Домой / Отвороты / Заупокойная молитва (джаназа-намаз). Погребальная молитва

Заупокойная молитва (джаназа-намаз). Погребальная молитва

Третья сунна – чтение после второго такбира салавата Пророку (мир ему и благословение), читаемого после ташаххуда в намазе: «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид. Аллахумма барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид». («О Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину Ты достославен! О Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину Ты достославен»).

Четвёртая – чтение после третьего такбира дуа истихфар, в которой звучит просьба к Аллаху простить грехи покойного и даровать ему заступничество Пророка (мир ему и благословение).

По Сунне желательно, чтобы дуа, которое читается после третьего такбира, начиналось с прославления Аллаха и салавата Его Посланнику (мир ему и благословение). Всё это будет способствовать принятию Аллахом этой мольбы. Строго определённого дуа нет, но лучше читать то, что передано от Пророка (мир ему и благословение). Например: «Аллахумма-гъфир ли-хаййи-на ва маййити-на ва сагъыри-на ва кабири-на ва закари-на ва унса-на ва шахиди-на ва гъаиби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи аля-ль-ислам, ва ман таваффайта-ху мин-на фа таваффа-ху аляль-иман». («О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах I, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере»).

Не просят прощения грехов для маджнуна (одержимого джиннами) и несовершеннолетнего. Но произносят дуа: «Аллахумма, джаль-ху ля-на фаратан, ва-джаль-ху ля-на аджран ва зухран, ва-джаль-ху ля-на шафиан ва мушаффаан». («О Аллах, сделай так, чтобы (в Раю) он был для нас вознаграждением опережающим, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято».)

А после четвёртого такбира дважды вслух произносится «Ас-саляму аляйкум ва рахматуллах!», что указывает на окончание молитвы. Слово «Ассаляму» является ваджибом.

При произнесении такбиров, кроме первого, руки не поднимаются. А если имам произнёс пятый такбир, то за ним не следуют, но ожидают его «салям».

Самым достойным быть имамом при совершении джаназа-намаза считается имам той местности, в которой жил умерший. После него – опекун-мужчина мёртвого, и так далее право переходит к тому, кто ближе к покойному по родству. И тот, у кого есть право опережения, может уступить его тому, кому пожелает.

Если совершили намаз, не дожидаясь того, у кого есть первостепенное право быть ведущим этого намаза, – то он может повторить его. Но те, которые намаз уже совершили, с ним вместе его уже не повторяют.

По многочисленным просьбам одного человека выкладываю... Как совершать пятничный намаз?

Пятничный намаз - это двухракаатный кол-лективный намаз, совершаемый в пятницу во время обеденного намаза всей мусульманской общиной. Пятничный намаз обязателен (фарз) для всех мусульман мужского пола, достигшим совершеннолетия (т.е. половой зрелости, пример-но 14,5 лет) и проживающих в данном населен-ном пункте.Чтобы пятничный намаз считался действи-тельным, в нем должно участвовать не менее сорока человек, владеющих махраджем (т.е. правильным произношением звуков и правильным чтением молитв). В каждом населенном пункте пятничный на-маз совершают всей общиной в одном месте -в джума-мечети. Только в том случае, если джума-мечеть переполняется и не вмещает всех, допуска-ется совершение пятничного намаза в другой мече-ти.

При условии что вы пришли в пятничный день во время в мечеть то вы совершаете двухракатный суннат - тасбих намаза (за мечеть), слышите слова призыва на молитву (Ас-соля....)! а затем начинается проповедь имама (на русском языке)... она длиться минут 40 следом дается АЗАН! после него имам делает короткие объявления и мы слышим иКАМАТ после него совершается 4х ракатный ДЖАНАЗА намаз (без поклонов) где каждый ракат начинается с Такбира (прославление Творца словами "АЛЛАХу Акбар!")...

ДЖАНАЗА-НАМАЗ

(Заупокойная молитва)

Одной из обязанностей мусульман по отно-шению к умершему мусульманину является со-вершение над усопшим джаназа-намаза, пред-варительно омыв его и завернув в саван.

В джаназа-намазе поклоны не совершают, молятся стоя. Джаназа-намаз можно совершать в одиночку и с джамаатом.

Порядок совершения джаназа-намаза

  1. Необходимо иметь мысленное намерение, желательно также произносить его: "Я намерева-юсь совершить срарз-джаназа-намаз за душу (тако-го-то - имя усопшего) сына (дочери такого-то - имя отца усопшего), во имя Аллаха". Если же не знаешь имя усопшего, можно сказать "...за душу этого усоп-шего". Совершая джаназа-намаз за имамом можно сказать "...за того (затех), за кого сделал нийят (со-вершает намаз) имам".
  2. С поднятием рук, как и в обычном намазе, произносят и Аллаху акбар" для вступления в на-маз.
  3. Опустив руки и положив их на живот, чи-тают суру "Фатиха".
  4. После чтения суры "Фатиха" опять подни-мают руки, как и в начале, и произносят "Аллагьу ан бар ".

5. Опустив руки и положив их на живот, как и
при чтении суры "Фатиха", читают салават: "Ал-лахгьумма са.ии г/ала Мух1аммад". (Можно чи-тать и более длинные варианты салавата, лучше всего "кама салайта").

  1. Опять поднимают руки и произносят "Ал-лаху акбар ".
  2. Опустив и положив руки на живот, читают дуа за усопшего:

"Аллагьумма гъфир лагьу ва рх1амгьу" (если усопшая женщина - "Аллахгьумма гъфир лагьа ва рх1амгьа ", если намаз совершают за многих - "Ал-лахгьумма гъфир лагьум ва рх1ам гьум то есть в зависимости от рода и числа меняется только окон-чание). Есть и другая, более длинная молитва (дуа), читаемая при этом 22 . Но для начала достаточно и приведенной молитвы.

  1. Еще раз поднимают руки и произносят "Аиаху акбар".
  2. Опустив и положив на живот руки, читают следующую молитву (дуа):

"Аллагьумма ла тах1римна ажрагьу, ва ла ш афиши пи баг/дагьу, ва гъфир лана ва лагьу". До заучивания данной молитвы можно читать ту же мо-литву, что и в предыдущий раз (смотрите пункт 7).
10. Дважды произносят "Салам", сначала по-ворачивая голову вправо, затем - влево.
По завершении намаза, вытянув руки вперед, еще раз читают дуа (молитву-мольбу) за усопшего.


после данного намаза совершаются два 2х ракатных суннат-ратиба намаза (делаются они отдельно от джамаата тоесть каждый делает сам по отдельности...)

после чего мы слышим еще один АЗАН за которым следует обязательная проповедь-ХУТБА состоящая из двух частей (хут1ба-специальная пятничная проповедь на арабском языке)... во время которой запрещается разговаривать между собой и с самим собой вслух:)!!! После окончания первой части хутбы имам садится, и в это время читают дуа (молитву-мольбу). Затем имам встает и читает вторую часть хутбы, после чего сразу читают "камат" (къамат) и приступают непосредственно к пятничному намазу...если вы пропустили хутбу тоесть не успели услышать хотябы ее конец то ваша пятничная молитва не считается. Поокончании ХУТБЫ звучит иКАМАТ (второй призыв на молитву похожий на азан но короче) имам спускается с МИНБАРА (очень высоко находящаяся кафедра) и становится перед джамаатом и вот теперь начинается обязательный пятничный - ДЖУМА намаз (РУЗМАН)!

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ

(Салатуль-жумг1а)

Порядок совершения такой же как у любого двухракатного намаза совершаемого джамаатом т.е. пока имам читает Фатиху все молчат и слушают... после того как он дочитывает ее каждый отдельно читает Фатиху... а имам начинает читать любую Суру из Корана... Во втором ракате после поясного поклона - рукъу иногда читается дуа Къунут (МАГЬДИНА).


В некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного насе-ленного пункта или не набирается сорок человек, владеющих махраджем, или когда в этом сомнева-ются) после пятничного намаза совершают и обыч-ный 4-ракаатный обеденный намаз. После него чи-тают азкары (молитвы), читаемые после намаза, и со-вершают ратибаты (суннат-намазы).
Все! это не сложно...

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Молитва "Джаназа" и все, что к ней имеет отношение

Хва-ла Ал-ла-ху. Его мы вос-хва-ля-ем и к Не-му взы-ва-ем о по-мо-щи и про-ще-нии. Мы ищем за-щи-ты у Ал-ла-ха от зла на-ших душ и дур-ных дел. Ко-го Ал-лах ве-дет по пря-мо-му пу-ти, то-го ни-кто не смо-жет вве-сти в за-блу-ж-де-ние. А ко-го Он ос-та-вил, то-го ни-кто не на-ста-вит на пря-мой путь. Мы сви-де-тель-ст-ву-ем, что нет ни-ко-го дос-той-но-го по-кло-не-ния, кро-ме Одного Ал-ла-ха, нет у Не-го со-то-ва-ри-ща. И сви-де-тель-ст-ву-ем, что Му-хам-мад - раб Ал-ла-ха и по-слан-ник Его.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Совершайте молитву так, как совершал ее я на ваших глазах!». аль-Бухари 631.
Этот хадис относиться к любой молитве, будь она обязательная или добровольная, праздничная или погребальная (джаназа) и т.д., как к правилу ее совершения, так и к количеству рак’атов, если они установлены пророком (мир ему и благословение Аллаха).

Достоинство совершения молитвы джаназа
Передают со слов Абу Хурайры, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто будет присутствовать на похоронах до завершения заупокойной молитвы, полагается награда в один карат, а оставшемуся до завершения погребения - в два карата». Люди спросили: "А что это за два карата?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Они подобны двум огромным горам» . аль-Бухари 1325, Муслим 945.

О пользе, которую приносит умершему молитва "джаназа"
Передают со слов "Аиши что посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «По кому бы из покойных ни совершила молитву община мусульман, по численности своей достигающая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, ходатайство их непременно будет принято». Муслим 947.

Сообщается, что Ибн "Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если любой мусульманин умрет, и у его погребальных носилок встанут сорок человек, не поклоняющихся наряду с Аллахом ничему иному, ходатайство их за него обязательно будет принято» . Муслим 435.

Для того, чтобы их заступничество принялось должно быть соблюдено два условия:
1. Все люди совершающие молитву джаназа должны быть единобожниками.
2. Их мольба за умершего должна быть искренней. К большому сожалению много мусульман, совершающих молитву джаназа, не знают мольбу, которую следует произносить за умершего в соответствии с Сунной.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обязательно попадет в Рай тот человек, заупокойную молитву по которому совершили люди, выстроившиеся в три ряда». Абу Дауд 3166, ат-Тирмизи 1028. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Об обязательности совершения молитвы джаназа над мусульманами
Сообщается со слов Зайда ибн Халида аль-Джухани, что когда при походе на Хайбар умер один из сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Встаньте и совершите молитву над вашим другом!» Малик 2/14, Абу Дауд 2693, Ибн Маджах 2/950, ан-Насаи 4/64. Хадис достоверный.

Имам ан-Науауи сказал: "Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Встаньте и совершите молитву над вашим другом» , - указывают на обязательность совершения молитвы над умершим мусульманином, и она является фардуль-кифайя по единогласному решению всех ученых (иджма")". См. “Шарх Сахих Муслим” 7/22.

Правило совершение молитвы джаназа
Молитва джаназа такая же полноценная молитва, как и все другие, но не имеющая поясных и земных поклонов.
Существует множество достоверных хадисов, указывающих на то, что Сунной является произнесение в молитве джаназа четырех, пяти, шести, семи и девяти такбиров (т. е. слова "Аллаху Акбар"). Однако, если браться за одно мнение и следовать ему, то лучше - это молитва с 4 такбирами, так как хадисов указывающих на это количество пришло больше всего. См. “Ахкамуль-Джанаиз” 141.

1-й Такбир:
При произнесении первого такбира следует поднять руки до уровня плеч или ушей, как это делал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Затем следует положить свою правую руку на тыльную сторону левой ладони, запястья и предплечья. Абу Дауд, Ибн Хузайма, шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Сыфату-Ссаля” 88.
Складывать руки следует на груди. От Тауса передается, что "пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы, клал правую руку на левую, и сжимал их на груди". Абу Дауд 1/121. Иснад хороший.
Шейх аль-Альбани писал, что складывание рук на груди достоверно установлено в Сунне, а все, что противоречит этому, является либо слабым, либо вообще не имеет никакой основы. См. этот вопрос подробней в книге “Ируауль-Гъалиль” 353.

Что же касается поднятия рук в молитве джаназа, то в этом вопросе существует известное разногласие. Ибн "Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы джаназа подымал руки только на первом такбире, и после он этого уже не делал". ад-Дарукъутни 2/73, аль-Байхакъи 4/37.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) также рассказывал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал такбир во время молитвы джаназа, поднял руки в первом такбире и положил правую руку на левую" . ат-Тирмизи 1077. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Шейх аль-Альбани сказал: “Мы не нашли в Сунне того, что указывало бы на законность поднятия рук в молитве джаназа, кроме первого такбира”. См. “Ахкамуль-Джанаиз” 148.

Однако другие считали, что вышеприведенные сообщения, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не поднимал руки кроме как в первом такбире в молитве джаназа, являются слабыми, и при этом они опирались на поступок Ибн Умара, от которого сообщается, что во время молитвы джаназа он подымал руки в каждом такбире. См. “Фатхуль-Бари” 3/237.

Кто полагает, что Ибн Умар делал это основываясь только на Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), то пусть следует в этом за ним. А что касается того, кто считает, что это был иджтихад Ибн Умара, то пусть не делает этого, поскольку от пророка (мир ему и благословение Аллаха) не известно, что бы он поднимал руки в молитве джаназа с каждым такбиром. И Ибн Умар не делал ссылку на пророка (мир ему и благословение Аллаха) в таком поступке!

Кто-то может сказать: А каким образом поступок Ибн Умара не указывает на то, что он это взял 100% из Сунны посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?!
Дело в том, что среди сподвижников часто имело место их поступку, который основывался на их иджтихаде, а не Сунне! Так например, известно, как говорил шейх Машхур, что Ибн Умар промывал глаза, говорил протирать повязку на ране и т.д. Поэтому сообщается, что когда Абу Джа’фар аль-Мансур потребовал от имама Малика составить книгу аль-Мууатта, он сказал ему: “Составь книгу и остерегайся отклонений Ибн Мас’уда, жесткостей Ибн Умара и послаблений Ибн Аббаса”. См. “Фатауа Машхур” вопрос № 201.

После произнесения первого такбира следует читать суру "аль-Фатиха" (Открывающая).

Ибн "Аббас (да будет доволен им Аллаха) рассказывал, что "пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы джаназа читал суру «аль-Фатиха»". Ибн Маджа1495, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “Мишкатуль-Масабих” 1673.
После "аль-Фатихи" можно также прочитать еще какую-либо суру из Къурана. На это указывает сообщение от Тальхи ибн "Абдуллаха, который рассказывал: "Однажды я совершил позади Ибн "Аббаса молитву джаназа, и он прочитал "аль-Фатиху" и еще какую-то суру". И когда Тальха спросил об этом Ибн "Аббаса, он сказал: "Это Сунна и истина". ан-Насаий 4/75, предание достоверное.

Что же касается чтения "Субханака" в первом такбире, то в Сунне никаких указаний на это нет, и некоторые из ученых назвали это нововведением. Имам Абу Дауд сказал: "Я слышал, как имам Ахмад на вопрос о человеке, который начинает молитву джаназа “Субханакой”, ответил “Я такого не слышал". См. "аль-Масаиль" 153.

2-й Такбир:
Во втором такбире следует произнести молитву за пророка (мир ему и благословение Аллаха), такую же, как и во время ташаххуда обычной молитвы. От одного из сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается: “Сунной является в молитве джаназа произнести такбир и прочитать суру "аль-Фатиха" про себя, затем (после 2 такбира) произнести молитву за пророка (мир ему и благословение Аллаха), после чего в третьем такбире произнести мольбу за умершего, и не читать ничего в этом такбире, а затем (после 4 такбира) тихо произнести приветствие” . аш-Шафи"и 1/270, аль-Байхакъи 4/39, сообщение достоверное, о чем сказа шейх аль-Альбани.

3-й Такбир:
После третьего такбира следует обратиться к Аллаху с мольбой за умершего. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда вы совершаете молитву над умершим, то пусть мольба ваша за него будет искренней». Абу Дауд 3199, Ибн Маджах 1498. Хадис хороший.

Слова мольбы за умершего, произносимые во время заупокойной молитвы:

Сообщается, что Абу "Абдур-Рахман "Ауф ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: "Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал: «О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом, лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук Огня!» - Абу "Абдур-Рахман сказал: "И я даже сам захотел оказаться на месте покойного" . Муслим 2/663.

/Аллахумма-гъфир ляху, уархам-ху, уа-‘афихи, уа-‘фу ‘ан-ху, уа акрим нузуля-ху, уа уасси’ мудхъаля-ху уагъсил-ху бильма’и, уассальджи уальбаради, уа нак-къи-хи миналь-хатайа кя-ма наккъайта-с-сауба-ль-абйада минад-данаси, уа аб-диль-ху даран хайран мин дари-хи, уа ахлян хайран мин ахлихи, уа зауджан хайран мин зауджихи, уа адхыль-ху-ль-джанната уа а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри уа ‘азабин-нари/.

«О Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него!» Ахмад 2/368, Ибн Маджа 1/480. Хадис достоверный.

/Аллахумма-гъфир ли-хайи-на, уа майити-на, уа шахиди-на, уа гъа иби-на, уа сагъыри-на, уа кабири-на, уа-закари-на уа унса-на! Аллахумма, манн ахйайта-ху мин-на, фа ахъйи-хи ‘аля-ль-ислями, уа манн тауаффайта-ху мин-на, фа тауаффа-ху ‘аля-ль-имани. Аллахумма, ля тахрим-на аджра-ху уа ля тудылля-на ба’да-ху/

«О Аллах, поистине, такой-то, сын такого-то, находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушений могилы и мучений Огня, ведь Ты исполняющий обещание и проявляющий справедливость! Прости же его и помилуй его, поистине, Ты, - Прощающий, Милосердный!» Абу Дауд 3/211, Ибн Маджа, достоверный хадис.

/Аллахумма, инна фулян ибн фулян (…) фи зиммати-ка уа хабли джиуари-ка, фа-къи-хи мин фитнатиль-къабри уа ‘азаби-н-нари, уа анта ахлю-ль-уа-фа’и уа-ль-хаккы! Фа-гъфир ляху уархамху, инна-ка Анта-ль-Гъафуру-р-рахиму/.

«О Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоем милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!»

/Аллахумма, ‘абду-ка уа-бну ама-ти-ка ихтаджа иля рахмати-ка, уа Анта гъанийун ‘ан ‘азаби-хи. Ин кяна мухсинан фа зид фи хасанатихи, уа ин кана муси’ан, фа таджа-уаз ‘ан-ху/.

Окончания мольбы следует менять в зависимости от того, кем является умерший. Если умерший мужчина, то следует говорить "ляху" (его), а если женщина, то "ляха" (ее). В скобках в место "такого-то" следует упомянуть имя умершего.

4-й Такбир:
После четвертого такбира следует произнести слова приветствия, но можно также и после четвертого такбира обратиться с мольбой за умершего перед приветствием. Сообщается, что когда Абдуллах ибн Абу ‘Ауф совершал молитву джаназа над своей дочерью, он четырежды произнес слова такбира. Произнеся же их в четвертый раз, он простоял еще столько времени, сколько проходило между двумя такбирами, моля Аллаха о прощении для своей дочери и обращаясь с мольбами за нее, после чего сказал: "Так поступал и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)" . аль-Хаким 1/512, сказавший: хадис достоверный.

Приветствие (таслим) после молитвы джаназа

Приветствие после молитвы можно делать как в одну сторону, так и в обе. Сообщается, от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что "пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершая молитву джаназа, сделал 4 такбира и одно приветствие (таслим)". аль-Хаким 1/360, ад-Даракутни 191, иснад хадиса хороший.

То, что во время джаназа приветствие было только одно, подкрепляется преданиями от "Али ибн Абу Талиба, Абдуллаха ибн "Умара, Ибн "Аббаса и Абу Хурайры (да будет доволен ими всеми Аллах).

Однако, есть также Сунна в молитве джаназа совершать приветствие и в обе стороны, и пренебрегать этим не следует. Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "одним из деяний, которое совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха), но которое оставили люди, является два приветствия в молитве джаназа, такие же как и в обычной молитве". аль-Байхакъи 4/43. Хафиз аль-Хайсами, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая молитву джаназа, делал и одно, и два приветствия, но одно приветствие он делал чаще.
Слова приветствия следует в молитве джаназа произносить тихо, как имаму, так и остальным, поскольку это соответствует Сунне. Ибн "Аббас (да будет доволен им Аллах), совершая молитву джаназа, произносил слова приветствия тихо. аль-Байхакъи 4/43. Иснад хороший.

Так же с достоверным иснадом передается от Ибн "Умара (да будет доволен им Аллах), что когда он совершал молитву джаназа и произносил слова приветствия, его слышали те, кто стояли за ним. См. "Ахкамуль-Джанаиз" 165.

Что делает тот, кто присоединился к молитве джаназа и пропустил несколько такбиров?

На вопрос имама Малика, о человеке, который пропустил несколько такбиров в молитве джаназа, Ибн Шихаб сказал: "Он восполняет сам то, что пропустил". См. "аль-Мууатта" 1/198.

Важные примечания связанные с молитвой джаназа:

Молитву джаназа также как и пять обязательных молитв следует совершать совместно, и грех ляжет на тех людей, которые могут совершить ее вместе, но совершают ее по отдельности. Имам ан-Науауи сказал: “Бесспорно, что молитву джаназа совершать по одному разрешено, но Сунной является совершить ее с джама"атом, исходя из хадисов на эту тему и единогласного мнения всех мусульман (иджма")” . См. «аль-Маджму"» 5/314.

Совершая молитву джаназа над мужчиной, следует встать напротив его головы, а совершая ее над женщиной, следует встать напротив ее тела. Самура ибн Джундуб рассказывал: “Однажды я молился позади пророка (мир ему и благословение Аллаха), который совершал молитву джаназа над женщиной, умершей от родов, и он встал напротив середины ее тела”. аль-Бухари 1331, Муслим “Джаназа” 101.

От Абу Гъалиба сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах), совершая молитву джаназа над мужчиной встал напротив его головы, а совершая над женщиной, встал напротив середины ее тела. Когда же его спросили, делал ли так посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: "Да". Абу Дауд 2/66, ат-Тирмизи 2/146. Иснад достоверный.

Во время молитвы джаназа желательно выстроиться в три ряда, однако многие мусульмане не придают этому должного внимания. Сообщается, что когда Малик ибн Хубайр совершал молитву джаназа, он ставил людей в три ряда, даже если их было мало, и говорил: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обязательно попадет в Рай тот человек, заупокойную молитву по которому совершили люди, выстроившиеся в три ряда»". Абу Дауд 3166, ат-Тирмизи 1028. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа с семью людьми, и в первом ряду он поставил троих, во втором двоих и в третьем двоих". ат-Табарани в "аль-Кабире" 7785.

Молитву джаназа можно совершать одновременно над несколькими телами, и в таком случае перед имамом следует поставить сначала мужчин, а затем женщин. Сообщается от Нафи"а, что Ибн "Умар (или Ибн аль-"Ас) одновременно совершил джаназа над девятью умершими, и первыми лежали мужчины, а женщины были за ними. ан-Насаий 1/280, ад-Дарукъутни 194, Ибн аль-Джаруд 267, иснад достоверный.

Однако имам ан-Науауи считал, что по отдельности над каждым телом совершить молитву джаназа лучше, чем над несколькими сразу. См. «аль-Маджму"» 225.
Если же одновременно совершают молитву над женщиной и мальчиком, то ближе к имаму ставят мальчика. Сообщается от "Аммара, что когда он присутствовал на похоронах Умм Кульсум и ее сына, ее сына поставили перед имамом, а Умм Кульсум за сыном. "Аммар сказал: "Я был этим удивлен! Там среди людей были Ибн "Аббас, Абу Са"ид, Абу Къатада и Абу Хурайра (да будет доволен ими всеми Аллах). Я спросил их об этом, и они сказали: "Это Сунна". ан-Насаи 1977, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Женщины также могут совершать молитву джаназа над умершим. От "Абдуллаха ибн аз-Зубайра сообщается, “что "Аиша и другие жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершили молитву джаназа над Са"дом ибн Абу Уаккъасом в мечети”. Муслим 973.

Если человек отсутствовал при похоронах своих близких, то он может пойти на могилу и совершить джаназа над ней. Но ученые сказали, что это можно сделать, если с момента смерти не прошло более месяца, до того пока тело начнет разлагаться. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа над могилой после того, как ее закопали". Ибн Маджах 1531. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Также от Джабира сообщается, что "пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа над могилой женщины, которая была уже похоронена" . ан-Насаи 2025. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Если молитву джаназа совершают двое, то второму следует встать не рядом с имамом, а позади него. Сообщается, что однажды Абу Тальха позвал пророка (мир ему и благословение Аллаха) для совершения джаназа над "Умаиром ибн Абу Тальхой, когда тот скончался. Придя к ним, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил над ним молитву в их доме, (и во время молитвы) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел вперед, Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) встал позади него, а Умм Суляйм встала позади Абу Тальхи, и не было с ними (во время молитвы больше) никого. аль-Хаким 1/365, аль-Байхакъи 4/30. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Исходя из этого хадиса, следует, что если людей, совершающих джаназа двое, то второй стоит позади имама, а не рядом, как это делается в обычной молитве. Шейх аль-Альбани в "Ахкамуль-Джанаиз" говорил, что в этом хадисе упоминается самое малое количество людей присутствовавших на молитве джаназа, так как нет хадисов, где было бы указано меньшее количество, чем трое.

Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал совершать молитву джаназа, стоя между могилами". ат-Табарани в "аль-Аусат" 1/80. Иснад хороший о чем сказал шейх аль-Альбани.
Исходя из хадиса следует, что, совершая молитву джаназа над умершим (или над закопанным) нельзя становиться между могилами. Также не следует совершать джаназа и повернувшись лицом к могилам.

Молитву джаназа не обязательно совершать именно на кладбище, а лучше всего иметь специальное место, отведенное для этой молитвы. Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) было специальное место, отведенное для совершения молитвы джаназа, которое называлось местом стояния Джибриля.

Кто проводит молитву джаназа?

Если умер мусульманин, то совершить над ним молитву джаназа имеет больше права имам, амир или его наиб, чем его родственник. Абу Хазим рассказывал: "Я присутствовал в день смерти Хасана ибн "Али, и я слышал как Хусейн Ибн "Али (брат Хасана) сказал Са"иду ибн аль-"Асу: "Становись вперед, если бы это не было Сунной, то я не поставил бы тебя вперед". Абу Хазим сказал: "А между ними в то время что-то было" . аль-Хаким 3/171, аль-Баззар 814, предание хорошее.
Са"ид ибн аль-Ас в то время был амиром Медины.

А если нету амира или наиба, то должен совершить молитву над умершим тот, кто лучше знает Книгу Аллаха, как сказал об этот посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Имамом для людей становится тот, кто лучше и грамотней читает Книгу Аллаха, а если в этом они равны, то тот, кто лучше знает Сунну» . Муслим 2/133.

О совершении молитвы джаназа в мечети

От Ибн аз-Зубаира передается, что "Аиша сказала, чтобы тело умершего Са"да ибн Абу Уаккъаса занесли в мечеть для того, чтобы она совершила над ним джаназа, и людям это не понравилось. Тогда "Аиша сказала: “Как быстро вы забыли, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву над Сухайлям ибн Байда" именно в мечети!” Муслим 973.

Большинство ученых считает, что совершать молитву джаназа в мечети дозволено, и на это указывают достоверные хадисы. Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Достоверно известно, что "Умар совершил джаназа над Абу Бакром в мечети, а Сухайб совершил молитву джаназа в мечети над "Умаром, и ни один сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) не отрицал этого. Таким образом, сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха) было принято единогласное решение (иджма"), что молитву джаназа совершать в мечети дозволено”. См. "Тухфатуль-Ахъюзи" 4/123.

Что же касается хадиса, в котором сказано: «Кто совершил молитву джаназа в мечети, тому нет ничего» Абу Дауд 3190, достоверный хадис, ученые, объединив эти хадисы, сказали, что делать молитву джаназа не в мечети лучше, о чем сказал также Ибн аль-Къайим. См. “Задуль-Ма"ад” 1/502.

О совершении молитвы джаназа над отсутствующим

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что "посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил людям о кончине Наджаши (Негуса) в тот самый день, когда он умер. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к месту молитвы, построил людей рядами и произнес четыре такбира". аль-Бухари 1245, Муслим “Джаназа” 62.

Ибн аль-Къайим сказал: "Не было Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершать молитву джаназа над каждым отсутствующим мусульманином, поскольку умирало много мусульман из отсутствующих, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал молитву над всеми ними, но имеются достоверные хадисы о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа над Негусом (правителем Эфиопии, который умер в Эфиопии, будучи мусульманином). В этом вопросе ученые разошлись во мнении:
1. Первое мнение состоит в том, что молитву джаназа дозволено совершить за любого отсутствующего мусульманина. И это мнение имамов аш-Шафи"и и Ахмада (да смилуется над ними Аллах).
2. Имамы Абу Ханифа и Малик (да смилуется над ними Аллах) считали, что так мог делать только пророк (мир ему и благословение Аллаха) и никто другой.
3. Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Истина в этом вопросе состоит в том, что если мусульманин умер в местности, в которой за него некому было совершить молитву, то за него следует ее совершить”. И это мнение является самым лучшим"
. См. “Задуль-Ма"ад” 1/205.

О том, над кем можно совершить или не совершить молитву джаназа

Молитву джаназа следует совершать над каждым мусульманином, и дозволено не совершать ее только над шахидами и детьми, не достигшими совершеннолетия.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "шахидов, павших в битве при Ухуде, не омывали, не заворачивали (в саван), а хоронили их окровавленными, не совершив над ними молитву" . Абу Дауд 3135, аль-Байхакъи 4/10. Хадис хороший.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что “когда умер Ибрахим, сын пророка (мир ему и благословение Аллаха), ему было восемнадцать месяцев, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершил над ним молитву”. Ахмад 6/267, Абу Дауд 3187, хадис хороший.
Однако есть хадисы, в которых сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал джаназа как над шахидами, так и над детьми. От Ибн Мас"уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что "пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа над Хамзой и некоторыми сподвижниками, которые были убиты в день битвы при Ухуде". Ахмад 1/463. Шейх "Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу"айб аль-Арнаут назвали иснад достоверным.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И над ребенком совершается молитва». Ибн Маджа 1507, от Мугъиры. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Совершение над ними джаназа не является обязательным, хотя это сделать можно, и нет такого в Исламе, что над шахидом джаназа не совершается вообще. Шейх аль-Альбани сказал: "Нет сомнения в том, что совершить молитву над ними, если есть возможность, лучше, чем оставлять ее, так как она мольба и поклонение" . См. "Ахкамуль-джанаиз" 108.

Джаназа можно также совершить и над выкидышем, поскольку в Сунне есть и такое. От Мугъиры ибн Шу"бы сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «...и над выкидышем совершается молитва, но просят прощения и милости его родителям». аль-Хаким 1/355, Ибн Хиббан 796. Шейх аль-Альбани, "Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу"айб аль-Арнаут назвали иснад хадиса достоверным.
Имам аш-Шаукани сказал: "Если совершается молитва над ребенком, то желательно сказать: "О Аллах, сделай его для нас опередившим (в Раю), последователем и наградой". Это приводит имам аль-Байхакъи, с хорошим иснадом от Абу Хурайры. См. “Найлюль-Аутар” 4/55.

/Аллахумма-дж"альху ляна фаратан, уа саляфан, уа аджран/.

Примечание:
- Молитву джаназа совершать над детьми неверных не следует, поскольку они считаются на религии своих отцов.

1. Тот, на ком был долг
Когда к пророку (мир ему и благословение Аллаха) приносили покойника, он спрашивал: «Есть ли на нем долг?» И если ему отвечали, что на нем не было долга, то он совершал над ним молитву, если же на нем был долг, он говорил сподвижникам, чтобы они совершили молитву, и не совершал ее сам. См. “Задуль-Маад”.

От Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды принесли одного умершего мусульманина из числа Ансаров, чтобы он совершил над ним джаназа, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершите молитву над вашим другом, ибо на нем долг!» Абу Къатада сказал: “Он на мне”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Ты выплатишь?» Он сказал: “Да, выплачу”. И после этого пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил над ним молитву. ан-Насаи 1960. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
В этом указание на величие положения долгов в Исламе!

Тот, кто взял на себя обязательства выплатить долг за умершего должен это сделать как можно быстрее. В другой версии этого хадиса сказано, что когда Абу Къатада сказал: “Долг на мне”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Долг на тебе и из твоего имущества, а умерший к нему уже не причастен». После этого, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) встречал Абу Къатаду, он все время спрашивал его о долге, и однажды он сказал: “Я выплатил его, о посланник Аллаха” . Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Почему же сейчас, когда его тело стало холодным?» аль-Хаким 2/58, аль-Байхакъи 6/74. Иснад хадиса хороший.

2. Самоубийца
Джабир ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "один человек покончил жизнь самоубийством и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершил над ним молитву" . ат-Тирмизи 1068, Ибн Маджа 1526. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

3. Укравший что-либо из трофеев
Сообщается, что когда к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принесли тело мусульманина, который украл из трофеев, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам не совершил молитву над ним, а сказал своим сподвижникам: «Совершите молитву над вашим другом». Ахмад 4/411, аль-Хаким 2/127. Достоверный хадис.

Из всего сказанного следует, что над такими категориями людей, как самоубийца и своровавший что-либо из трофеев можно совершать молитву, но не амиру, ученым и уважаемым людям. Имам Ахмад сказал: "Над самоубийцей имам не совершает молитву, но это делают другие мусульмане". Это подтверждается тем, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам не совершал над такими людьми молитву, но говорил своим сподвижникам, чтобы они совершили ее, и таким людям не следует делать такие же похороны, как и праведным мусульманам, поскольку они совершили большой грех. См. "Задуль-Ма’ад"
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Если кто-то (из имамов) не встанет на молитву за одного из них, для того, чтобы это было уроком для других людей, то в этом есть благо. Но если вместе с этим он обратиться с мольбой для них про себя, то он совершит два благих деяния". См. "аль-Ихътиярат" 52.
Также саляфы не совершали молитву джаназа и не ходили на похороны к приверженцам нововведений, дабы это было уроком для остальных.

Над кем запрещено совершать молитву джаназа

Большим грехом в Исламе является просить прощения у Аллаха или совершать погребальную молитву над неверными. Всевышний Аллах сказал: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли будучи нечестивцами» (ат-Тауба 9: 84).

Нельзя испрашивать прощения даже для близкого родственника, если он был неверным, и доказательством этому служит следующий аят: «Не подобает пророку и тем, которые уверовали, испрашивать прощения для многобожников, даже если они им были близкими родственниками, после того, как им стало ясно, что они обитатели Огня» (ат-Тауба 9: 113).
Имам ан-Науауи сказал: "Молитва джаназа над неверным и мольба о прощении для него - запрещено Кораном и единогласным решением общины мусульман (иджма")" . См. «аль-Маджму"» 5/144.

В завершение, хвала Аллаху - Господу миров!

Проведение джаназа-намаза над усопшим - долг мусульманской общины. Этот ритуал не ограничивается чтением молитв и поминами. Готовить умирающего к последней церемонии нужно еще при жизни.

Священная обязанность

Пророк Мухаммед призывал свою общину готовить умирающего человека к джаназа-намазу до наступления смерти. Родные и близкие, находящиеся рядом, должны побуждать человека к произнесению фразы, которая на арабском языке звучит приблизительно так: «Ля илляха илля Ллах» (нет бога, кроме Всевышнего Аллаха). Считается, что если именно эти слова будут последними в жизни мусульманина, верующему человеку простятся многие грехи.

Достойное погребение усопшего по всем правилам Шариата относится к фард аль-кифая, то есть к общественной обязанности. Мусульмане, находящиеся рядом с умершим единоверцем, должны похоронить его, даже если они не являются его кровными родственниками. Если они откажутся от этой обязанности, грех ложится на каждого члена общины.

Что необходимо знать об омовении

Как и у христиан, у мусульман принято омывать усопших прежде, чем предать их тела земле. Единоверцам следует помнить о некоторых правилах проведения этого ритуала:

  1. Община должна выбрать человека, который более всех других разбирается в вопросах омовения и сможет провести обряд правильно. Вероятно, усопший мог кому-нибудь доверить совершение ритуала. Выбранный человек должен хорошо знать мусульманские традиции. Кроме того, он должен дать свое согласие на проведение обряда. Омовение в большинстве случаев проводится группой лиц. Справиться одному человеку будет очень сложно.
  2. Для проведения ритуала нужно найти закрытое помещение, в котором не должны присутствовать посторонние.
  3. Покойного должны омывать люди одного пола с ним. Мужчина может омыть девочку, а женщина - мальчика, если ребенку еще не исполнилось 7 лет. Обряд может проводить и законный супруг.
  4. Вода для проведения ритуала должна быть чистой. Наличие в ней каких-либо загрязнений, нечистот и т. д. недопустимо.
  5. Воина-шахида (погибшего на войне за веру) не омывают, в каком бы состоянии ни было его тело. Шахида хоронят в той одежде, в которой он был убит, и не совершают над ним джаназа-намаза.

Проведение ритуала

Прежде чем приступить к проведению обряда омовения, присутствующие должны создать ният (намерение). Намерению в исламе уделяется особое внимание, поскольку от него зачатую зависит греховность или праведность поступка. Участвующим в омовении предстоит раздеть усопшего, увидеть его голым. Вот почему они должны создать намерение, согласно которому их целью будет подготовка покойного к джаназа-намазу, а не созерцание нагого тела, что в исламе не приветствуется даже по отношению к представителю своего пола. Ният достаточно произнести мысленно.

Приступая к ритуалу, мусульмане произносят «бисмиллях» (с именем Всевышнего). Для омовения покойного выбирают место, на котором нужно будет совершить ритуал. Необходимо закрыть аурат умершего (те части тела, которые недопустимо показывать другим людям), а затем снять с него одежду. Людям, которые будут касаться тела, нужно обмотать себе кисти рук повязками. В начале ритуала покойному нужно надавить на живот. Таким образом тело будет очищено от оставшихся в нем нечистот, которые затем необходимо будет смыть. Обряд для мертвого напоминает омовение живого, готовящегося к молитве мусульманина. Проведение некоторых обязательных частей ритуала, например, истиншак (очищение носовой полости) и мадмада (очищение ротовой полости), для умершего невозможно. Участвующим в церемонии нужно просто провести рукой по рту и носу усопшего.

Начинать омывать умершего нужно с правой стороны.

Вода для мытья головы и бороды должна быть смешана с маслом лотоса. При отсутствии масла воду можно смешать с мылом. Волосы женщин заплетают в косички. С тела умершего необходимо удалить все, что и при жизни для мусульманина недопустимо. Ногти на руках и ногах следует состричь. Волосы с подмышечных впадин и половых органов удаляют. Омовение совершается 1 раз. Однако желательно повторить его трижды. В воду для последнего омовения добавляют немного камфары. После этого тело обтирают сухим полотенцем.
Омыть умершего водой можно не всегда. Нельзя это делать в тех случаях, когда человек погиб в огне. Причиной становится и отсутствие достаточного количества воды, например, когда смерть настигла человека вдали от водоемов или в пустыне. Верующие совершают аттайаммум (очищение землей). Земля для проведения аттайаммума должна быть чистой, без примесей нечистот.

Оборачивание в кафан

Хоронить в гробах у мусульман не принято. Завершающей частью подготовки к проведению джаназа-намаза является оборачивание в кафан (саван). При этом нужно соблюдать ряд обязательных правил:

  1. Мужчину нужно завернуть в три одеяния (куска ткани) белого цвета. Одеяния должны быть сделаны из хлопка. Покупать дорогую ткань необязательно. На мусульманских похоронах любая роскошь считается нежелательной. Скромность похорон подчеркивает равенство всех последователей ислама между собой: перед смертью равны и богатые, и бедные. Материал для савана не должен быть прозрачным.
  2. Женщину следует заворачивать в пять одеяний, поскольку женское тело и при жизни должно быть прикрыто более мужского. Нижняя часть тела покойной закрывается изаром. Кроме того, необходимы платок и рубаха.
  3. Тело ребенка женского пола обычно оборачивают в два куска ткани. Для мальчиков достаточно одного одеяния, но допускается использование и трех.
  4. Материю для оборачивания допустимо умащать благовониями. Делать это нужно нечетное количество раз.
  5. Если верующие не располагают достаточным количеством материала, в первую очередь покрывать нужно голову. Ноги закрывают душистым тростником.
  6. Людей, находящихся в состоянии ихрама, называют мухримами. Ихрам - особое состояние чистоты паломника, совершающего хадж. Мухриму не покрывают голову. Запрещено использовать благовония при оборачивании тела.

Похоронная молитва

После полной подготовки тела к погребению собираются родные и близкие покойного, читается молитва джаназа. Имаму следует встать на уровне груди усопшего. Все остальные присутствующие встают сзади, как во время проведения обычной коллективной молитвы.

В первую очередь читается вступительный такбир. Затем идет сура аль-Фатиха. После второго такбира читают слова благословения пророка. После третьего такбира читают ду`а (молитву) за умершего. В ду`а упоминается не только усопший, но и ныне здравствующие мусульмане. После четвертого такбира делают паузу. Затем один или два раза произносят слова таслима.

Погребение усопшего

При погребении умершего нужно совершить ряд обязательных действий. Мусульман принято хоронить в день смерти. Сразу же после похоронной молитвы тело в саване относят на мусульманское кладбище. Могилы для последователей ислама отличаются от могил, которые готовят для христиан, специальной нишей - ляхд. Желательно, чтобы все присутствовавшие на чтении молитвы имамом сопровождали покойного в последний путь и несли тело. Умершего нужно положить в нишу на правый бок лицом к Кибле. В последнюю очередь следует развязать узел на кафане. Ляхд заделывают глиной.
Присутствующим на похоронах желательно (сунна) бросить по три горсти земли в могилу, которую затем зарывают. Ставить дорогих памятников над последним пристанищем мусульманина не принято.

Их заменяют небольшими надгробными камнями, которые указывают границы могилы.

Этика похоронного обряда

Некоторые действия во время похоронного ритуала нужно совершить обязательно, других следует избегать:

  1. Женщины имеют право присутствовать на джаназа-намазе. Провожать тело на кладбище им запрещено.
  2. Желательно соболезновать семье умершего. Это поддерживает родственников и облегчает их скорбь.
  3. Оплакивать усопшего дозволено. Однако не следует делать этого слишком громко. Категорически запрещено проявлять недовольство предопределением Аллаха. Проявления скорби в виде сбривания или вырывания волос, нанесения себе ударов по лицу, громких криков и причитаний, разрывания на себе одежды тоже находятся под строгим запретом. Мусульманин должен выражать покорность воле Всевышнего.
  4. Могилу умершего родственника нельзя превращать в место поклонения, произносить молитвы, повернувшись в ее сторону, освещать ее, строить на ней мечеть и т. п., поскольку все это является проявлением многобожия.
  5. Человек, который не смог присутствовать на похоронной молитве, может помолиться за единоверца над его могилой до или после проведения погребального обряда.
  6. Друзьям и родственникам покойного желательно готовить еду в его доме в день похорон, поскольку члены семьи умершего отвлечены своим горем.


Следует ли читать похоронную молитву над новорожденным?

Если ребенок находится в утробе матери менее 4 месяцев, а затем происходит выкидыш, над таким ребенком не читают погребальную молитву. Его заворачивают в саван и хоронят. Мусульмане верят, что, когда детям в утробе исполняется 4 месяца, ангел вдыхает в них душу. Ребенка уже следует рассматривать как полноценного человека. Если он родился мертвым, его хоронят согласно законам Шариата. Дети, подававшие признаки жизни после рождения, имеют право на получение имени.

Если новорожденный умрет, его придают земле по исламскому обряду.

Родителям, потерявшим ребенка, не следует сетовать на волю Аллаха. В мусульманском обществе это не принято. Людям неведомы и непонятны замыслы Создателя. С потерей новорожденного сына довелось столкнуться даже пророку Мухаммеду. Если ребенок умер во младенческом возрасте, он сразу попадет в рай. Более того, ребенок будет просить Всевышнего за своих родителей. Отца и мать, покорно принявших ранний уход ребенка, ожидает большое вознаграждение в следующей жизни.

Над кем не совершается погребальная молитва?

  1. Не мусульмане. Над человеком, который при жизни придерживался другого вероисповедания, молитву аль-джаназа не читают, так как такой человек отвергал Шариат.
  2. Разбойники. Если разбойник был убит во время поимки, омывать его и совершать над ним погребальную молитву не полагается. Если же зарабатывавший неправедным трудом человек был пойман и казнен или умер во время судебного разбирательства, хоронить его необходимо по мусульманскому обряду.
  3. Смутьяны, призывавшие к свержению власти. На них распространяются те же правила, что и на разбойников.
  4. Лицемеры. Так называют людей, которые жили по Шариату из корыстных соображений, не будучи мусульманами в душе. Если человек был уличен в лицемерии, хоронить его по исламским законам нельзя.
  5. Убийцу одного из родителей не омывают и не читают над ним молитвы, если он умер своей смертью. Пойманного и казненного убийцу следует похоронить наравне с праведными мусульманами.

Некоторые имамы призывают совершать погребальные молитвы над всеми мусульманами, в каком бы преступлении они ни были уличены. Другие имамы считают, что священнослужитель имеет право отказать в обряде неправедному человеку, однако родственники могут провести ритуал сами и молиться за покойного. Людям не всегда известны истинные причины поступков ближнего.

Рассудить справедливо способен лишь Бог.

Вопрос о том, нужно ли читать джаназа-намаз по самоубийце, остается открытым. Большинство имамов полагает, что отказывать самоубиенному в последней молитве не следует. Этот человек пошел против воли Всевышнего, оборвав свою жизнь раньше срока. Однако никто, кроме самоубийцы, не пострадал от его действий. Единственным судьей для человека, совершившего суицид, может быть только Создатель.

В какое время суток погребальная молитва запрещена?

Пророк Мухаммед указал временные промежутки, запретные для проведения погребальной церемонии:

  1. Восход солнца. Начинать церемонию можно только тогда, когда солнце поднимется на высоту одного копья над горизонтом.
  2. Солнце в зените.
  3. Закат.

Запреты, вероятно, связаны с тем, что эти временные промежутки полагается посвятить обязательным намазам, которые мусульмане совершают ежедневно.

Смерть человека ранит сердца близких, вне зависимости от их вероисповедания. Молитва за усопшего - польза не только для того, кто недавно оставил этот мир, но и для тех, кто в нем остался, кому еще только предстоит уйти в вечность. Ислам поощряет размышления о смерти. Мысли о бренности бытия помогают людям отказаться от многих грехов, чаще совершать благородные поступки.

Совершение джаназа-намаза (заупокойный намаз) относится к категории фард-кифайа (коллективная обязанность). Иначе говоря, если в ней примет участие часть мусульман или даже один человек, даже юноша мумайз выполнение такой обязанности снимается с остальных.

Основой обязательности его совершения служит хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh:

عن أبي هريرة رضي الله عنه : « أن رسول الله نعى النجاشي في اليوم الذي مات فيه، فخرج الى المصلى، فصفّ بهم، وكبر أربعا » رواه البخاري ومسلم

Смысл: «Поистине, Пророк, мир ему и благословение, сделал соболезнование за Нажаши в день его смерти, встал на место намаза, выровнял ряды и произнес четыре такбира» .

И также хадис от Ибну Умара, да будет доволен им Аллаh, что Пророк, мир ему и благословение, сказал:

عن ابن عمر رضي الله عنهما: أن النبي ﷺ قال: « صل ّ وا على صاحبكم » رواه البخاري

Смысл: «Совершите намаз за вашего товарища» .

Время совершения джаназа-намаза

Джаназа-намаз можно совершить в любое время суток. Не является нежелательным его совершать во время нежелательных для намаза промежутках времени.

Не является сунной откладывание джаназа-намаза для увеличения числа молящихся, кроме случаев, когда ждут вали, с условием, что усопший из-за этого не станет разлагаться.

Место

Разрешается совершить джаназа-намаз там, где дозволяется совершить намаз (обязательный или желательный). Желательно совершить в мечети, так как там собираются больше людей.

Основой этому хадис от Айши, да будет доволен ею Аллаh:

عن عائشة رضي الله عنها: « أن النبي صلى على سهيل بن بيضاء في المسجد» رواه مسلم والترمذي

«Поистине, Пророк совершил (джаназа-намаз) за Сухайл бин Байзаъа в мечети»

Если есть вероятность, что от этого мечеть испачкается, то тогда не разрешается совершать намаз там.

Если усопшего похоронили, не совершив джаназа-намаз, то тогда джаназа-намаз совершают над могилой, стоя рядом с ней.

Условия

Условия для джаназа-намаза те же, что и для обычных намазов (обязательных и желательных), такие как чистота, омовение, поворачивание в сторону Киблы и т.д.

Не является условием, чтобы джаназа-намаз совершался коллективно, достаточно и одним человеком. Если даже это будет юноша мумайз. Но является сунной, чтобы этот намаз совершался коллективно.

Не является достаточным совершение джаназа-намаза женщинами при присутствии мужчин или юноши мумайз, так как это является пренебрежением к усопшему. Если нет мужчин или юноши мумайз, то тогда обязанность переходит на женщин и будет достаточным, если они совершат этот намаз. Джаназа-намаз женщины совершают по отдельности, так как не является сунной для женщин совершать его коллективно. Имам Шафии сказал: «Если они совершат его коллективно, то в этом нет ничего предосудительного».

Является обязательным совершить джаназа-намаз до того, как усопшего похоронят, если же усопшего похоронят до совершения намаза, то все, кто обязан совершить джаназа-намаз, попадают в грех, и в таком случае намаз совершается над могилой (рядом) и могилу не раскапывают, чтобы совершить намаз. Но если они не совершили намаз по забывчивости или была какая-нибудь другая уважительная причина, то в том, что они его похоронили, не совершив намаз не будет греха.

Также условием является то, чтобы между усопшим и между совершающим джаназа-намаз не было больше трехсот локтей (примерно 150 метров), в том случае если усопший находится в одном городе или селе. Также нельзя, чтобы между ними была преграда, как стена и т.д., если даже на ней есть окно, т.е. если люди, например, совершат намаз в мечети, а усопший будет находится за стеной на улице, то такой намаз не засчитывается, только если там будет открытая дверь, то в этом случае намаз засчитывается.

Во время совершения джаназа-намаза является сунной встать в три ряда и больше.

В хадисе говорится:

عن مالك بن هبيرة رضي الله عنه: أن النبي ﷺ قال: « ما من مسلم يموت فيصلي عليه ثلاثة صفوف من المسلمين إلا أوجب » رواه أبو داود والترمذي والحاكم

«Нет усопшего, за упокой которого совершат намаз три ряда мусульман, кроме как попадет в Рай »

Также сунной является то, чтобы заупокойную молитву совершали как можно больше людей. Основой этому является хадис:

قال النبي ﷺ: « ما من مسلم يصلي عليه أمة من المسلمين، يبلغون مئة، كلهم يشفع فيه إلا شفعوا فيه» رواه مسلم

«Нет усопшего, за упокой которого помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, кроме как их молитва не останется непринятой» .

Во время совершения джаназа-намаза имам становится рядом с головой усопшего мужчины, таким образом, чтобы ноги были с правой стороны, и рядом с талией усопшей женщины, чтобы голова была с правой стороны, об этом пишет Бужайрами.

Условием является, чтобы усопший во время намаза находился впереди молящихся, также является условием, чтобы могила над которой совершается джаназа-намаз находилась впереди молящихся.

Также условием является то, чтобы усопший был омыт, намаз, совершенный до его омывания, не засчитывается.

Если собралось много усопших, то за всех можно совершить один джаназа-намаз.

Обязательные составные части

Намерение

Намерение обязательно делать сердцем во время произнесения такбират-уль ихрама (вступительного такбира): «Я намерился совершить обязательный джаназа-намаз за этого усопшего (или этих усопших, если их несколько)» . Является желательным произнести намерение вслух, чтобы было слышно самому себе. Упоминать в намерении что это «фард-уль кифая» не обязательно.

Является обязательным упомянуть в намерении, что он совершает намаз следуя за имамом, если он является таковым. Так же обязательны все остальные условия, которые обязательны в фард (обязательных) намазах.

Не обязательно упоминать усопшего по имени, достаточно сделать намерение, что он совершает обязательный намаз за усопшего, находящегося перед ним. Если маъмум сделает намерение совершить обязательный намаз за тех людей (усопших), за которых имам сделал намерение совершить намаз, то этого будет достаточно.

Обязательно имаму (или тому, кто совершает намаз индивидуально) упомянуть имя усопшего и имя его отца, если усопший находится не рядом, но маъмуму достаточно сделать намерение за тех людей, за которых имам совершает джаназа-намаз.

Если в намерении упомянули имя усопшего, а после оказалось наоборот, к примеру, назвали Ахмада, а оказалось, что он Мухаммад, то намаз не засчитывается.

Не обязательно также в намерении упоминать численность усопших, если их много, но если упомянули в намерении десять человек, а усопших оказалось одиннадцать, то тогда намаз не засчитывается, а если упомянули большее количество, а оказалось меньшее, к примеру, упомянули десять, а оказалось девять, то тогда намаз считается.

Если совершали джаназа-намаз за усопших находящихся не рядом, и во время намаза принесли одного из них, то для этого усопшего обязательно совершить джаназа-намаз повторно.

Стояние

Является обязательным стоять, если есть такая возможность. Если нет, то совершают намаз сидя, если и так невозможно, то тогда лежа на правом боку, если и так не получается – на левом, если и так не получается, тогда на спине, повернув ступни ног и лицо в сторону киблы, подложив под голову что-нибудь.

Четыре такбира

Так же обязательной основой является произношение четырех такбиров, с учетом вступительного такбира. Основой этому является вышеупомянутый хадис:

«Поистине, Пророк сделал соболезнование за Нажашия в день его смерти, встал на место намаза, выровнял ряды и произнес четыре такбира»

Если совершающий намаз не намеренно произнесет пятый такбир, то его намаз не нарушается. Если имам произнесет пятый такбир, то маъмуму разрешается дать салям и завершить намаз, но предпочтительнее подождать имама, чтобы вместе завершить намаз.

Является сунной при произнесении такбира поднимать руки и ставить руки ниже груди, как в остальных намазах.

Основой этому является то, что рассказал Абдуллах ибну Умар, да будет доволен ими Аллаh:

عن عبد الله بن عمر رضي الله عنهما: « أن عمر رضي الله عنه كان يرفع يديه على الجنازة في كل تكبيرة » هذا الأثر رواه البيهقي

Смысл: «Поистине Умар, да будет доволен им Алла h , поднимал руки во время джаназа-намаза в каждом такбире» . Подобное делали Ибну Умар и Хасан бин Али, да будет доволен ими Аллаh.

Является сунной имаму произносить такбиры громко, остальные – маъмум и тот, кто совершает намаз сам – произносят так, чтобы слышали они сами.

Если маъмум во время джаназа-намаза без уважительной причины отстанет от имама на один такбир, например, имам произнес третий такбир, а маъмум еще на первом, то его намаз нарушается. Но если имам произнес салям, а маъмум еще на третьем намаз не нарушается.

Уважительной причиной является, если маъмум не расслышал такбир имама, или же забыл или если маъмум читает медленно.

Масбук (опоздавший к началу джаназа-намаза) произносит такбир и читает «аль-Фатиху» и, если имам произнес такбир до того, как тот закончил чтение «аль-Фатихи», он следует за имамом, и «аль-Фатиха» будет считаться как прочитанная, и масбук после того, как имам произнесет салям, возмещает остальное. Например, человек присоединился к джаназа-намазу, а имам тем временем находится на втором такбире (читает салават), человек вступает в намаз, произнося такбир, и читает «аль-Фатиху». Затем, если имам до того, как тот дочитал «аль-Фатиху» произнес такбир (перешел на третий такбир и начал читать дуа), ты хоть и не дочитал «аль-Фатиху», следуешь за ним (произносишь второй такбир), и начинаешь читать салават, и так по порядку. Затем, после того, как имам произнес салам, ты просто продолжаешь, произносишь (четвертый) такбир, и читаешь дуа. То же самое, если ты пришел на третий такбир.

Чтение «аль-Фатихи»

В джаназа-намазе обязательно прочитать суру «аль-Фатиха». Предпочтительно прочитать суру «аль-Фатиха» после первого такбира, если прочитать после одного из четырех такбиров, то этого достаточно. Является сунной произносить «амин» после завершения чтения «аль-Фатихи». Не является сунной читать суры или аяты из Корана после «аль-Фатихи». Также не является сунной читать «дуа аль-Ифтитах».

Если есть опасность того, что задерживаясь на намазе, тело разлагается, то является обязательным ограничиться только на обязательных составных частях джаназа-намаза.

Чтение Салавата

Чтение салавата также является обязательной основой в джаназа-намазе. Условием является чтобы ее чтение было после второго такбира. Достаточный вариант: «Аллахумма Салли аля Мухаммад» . Не является обязательным произносить слово «Алихи», напротив является сунной.

الحمد لله رب العالمين

Транскрипция: «АлхамдулиЛляhи-р-Раббиль алямин»

Смысл: «Вся хвала Аллаху – Господу миров».

И в конце (по окончании чтения салавата) желательно сделать дуа за мусульман и мусульманок, например:

اللهم اغفر للمؤمنين والمؤمنات

Транскрипция: «Аллаhуммагъфир лиль муъминина валь муъминат»

Смысл: «О, Аллаh, прости грехи всех верующих мужчин и женщин»

اللهم صلى على سيدنا محمد وعلى آل سيدنا محمد كما صلّيت على سيدنا إبراهيم وعلى آل سيدنا إبراهيم وبارك على سيدنا محمد وعلى آل سيدنا محمد كما باركت على سيدنا إبراهيم وعلى أل سيدنا إبراهيم فى العالمين إنك حميد مجيد

Транскрипция: « Алла h умма салли г I аля Мухаммадин ва г I аля али Мух I аммад, кяма салляйта г I аля сайидина Ибра h има ва г I аля али сайидина Ибра h им, ва барик г I аля сайидина мух I аммадин ва г I аля али сайидина мух I аммад кяма баракта г I аля сайидина Ибра h има ва г I аля али сайидина Ибра h им, филь г I алямина иннакя Х I амидун Маджид»

Смысл: «О, Алла h ! Благослови Пророка Мухаммада и его семейство, так же, как ты благословил Пророка Ибрахима, мир ему и его семейству! О, Алла h ! Даруй благодати Пророку Мухаммаду и его семейству, как ты даровал ее Пророку Ибрахиму, мир ему и его семейству, во всех мирах. Воистину ты достойный похвалы, славный!»

Чтение дуа

Дуа для усопшего также является обязательной основой этого намаза, так как самой большой целью от джаназа-намаза является дуа для усопшего. Условием является чтобы дуа прочитали после третьего такбира. Недостаточно дуа, которое делается за всех мусульман и мусульманок.

Достаточный вариант:

اللهم اغفر له/ها/ وارحمه/ها/

Транскрипция: «Аллаhумма-гъфирляhу(hа) варх I амhу(hа)»

Смысл: «О Аллах, прости его и помилуй» .

Слова «ляhу», «анhу», «афиhи» оканчиваются слитным личным местоимением мужского рода единственного числа третьего лица «hу»/«hи», которое употребляется в тех случаях, когда речь идёт о мужчине.

Если с мольбой обращаются за покойную женщину, вышеупомянутое местоимение во всех случаях заменяется на слитное местоимение женского рода единственного числа третьего лица «ha», например: «Аллаhумма-гъфирляhа ва-рхамhа» (О, Аллаh, прости ее и помилуй). Если же делается за несколько человек, то тогда в конце говорят «hум».

Является сунной побольше делать дуа, если нет опасности скорейшего разложения усопшего, и предпочтительным является говорить то, что в подобных случаях говорил Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует.

Сообщается, что Авф бин Малик, да будет доволен им Аллаh, сказал:

روى عوف بن مالك رضي الله عنه قال: «صلى رسول الله ﷺ على جنازة، فحفظت من دعائه وهو يقول: « اللهم اغفرله وارحمه، وعافه واعفه عنه، وأكرم نزله، ووسع مدخله، واغسله بالماء والثلج والبرد، ونقّه من الخطايا، كما نقّيت الثوب الأبيض من الدّنس، وأبدله داراً خيراً من داره، وأهلا خيرا من أهله، وزوجا خيرا من زوجه، وأدخله الجنة، وأعذه من عذاب القبر، ومن عذاب النار» قال: حتى تمنيت أن أكون أنا ذلك الميت لدعاء رسول الله ﷺ» رواه مسلم

Смысл: «(Однажды) Посланник Аллаhа совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаhу со словами мольбы за покойного, он сказал:

«Аллаhумма-гъфирляhу(ha), ва-рх I амhу(ha), ва гафиhи(ha), ваг I фу г I анhу(ha), ваакрим нузуляhу(ha), вавассиг I мадхаляhу(ha), ва-гъсильhу(ha) би-ль-маи, ва-с-сальджи ва-ль-барди, ванакъыhи(ha) мин-аль-хатайа кяма накъайта-с-са-вба-ль-абйада мина-д-данаси, ваабдильhу(ha) даран хайран мин дариhи(ha), ва аhлян хайран мин аhлиhи(ha), ва завджан хайран мин завджиhи(ha), ва адхильhу(ha)-ль-джанната ва аг I изhу(ha) мин г I азаби-ль-къабри ва г I азаби-н-нар» - и я даже сам захотел оказаться на месте покойного».

Смысл дуа: «О Алла h , прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём, и сделай место его входа просторным, и омой его водой, снегом и льдом, и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи его в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня»

Также, передается от Абу Хурайры:

روى أبو هريرة رضي الله عنه قال: « صلى رسول الله على جنازة، فقال : « اللهم اغفر لحينا وميتنا، وشاهدنا وغائبنا، وصغيرنا وكبيرنا، وذكرنا وأنثانا، اللهم من أحييته منّا فأحيه على الإسلام، ومن أمتّه منا فتوفّه على الإيمان» رواه الترمذي والنسائي وابن ماجه واحمد والبيهقي

Смысл хадиса: «Пророк совершил заупокойный намаз и сказал:

«Аллаhумма-гъфир ли хайина, ва майитина, ва ша h иди-на, ва гъаибина, ва сагъырина, ва кабирина, ва закарина ва унсана! Аллаhумма, ман ахйайтаhу минна, фа ахйи-hи г I аляль-ислям, ва ман аматтаhу минна, фа таваффа-hу ‘аля-ль-имани»

Смысл дуа: «О, Алла h , прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и большим, мужчинам и женщинам! О, Алла h , сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере!»

А если усопший ребенок, то тогда читают второе дуа и добавляют к нему:

اللهم اجعله فرطا لأبويه وسلفًا وذخرا وعظة واعتبارا وشفيعا وثقّل به موازينهما وافرغ الصبر على القلوبهما ولا تفتنهما بعدهم

Транскрипция : «Аллаhумма, - дж г I альhу фарат I ан лиабавайhи васаляфан вазухран ва г I изатан ваг I тибаран ва шафиг I ан васаккыль би-hи мавазина-hума, ваафригъи — с- сабра г I аля къулюбиhима, валя тафтин h ума баг I да h ум ».

Смысл: «О, Алла h ! Пусть этот ребенок станет для его родителей тем, кто опередит их с целью для приготовления им пристанища в раю, сделай его кладезем для них, увещеванием, поучительным уроком и заступником, сделай чаши их весов тяжелыми благодаря их терпению, одари их сердца выдержкой и огради их после его смерти от заблуждений, ослушаний и бедствий»

Салям

Салям произносится после четвертого такбира.

Является сунной после четвертого такбира и до саляма прочитать такое дуа:

اللهم لا تحرمنا أجره، ولا تفتنّا بعده

«Аллаhумма ля тах I римна ажраhу, ва ля тафтинна баг I да h у (ha)»

Является сунной имаму произнести салям громко. Остальные – маъмум и тот, кто совершает намаз сам — произносят про себя так чтоб было слышно самим себе.

Хвала Алла h у – господу миров .

Ребенок не достигший половой зрелости, но способный различать хорошее от плохого, примерно 7 летнего возраста
Правитель Эфиопии
Бухари 420/1, Муслим 21/7
Бухари 800/2
Имеется ввиду суннат-мутлак намазы
Самый близкий наследник усопшего
Муслим 39/7, Тирмизи 121/4
Абу Дауд 180/2, Тирмизи 113/4, Хаким 362/1
Муслим 17/7
Обязательно и достаточно сказать что фард (обязательное)
Следующий за имамом
Вне города и села
Произнесение «Аллаху Акбар»
Байхаки 44/4
Совершающий намаз за имамом
Ваджахту
Слова восхваления
Муслим 30/9
Тирмизи 105/4, Насаи 61/4, ИбнуМажах 480/1, Ахмад 368/2
Абу Дауд 188/2
Статья составлена по материалам книг: «Тухфат-уль Мухтадж» 144-156/3, «Мугн-иль Мухтадж» 344-360/1, «Ианату-т-Талибин» 141-157/2, «Муътамад» 617-623/1, «Танвируль кулюб» с. 223 «Фатхуль муин» с. 221-225