Домой / Привороты / Кто такой второй Утешитель? Почему Спаситель назвал Святого Духа Утешителем? Упорное отвержение святого духа.

Кто такой второй Утешитель? Почему Спаситель назвал Святого Духа Утешителем? Упорное отвержение святого духа.

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.

Духа не угашайте.

И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего»

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен.

Буква убивает, а дух животворит.

Нетленный Твой дух пребывает во всём.

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Ин.16:13–14

Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Когда Пётр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошёл на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников.

Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем- «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божий.

И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам.

Святой Дух

В Евангелиях обещан приход Утешителя, Святого Духа. И, хотя на русском СВЯТОЙ ДУХ - мужского рода, на греческом - среднего, все же в арамейском языке, на котором проповедовал Иисус из Назарета, слово «Дух» («Руха») - женского рода.

Иоан. 14:16-17

16.и Я умолю Отца - и даст вам Другого Утешителя (да пребудет с вами вовек) 17.Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его

Иоан. 15:26

26.когда же придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца (Дух Истины, Который от Отца исходит) Он будет свидетельствовать о Мне

Иоан. 16:7-8, 13

7.но Я Истину говорю вам - лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам 8.и Он, придя, обличит мир о грехе, и о Правде, и о Суде 13.когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую Истину, ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и Будущее возвестит вам!

Иисус из Назарета в апокрифических Евангелиях от Ессеев, говорит о Матери. О Матери говорят и некоторые христианские видения, и иудейские. Согласно Мак-Грегору Мазерсу (мистик, живший около 100 лет назад), СВЯТОЙ ДУХ является Женской Силой. Он пишет в своей книжке: «Разоблачённая Каббала»:

«нам обычно говорят, что СВЯТОЙ ДУХ мужского рода. Но слово «Руах», «Дух» - женского рода, как видно из следующего отрывка из Сефер Йецира, «Ахат»(женского рода, а не «Ахад», мужского), «Руах Элохим Хиим: Эта Единичная Сущность есть Она, ДУХ ЭЛОХИМ ЖИЗНИ. Когда мы рассмотрим Среднюю Колонну в связи с уровнями сознания, мы найдём ещё одно подтверждение данной точки зрения.»

В арабском языке слово «Аr - Ruh» женского рода. Суфии, то есть те, кто получил мистическое соединение с БОГОМ ДУХОМ СВЯТЫМ, на арабском зовутся «Рухани».

В мусульманских хадисах (пересказах высказываний и жизни Мухаммеда) говорится о том, что в 14 веке хиджры(в наше время) придет имам Махди, который восстановит чистоту всех религий, дав людям внутреннее понимание истинной религиозности и святости - фактически это и должен сделать Утешитель согласно Евангелию. Махди(букв. «Ведущий») можно прочесть как Ма Ади, Ади Ма, что на санскрите означает «Первозданная Мать», «Мать всех Матерей». Ади Ма также именуется в санскрите как Ади Шакти, что по своему описанию в точности соответствует СВЯТОМУ ДУХУ.

В Буддизме также имеется пророчество о приходе Утешителя - это пророчество о Матрейе. Матрейя, предположительно, также имя Богини, Матери. Ади Шакти является Тригунатмикой, т.е. находится за пределами трех Гун - трех составляющих бытия («прошлое, настоящее, будущее» или «желание, действие и реальность»). Согласно Шанкарачарье, великому философу Индуизма, Она также является Матерью этих Гун, то есть Матерью Трех - Матрейей.

Я родился в Международный женский День - 08 марта. Ве ликий Сталин умер 05 марта, а 07 марта был похоронен в Мавзолее на Красной площади.

Кукуруза - священное растение цивилизации Майя. Я родился 08 марта 1962 года - в правление «великого кукурузника» - Никиты Сергеевича Хрущева.

Мир ничто - БОГ ДУХ СВЯТОЙ все!

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 26-27 Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетелствует о Мне: и вы же свидетелствуете, яко искони со Мною есте

Чтобы, помышляя об этом, они не смущались, смотри, какое Он предлагает утешение. Егда приидет Утешитель, Егоже Аз послю, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне. И вы же свидетельствуете, яко искони со Мною есте (15, 26–27) . Он будет достоин веры, потому что Он – Дух истины. Потому-то и назвал Его не Духом Святым, а Духом истины. А слова: иже от Отца исходит показывают, что Он знает все в точности. Так Христос и о Самом Себе говорит: вем, откуду приидох и камо иду , рассуждая и здесь об истине. Егоже Аз послю. Вот видишь, не один только Отец посылает, но и Сын. И вы тоже будете достойны веры, так как вы были со Мною, а не от других слышали. И Апостолы, действительно, утверждались на этом, говоря: иже с Ним ядохом и пихом (Деян. 10, 41) . А что это сказано не из лести, о том свидетельствует Дух.

Что значит – «исходит» ? Не сказал: «рождается». Чего не написано, о том не должно и рассуждать. Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца.

Ты разведываешь от меня вообще о различии, каким образом Тот рождается, а Этот исходит? Что же? Узнав, что Сын рожден, ты узнал и об образе Его происхождения. И, когда ты слышишь, что проповедуется Сын, ты с тем вместе постигаешь и образ Его рождения. Имена – то, что почитается верой и блюдется благочестивой мыслью. Какой же смысл слова «исходит» ? Чтобы избежать имени «рождение» и чтобы не назвать Духа Сыном, Писание говорит о Святом Духе: «Который от Отца исходит» . Оно называет Его исходящим, подобно тому как вода бьет ключом из земли. Как сказано о рае: «река же исходит из Едема» (Быт. 2:10) , так исходит и истекает Дух. Отец называется источником «воды живой», как об этом говорит пророк Иеремия: «Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили» (Иерем. 2:12-13) . Божественное слово, определяя Отца как источник «воды живой» , говорит об исходящей из источника жизни живой воде: «который от Отца исходит» . Что исходит? Дух Святой. Каким образом? Как вода из источника. Но почему Святой Дух называется водой? Спаситель говорит: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан. 7:38) . Предлагая объяснение касательно этой воды, евангелист присоединяет: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Иоан. 7:39) . Итак, если евангелист Иоанн, давая объяснение относительно Духа Святого назвал Его живою водой, а Отец говорит: «Меня, источник воды живой, оставили» , то, следовательно, Отец – источник Духа; поэтому Дух от Отца и исходит. Следовательно, повторяю – Дух Святой называется Духом Божиим и Духом, Который от Бога, Духом Отца и Духом, Который от Отца.

Беседа о Святом Духе.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 26-27 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною

Господь сказал ученикам: вас будут гнать, слова вашего не будут соблюдать. Они могли сказать: Господи? зачем же, наконец, Ты посылаешь нас? Как нам будут верить? Кто будет внимать нам? Кто послушает нас? Дабы не сказали этого, Господь прибавляет: «Когда приидет Утешитель, Он будет свидетельствовать о Мне». Он - свидетель достоверный. Посему обличаемые от Духа в том, что они грешат безответно, будут принимать вашу проповедь. И сначала бывшие со Мною, также будете свидетельствовать, что Я и словами, и делами сделал их безответными. Итак, не смущайтесь. Проповедь не будет без свидетельства; но Дух будет свидетельствовать знамениями и чудесами, и свидетельство Его будет достоверно. Ибо Он - Дух истины. Как Дух истины, Он будет свидетельствовать об истине. Как исходящий от Отца, Он знает все в точности, ибо Он от Того, от Кого всякое познание. - Слова: «Которого Я пошлю», показывают равенство Его с Отцом. Ибо в ином месте сказал, что Отец пошлет Духа (Ин. 14, 26) , а здесь говорит, что Он Сам пошлет Его. Сим показывает не что иное, как равенство. А чтобы не подумали, будто Он восстает против Отца, когда посылает Духа иною властью, прибавил: «от Отца» . Пошлю Его Сам, но «от Отца», то есть по благоволению Отца, и пошлю вместе с Ним. Ибо Я не извожу Духа из Собственных недр, но от Отца Он подается чрез Меня. - Когда слышишь, что «исходит» , под исхождением не разумей посольство, как посылаются служебные духи; но исхождение есть естественное бытие Духа. Если мы будем понимать исхождение не так, но как совне бывающее посольство, то не видно будет, о каком Он Духе говорит. Ибо бесчисленны духи, посылаемые на служение тем, которые наследуют спасение (Евр. 1, 14) . Но здесь исхождение есть какое-то особенное и отличное свойство, принадлежащее собственно одному Духу. Итак, под исхождением мы должны разуметь не посольство, а естественное бытие от Отца. Сей-то Дух будет свидетельствовать о проповеди. А также и вы будете свидетельствовать, потому что не от других слышали, но сами с самого начала находитесь со Мною. А свидетельство тех, которые сначала были с Ним, немаловажно. Сами апостолы впоследствии говорили пред лицом народа: свидетели Его воскресения - мы, «которые и ели, и пили с Ним» (Деян. 10, 41) . Итак, свидетельство с двух сторон: и от вас, и от Духа. О вас могут подумать, что вы свидетельствуете в угоду Мне; но Дух никак не будет свидетельствовать из угодливости.

Евфимий Зигабен

Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне

о Моем Божестве. Если Отец различными способами свидетельствовал о Мне, то, конечно, и Дух Святой различными способами будет свидетельствовать о Мне. Свидетельствовать же Он будет тем, что просветит души ваши для более совершенного знания и будет творить чудеса во имя Мое. Обрати внимание, что посылает Духа Святого и Сын, как равночестный Богу Отцу, но посылает от Отца, потому что Дух Святой от Отца исходит; а от Отца исходит Он, потому что происходит из существа Его. Поэтому и Дух Святой, подобно Сыну, знает все, что знает Отец. Если же кто-либо спросит, почему же и Дух Святой не называется Сыном, если Он происходит от одного и того же Отца, то мы скажем: потому что Он не рождается так, как Сын, но исходит из Него другим образом; а рожденному прилично имя Сын, исходящему же – Дух. А если он все-таки будет продолжать спрашивать: что это за исхождение, то мы в ответ ему скажем то, что говорил Григорий Богослов, несколько изменив его слова: скажи нам, что такое рождение Сына и мы объясним тебе, что значит исхождение Духа Святого, – и, как сумасшедшие, вместе попытаемся вторгнуться в тайны Божий. Почему же Сын и Дух Святой не называются братьями, если Они имеют одного и того же Отца? Потому что Они не одинаковым образом происходят из Него: Сын рождается, а Дух Святой исходит.

Лопухин А.П.

Ст. 26-27 Kогда же приидет Утешитель, Kоторого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Kоторый от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною

Об этой виновности мира, возненавидевшего Христа, будет свидетельствовать Дух-Утешитель и сами апостолы, которые могут припомнить миру многие факты из деятельности Христа, так как апостолы были с Христом с самого начала Его служения.

«От Отца исходит» . Здесь содержится учение о вечном исхождении Святого Духа от Отца. Это видно из того,

1) что здесь об исхождении говорится как о чем-то настоящем и постоянном (глагол ἐκπορεύεσθαι стоит в настоящем времени), между тем как о временном послании Духа в мир Христос говорит как о чем-то будущем (пошлю, ср. Ин.14:16, ;

2) если понимать выражение «исходить » в смысле будущего – «изойдет», то это выражение будет совершенно лишним повторением первых слов 26-го стиха «приидет » и «пошлю ».

Западные толкователи (Лютард, Генгстенберг, Гольцман и др.) все-таки настаивают на том, что здесь речь идет только о «временном » послании Духа Отцом, так как, – говорит Гольцман, – точкой, на которую устремляется или нисходит Дух, является земля. Но, скорее всего, можно сказать, что здесь об исхождении Духа говорится безотносительно, слово «исходит» прибавлено для того, чтобы обозначить отличительное свойство Духа в вечности. Иначе Христос во избежание всяких недоразумений мог бы сказать если бы имел в виду только временное исхождение Духа с неба: «Мы, т. е. Я и Отец, пошлем Духа». Ведь обобщил же Он подобным образом пришествие Свое и пришествие Отца в выражении «Мы придем к нему…» (Ин.14:23) .

«А также и вы…» Так как, собственно говоря, свидетельство апостолов вообще совпадает со свидетельством действовавшего в них Святого Духа, то здесь, раз их свидетельство выделяется, нужно видеть уже указание на их служение как евангелистов, т. е. на передачу ими истории жизни Христа, причем более всего имела значение их сила воспоминания.

Как написано в синаксаре (с греч. «сборник»), читаемом на утрене этого праздника: «Но ради чести Святого Духа божественные отцы, все превосходно устроившие, назначили празднование Ему и отдельно, и в самую Пятидесятницу», т. е. чтобы особенно указать людям на проявление в мире Третьего Лица Святой Троицы – Святого Духа, особенно почтить Его.

В догматическом и, можно даже сказать, космическом, вселенском масштабе завершается сегодня Искупительный Подвиг Господа нашего Иисуса Христа, которым была вся земная жизнь Спасителя. И тайна Его крестных страданий, Воскресения и Вознесения состояла еще и в том, что благодаря этому Искупительному Подвигу на человечество щедро излились благодатные дары Святого Духа, Действующего в Церкви могущественно и животворяще. Спаситель неоднократно Сам говорил об этой взаимосвязи Своего Искупительного подвига и прихода Параклита-Утешителя в мир…

«Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15:26, 27).

«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду. Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…» (Ин. 16:7, 8).

Но почему же Святой Дух назван Спасителем – Параклитом (с греч. Утешителем). Конечно же, здесь есть и конкретно исторический подтекст: Спаситель говорит, что придет Некто – Третье Лицо Святой Троицы, Который утешит святых апостолов от разлуки с Возлюбленным Раввуни (с еврейского «учитель» в превосходной степени), Вознесшимся на Небеса и Севшего одесную Престола Бога Отца. Также Спаситель имел Своей целью, называя Святого Духа Утешителем, отделить его этимологически от греческого слова «пневма», что обозначает одновременно и дыхание, и дух, и ветер. Господь наш Иисус Христос формировал в сознании апостолов и всей человеческой ойкумены-вселенной отношение к Святому Духу не как к некоей Божественной силе, но именно как к Божественной Личности – Ипостасти – Третьему Лицу Святой Троицы. В вышеупомянутом синаксаре также сказано: «Дух Святой зовется Утешителем, как могущий утешать и освежать нас, ибо мы приняли Его взамен Христа и чрез Него же Им обладаем, и потому еще, что Он ходатайствует о нас неизреченными словами пред Богом, будучи, как и Христос, человеколюбивым нашим Заступником».

Отметим, что греческий язык во времена Христа был наравне с латынью языком космополитическим, транснациональным, на котором происходило общение между народами. Примерно как сейчас английский язык. В греческом языке, а значит и в международном праве того периода «параклитами» называли адвокатов, т. е. тех людей, которые ходатайствуют-утешают обвиняемых на судебных процессах. О такой судебной миссии Святого Духа говорит Сам Спаситель: «…и Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде и о суде; о грехе, что не веруют в Меня; и о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16:8–11). Т. е. Святой Дух выступает как судебный защитник верующих и судебный обвинитель неверующих.

Кроме того, вспомним стихи евангельского зачала, которое читается в День Святого Духа: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:11–14).

Какой оптимизм, какая великая радость в этих словах! Каждый из нас как овца, заблудшая во тьме. Без Бога смерть. Душа может упасть в пропасть чувственных удовольствий и погибнуть или заблудиться во мраке собственной гордыни, или может быть съеденной волком – диаволом. Попросту говоря, без Бога у нее надежды нет. Но вдруг появляется Он и берет душу-овцу на руки, грея ее теплом Своей груди, спасая ее. И душа утешается Богом. С Ним нет и не будет более печалей! Только радость, блаженство и спасение!

Посмотрим на Святые Имена как в первый раз, так сказать, свежим незамыленным взглядом. Как Бог повелел нам Его называть? Отцом, Спасителем, Утешителем. Сколько в этих Святых Именах любви к нам – людям!

И Пятидесятница не закончилась! Она продолжает длиться. Дух Святой, как на апостолов, сходит и на нас, подавая и нам, грешным, свои благодатные дары. Как это трепетно и страшно одновременно, когда простые хлеб, вино и вода претворяются в Тело и Кровь Христовы! Как это свято и нерасторжимо, когда умирает в купели крещенской пакибытия (с церковнославянского – нового бытия) ветхий человек и воскресает уже обновленный духовный и в чем-то святой человек! Как это благоговейно, когда обычный мужчина возводится в священный сан и вводится во Святая святых, чтобы прикасаться к Телу и Крови Христовым и быть ходатаем за народ. Как это красиво и нежно, когда мужчина и женщина сотворяются в плоть едину! Как это радостно, когда в Таинстве Исповеди человек исцеляется совершенно от греха! И как милосердно, когда в Таинстве Елеосвящения человек исцеляется и телесно.

Все это невидимые, но глубинные (сравнимые разве что с рождением сверхновой) святые изменения человеческой природы, которые совершает в нас Святой Дух, соделавший некогда слабых людей апостолами Бога всевышнего и продолжающий возводить целые поколения в святость, в Царствие Небесное, в сонмы угодников Божиих.

Наше же дело – войти в обитель, в дом Святого Духа (им является Православная Церковь), и из себя тоже сотворить обитель Ему.

И тогда Параклит утешит, оживотворит каждого из нас…

Иерей Андрей Чиженко