Домой / На парня / Православные святыни корфу на карте. Православные монастыри и храмы острова корфу

Православные святыни корфу на карте. Православные монастыри и храмы острова корфу

Прошлый раз у нас оставался долг по выполнению планов путешествий по острову: мы сделали попытку отыскать один старинный горный монастырь, но она оказалась неудачной. То есть по пути нашлось много другого интересного, однако не посетить обитель, давшую название самой высокой горной вершине Корфу и нашему пансионату у её подножия, было большим упущением. На этот раз мы открыли сезон именно с этого.
Вообще поездок по серпантинам и древним горным деревушкам я ожидала весь год с большим нетерпением. Мы знали, что дорога к Пантократору начинается недалеко от нашей Барбати, но никогда не замечали нужного поворота, ведущего к вершине. Покупая фрукты в местной лавочке, мы повтречали там священника, у которого и выяснилт дорогу. Нам дали надёжные топографические ориентиры. Путь пролегал через тенистые оливковые рощи и уютные деревеньки, цепляющиеся за уступы скал, как ласточкины гнёзда.


Со стороны столицы Керкиры и главного порта прекрасно видна эта вершина горного хребта. На самой высокой (около километра) точке можно заметить комплекс спутниковых антенн, которая представляет собой всю систему связи острова. Там, на узкой макушке горы и приютилась древняя обитель, которую изрядно потеснили опорные столбы цивилизационного эфира.

В храме Преображения Господня ежедневные службы возобновятся в августе, когда ожидается престольный праздник. Пока, в разгар туристического сезона, монастырь совсем пуст. Только один из братии с тихой молитвой плетёт чётки в кафе перед самым входом. Их можно купить за символическую плату. Ещё в лавочке продаются, кроме икон, свечей и крестиков из кипариса и оливкового дерева местный мёд из цветков горных трав и оливковое масло, произведённое в ближайшей деревне.

Пантократор (παντοκρατωρ) означает Господь Вседержитель. Это самый распространённый титул Бога, Который Властитель всего, Правитель Вселенной, Небесный Царь и Судия. "Разумейте языцы и покаряйтеся...".

От крутого обрыва над морем территорию ограждает каменная стена, с внутренней части которой располагается арочная галерея с каменными столами и скамьями. Здесь была когда-то монастырская трапезная. По длинне верениц столов можно представить, как велика была братия, и насколько лучшие времена знавала обитель когда-то.

Задняя калитка ведёт к тропе, которая по крутому склону сбегает вниз, к местным деревенькам и фермам. Давно по ней не взбирался крестьянский люд. По основной дороге на раскалённую вершину горы сейчас ездят машины спутниковых операторов, да туристов. Туристы, как и на всём Корфу преимущественно немецкие. Есть, конечно и иные представители. Мы встретили даже компанию эстонцев в кафе у монастырских ворот. Русских мало. В Керкире это в основном паломнические группы. И они собираются в основном в центре города, в храме святителя Спиридона.

Здесь, на горах Керкиры, со всех сторон окружённой морями средиземноморского бассейна, большое облегчение путнику приносит прохладный солёный ветер.

Прямо внутри монастырской ограды утверждён колосс главной телевизионной башни острова.

Здесь, в северо-восточной части острова находится самый узкий пролив, отделяющий Корфу от материка. На другой стороне видна Албания. Если посмотреть с вершины на север, то в хорошую погоду может быть заметна узкая полоска берегов Италии. Вообще мы сейчас находимся южнее Италии и Стамбула. Но при этом в самой северной части Греции. По проливу, который раскинулся у подножия Пантократора, с античных времён и включая времена Византийской империи и Венецианского владычества, проходили одни из самых активных караванных путей, соединяющих Ближний Восток и Европу.

В объективе на длинном зуме можно разглядеть следы затерянного мира на одном из уступов лесисой горы: "джунгли" практически поглотили какое-то средневековое поселение. Обычно деревни здесь продолжают жить многими столетиями и даже по тысяче лет. Старинные постройки переоборудуются или так и остаются величаво дремать среди новых домов. А здесь редкий случай - местность покинута людьми полностью. Может, когда-то пересохли колодцы...

Впереди у нас было ещё две недели горных приключений, удивительных встреч и храмов, и восхитительных морских купаний.

На всей территории острова Корфу насчитывается огромное количество церквей и монастырей. Они разбросаны по всему острову и найти их абсолютно не трудно. Даже в очень маленькой деревушке есть одна или даже две церкви. Это все говорит о глубокой религиозности жителей острова.

Этот паломнический тур мы посвящаем нескольким очень известным монастырям северной части острова. Это действующие монастыри, двери которых открыты для тысячи православных паломников, посещающих остров ежегодно.

Женский Скит Христа Пантократора — Камарела, расположен на северо-западной части острова, близ деревни Агии Дули. Название Камарела происходит от одноименного источника, находящегося на территории скита и щедро снабжающего водой все близ лежащие окрестности. История монастыря связана с именем иеромонаха Софрония, который примерно в 1780-х-1790-х годах принял решение уйти от мира и поселиться в этой местности. Жилищем его была земляная хижина, а молельным местом, расщелина в стволе оливкового дерева, которое до сих пор существует на территории монастыря. Предание гласит, что Отец Софроний служил литургию ежедневно в полдень, слыша, как Ангельские Силы подпевали ему с небес. Суровая аскеза, непрестанная молитва наделили его даром провидения, о чем сохранилось множество свидетельств его современников. Добрая слава о праведной жизни отца Софрония распространилась по всему острову, из стекавшихся к нему верующих начала собираться женская община, действующая и по сей день. Сестры скитской общины, помимо аскезы и молитвы, занимаются сбором оливок и винограда, производством оливкового масла, натурального мыла и вина. Скит хранит множество ценных реликвий и частиц Святых мощей. Здесь хранится икона Царица ангелов, перед которой молился старец Софроний и на которой он начертал свое имя.

Монастырь Христа Пантократора — Агиос Афанасиос , расположен в северо-западной части острова, неподалеку от живописной деревни Агиос (Святой) Афанасиос. По разным сведениям известно, что первый храм, посвященный Преображению Господню, существовал на этом месте где-то в 16 веке. В начале 20 столетия стали появляться первые постройки мужского монастыря и число насельников было, двое. В течение нескольких лет (1872-1886), в некоторых помещениях монастыря располагалась местная школа. До 1950 года, там находилась мельница -пресс для производства оливкового масла. В 1834 году был возведен новый храм, который сейчас действует, как главный кафоликон монастыря, были проведены работы по устройству монастырского двора. В 1881году здесь поселились три сестры-насельницы. В 1978 году обитель была превращена в женскую. Бесценную духовную поддержку монастырю и его молодой общине оказали богоносные старцы Паисий Святогорец и Порфирий Кавсокаливит. В последнее время все большую известность приобретают исполняемые монахинями иконы в византийском стиле. Община активно занимается издательской деятельностью. В монастыре хранятся частицы пресвятых мощей Святых: Анны, Арсения Капподокийского, великомученицы Евфимии, Арсения Керкирского, апостолов Ясона и Сосипатра, Марии Магдалины, Харалампия, Варвары и мн.дрг.

Женский монастырь Святого Димитрия Солунского — это небольшая обитель, укрывшаяся в оливковой роще, недалеко от деревни Агии Дули. Очень почитаемый монастырь среди местных жителей, которые приходят сюда за утешением и поддержкой. Согласно историческим сведениям, в 1699 году, на месте нынешнего монастыря, была обитель, но ничего не упоминалось о подвизавшихся в ней монахах. И только в начале 20 века по Благодати Божией сюда прибыл иеромонах Феодул Красакис, благодаря ему запустевшая обитель ожила, старец заново отстроил храм, возвел новый корпус с кельями и поварней. Для сбора средств для осуществления работ, Феодулос возобновил давнюю традицию объездов с целью сбора пожертвований. С архитектурной точки зрения интерес представляет монастырская колокольня. Обитель имеет обширную территорию — ухоженную и красивую. Главная Святыня обители — это часть главы великомученика Святого Пантелеймона.

Женский монастырь Святой Параскевы Римской в деревне Сгурадес. Расположен у подножия горы Пантократор, самой высокой горы острова, в тихом живописном месте среди оливковых рощ. Расположение монастыря среди гор вдали от шума, царящий в окрестностях покой и красота природы составляют идеальные условия для безмолвной жизни и молитвы. Эта обитель была создана боголюбивыми женщинами деревни Сгурадес в 1883 году. В XX веке, когда она достигла наивысшего расцвета, здесь проживало около пятнадцати насельниц. Потом они состарились, ушли в мир иной, а монастырь стал ветшать и разрушаться. Но с 2001 года по благословению митрополита Керкирского Тимофея и афонского старца Ефрема его начала восстанавливать монахиня Фотиния. Пять лет она была тут одна и постепенно восстанавливала обитель в основном при помощи пожертвований русских паломников и личного их труда. До сих пор в монастырь каждый год приезжают трудницы из России, живут в нем и помогают своим трудом для процветания монастыря. Матушка Фотиния сама по национальности француженка, но очень хорошо говорит на русском. Святыни монастыря — частица мощей Святой Параскевы, Святого Мина, Василия Великого, Георгия Победоносца, Святых Сорока мучеников Севастийских, Святого Киприана, преподобного Силуана Афонского и частицы мощей русских Святых — преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского и Святой Матроны Московской. Двери монастыря с радостью и любовью распахнуты паломникам.


В продолжение рассказа о чудесном острове Корфу, отдельно хочу остановиться на его святынях.

На острове много монастырей с чудотворными иконами. Например, монастырь (16 в.) святой Параскевы в Кинопьястесе . Главные святыни обители – большая чудотворная икона великомученицы Параскевы и самая большая сохранившаяся часть ее мощей – правая рука. На Керкире очень почитают святую великомученицу Параскеву, потому что она жила здесь довольно долгое время.


Святой исихастирий Пантократора в местности Камарела.
Святой исихастирий, что буквально означает – место для молчальничества, Пантократора (Вседержителя). Здесь сохранились остатки древнего храма с удивительными поствизантийскими фресками, а в обители хранится частица мощей св. Пантелеймона. С ветлый, словно с лубочной картинки, уединенный монастырь в горах в тени оливковых рощ, где монахи делают чудесное оливковое масло и вино, а пресный источник (называемый Камарела) с чудесной водой, которая считается лучшей водой на Корфу.


Церковь пресвятой Богородицы Касопитрии в деревне Кассиопи. Главной святыней является икона Пресвятой Богородицы Касопитры, изображающая Пресвятую Богородицу, которая вкладывает новые глаза распростертому на земле слепому подростку, несправедливо обвиненному и ослепленному по приговору венецианского суда, рядом с юношей изображена молящаяся мать. Пресвятой Богородице Касопитрии молятся об исцелении от глазных болезней.


Мужской монастырь Зоодуху Пигис в Палеокастице. Очень компактный монастырь, весь утопающий в цветах и зелени. В храме - чудотворная икона Успения Божией Матери "Живоносный источник". В Росси эту икону можно встретить редко, и часто ее путают с другой иконой - "Неупиваемая чаша", однако, в "Живоносном источнике" сама Богородица находится в каменной чаше и перед ее иконой молятся об исцелении от тяжелый заболеваний.

На территории монастыря также находится и Музей со старинными византийскими и поствизантийскими иконами.

Но главной святыней острова, безусловно, является с обор Святого Спиридона , расположенный в центре города. Это самый крупный православный храм на острове, его колокольня самое высокое архитектурное сооружение города и ее можно видеть практически из всех точек города. Даже если вы заблудитесь в лабиринтах его узких улочек, скажите любому местному "Агиос Спиридон", вам улыбнутся и махнут рукой в сторону храма.


Я бы сказала, что это сердце острова, место, куда как магнитом тянет снова и снова. Мы заходили приложиться к мощам св. Спиридона раз 6 или 7 и только один раз, поздним вечером, рака была закрыта. Обычно раку открывают после утренней службы около 10 часов и вечером около 18 часов.


Святой Спиридон родился в 270 году н.э. на Кипре. До своей смерти в 348 году служил епископом кипрского города Тримифунта. Мощи святого оставались на Кипре в течение 300 лет после его смерти, а в конце 7 века были перевезены в Константинополь. В 1453 году, после захвата Константинополя турками, мощи святого Спиридона были доставлены в Керкиру где и хранятся сегодня. Местные жители очень почитают святого Спиридона и считают его хранителем Корфу. Пять раз в году мощи выносят из храма и совершается торжественное шествие памяти святого Спиридона.

Мощи Святителя Спиридона поражают одним своим видом – они полностью нетленны. Это удивительные мощи – они весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Корфу для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи Святителя, но после тщательного рассмотрения приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить феномен нетления этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет. Святой Спиридон совершил множество чудес при жизни. Чудом является и то, что покровитель странников св. Спиридн Тримифунтский сам по сей день не перестает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. В Православном мире он почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. В левом приделе храма можно взять кусочек башмачка, протянув руку и произнеся "фелахтО". В храме можно оставить записки о здравии и упокоении. Писать нужно латинскими буквами в именительном падеже. Если поставить крестик - записка автоматически будет прочитана об упокоении, на записке о здравии ничего не нужно ставить. Можно написать и по-гречески : о здравии - ΥΠΕΡ ΥΓΕΙΑΣ (или просто YY) и об упокоении - ΥΠΕΡ ΑΝΑΠΑΥΣΕΩΣ.
Свечи берутся в храме, но ставятся за его пределом, на улице перед входом возле иконы св. Спиридона. У греков не принято ставить в отдельное место свечи за упокой, вы просто ставите свечу на специальную площадку с песком и произносите молитву. Кстати, как и в Болгарской православной церкви, свечи здесь не продаются, нужно просто оставить пожертвование, опустив средства в специальный ящик.

Начало и основа монашества есть Господь и Святое Евангелие.Монашество-есть верный путь к совершенству и святости,оно дает человеку возможность двигаться к духовному совершенству. Великая благодать современного монашества неоценима и, несмотря на многочисленные проблемы и трудности, оно остается верным своему пути и своей роли в лоне Святой Церкви…

Монастырь Пресвятой Богородицы Кассопитры

Находится в нескольких километрах от центра города Керкиры на полуострове Канони, в той его части, которая носит название Фигарето. Поводом для создания монастыря Пресвятой Богородицы Кассопитры послужило невероятное чудо, произошедшее в рыбацком поселке Кассиопи на северо-востоке острова Керкира в 1530 году, когда по молитвам матери, обращенным к иконе Богородицы, подростку Стефаносу было возвращено зрение. Главной святыней монастыря является икона Пресвятой Богородицы Кассопитры, изображающая Пресвятую Богородицу, которая вкладывает новые глаза распростертому на земле слепому подростку, рядом с юношей изображена молящаяся мать. Единственный насельник монастыря иконы Божией Матери «Кассопитра» на острове Корфу, он же и настоятель обители схиархимандрит Поликарп - монах, начавший путь на Святой Горе Афон. Отец Поликарп известен любовью к православной Руси. Радуется, что значимый период своей жизни в монашестве - до пострига в схиму - он с юношества был впечатлен духовным подвигом русского святого преподобного старца Серафима Саровского. Иконы преподобного и блаженной Матроны - на входе в так называемый «русский уголок» монастырского храма. Монастырь Пресвятой Богородицы Кассопитры на Канони состоит из нескольких зданий, в центре - собор - типичная базилика ионических островов, представляющая из себя небольшой однонефный храм с плоским потолком и с мраморным иконостасом. Также в обители пребывают частицы мощей многих святых. Первое упоминание об этом монастыре относится к 1706 году. Первоначально он был основан, как мужской, но в последствии в некоторые периоды становился женским. С 1991 года обитель Пресвятой Богородицы Кассопитры - снова самоуправляемый мужской монастырь. Божественная литургия совершается каждое воскресенье. Храмовые праздники: 8 мая - день, когда произошло чудо дарования новых глаз отроку Стефану, 21 ноября - Введение во храм Пресвятой Богородицы, 7 февраля - день памяти св. Парфения Лампсакийского.

Монастырь святой великомученицы Евфимии

Женский монастырь святой великомученицы Евфимии - самый древний из монастырей в черте города Керкира. Расположен он у самого входа в знаменитый ботанический сад Мон Репо. Основание монастыря святой великомученицы Евфимии относится к XV веку. Пространство монастыря очень живописно, к храму ведет аллея с виноградником. Храм небольшой и очень уютный, с одним из самых древних на острове иконостасов. Кроме того, в нем сохранились фрагменты фресок XV - XVI веков, среди которых изображения святой великомученицы Евфимиии,святого великомученика Пантелеймона. В монастыре находится частица мощей святой Евфимии, а сами нетленные мощи покоятся в Константинополе в храме святого Георгия.Великомученица Евфимия происходила из Халкидона, она родилась и выросла на восточном берегу Босфора, сейчас это район Константинополя. Пострадала святая Евфимия во времена правления императора Диоклетиана в 303 году. В храме монастыря находится чудотворная икона святой великомученицы Евфимии, которая выносится только в дни ее памяти 11 и 16 июля. Праздник 11 июля установлен в память о чуде, произошедшем на IV Вселенском Соборе. Тогда в храме святой великомученицы Евфимии, где находилась рака с ее нетленными мощами, отцы Собора оставили на ночь два томоса, так называли указ по какому-либо важному церковному вопросу. Один томос содержал православное учение о двуединстве природы Христа, а второй - монофизитское мудрование. Утром, когда отцы вошли в храм и открыли раку, в руках у святой великомученицы Евфимии был томос с православным учением, а под ногами монофизитское исповедание. Еще одна святыня монастыря святой великомученицы Евфимии - шапочка святого Иоанна русского.

Монастырь святой великомученицы Параскевы

Находится в живописнейшем месте в 8-9 километрах от города Керкиры, в селе Кинопьястес. В Греции почитается святая преподобномученица Параскева (Римская), жившая во II веке и имевшая греческое происхождение. Именно она изображается в греческой иконографии с глазами в руке. Это связано с моментом в её житии, когда святая инокиня предстала перед судом императора Антонина Пия (138-161), была осуждена за исповедание христианской веры и чудом осталась невредимой в котле с кипящей смолой. Брызнув императору в лицо смолой, она ослепила его, а после его моления об исцелении, вернула ему зрение. После этого император помиловал пленницу и прекратил гонения на христиан на всё время своего правления. Добраться до обители святой Параскевы достаточно непросто, село Кинопьястес расположено в горах. Здесь тихо и живописно, из двора монастыря открывается великолепный вид. Главной святыней монастыря является десница святой Параскевы,которая пребывает в монастыре уже более 400 лет- это самая большая сохранившаяся часть ее мощей. В большом мощевике вместе с десницей святой Параскевы находится и десница святого Иосифа Освященного Критского. Одной из главных святынь монастыря является так же большая чудотворная икона святой Параскевы, которая была написана русским монахом на Афоне.Согласно историческим данным, храм, освященный в честь святой Параскевы, существовал на этом же месте уже в 1571 году и являлся собором одноименного мужского монастыря. В 1984 году скит был отстроен заново. Сегодня настоятельницей женского монастыря -герондиссой, по-гречески, является матушка Нимфодора, которая уже 55 лет насельница этого монастыря.

Женский скит Христа Пантократора в местности Камарела

Название обители Камарела происходит от одноименного источника, который и по сей день снабжает водой близлежащие районы. В 1780 году в этой местности поселился иеромонах Софроний, который жил в земляной хижине и молился возле оливкового дерева. Предание гласит, что когда в полдень он служил литургию, всегда слышалось Ангельское пение с небес. Добрая слава о неустанном молитвеннике разнеслась по всей округе, сюда стали идти верующие…Родная сестра отца Софрония первой приняла монашеский постриг с именем сестры Пелагеи, стала собираться женская община. Появились первые постройки, в 1810 году построили храм в честь Преображения Господня. Олива и сейчас стоит на том месте, а монахини, срезая веточки на этом дереве, к большому своему удивлению увидели, что на срезе отчетливо виден крест! В монастыре хранится множество реликвий-церковные облачения, Евангелие, служебники, литургические книги с подписями отца Софрония …Здесь же икона «Царица Ангелов», перед которой он молился.Старица Пелагея и сестры обители заняты сбором маслин и винограда, производством экологически чистого оливкового масла, которое признали лучшим на выставке продуктов в Швейцарии и прекрасного качества монастырского вина. Монастырь отмечает свой престольный праздник 6 августа в день Преображения Господня.

Монастырь святого Димитрия в Αгия Дули

Монастырь был основан сравнительно недавно, в первой половине XX века. Но несмотря на это он широко известен на острове благодаря своему основателю иеромонаху Феодулу Красаки. Основатель монастыря святого Димитрия был известен святой жизнью и даром прозорливости. Монастырь - обширный по площади, очень ухоженный и красивый. Все здания достаточно новые, в том числе и соборный храм. Главная святыня монастыря святого Димитрия - часть главы великомученика Пантлеймона. Несмотря на то, что подъезд к монастырю удобный, в его облике нет туристического оттенка. Настрой монашеской общины святого Димитрия строгий и аскетичный, современные здания монастыря были воздвигнуты благодаря бесконечным заботам монахинь. Главный храм монастыря был построен на фундаменте старого и освящен в честь святого Дмитрия Солунского, появились кельи, трапезная, библиотека…В архондарике сегодня можно увидеть рукоделия монахинь. Каждый год 26 октября в монастыре отмечается престольный праздник.

Монастырь Пантократор в окрестностях поселка св. Афанасия

Монастырь Пантократор находится в северно-западной части Керкиры, немного выше поселка св. Афанасия. История основания монастыря, что в переводе означает Вседержитель, восходит к XVI веку, но первое письменное упоминание о нем встречается в 1634 году. К тому времени монастырь был уже хорошо известен. Первоначально монастырь Пантократор был основан как мужской, каким и оставался больший период своей истории. А в XX веке после упадка и запустения он был возрожден уже как женский, каковым и является по сей день. Инициатором и вдохновителем возрождения монастыря Пантократор стал митрополит Керкиры Поликарп (Ваена), он же был духовником обители и заботился о ней в течение всей жизни до своей кончины. Духовную помощь монастырю оказывали и известные греческие старцы-подвижники Паисий Святогорец и Порфирий Кавсокаливит. Оба они никогда не посещали окрестности поселка св. Афанасия и обитель Пантократор, но видели ее духовными очами и вели переписку с сестрами. Старец Порфирий так прозревал о монастыре Пантократор: «Я вижу этот монастырь, который прячется в зарослях олив, серебристая пена морского бриза долетает до него, место это благоухает, а на древних валунах монастыря подвизались когда-то благодатные святые отшельники».Соборный храм обители был построен в 1834 году. В нем хранятся ковчеги с множеством частиц мощей святых. Престольный праздник монастыря Пантократор - Преображение Господне, 6 августа. В 1911 году иконостас храма был украшен красивыми гипсовыми изразцами. И уже в современности он был полностью обновлен сестрами, для которых иконописание является основным послушанием. Иконописная мастерская в монастыре Пантократор существует более тридцати лет. Иконы здесь пишутся в византийском стиле в удивительно яркой и радостной цветовой гамме.

Экскурсия по монастырям проводится в индивидуальном порядке и с учетом желаний паломников и туристов,возможны любые изменения. Продолжительность экскурсии от 4 до 5 часов.

Остров Корфу, который сами греки называют Керкира – самый северный из Ионических островов. Он омывается водами Ионического и Адриатического морей. Летом вода Ионического моря, узким проливом отделяющего остров от большой земли – очень теплая. Адриатика же, наоборот, холодна даже в самые жаркие дни. С его берегов видно две страны – Грецию и Албанию. А вечером, когда плывешь на пароме с материка на остров, четко видны огни пограничной линии, которая проходит и по суше, и по морю.

Остров, или хотя бы его название, хорошо известен русскому человеку – и верующему, и не очень. Здесь я не буду говорить о том, насколько остров популярен среди туристов по всему миру – об этом всегда можно услышать где-нибудь еще. И, быть может, гораздо лучше россиян об этом расскажут англичане, многие из которых бросили свою родину, чтобы остаться на этом острове, среди оливковых рощ, кипарисовых лесов и отвесных скал, с видом на лазурное море. Говорят, местные жители больше любят зиму, чем лето. Зимой жара, наконец, спадает, наступает сезон сбора оливок. Не успеет закончиться осень, не успеют пройти характерные для средиземноморской зимы дожди – как воздух наполняется едва ощутимым ароматом весны. Весны, которая в православных странах всегда ощущается ярче и полнее, чем где бы то ни было еще, ибо возрождение природы от зимнего сна неразрывно связано с возрождением души от сна греховного – с духовной весной Великого Поста.

Не имея (пока) возможности этого увидеть, я стараюсь додумать, представить, и, вдыхая раскаленный летний воздух, впрочем, освежаемый морским бризом, я представляю дни этой по-южному теплой зимы, когда жители острова могут отдохнуть от потока туристов и почувствовать себя своими на своей земле. Когда монахи и монахини могут затвориться в своих кельях на молитву, в едином ритме со Святым Афоном испрашивая у Господа благословение на еще один год жизни для нашего раздираемого грехами и противоречиями мира.

Православие на Корфу началось с апостольских времен. Первыми благовестниками победы Христа над смертью на этой земле стали ученики апостола Павла – Иасон и Сосипатр. Прибыв на остров Керкиру, они основали там храм по имя первомученика Стефана.
Вскоре и земля Корфу обагрилась кровью мучеников за веру. Но чем больше проливалась кровь, тем больше людей обращались ко Христу. История сохранила для нас имя девицы, тезоименитой острову – святая дева Керкира, дочь правителя, объявила себя христианской и приняла мучение за веру. Сегодня ее честной образ имеется почти в каждом храме на острове.

Самих же апостолов Иасона и Сосипатра Господь сохранил от смерти в кипящей смоле, так, что и бывший мучитель их обратился ко Христу. Так уже в самые первые десятилетия веры Христовой, на земле острова Корфу строились храмы и верные чада Церкви пребывали в молитве и преломлении хлеба. Апостолы же преумножали стадо Христово своей проповедью и мирно отошли ко Господу.

Семя веры Христовой глубоко упало на почву острова, которая оказалась столь плодородный, чтобы возрастить добрый плод во многих поколениях жителей острова. И сегодня вера в Господа Иисуса Христа и упование на заступничество Его Пречистой Матери и святых угодников как никогда велика в сердцах корфиотов.

Уже в 15 веке остров стал местом пребывания честных мощей великого угодника Божьего – святителя Спиридона Тримифунтского, почитание которого распространилось далеко за пределы маленького острова. Особенно почитается святитель в России, о чем свидетельствует и то количество верующих, которые встречали десницу святителя в Москве, и то, что поток русских паломников никогда не иссякает в храме Святого Спиридона, расположенном в переплетении узких улиц города Керкира – столицы острова.
Господь сподобил меня побывать в храме четыре раза, и четыре раза приложиться к честным мощам святого Спиридона, и каждый раз в храме можно было услышать русскую речь. Или церковнославянскую – кто-то про себя, а кто-то в полголоса читал Акафист или Канон святителю.

Российских паломников, и особенно паломниц вообще легко выделить среди многих людей, входящих в собор – широкое, четкое крестное знамение, и голова, покрытая платком. Вообще, на первый взгляд греческое благочестие может показаться расслабленным, недостаточно благоговейным. Но не зря Господь в Евангелии учит нас избегать суждения о других людях, ибо только Он – сердцеведец.

При общем строе Литургии, греческая служба совершенно иная, ничем не похожа она на русскую. И в это богослужение легко погружаешься, понимаешь, чувствуешь его – и языковой барьер разрушается силой соборной молитвы, и той благодатью, которую посылает Господь на молящихся. Богослужение простое – быть может, в годы Византии оно и правда было таким торжественным, что оказало, в том числе, и визуальное впечатление на послов князя Владимира. Но сегодня доминирует простота, такая замечательная простота, которая сближает с Богом и со святыми, которая сама втягивает человека в молитву, проникает в самое сердце.

На Корфу есть еще одна замечательная традиция. Одна из многих, существующих на острове, и одна из немногих, о которых мне довелось услышать.

Самая высокая гора острова называется Пантократор. Это, столь дорогое слуху каждого православного христианина имя, гора получила не из-за своей высоты (чуть более 900 метров – не так уж и высоко), и не из-за того, что ее вершина доминирует над всем островом. Имя Пантократор (Вседержитель) гора носит где-то с XIV века, когда пастухи из окрестных деревень (которые и сегодня пасут скот на склонах горы) увидели ночью на вершине яркий свет. Преодолев страх, они поднялись на вершину и увидели там образ Христа-Вседержителя, от которого исходили лучи света. Сияние продолжалось несколько дней, не прекращаясь и при солнечном свете. Вскоре благоговейные жители 26 деревень собрались и решили построить на вершине горы храм, в который и поместили чудесным образом обретенную икону. А так как явление иконы произошло в праздник Преображения Господня, престол был тоже освящен в честь Преображения. Вокруг храма вскоре появилась монашеская обитель, долгие годы процветавшая. Постепенно количество монастырских построек увеличивалось, последний же храм был возведен в XIX веке. Но внутри каждого из храмовых зданий строители бережно сохраняли ту первую церковь, которая хранила в своих стенах чудотворную икону Спасителя.
Настал XX век, и, хотя Греческая Церковь избежала тех страшных гонений, которые обрушились на Церковь Русскую, для многих храмов и монастырей это были не самые лучшие годы. В страну хлынул поток туристов, который сделал невыносимой жизнь во многих обителях – так постепенно опустели легендарные Метеоры – монашеская республика на отвесных скалах, куда были построены дороги. Так постепенно угасали и другие греческие монастыри.

Тяжелая участь коснулась и монастыря Преображения Господня на горе Пантократор. К началу XXI века в обители проживал лишь один монах, который не так давно преставился ко Господу. В конце XX века вокруг монастыря выросли антенны радиолокационной службы, а в самом монастырском дворе возвели огромную радиовышку, которую видно со всего острова. Не только множество туристов, далеких от знания о Православной вере, но и сильнейшее излучение от антенн сделало жизнь в монастыре невозможной, и сегодня в обители совершенно не осталось братии.

Впрочем, история совершенно далека от трагического завершения. Жители острова Корфу не забыли о своей святыне. В монастыре постоянно дежурят группы волонтеров. Это простые жители острова – студенты, служащие, школьные учителя. Мне удалось поговорить с одной женщиной, работавшей в церковной лавке (или, скорее, в сувенирном магазине), которая оказалась учительницей из деревни Агиос Георгиос в равнинной части острова. Несколько раз в год она привозит в монастырь Преображения школьников, и они ухаживают за монастырским садом, помогают убираться и поддерживать монастырь в хорошем состоянии. А иногда волонтерам даже приходится спасать монастырских кошек от слишком настойчивых детей-туристов.

Организует волонтеров священник из деревни Агиос Георгиос (имени которого я, увы, не узнал), который старается хотя бы раз в неделю совершать в монастыре Божественную литургию.

А один раз в год монастырь по-настоящему оживает. Накануне престольного праздника Преображения Господня братия мужского монастыря в Палеокастрице, равно как монахи и священники других обителей и храмов острова приезжают на месяц в монастырь на горе Пантократор.
И вот, приближается 6 августа по новому стилю, когда Элладская Церковь празднует Преображение Господне. Множество людей со всего острова Корфу крестным ходом поднимаются на вершину горы, где при этом стечении верующих ночью совершается Божественная литургия.

Церковные праздники на Корфу вообще отмечают с размахом. Крестные ходы заполняют улицы столицы в дни Рождества и Пасхи, а также в дни памяти Святителя Спиридона (на острове их несколько, ибо жители также вспоминают многочисленные чудеса и избавления, произошедшие по молитвам святого).

А в монастыри на престольные праздники съезжается духовенство и жители острова, многие пребывают и из-за его пределов, чтобы поучаствовать в подготовке к празднику.

Одной из наиболее почитаемых на Корфу святых является святая Параскева. В небольшой деревушке Сгурадес у подножия горы Пантократор находится монастырь в ее честь. XX век стал веком упадка и для этого монастыря – долгие годы обитель стояла брошенной, после того как отошли ко Господу его последние насельницы. Но около семи лет назад по благословению епископа Керкиры и афонского старца Ефрема, настоятеля монастыря Ватопед, монашескую жизнь в обители начала возрождать француженка Христина Маршалл, она же матушка Фотиния, француженка, в совершенстве владеющая русским языком, получившая блестящее образование и ставшая на путь монашества. Она и стала игуменьей монастыря, и долгое время жила там одна, пока к ней не присоединились сестры из России. Сегодня этот монастырь принимает паломников, и, в особенности, трудниц из России.
Первым человеком, встретившим нас в монастыре (врата которого были открыты, что необычно для отдаленных греческих монастырей, часто закрытых для посетителей), была юная русская девушка, которая пригласила нас внутрь и принесла по стакану воды. Оказалось, что она родом из Москвы, но ее родители на лето приезжают на Корфу в загородный дом. И вот, накануне престольного праздника Святой Параскевы она приехала в обитель, чтобы помогать матушке Фотинье с сестрами. Затем к нам вышла инокиня Гавриила – одна из насельниц обители. По благословению игуменьи, она рассказала нам о распорядке жизни в монастыре, о том, как трудятся и молятся сестры. Монастырь живет по афонскому уставу, и потому в жизни монахинь самое большое время занимает Иисусова молитва. Часто полунощницу и утреню сестры читают не в храме, а по четкам в кельях. Беседа с сестрой Гавриилой была глубокой и интересной. В очередной раз пришлось убедиться в том, как разошлись за тысячу лет с Крещения Руси греческая и русская традиции, и как, чудесным действием Святого Духа, и та, и другая традиция равно освящают и преображают человека на пути в Царство Небесное.
Когда-то греческие монахи ехали на Русь, чтобы насадить в этой вновь обращенной к свету Христову земле семя иноческого делания. А сегодня русские монахи возвращаются в Грецию, к корням того древа, из которого выросла Русская Церковь, и здесь традиции русских и греческих отцов тесно переплетаются.

Пламя русской и греческой святости в равной степени освещает остров Корфу. Здесь велико почитание преподобного Серафима Саровского, а святой праведный воин Феодор Ушаков, не так давно прославленный в Русской Православной Церкви может по праву считаться одним из святых покровителей острова. Во многих храмах можно встретить его иконы, а по всему острову разбросаны следы пребывания флота прославленного адмирала и святого воина. Если вдруг где-то Вам будет суждено увидеть поставленную для красоты старинную пушку, без сомнения Вы встретите на ней российский герб, а, может быть, и дату изготовления – например, 1799 год. И Вам обязательно скажут, что это орудие с кораблей эскадры адмирала Ушакова.
Это – лишь маленькие отблески того света Православия, который сияет на этом острове, на котором каждый может увидеть свое. Кто-то увидит роскошный средиземноморский курорт, кто-то – тихие деревушки, где жители до сих пор живут производством оливкового масла, рыбаков, по утрам выходящих в море, а кто-то – молитвенный покров святителя Спиридона и безмолвие разбросанных по острову монастырей.

Этот остров – точка переплетения культур, где оставили свой отпечаток все культуры и цивилизации западного мира – от мифических царств древней Эллады, описанных Гомером в «Одиссее», до Российской, Британской и Французской империй. И, как везде в Греции, здесь чувствуется апостольская благодать, явленная на острове две тысячи лет назад, и которую бережно хранит Святая Православная Церковь, ведя стадо Христово путем неповрежденной веры в Царство Небесное.