это одна из немногих поездок, объединяющих людей по интересам. Удивительно интересная, впечатляющая, насыщенная.

Всегда ваша, Крис. До новых встреч!

Вам будет интересно:

Во сколько обойдутся билеты в Египет: обзор цен и направлений перелета Развлечения в Дахабе и иллюзии о дешевом отдыхе в Египте

Лучшее место для виндсерфинга в Египте это курорт Дахаб! Какие книги стоит читать для саморазвития или что мне помогло лучше понять жизнь

— один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Юстиниана (527-565). Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места, где символическое значение описываемых в Ветхом завете событий интерпретируется благодаря молитвам Иисусу Христосу и деве Марии.

Основан монастырь в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (известной также как гора Моисея и библейская Хорив). Расположен на высоте 1500 м над уровнем моря.

Гора Моисея

Согласно Ветхому Завету, это та самая гора Хорив, на вершине которой Господь явил пророку Моисею свое откровение в виде десяти заповедей. В часовне св. Троицы, расположенной на вершине горы хранится камень, из которого Господь сделал Скрижали. Здесь находятся множество других святынь и почитаемых мест, привлекающих на гору Моисея многочисленных паломников.


Высота горы Моисея 2285 м над уровнем моря, подъем на нее от монастыря Святой Екатерины занимает около 2-3 часов. На вершину ведут две дороги: вырубленные в скале ступени (3750 ступеней) Лестницы Покаяния - более короткий, но и более трудный путь, и Верблюжья Тропа , проложенная в XIX веке для тех, кому древний путь был не под силу - здесь часть подъема можно преодолеть верхом на верблюдах.

Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Служителями монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Синай

На Синае поклонялись разным богам. Одним из них был Аль-Элион (высший бог), а его священником - Иофор (Исход, 1:16).

В возрасте сорока лет Моисей покинул Египет и пришёл к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших своё стадо из источника. Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви.

Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением синайской пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе Хориву, чтобы они уверовали в Него.

Дети Израилевы пересекли Синай в XIII веке до н.э. по пути из плена египетского в Ханаан, землю обетованную. Хотя учёные до сих пор не пришли к единому мнению в отношении их маршрута, традиционно считается, что после перехода Красного моря (Исход, 14:21-22) они пришли в Елим (полагают, что это нынешний город Тур с 12 источниками и 70 финиковыми пальмами - Исход, 15:27). Затем дети Израилевы пришли в долину Хебран, получившую своё название от перехода евреев через пустыню Синай, далее в Рефидим (Исход, 17:1).

В конце концов, спустя 50 дней после исхода из Египта, они подошли к священной горе Хориву, где получили заповеди Бога - основу их религии и социальной организации.

Шесть сотен лет спустя ещё один великий пророк Израиля, Илия пророк, пришёл в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе Моисея, посвященная этому пророку, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с богом (Третья книга царств, 19:9-15).


Основание монастыря

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

— в Ветхом Завете: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.


В период правления императора Константина, в 330 году, по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I (527-565 г.г.) приказал построить мощные крепостные стены. Эти стены толщиной от двух до трёх метров построены из местного гранита. Высота их различна в зависимости от конфигурации местности - от 10 и местами до 20 метров. Для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай 200 семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия . Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Арабское завоевание


Монастырь святой Екатерины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского)

В 625 году, в период арабского завоевания Синая, монахи монастыря Св. Екатерины направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано.

Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов.

Монастырь был также освобождён от уплаты налогов.

Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь.

С распространением в Египте ислама в XI веке в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году во главе с султаном Селимом I монастырь также не тронули. Турецкие власти уважали права монахов и даже предоставили особый статус архиепископу.

Жизнь монастыря

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом

Большую часть времени монахи проводят в молитве и труде. Молитвы совершаются совместно, религиозные службы продолжительны.

День монаха начинается в 4 часа утра молитвой и божественной литургией, продолжающейся до 7.30. С 3 до 5 пополудни - вечерняя молитва. Ежедневно после Часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

В монастыре есть своё трудовое подразделение, и даже ведущие духовные лица работают вместе с другими монахами. Среди обитателей монастыря есть люди с высшим образованием, хорошо владеющие иностранными языками.

Пища у монахов простая, в основном вегетарианская. Раз в день, после вечерней молитвы, они совершают трапезу вместе. Во время еды один из монахов обычно читает вслух книгу, полезную для монашеской жизни.

В целом монастырь живёт по классическим законам восточной православной церкви.

Строения


Главный храм монастыря (католикон), базилика Преображения Иисуса Христа, относится к периоду правления императора Юстиниана.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.


За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины , построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5). Часовня является одним из древнейших монастырских строений.


Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Вообще в монастыре имеется много часовен: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения.

К северу от базилики Преображения расположен колодец Моисея — колодец, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.


На северо-западе от монастырских стен расположен Сад, который соединяется с монастырем древним подземным ходом. В саду растут яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.


Рядом с садом, за монастырскими стенами, расп оложены оссуарий и кладбище. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Библиотека монастыря

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

Материал подготовил Сергей Шуляк