Домой / Привороты / Воинство Христово: Сказки, рассказанные перед сном профессором Зельеварения Северусом Снейпом. Беседы с батюшкой

Воинство Христово: Сказки, рассказанные перед сном профессором Зельеварения Северусом Снейпом. Беседы с батюшкой

Кинохроника времен порой доносит до нас удивительные кадры: вот священник благословляет солдат, идущих на фронт, вот митрополит передаёт армии танковую колонну, вот старушка крестит слабой рукой шагающих красноармейцев, и бойцы в свою очередь тоже крестятся… Они редкие, эти кадры, они почти теряются в общем потоке тогдашней кинохроники, - и сама их редкость невольно заставляет зрителя задуматься: какова же была подлинная роль Православия в великой Победе русского народа над германским фашизмом?

Возьмём армию Гитлера: здесь действовали капелланы, здесь на пряжках у солдат красовалось «С нами Бог», здесь верующего солдата никто не притягивал к ответу за его веру… Сторонний, равнодушный наблюдатель, прельстясь этими внешними знаками, непременно должен решить, что именно Германия сражалась за Божью правду…

И, однако, под знаком креста нацистская армия творила дела тьмы. Неслучайно Святейший Патриарх Кирилл определил нацистский режим как человеконенавистнический. А Красная армия, со всеми её политруками и красными звёздами, была христолюбивым воинством, совершавшим дело Божие, и спасавшей народы мира от смерти - в конечном счете, во имя Христа.

Это парадокс? Возможно. Но история знает и не такие парадоксы.

Дело даже не в том, что в 1941 году Православная Церковь, истерзанная бесконечными гонениями, собрав последние силы, постаралась и словом, и делом помочь Родине. Не надо преувеличивать значение этой помощи: в те годы сил у Церкви почти не осталось, а противодействие государственного атеизма, несмотря на ряд послаблений, было всё ещё велико.

Сила русского Православия была в другом: в те годы она хранилась в сердцах человеческих, в душах русских людей. Что это были за люди? Это - пехотинцы, которые своими телами закрывали доты, чтобы их товарищи остались живы. Это - лётчики, которые, имея возможность спастись, бросали свои горящие самолёты на колонны вражеских войск, - и не мести ради, а чтобы эти колонны не дошли до Москвы, до Ленинграда, чтобы они не расстреливали там наших матерей и детей. Это - солдаты, которые сами едва живые от голода, готовы были делиться с блокадниками - и делились! - последним куском хлеба.

Помню рассказ настоятеля храма Кулич и Пасха протоиерея Виктора Голубева. Он был блокадным мальчишкой, его ранило во время артобстрела; чуть живого Витю принесли в госпиталь, и там солдаты - сами раненые, сами стоящие на грани смерти, - дали незнакомому ребёнку свою кровь.

Это были те, кто стоял на крышах , тушил зажигалки, не давал врагу сжечь город св. Петра. Как четко и чеканно определила Ольга Федоровна Берггольц:

Каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.

Добавим к этому, что пламенные раны - это образ, связанный со страданием Христа, но и Его прославлением. Он связан с уверением апостола Фомы, который осязал, как говорит Церковь, огненные ребра Вседержителя. Для нас, верующих, война - тайна народного страдания, тайна креста и воскресения. Это чувствовали лучшие люди эпохи. Вспоминаются стихи Ольги Федоровны Берггольц о блокадниках

Вот женщина стоит с доской в объятьях;
Угрюмо сомкнуты ее уста,
Доска в гвоздях - как будто часть распятья,
Большой обломок русского креста.

И всё это было Православие! Оно жило в сердцах наших воинов, оно двигало ими. Пусть оно не было выражено в дорогих всем нам чеканных формулах Никео-Цареградского Символа веры; наши солдаты по большей части не могли, не умели исповедать своё Православие словами, - но они исповедовали его делами. И пусть сегодня тот, кто умеет красиво говорить о своей вере, повторит дела этих людей!

Есть расхожее выражение: «Красная армия стояла насмерть». Попробуйте вдуматься в него. Попробуйте представить себя на месте наших бойцов, - и вы поймёте, что стоять насмерть, просто повинуясь приказу командира, невозможно. Нужно нечто большее, чем приказ: нужно, чтобы в душе жила вера. Но вера во что? В передовые производительные силы и прогрессивные производственные отношения? В грядущее далёкое царство коммунизма? Нет… Наших дедов поддерживала твёрдая вера в то, что они стоят за дело поистине правое, отражают наступление вселенского зла.

…Я бы сказал так: негоже нам, людям Церкви, величаться без меры, приписывать себе всю славу этой войны и утверждать, будто бы мы шли впереди войск с хоругвями. Чего не было, того не было. Но с другой стороны, братья и сёстры, - нам нечего стыдиться народной Победы! Не надо отворачиваться от великого подвига русского народа, русского духа, от Победы, проникнутой Духом Христовым, выстроенной на христианском понимании правды. Жертвенность, мужество, великодушие солдат Красной армии - есть несомненный результат тысячелетней православной истории русского народа. Я уж не говорю о том, что наши воины вполне исполнили заповедь Христову: «Нет больше той любви, чем кто положит душу свою за други своя».

Эту великую, небесную диалектику, которую мы постоянно встречаем в истории Великой Отечественной войны, я однажды попытался выразить в таком стихотворении:

Знали бы, где правда, а где правит грех,
Кто креститься мог, а кто не мог,
Но во имя Божье вы разбили тех,
Кто носил на пряжке «С нами Бог».

Что сейчас судьи нам мерить мантию?
Не такой была ли наша жизнь?
«Мама, я сейчас вступаю в партию -
За меня ты Богу помолись».

Воины - отважные, сердечные -
Кто из вас и не носил креста,
Мы помянем вас во веки вечные,
Ибо вы сражались за Христа.

Уже 68-й раз приходит для нас великий, славный и святой День Победы. По Промыслу Божьему он всегда приходит в пасхальные дни. В этом году он всего лишь на один день отличается от дня Пасхи Победы, которая пришлась на 6 мая 1945 года, день святого великомученика Георгия Победоносца.

Это совпадение неслучайно. Маршала Победы - человека верующего - также звали Георгий. Память Георгия Константиновича Жукова глубоко чтит ныне здравствующий участник Великой Отечественной войны старец архимандрит Кирилл (Павлов). Победа нам досталась великой болью, страданием и скорбью, мученическим подвигом 27 миллионов наших людей, тех, кто до последнего защищали Брестскую крепость, остановили врага на подступах к Ленинграду и Москве, освободили Россию и Европу от фашистской чумы, тех, кто брал Берлин, кто горел в танках и самолетах. А также всех, кто страдал в оккупации, умирал от голода. Все они душу свою положили за сродников своих. Как написала в 1944 году Анна Андреевна Ахматова:

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки -
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!

Победа в Великой Отечественной войне, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, есть тайна Промысла Божия. Это тайна Божественного человеколюбия, тайна Божественной справедливости и тайна Божественной милости. Это была победа света над тьмой, правды над ложью, жертвенности над расистским и капиталистическим эгоизмом.

Ещё в 1942 году митрополит Сергий говорил, что тьме не победить свет. Гитлер и его подручные имели наглость сказать, что Христос устарел, и теперь они наследуют землю. За эти наглые безумные слова поразил Господь их небесным судом и силою русского оружия. Воистину, как писал в пасхальном послании Патриарх Алексий, «“Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение”. Будем же хранить этот мир, беречь его, чтобы не дать новой фашистской чуме распространиться по миру и по нашему Отечеству».

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Сегодня тема нашей передачи - «Христианин как воин Христов». Почему так много параллелей между духовной жизнью и военным делом? Мы говорим: воин Христов, небесное воинство, Архангела Михаила называем Архистратигом, а Богородицу - « Взбранной Воеводе». Почему такие параллели?

Вопрос очень глубокий. Невольно задумываешься… Начинается человеческая жизнь - и это борьба за существование. Особенно согласятся биологи; согласятся люди, которые сталкиваются с определенными трудностями. Но все это видимый результат нашей невидимой духовной жизни, которую простыми очами увидеть очень часто невозможно. Если человек начинает жить духовной жизнью, то эти параллели проводятся для того, чтобы особенно явственно, ощутимо почувствовать, что необходимо быть с Богом. С Богом возможно быть только тогда, когда ты осмысленно проходишь через трудности, искушения, через козни лукавого, который призван уничтожить род человеческий, из своего внутреннего дьявольского естества сделать так, чтобы человек не получал радости, призван завидовать человеческой радости в Боге. Он призван не Богом, а своей нелюбовью, чтобы человек не был с Богом. Поэтому каждый христианин является в определенном смысле воином Христовым.

Дело в том, что когда человек идет за Богом, он должен оставлять все, что мешает ему идти, - внутренние, внешние проблемы и дела, должен выбирать главное. Из этого главного вычленять самое необходимое, что нужно для того, чтобы быть рядом с Богом, быть в Царствии Небесном. Поэтому человеку приходится бороться, как бы стоять на страже, проявлять определенную духовную силу, чтобы отразить нападение врага - бесов, мыслей, которые посылаются бесами, противостоять всему тому, что мешает человеку соединиться с Богом. Вся жизнь является нашим духовным боевым поприщем, потому что Господь обещает нам в награду Царствие Небесное.

- К этому поприщу призван каждый христианин без исключения?

Конечно, человек, крестящийся во имя Отца и Сына и Святого Духа, как только надевает на себя оружие спасения - крест Христов (являющийся орудием нашего спасения), облачается в особые белоснежные одежды - тогда и нарекается (имярек) крещеный раб и называется Церковью Святой воином Христовым.

- Какие требования налагает на человека это звание?

Прежде всего особые требования. Параллель требований к будущему воину: допустим, чтобы человека взять в армию, куда-то его определить, в какое-то войско, группу войск, он должен соответствовать определенным требованиям (какое у него физическое, морально-психологическое состояние, какие качества). Потом уже проводится профессиональный отбор, и человек определяется в какую-либо группу войск, где несет определенное послушание, службу. Так и здесь. У нас, православных христиан, происходит, можно сказать, духовная селекция, которая определяется из людей верующих и неверующих. Мы, конечно, берем тех, кто верит во Христа, а неверующим проповедуем Христа. Такой человек должен обладать самым главным качеством - сродством души ко Христу, к Царствию Небесному. То есть человек должен иметь осознанный посыл изнутри - следовать за Церковью, за Христом ради вечного спасения, ради вечного пребывания с Богом в Царствии Небесном.

Вы сказали, что проходит как бы духовная селекция. Может ли человек с ограниченными способностями называться воином Христовым?

Конечно. Дело в том, что и человек с ограниченными способностями, возможностями, люди, которые страдают определенными физическими, психическими недугами, тоже могут быть воинами Христовыми, потому что воинство это не от мира сего. Те обязанности, которые человек должен нести, исполнять, имеют духовный характер, а именно чтобы душа человеческая хотела петь Божественную песню: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, как ангелы поют эту песню. Чтобы душа человеческая стремилась очиститься от грехов, которые имеет каждый человек, чтобы душа в конце концов хотела быть вместе со Христом. И совсем необязательно, если человек имеет определенные нарушения вследствие болезни, травмы, он может быть воином Христовым. Это духовное качество.

Господь нам говорит через Священное Писание, что человек уподобляется семени, которое умирает, и его сеют в землю, для того чтобы в определенный момент времени это семя взошло и принесло урожай. Чтобы это было новое растение - совершенное, со своим корнем, стеблем, листьями, своей системой определенных духовных совершенных ценностей, которые будут иметь вес в Царствии Небесном. Такой человек преображается. Любой человек - и красивый, и некрасивый, и тот, кто может что-то сделать по своим силам, и не может; человек совершенный и несовершенный с точки зрения человеческого рассуждения (физиологического, медицинского, если хотите) - в глазах Божиих стоит на определенной высоте. Господь силен сделать из самого несовершенного человека самого совершенного. Преображающая сила Божественной любви, благодати способна преобразить человека.

Но Господь требует от нас одного - отсечь всякую неправду, нечистоту, не следовать за темными силами, не следовать за бесами, за теми, кто отводит нас от Бога; не следовать путями, которые к Богу не ведут. А это определенная борьба, выбор, потому что очень часто человеку приходится отказываться от многих вещей, как ему кажется, хороших. Но эти «хорошие» вещи не являются нужными или полезными человеку, идущему в Царствие Божие.

Очень часто человек борется в этой жизни. Каждый день мы встаем, и нас уже начинают одолевать какие-то искушения, мысли, посылаемые часто от бесов, лень духовная, нежелание совершенствоваться в Боге, в Божьей истине. Все это носит определенный воинственный характер со стороны сил злобы поднебесной. Человек должен каждый день соприкасаться с этим состоянием духовного воина, настоящего христианина, который будет мечом правды, мечом слова Божия посекать то злое, что предлагает нам дьявол через своих приспешников.

- Как человеку бороться с духовной леностью и возгревать в себе воинский дух?

Апостол прежде всего советует каждому человеку, когда он восстает после сна, надеть на себя одежду правды, одежду, может быть, веселия, затянуть пояс потуже, который позволяет человеку стоять прямо, максимально оптимизировать свои духовные силы. Пояс - это молитва, это готовность служить Христу. Это всё духовные смыслы. Они носят, конечно, допустим, и у монаха определенный символический смысл, но под этим символическим смыслом есть духовный, главный, настоящий смысл того, что должен каждый человек. Монах все время находится в срачице - это белая одежда. Когда он надевает подрясник, он препоясывается кожаным поясом, берет четки (это меч, который отсекает все злое), надевает на голову клобук - шлем спасения, который позволяет все время думать о Боге, отсекать стрелы лукавого.

Все это носит определенный глубокий духовный смысл, для того чтобы человек, который и сам удостоился ношения этой духовной одежды, еще как бы, говоря гражданским языком, пропагандировал Царствие Божие, «рекламировал» его. Чтобы все больше и больше людей он посвящал и привлекал, чтобы люди тоже стремились в Царствие Божие, чтобы они более глубоко, осознанно, правильно понимали, что написано в Священном Писании. Ведь если образы из Священного Писания не будут живы, то будет искушение, что эти образы недействительны, люди их не будут понимать. Тогда зачем апостолы приводили эти образы? Для того, чтобы возбудить в людях любовь, стремление к Богу, для того, чтобы человек осознанно понимал и примерял эту одежду к самому себе.

И вот монахи особенно напоминают людям об этом, так чтобы и человек, вставая утром с постели, со своего одра, восхвалял имя Божие, одевался в эту одежду любви, милосердия. Чтобы он препоясывался также стремлением и желанием послужить Богу, брал меч духовный (молитвослов, тот же Патриарший календарь, где приводятся молитвы, определенные высказывания святых отцов, определенные чтения на каждый день - из Апостола, из Ветхого Завета, евангельских чтений). Все это является мечом духовным, чтобы человек определенным образом настраивал себя на духовную брань, которую он обязан нести.

- Что является главным оружием христианина как духовного воина?

Главным оружием, наверное, является любовь, которая должна покрывать и обезоруживать врага.

- Обезоруживать.

Да. Но апостол также советует: чтобы стяжать эту любовь - этот особый дар Божий, необходимо примерять к себе и изучение Священного Писания, определенным образом примерять к себе особые духовные одежды - благость, милосердие. Апостол также говорит: облекитесь в оружие Божие, чтобы вам можно было встать против козней дьявольских, потому что наша брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной. То есть против той, если хотите, информации, которая витает в воздухе. Человек, подверженный тому, чтобы заразиться бесовской идеей, дьявольским стрелянием, стрелами дроковыми, которые несут в себе опасное свойство зажечь поражаемый объект, - все это находится как бы в воздухе, в поднебесной.

Апостол говорит, что это такая духовная субстанция, с которой можно бороться только духовными методами, способами - молитвой, духовным разумением. Допустим, посещает человека какой-нибудь злой умысел. И тут уже начинается борьба в сердце человека. Он начинает размышлять при помощи своего ума. Если ум человека заострен на Священное Писание, то ему очень легко победить стреляния лукавого, легко защититься от них. Потому что меч этот настолько остр и щит настолько надежен, что дьявол не может поразить такого человека, так как он все время просит у Бога духовной поддержки, духовного заступничества, совершенствования в отражении дьявольских нападений. Поэтому апостол нас призывает не только одеться в эти внешние одежды, но быть внутренне готовыми отразить нападения лукавого, которые носят только духовный характер.

- И держать свой меч в боевом состоянии, острым.

Обязательно. Это означает все время молиться. У монаха всегда на руках есть четки, есть определенные монашеские правила, правила по четкам. Это определенный меч. У монаха всегда есть с собой Священное Писание. Многое монах может запомнить из Священного Писания. Очень часто монахи между собой общаются именно словами Священного Писания, для того чтобы исполнить также благословение апостолов, благословение Господа нашего Иисуса Христа, чтобы не засыпать в ночи неправедной жизни. Когда Христос молился в Гефсиманском саду, Он просил апостолов не спать, но поддержать Его молитвами, особенным своим духовным стоянием, духовной стражей, для того чтобы быть готовыми принять все то, что произойдет после. Потому что Господь пришел на землю совершить великую и спасительную миссию. Господь как бы их подготавливал еще с Гефсиманского сада, и мы помним, что случилось после того, как схватили Господа. Многие разбежались, потому что были в смятении, не было духовной поддержки, потому что спали, потому что легковерно отнеслись к словам Господа Спасителя. Когда Он молился, то кровавый пот, кровавые слезы из Его глаз проистекали. На апостолов, которые были рядом с Ним, даже это не подействовало, потому что сон, человеческая слабость взяли верх. Это тоже духовное состояние, воинственное. Когда воин Христов стоит на страже, он должен уметь нести и эту стражу своей духовной жизни, для того чтобы дьявол не воспользовался слабостью, той брешью жизни человека, христианина, чтобы нанести какой-нибудь удар, принести вред. Поэтому мы все время должны быть трезвенны. Священное Писание говорит: дух бодр, плоть же немощна.

- Что означает воинский долг, воинская честь и воинская слава в переводе на духовный язык?

Это всё красивые слова, которые человек должен хоть изредка вспоминать. Каждое из этих слов имеет определенный смысл и вес. Воинская слава - это конечно, красиво, грандиозно: когда идут парады военных, демонстрируется военная техника, красиво грохочут салюты, люди наслаждаются красотой и фееричностью, наблюдая за парадами военных, проходящими по улицам в тот или иной момент военного праздника. Но в деле христианина все по-другому. Воинская слава здесь переадресовывается от человека-воина в сторону Бога. Он должен все творить, бороться ради Бога во исполнение Божьих заповедей, Божьего благословения, для того чтобы быть трезвым, бодрым и называться именно тем, во имя Кого называют такого человека. Христианин - значит Христов.

Воинская честь для христианина должна иметь особый смысл и в нашей земной жизни, потому что человек должен быть честен. Не должен быть гордым, но должен быть честным, то есть знать честь, уметь правильно воздавать главному и отсекать второстепенное. Если он честен, то знает, что службу Божию надо править честно, всегда быть на определенной высоте и не опускать чести Божественной службы ниже того уровня, который ей свойственен.

Воинский долг - это когда человек должен исполнять свои обязательства. Ради чего он принял на себя звание христианина? Ради чего вступил в воинство Христово? Он ведь давал какие-то обеты - жить в Боге честной, непорочной жизнью, не творить беззакония, а творить добро, следовать за Христом. Этот долг прослеживается за каждым христианином, потому что очень часто христиане забывают, что этот долг числится за ними. Очень часто они думают, что если они облеклись в орудие правды и дали обещание, с них не будет взыскан ответ. А Господь взыщет с каждого человека. Господь покажет каждому человеку каждый момент жизни. Если будет найдено, что такой человек много обещал, но ничего не сделал, будет страшный ответ. Будет стыдно перед Богом давать ответ полный. А он будет очень серьезный, очень строгий. Поэтому человек, давая обещания перед Богом, должен помнить, что ему надо будет давать ответ.

Конечно, каждый воин Христов должен помнить, что он должен пожертвовать своей жизнью ради ближнего своего, потому что Господь говорит: нет больше той любви, когда человек пожертвует жизнь свою за ближнего. Каждый воин, идя на воинское поприще, на войну, знает, что в лучшем случае Господь помилует его. А как он думает в худшем случае? Господь примет его в Царствие Небесное, потому что человек, отдающий свою жизнь за другого, по слову Спасителя (а оно не может быть неисполнимым, потому что его дал Сам Господь Иисус Христос), идет на такое дело с уверенностью, превозмогая все свои сомнения, весь свой страх, все те мысли, которые посещают его в очень страшный и ответственный момент.

- Какова роль собранности и дисциплины духовной жизни? Как сочетаются дисциплина и свобода?

Вы хорошо сказали. Человек свободен, когда он собран, дисциплинирован. Такой человек свободен. Еще когда человек знает правила, - правила игры, правила наследования Царствия Небесного. Это тоже определенные правила. А Господь говорит правила очень простые. Десять правил (декалог) Он, Господь Иисус Христос, предоставил нам. Десять заповедей - это все правила. Также Господь еще говорит: возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего своего, как самого себя. В этом кроется весь Ветхий Завет и пророки, по слову Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Это тоже правило. Также Господь нам говорил очень много притч, чтобы особенно легко и понятно до каждого человека донести правила, как не нужно поступать и что нужно делать, чтобы достичь Царствия Небесного.

Но также Священное Писание предостерегает нас, чтобы мы не действовали по букве этих правил, потому что буква хороша для тех, кто понимает смысл, дух Священного Писания. Но те, кто не понимает духа Священного Писания, не понимает смысла призыва Господа наследовать Царствие Небесное, такие люди очень часто попадают в ловушки лукавого, который захлопывает эту ловушку. Такие люди начинают возрастать в своей гордыне, тщеславии и непонимании, отдалении от Бога, Господа Иисуса Христа. Поэтому в жизни православного человека, христианина свобода заключается в том, чтобы исполнять все то, что сказал нам Господь Иисус Христос: иметь любовь, стремиться к любви, иметь все то, что привязывает нас к Царствию Небесному, - милосердие, благость, долготерпение, радость. Все это облачает нас в одежды, которые пригодны для брачного пира. Поэтому мы вместе с вами и со всеми людьми, которые идут ко Христу, за Христом, должны видеть в этих правилах определенную свободу, путь, если хотите, перила на высоком мосту, которые ограждают нас от пропасти. И, опираясь на них, нам не страшно идти вперед через эту пропасть.

В духовной жизни, как в бою, есть и поражения, и победы. Как должен христианин реагировать на духовные победы и духовные поражения?

Прежде всего как к определенному духовному опыту, потому что и в том случае, и в другом это положительный духовный опыт. Каждый человек узнает, как надо жить и как не надо. В жизни, наверное, каждого било током. Кто-то обязательно в детстве засовывал в розетку то шпильку, то вилку, то отвертку и получал определенную порцию ответной реакции из розетки. Хорошо это или плохо? Плохо, когда убьет, а хорошо, когда научит, что пальцы не нужно совать куда не надо. Это тоже жизненный опыт.

Духовный опыт научает нас тому, чтобы человек совершенствовался в положительном духовном опыте; чтобы, имея и отрицательный духовный опыт, он не повторял его. А людей, которые намерены совершить этот отрицательный духовный опыт, умел переубедить. Поэтому этот опыт носит только положительный характер. Господь дал нам ум, и ум должен быть заострен на духовное познание Бога, на духовное осмысление своей жизни. Когда человек имеет определенный опыт, он через осмысление рождает новый продукт, который нужен в Царствии Божием, который будет в Царствии Божием иметь вес.

Поэтому здесь нужно только посоветовать людям иметь для себя духовные ориентиры. Людям, которые живут в миру, - смотреть на определенный духовный ориентир. У нас очень любят сразу смотреть на Бога. Но не надо забывать, что Христос Своим ученикам сказал: на камне сем (то есть на вере человеческой) Я созижду Церковь Мвою, и врата ада не одолеют ее . Господь не говорит сразу: бегите обращайтесь к Богу, потому что, ища Бога, мы можем найти бога с маленькой буквы. Ища Бога не по правильным указателям, направлениям, мы можем найти бога, который будет удовлетворять только нас, которым может быть сам сатана. Человек может служить своим страстям и считать эти страсти, этот неправильный образ жизни за своего бога. Он будет думать, что это бог. Но Господь говорит, что нам необходимо следовать за Истинным Богом, причем с большой буквы, и пользоваться в жизни определенным алгоритмом через определенный жизненный ориентир - Церковь Христову и ее учеников, ее апостолов, священников. То есть здесь прослеживается Богом установленный институт Церкви, который способен нас ввести в Царствие Небесное. Это корабль, который зовет всех людей, желающих спастись в огромном океане различных житейских невзгод.

Что такое воинское искусство в переводе на духовный язык? Что такое в духовной жизни тактика и стратегия защиты и нападения?

Мы смотрели фильмы, которые показывают героические военные действия, когда наши отцы освобождали нашу землю от захватчиков, когда полагали свои жизни, чтобы нам было где жить, было где благодарить Бога, служить Богу, наслаждаться дарами Божественной любви. Здесь все понятно - тактика, стратегия, все было сделано для того, чтобы произвести победоносные действия правильным путем наименьших потерь и наибольшей эффективности.

В духовной жизни примерно все так же, но есть свои отличия. Искусство воинского делания, воинской христианской жизни должно прежде всего начинаться с того, чтобы человек почувствовал определенную потребность в Боге. Такой человек должен знать, для чего он хочет сделать это, ради чего он должен защищаться и от кого должен защищаться. Для того чтобы защищаться от врага, надо знать, кто твой враг. В нашей жизни, наверное, враг будет тот, кто хочет причинить тебе ущерб, завладеть твоим имуществом, может быть, и жизнью. Такой человек будет нам врагом, то есть он хочет стоять супротив тебя и пожить за счет тебя. Причем нарушая все границы, договоренности, правила и законы. Человек всегда увидит, что с тем, кто является ему врагом, ему не по пути. Церковь и предлагает нам определенное искусство молитвы, искусство постижения воли Божией.

А воля Божия - всем человекам спастись, как говорится в Священном Писании. Через эту волю Божию мы вместе с вами должны изучать закон Божий, постигать, что такое добро во Христе, радость во Христе, что такое Царствие Небесное и чем нужно жертвовать, чтобы попасть в это Царствие Небесное. То есть должна быть определенная ценность, которую каждый человек должен бояться потерять. Какую ценность боится потерять воин? Он знает, что за ним Родина-мать, дети, есть какая-то ценность, которую надо защитить. Так и православный человек, христианин, должен знать, что есть ценность, которую нельзя потерять. Если человек ее потеряет, то система ценностных координат будет нарушена. Такой человек уже будет потерян во времени и пространстве и представлять что-либо ценное как единица в этом мире уже не будет. Воин ценен тогда, когда умеет защищать эти ценности, когда о них знает. Православный христианин должен помнить, что эта ценность - Господь Иисус Христос, через Которого спасение; это наши святыни, храмы, наша вера святая, которая спасает человека как верующего, так и тех, за которых верующий человек молится.

Тактика и стратегия нашего спасения, которая постигается через воинское духовное искусство, - это умение прислушиваться к Матери Церкви, к ее Предстоятелю - Святейшему Патриарху; к епископам Церкви, священникам. А самое главное - участвовать в таинствах Церкви. Все это тактика и стратегия спасения каждого человека. Бесы, бывает, действуют на человека напрямую, а бывает - опосредованно, через кого-то. Они могут пленить, захватить, поработить, они могут на человека подействовать, чтобы он подействовал на верующего. Может, убедить этого человека потерять ориентиры в Церкви, чтобы ценность Церкви упала в глазах человека, чтобы духовный сан также был уничтожен («священники - такие же люди, Церковь слушать не надо, все, что говорится в Церкви, не имеет никакого веса…»).

Для чего это делается? Потому что идет война. Когда человек теряет систему ценностей, его бери в плен и делай с ним что хочешь. Это все, чем занимается враг рода человеческого испокон веков. Дьявол именно этим и занимается. Каждый человек должен об этом помнить. И каждый человек должен помнить, что если он не будет иметь эту ценность, этот маячок спасения, то ничего у него не получится. К Иоанну Кронштадтскому обратились с вопросом, спасутся ли в других религиях. Он ответил: не знаю. Знает! Он сказал самое главное: «В православии только могу я спастись» (он про себя говорил). Это был призыв к каждому человеку, чтобы каждый смотрел прежде всего внутрь себя и стремился спастись именно в православии, потому что это та вера, то средство, которое передано Самим Господом Иисусом Христом роду человеческому, чтобы через эту истинную, чистую веру постичь Царствие Небесное.

- А что касается нападения и защиты?

Нападения с чьей стороны? Со стороны врага или со стороны носителя духа?

- Со стороны носителя духа. В какой момент он защищается, а в какой нападает?

Прежде всего мы должны помнить, что воин - это человек, который способен нести мир, любовь, изначально быть просвещенным этим миром и любовью и способен подарить этот мир и любовь окружающим людям. Иногда нужно людей заставить полюбить. Иногда людей нужно заставить просветиться. Но когда нападают на воинство, защищающее свои границы, нужно дать отпор оружием. В духовном смысле такое тоже бывает. Но здесь должны быть духовные методы. Если нападают, нужно защищаться молитвой, верой. Вы помните, не зря же указан у нас псалом 90 («Живый в помощи…»), когда мы просим Бога. У нас есть молитвы, обращенные к небесным силам бесплотным, к Архангелам Михаилу, Гавриилу и всему небесному воинству, для того чтобы они помогли нам отсечь стрелы лукавого.

Конечно же, мы должны нападать на лукавого, когда боремся со своей ленью, нежеланием изострить свой меч, то есть почитать молитвы, Священное Писание. Когда мы должны свою духовную жизнь сделать наиболее эффективной, чтобы проникнуть в Царствие Небесное. Царство Божие силою нудится. Поэтому мы должны нападать на свои страсти, разделываться с ними таким образом, чтобы от них и следа не оставалось, нападать на страсти в обществе. Мы должны защищать общество молитвами и умением противостоять тому разрушительному действу, которое может возникнуть в том или ином обществе. Может быть, не силой оружия - силой молитвы, слова, убеждения и полного полагания на всепреобразующую, вселюбящую благодать нашего Бога.

- Какими качествами должен обладать христианин как воин Христов?

Я, наверное, скажу, как апостол говорит:

Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику (2 Тим. 2, 1-4).

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Ответ от Ѓилл Смит Муслим[гуру]
Посылая Своих Апостолов на проповедь и зная, с какой злобой отнесется языческий мир к новому учению любви и милосердия, Иисус должен был предупредить их о предстоящих им опасностях. Тихая, спокойная жизнь их оканчивается с удалением Его от них. Когда они ходили, по Его поручению, проповедовать в Галилее и Иудее, то ничто не препятствовало им исполнить свое назначение; они ни в чем не нуждались, хоть не брали с собой ни мешка с деньгами, ни сумы с хлебом, ни запасной обуви. Теперь же, когда им предстоит идти к язычникам, они должны быть особенно заботливы, предусмотрительны и мужественны, тем более, что тогда уже не будет их Учителя. И если над Ним исполнится пророчество, и Его, распиная, причтут к злодеям, то чего же должны ожидать они, ученики Его? Неустойчивость в убеждениях, маловерие и слабохарактерность должны теперь смениться такой силой глубоко убежденной веры, какую и врата ада одолеть не могут, и таким мужеством в отстаивании этой веры среди всех испытаний и гонений, какое можно сравнить только с крепостью меча3.
Апостолы не поняли этих слов; они думали, что Иисус повелевает им вооружиться мечами, и с наивностью сказали Ему: Господи! Вот, здесь два меча (Лк. 22, 38).
Видя, что Апостолы не поняли Его, и намереваясь в последующей беседе нагляднее разъяснить им ту же мысль, Иисус прекратил этот разговор, с кроткой улыбкой сказав им: довольно.
Обращаясь опять к вопросу об отшествии Своем из этого мира и желая, чтобы Апостолы догадались, наконец, куда Он идет, Иисус сказал им: «Куда со временем пойдет за Мной Петр, пойдете и вы все; всем вам найдется место в доме Отца Моего, ибо в доме Отца Моего обителей много (Ин. 14, 2)».
Слова - продай одежду свою и купи меч (Лк. 22, 36) - нельзя понимать буквально. Христос посылал Своих Апостолов распространять Его учение не силой меча, но словом и примером. Заповедав раньше не противиться злу злом же, а побеждать его добром, - запретив в эту же ночь Апостолам защищать Его силой и предупредив их, что все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52), - Господь не мог дать им теперь новую заповедь, противоречащую всему учению Его. Поэтому слова - купи меч - надо принять как иносказание. Кротостью и мудростью вооружил Господь Апостолов, посылая их с проповедью к своим же евреям, к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10, 6); они должны были нести евреям радостную весть о пришествии Желанного Избавителя, Мессии; и потому им не надо было брать с собой ни сумы с хлебом, ни запасной одежды, ни денег, ни обуви: все это они должны были найти у гостеприимных хозяев, которым они несут эту радостную весть. Теперь же не то; теперь им предстоит идти к язычникам, которые Мессии не ждут, которых нельзя порадовать вестью о пришествии Его; теперь им понадобится и сума с хлебом; и у кого ее нет, пусть продаст одежду свою (конечно, запасную) и купит ее, то есть суму с хлебом, как крайне необходимую в. путешествии по чужим странам; а главное, пусть, кроме мудрости и кротости, вооружится еще мужеством, стойкостью в перенесении всех гонений, таким мужеством, какое можно сравнить по силе и крепости с крепостью меча. Что не о мече в буквальном смысле этого слова говорил теперь Господь, видно еще из того, что на заявление Апостолов о двух имеющихся у них мечах, Господь сказал: Довольно! Это слово вовсе не означает, что двух мечей достаточно будет Апостолам для самозащиты; это значит: Оставьте! Довольно об этом говорить, если вы не понимаете Меня. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины (Ин. 16, 12, 13), то научит вас всему (Ин. 14, 26).

Ответ от Crystal [гуру]
Все что имеет земное происхождение имеет и небесную аналогию. Все земное есть прообразы небесного и повторение только в другом высоком духовном исполнении. Например меч. который был у Петра имеет отражение в небесном как слово Божье, которое рассекает человека до разделения духа от души и судит помышления сердечные. Слово и судит и обличает и прощает и лечит и вдохновляет. Вот о каком мече говорил Иисус.


Ответ от . . [гуру]
Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы
и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2Кор. 10:3-5)
"И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него. (Захария2:5)
И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. (Откр. 10:1-3)
И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; (Откр. 20:1-3)

«Воинство Христово»

Для того чтобы христиане Запада начали свой путь за море с оружием в руках, должны были произойти перемены в отношении к употреблению этого оружия. Среди христианских заповедей была заповедь «не убий». Христос прямо говорит: «…все, взявшие меч, мечем и погибнут» (Мф. 26. 52). Но еще Августин Блаженный заявлял в своем авторитетнейшем для всего Средневековья труде «О граде Божием», созданном между 413 и 426 гг., что бывают войны справедливые и несправедливые. Первые - это те, которые ведутся от имени Церкви и в защиту христианства. Вторые - войны между христианами. В конце IX в. Папа Иоанн VIII обращается к франкским епископам, уговаривая их проповедовать войну против язычников-венгров, которые именно тогда начали свои вторжения из Южного Приуралья в Центральную Европу, и объявляя: «Тех, кто отважно сражается против язычников и неверных и погибает за католическую веру, за гробом ждет вечная жизнь и вечное блаженство».

Серьезно изменила отношение к войне так называемая Клюнийская реформа, движение за существенные перемены в Церкви, названное так по имени монастыря Клюни в Бургундии, откуда пошло это движение, начавшееся в конце Х в. Суть этой реформы состояла в овладении миром в интересах Церкви. Перемене воззрений на войну споспешествовало то, что некоторые историки называют, не совсем точно, «феодальной раздробленностью». На деле процесс развития феодальных отношений вел к, так сказать, рассеянию власти: каждый феодальный сеньор обладал, в той или иной степени, властными правами, которые прежде принадлежали лишь монарху. В милитаризованном обществе начиналась война всех против всех. Тогда Церковь (в ряде случаев это пытались сделать и светские правители), понимая, что полностью искоренить распри невозможно, предприняла попытки ввести вечные междоусобицы в какие-то рамки. Провозглашался Божий мир, то есть запрет на насилие по отношению к тем, кто по физическим или социальным причинам не мог сопротивляться оружию: к женщинам, особо вдовам, детям, особо сиротам, старикам, священнослужителям, крестьянам, каковым запрещалось ношение оружия. Еще одно нововведение - Божье перемирие, то есть запрет на ведение военных действий в особо отмеченные священные дни: на Рождество, Страстную и пасхальную недели, с вечера субботы до утра понедельника и т. п.

Посвещение в рыцари. Средневековая миниатюра

Но Церковь не имела собственного войска, она могла грозить лишь карами небесными. Светская власть государей была слишком слаба, а поэтому именно в рыцарстве клюнийцы видели ту силу, которая должна помочь Церкви устроить христианское общество. В рыцарских обычаях, в церковных обрядах, в культе святых проявляются новые черты. Священники благословляют рыцарское оружие. При посвящении в рыцари меч новопринимаемого в рыцарское сословие лежит на алтаре. Сам новопринимаемый проводит ночь в храме в посте и молитвенном бдении, свершает омовение в купели, напоминающей крещальную, и дает при посвящении клятву защищать святую Церковь. Некоторые святые претерпевают своеобразную трансформацию. Так, святой Георгий, воин-христианин, казненный в Риме, согласно житию, за то, что отказался брать в руки оружие, становится небесным покровителем рыцарства. Снова оживают идеи «справедливой войны», высказывавшиеся, как уже говорилось, еще Августином Блаженным. Если война ведется от имени Церкви, по призыву Церкви и против врагов Церкви, то она не является злом.

Активно поощряется папством война с мусульманами в Испании. Папа Александр II в 1063 г. призвал рыцарей на борьбу с теми, «кто преследует христиан и изгоняет их из городов», заявил, что эта война справедлива, и отпустил грехи тем, кто отправился воевать с маврами в Испанию.

Папа Григорий VII, несгибаемый борец за папское верховенство, впервые употребляет выражение «воинство Христово» (militia Christi) не по отношению к монахам (как это было прежде), а к рыцарям, которые служат Святому престолу, и он же первым заговорил о «войнах святого Петра», то есть войнах, поддержанных оным Святым престолом (напомню, что первым Папой Римским считается св. Петр, а папские владения в Средней Италии с центром в Риме именовались «вотчиной святого Петра»), в Испании, в Сицилии против тамошних арабов, да и просто против врагов папства. Так или иначе, война перестала быть только злом, и это, безусловно, повлияло на отношение к только что провозглашенному крестовому походу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Рождество Христово Двунадесятый праздник, отмечается 7 января (25 декабря); со дня Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта) проходит девять месяцев. По церковному календарю Рождество открывает цикл зимних Господских праздников. С него начинается двухнедельный период

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Рождество Христово и начало «нашей эры» Хорошо известно, что от начала «нашей эры», или «эры от Р.Х.» – не велось непрерывного счета лет до современного нам года. Первый год «новой эры» вычислен гораздо позже, как год Рождества Христа. Считается, что впервые этот год

Из книги Ключ Соломона [Код мирового господства] автора Кассе Этьен

Воинство Христово как силовая структура новой религии Возвращаемся к Евангелию от Иосифа Галилеянина. В этом тексте мельком упоминается о «Воинстве Христовом» - некоем христианском «спецназе», который выполнял поручения Павла. Сначала он, по-видимому, формировался из

Из книги Крестовые походы. Под сенью креста автора

Глава 6 Великое крестоносное воинство и его вожди Когда деревенская беднота, гонимая религиозным фанатизмом, уже шла по дорогам Европы навстречу своей гибели, феодалы и рыцарство еще только готовились к крестовому походу. Сеньоры собирались обстоятельно – ведь поход

Из книги Жизнь и смерть ордена тамплиеров. 1120-1314 автора Демурже Ален

Из книги Неизвестный Юнкерс автора Анцелиович Леонид Липманович

Рождество Христово Перед Рождеством 1928 года в Германии выпал обильный снег. Всевышний позаботился о том, чтобы украсить жилища людей снаружи причудливым белым покрывалом с бесконечными вариациями узоров на деревьях, кустах, наличниках окон и крышах различных построек.

Из книги Крестовые походы. Под сенью креста [без иллюстраций] автора Доманин Александр Анатольевич

Из книги Русский бунт навеки. 500 лет Гражданской войны автора Тараторин Дмитрий

Катакомбное воинство Епископ Уфимский Андрей, происходивший из рода князей Ухтомских (Рюриковичи) еще в 1916 году ввел выборность приходского духовенства. Поместный собор 1917–18 г.г. одобрил данную инициативу архипастыря, но распространить ее повсеместно не

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

ГЛИНЯНОЕ ВОИНСТВО ИМПЕРАТОРА ШИ Тридцать лет назад весь мир заговорил о сенсационной находке в Китае: близ города Сиань археологи обнаружили погребальный комплекс III века до нашей эры. Если египетские фараоны, отправляясь на тот свет, брали с собой золотые украшения,

Из книги Пасха [Календарно-астрономическое расследование хронологии. Гильдебранд и Кресцентий. Готская война] автора Носовский Глеб Владимирович

2. Рождество Христово и начало «нашей эры» 2.1. История вопроса Известно, что от начала «нашей эры» – или как ее еще называют, «новой эры», «эры от Р.Х.», «эры Дионисия» – не велось непрерывного счета лет. Другими словами, люди не считали по ней года на протяжении двух тысяч

автора Безобразов Кассиан

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Безобразов Кассиан

Учение Христово во Время Пути Учение Христово во время пути требует нашего особого внимания, потому что Лука, историк пути, в повествовании о пути, по преимуществу, останавливается на учении.Учение есть учение о Царстве. Как уже отмечалось, евангелист Лука объясняет путь

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

II. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Рождественский сочельник повсеместно проводится крестьянами в самом строгом посте. Едят только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставляется особыми символическими обрядами, к которым приготовляются загодя. Обыкновенно, перед

Из книги Россия и Запад на качелях истории. От Павла I до Александра II автора Романов Петр Валентинович

Нечестивое воинство и нечестивые пастыри. Петербург сердится, Ватикан негодует Если во времена Павла I дружественные отношения России с Ватиканом достигли своей вершины, то во времена Александра II они сошли на нет. Причиной этому послужила все та же Польша. Ватикан

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

III. Общественное Служение Христово

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Рождество христово Празднование Рождества Христова впервые было введено в ІV в. Константинопольской Церковью и распространено по всему православному Востоку. Во время праздника вспоминали и воздавали честь рождению Господа от Пресвятой Девы. Рождество Христово


- Рудники Нуэва-Арагона требуют людей, брат Мануэль! Они работают днём и ночью, для блага Церкви и христианнейшего короля добыча серебра не должна останавливаться! А вы чините мне препоны...

Помилуйте, брат Франциск, какие препоны? Мы по первому требованию выделяем вашей миссии индейцев, но в прошлом месяце вы уже забрали у нас три сотни!

Пожилой священник кротко вздыхает. На лице его, обветренном, но ещё не очень заметно изрезанном морщинами, ясно написано: Господь посылает мне это испытание ради моего же блага, но сколь тяжка чаша сия! Благодарю тебя, Господи, что считаешь меня способным испить её!

Брат Мануэль, вы представляете себе серебряный рудник? Перекрытия деревянные, сделанные наспех и неумело, потому что индейцы плохо работают с деревом. В земле щедро намешаны песок и глина, глина слипается в пласты, песок осыпается. В рудниках то и дело происходят обвалы, чтобы расчищать их, нужно больше людей, чем для добычи серебра. Если обвалов не случается, потери составляют от трёх до пяти человек в день - на каждом руднике, а в Нуэва-Арагоне их четыре. Это около пятисот душ ежемесячно, а вы говорите о жалких трёх сотнях! А ещё лесоповал, поля...

Но брат Франциск, вот в миссии Сан-Хуан тоже четыре рудника, но людей им нужно не в пример меньше!

Брат Франциск поднимается со стула с высокой спинкой, подходит к окну, смотрит, как индейцы работают на маисовом поле. Потом начинает негромко говорить:

Брат Мануэль, я не стану напоминать вам, что в миссии Сан-Хуан нет леса и мало полей. Я лишь повторю предписание Святой Матери нашей Церкви, хорошо вам известное: мы - воинство Христово, и наша цель - утвердить истинную веру и подавить неверие. Если вместо того, чтобы подавлять неверие, иные из нас бережно лелеют его и вскармливают у своей груди, то мне страшно подумать, что же они делают вместо утверждения истинной веры. Разводят орхидеи диковинной формы, надо полагать. Земля Нового Света должна принадлежать христианам, в этом нет никаких сомнений. Для этого её надо очистить от языческой скверны. Не вы ли говорили мне десять лет назад именно те слова, какие говорю сейчас я? Если в миссии Сан-Хуан мало работают и много отдыхают, я не вижу причин поступать так же. А если настоятель миссии отбирает себе самых выносливых индейцев...

Да, вот в это я, пожалуй, могу поверить, - кивает брат Мануэль, высокий сухопарый мужчина, живой, цепкий взгляд которого не даёт назвать его стариком. - Брат Эрнандо предпочитает сильных мужчин. Я понял вас, брат Франциск. У меня остался только один вопрос: женщины и дети-то вам зачем?

А какая разница? - безразлично пожимает плечами его собеседник. - Пред Господом нашим все равны.

Под лучами палящего солнца, прямо на земле, сидят люди. Вперемешку мужчины, женщины, дети. У них обед. Им раздали по куску маисового хлеба и по полмиски какой-то бурды, которую они черпают ложками. Тихо плачет ребёнок, мать утешает его, подсовывает свой кусок хлеба.

Между сидящими людьми с безучастным видом идёт пожилой священник. Почти не разбирая, показывает рукой - кажется, на всех подряд. Трое солдат, сопровождающих его, поднимают тех, на кого он показал, оттаскивают в сторону. Там уже стоит довольно много индейцев.

Солдатам жарко, по их лицам течёт пот. Индейцы послушны и в большинстве равнодушны.

Брат Франциск идёт, почти ни на кого не глядя, и читает Pater Noster. Раз за разом, доходит до конца и тут же начинает с начала. Ему нельзя сейчас думать ни о чём другом, кроме слов молитвы. Он должен быть спокоен и бесстрастен.

Женщина поднимается с земли недостаточно быстро, и озверевший от жары солдат наотмашь бьёт её по лицу. Брат Франциск даже не оборачивается. Среди воинства Христова нельзя проявлять милосердие. Иначе никого из этих несчастных не удастся спасти.

Спасти. В устах священника это слово приобретает особенный смысл. Те, кто согнал индейцев с их земель и отправил умирать на тяжёлых работах, считают, что уже спасены. Брат Франциск не уверен в этом. По его мнению, скорее мученики, принявшие смерть на рудниках и полях, исхлёстанные кнутами, заваленные камнями, голодные и больные, окажутся в раю.

Святая Церковь с братом Франциском не согласна. Святая Церковь говорит о смирении и милосердии, но не имеет в виду детей здешней земли, не понимающих, за что их лишили всего.

Утвердить веру и подавить неверие. Разве так надо это делать?

Отобранных братом Франциском индейцев сажают на телеги и отправляют в Нуэва-Арагон. Часа три едут молча. Потом останавливаются у лесного ручья, индейцы много и жадно пьют, рвут дикие фрукты. Брат Франциск раздаёт хлеб.

Конечно, в миссии им будет хуже, чем дома. Но их дома больше не существует.

Этим вечером в миссии говорят о любви. Сидят все вместе во дворе, отдыхают, занимаются мелкой, несложной работой. Только что подошла очередная смена с рудников: там каждый отрабатывает по три часа. Оглушительно трещат цикады, огромная луна смотрит на Нуэва-Арагон в упор.

Господь сказал: легко любить того, кто любит тебя, легко улыбаться тому, кто улыбается тебе, - говорит священник. - Но ведь это делают и самые дурные люди на свете! Чем же тогда хорошие люди отличаются от них? Чтобы стать лучше, сказал Господь, надо сделать над собой усилие, сделать то, что трудно сделать, преодолеть желание причинять зло обидевшим тебя. И если ты полюбишь всех - и друзей своих, и врагов, - тогда любовь твоя будет уже не любовью к человеку, а любовью ко всем людям, к миру.

Отец Франциск, - спрашивает один из индейцев, в крещении он Пабло, - Господь часто говорит: надо делать над собой усилие, чтобы стать лучше. Но почему? Что мы преодолеваем? Разве в каждом из нас есть зло, с которым надо бороться?

Конечно, чадо, - отвечает священник, - в каждом. Это может быть совсем маленькое зло, но оно всякий раз мешает нам делать добро, останавливает нас, шепчет: да ну, зачем? Так делает дьявол, искушая нас, пытаясь отвратить от Бога.

А и правда, - кивает весельчак Фелипе; он живёт в миссии скоро два месяца, совсем немного, но про Господа всегда слушает очень внимательно, - вот, например, Ивовая Ветвь, ну то есть Анна, она ленится. Даже сейчас, поглядите: все женщины сидят с рукоделием, а она ничего не делает!

Девушка, на которую показал Фелипе, встрепенулась, пытаясь ответить, но заговорил старик, до сих пор отказывающийся креститься, но неизменно приходящий послушать, о чём они говорят:

А Молодой Буйвол вчера подрался с Белым Орлом. Из зависти подрался. Я им сказал, что нет славы в такой драке, но они меня не слушали. Это тоже зло, белый человек?

Конечно, Серое Перо. Зависть и гнев - большое зло. Насилие - тоже зло. Но разве эти юноши, о которых ты говоришь, - плохие люди? Нет, они просто совершили нехороший поступок. Видите, и в хороших людях всегда гнездится зло. Его надо искоренять, это трудно.

И в вас тоже? - с недоверием спросил Пабло.

И во мне, конечно.

Но какое зло может быть в вас, отец Франциск? - горячо воскликнул Фелипе.

Я вынужден много лгать, дитя моё, - священник осёкся. - Вот видишь? Видите, чада? Я хотел сказать - я не могу найти способа, как делать то, что велит мне Господь, не совершая греха лжи. Но зло внутри меня подняло голову - и что говорят мои уста? Это не я, говорят они, меня вынудили.

Индейцы смеются. В их лицах, освещаемых пламенем костра, брат Франциск видит радость понимания, готовность бороться со злом в себе... Он видит Бога в сверкающих тёмных глазах.

В эту минуту ему кажется, что истинное воинство Христово - те, кто будет защищать добро в последней битве на поле Мегидо - сидит вокруг него. Они верят наивно, молятся неумело, но в этом лишь его вина, это он ещё не научил их. А души их много чище душ тех, кто носит на рясе крест и каждый месяц уменьшает дневные порции хлеба для индейцев - ведь этих язычников набралось так много.

Брат Франциск поднимает глаза к небу и молится. Луна внимательно смотрит на него сверху.