Домой / Привороты / Жизнь и поучения старца силуана афонского. Жизнь и поучения старца силуана афонского Традиции в этот день

Жизнь и поучения старца силуана афонского. Жизнь и поучения старца силуана афонского Традиции в этот день

В разные времена на территории нашей страны проживало большое количество людей, отличившиеся от массы тем, что абсолютно добровольно посвятили собственную жизнь Богу. Еще в XIX-м и первой половине XX-го столетия были такие личности. Яркий пример – преподобный Силуан Афонский . На протяжении всего своего земного существования он оставался кротким человеком, смиренным перед Господом, совершая беспрестанный молитвенный подвиг любви к Творцу. День памяти святого – 24 сентября.

Предназначение Преподобного

Преподобный Силуан Афонский, в миру – Симеон, появился на свет в селе Шовском, что располагалось в одноименной волости Лебединского уезда Тамбовской губернии, в 1866 году. Он родился в большой, дружной крестьянской семье благочестивых православных христиан Антоновых. Мать и отец Симеона имели много детей, будущий преподобный был младшим сыном. Жили они бедно, но при этом никогда не отказывали в помощи нуждающимся, будучи милосердными людьми. Нередко в дом к Антоновым приходили странники, коих родители Симеона радушно принимали. Отец вел с ними душеспасительные беседы, и это оставило глубокий след в памяти и душе будущего святого.


С ранних лет Симеон обнаружил в себе стремление к знаниям. Однако жизнь распорядилась так, что ему пришлось оставить сельскую школу после двух лет обучения и работать вместе с братьями на строительстве в имении местного помещика. Впрочем, компенсацией послужило получение церковной грамоты при храме, который семья Антоновых регулярно посещала. Там же Симеон учился сосредоточенно молиться и постигал тайны «Жития святых».


Прошло время, мальчик превратился в юношу. Последний принял решение оставить мирскую жизнь и уйти в монастырь. Отец не поддержал сына, настояв на том, чтобы молодой человек сначала поступил на воинскую службу, а по окончании ее сам распоряжался дальнейшей своей жизнью. И Симеону пришлось подчиниться воле родителя. 19-летний юноша быстро поддался соблазнам мира сего и вскоре намерение стать монахом выветрилось из его души, как и соответствующие мысли. Но у Бога были иные планы относительно Симеона.


Однажды молодой человек пришел домой с очередного гулянья и уснул. В тонком сне он увидел себя как бы со стороны и привиделось ему, будто проник в него "злосмрадный змий". С отвращением глядел юноша на это зрелище, а в момент пробуждения услышал голос Богоматери, который сказал: "Ты проглотил змия во сне и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь". После случившегося Симеон осознал, что пошел по гибельному пути и, возблагодарив Деву Марию, искренне покаялся в своих грехах. Желание уйти в монастырь вновь вернулось к юноше.


В скором времени Симеон отправился на воинскую службу в Санкт-Петербург. Там он снискал уважение и симпатию, как товарищей-сослуживцев, так и начальства. О Боге юноша больше не забывал: напротив, часто предавался размышлениям о жизни инока. Несколько раз он посылал накопленные денежные средства насельникам афонского монастыря, куда решил уйти после окончания службы. На осуществление своего намерения юноша попросил благословения у святого праведного Иоанна Кронштадтского . С данной целью он оставил отцу Иоанну записку, не найдя его на месте, содержащую просьбу о молитве.

Монашеская жизнь

Окончив службу, Симеон поехал домой, где пробыл неделю, а затем, со всеми попрощавшись и взяв самое необходимое плюс подарки для насельников, пустился в путь-дорогу – на Афон. На Святую Гору юноша прибыл осенью 1892 года. Там его приняли послушником в Пантелеймонов монастырь. С тех пор жизнь молодого человека наполнилась трудами праведными. Сначала он работал на мельнице, после служил экономом, затем заведовал мастерскими, а в конце жизни имел в управлении торговую лавку. В 1896 году Симеон постригся в мантию с именем Силуан, спустя 15 лет – в схиму с тем же именем.


Преподобный продолжал жить в обители. Он был сам по себе – без наставника и учеников. Дни свои старец проводил в непрестанной Иисусовой молитве, строгих продолжительных постах, ночных бдениях, длительных богослужениях в храме монастыря. Также он продолжал свое образование путем чтения святоотеческих трудов и иных книг духовного содержания. Часто Силуан Афонский причащался Святых Христовых Тайн. Он отличался кротостью и во всем слушался окружающих, будь то игумен или братия. Целых 46 лет преподобный прожил таким образом, следуя укладу обители и общежительному ее уставу. Мирские интересы были далеки от него, как звезды.


Но на протяжении своей жизни, а особенно в начале монашеского пути, Силуан не раз сталкивался с противодействием ему зла, которое выражалось в искушениях, дьявольских нападениях. Святой боролся с бесами, однако порой они оказывались сильнее его. Дошло до того, что Силуан не в состоянии был сосредоточиться на молитве. Это причиняло душе святого невыносимую боль. Однажды мука была настолько нестерпимой, что преподобный взмолился как-то ночью Богу, сказав: "Господи, ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?" Ответ был таков: "Гордые всегда так страдают от бесов". Тогда Силуан задал Творцу другой вопрос: "Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?" И получил следующий совет: "Держи ум твой во аде и не отчаивайся". С тех пор способность возобновлять в себе переживание адских страданий во имя очищения души от порока и пагубных страстей святого не покидала.


Этот случай послужил началу нового периода в жизни преподобного. В молитве подвижника появилась скорбь о людях, не ведающих Бога – а это целый мир. Он стал жалеть тех, кто идет греховным путем, и сердце его излучало вселенскую любовь, ведь только любовью возможно спасти душу пропащую.

Смерть и почитание святого


Старец схимонах Силуан мирно скончался 24 (11 по старому стилю) сентября 1938 года в возрасте 72-х лет. Перед смертью он где-то около недели болел. К лику святых преподобного Силуана Афонского причислили через полвека, в год празднования тысячелетия Крещения Руси по решению Священного Синода Константинопольской Православной Церкви. В месяцеслов Русской Православной Церкви имя святого было внесено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Выбранная для дня памяти старца дата вам уже известна.


Справедливости ради стоит отметить, что почитание угодника Божия началось задолго до официальной канонизации преподобного. Множество паломников стекались в Покровский храм святогорской Пантелеимоновой обители, где покоилась честная глава старца Силуана. Перед этой святыней приезжающие на поклонение творили молитвы и получали просимое. Весомую роль в формировании благоговейного отношения к святому верующих как к заступнику и молитвеннику сыграл архимандрит Софроний, который, подвизавшись в Русском афонском монастыре, написал книгу под названием «Старец Силуан».


Преподобному молятся о примирении враждующих, об умножении любви, об утешении, освобождении от неверия и обращении на путь истинный заблудшего.

На чтение 3 мин. Просмотров 28 Опубликовано 23.09.2019

Многие люди в трудные моменты своей жизни обращаются за помощью к небесам. Есть множество Святых, которые помогают человеку преодолеть себя и справиться с трудностями. Среди них - преподобный Силуан Афонский (рожденный под именем Семена Антонова). День памяти ему православные празднуют 24 сентября.

История жизни преподобного

Семен родился в 1866 году в селе Шовском, под Тамбовом. Родители мальчика были обычные крестьяне, которые воспитывали сына по тем понятиям, которых придерживались сами. В школу Семен почти не ходил и занимался в основном физической работой, помогал отцу в поле.

К Антоновым часто приходили богомольцы. Именно с их подачи, слушая рассказы о православных монастырях и подвижниках, мальчик заинтересовался духовным миром. Семен даже хотел уйти служить в Киево-Печерскую Лавру, но его отец был против. Он считал, что парню вначале нужно пройти военную службу. Тот не посмел ослушаться.


Но во время прохождения службы, Антонов много думал об Афоне - Святой горе в Греции. Он много делал переводов туда и задумывался о монастырской жизни. И как только отслужил, сразу же поехал к Иоанну Кронштадтскому, чтобы попросить благословения. Правда, встретиться со священником не удалось, поэтому Семен оставил ему записку с просьбой о духовной поддержке.

Погостив немного в родной деревне, Семен собрался и отплыл на Святую гору. Там парень приехал в русский монастырь Святого Пантелеимона (на Афоне его называли Руссик), и принял постриг с именем Силуан. Умер Святой 24 сентября в 1938 г.

Чем прославился Силуан Афонский

Преподобный Силуан славился своим кротким нравом, трудолюбием, смирением и любовью к людям, что позволило ему завоевать расположение сердец тысяч православных христиан. Это был искренний, честный человек, верный своим идеям и словам.

Он много времени проводил в молитвах за весь мир, а записи преподобного открывают мудреные богословские истины, что придает его трудам особую ценность.

В 1998 г. Священный синод православной церкви Константинополя причислил старца к лику святых. А день его смерти стал днем памяти преподобного Силуана.


Традиции в этот день

24 сентября паломники со всего мира идут в Покровский храм святогорской Пантелеимоновой, чтобы поклониться мощам Святого. Есть мнение, что, поклоняясь его иконам и читая около них молитвы, можно получить все, что хочется.

В этот день во многих городах будут идти службы в честь преподобного, а люди смогут прийти в храмы, чтобы помолиться перед его иконами и попросить Святого о том, чего там сильно хочет душа. Ведь считается, что в день памяти Силуана все молитвы обладают огромной целительной силой.


О чем можно просить Силуана Афонского

Молиться Святому старцу нужно от души и обязательно искренне. Только в этом случае он поможет.

Помолиться Святому Силуану можно об:

  • исцелении;
  • утешении;
  • усмирении гордыни;
  • защите от войн и агрессии, наступлении мира;
  • избавления от пагубных зависимостей;
  • умягчении озлобленных сердец и прекращении затянувшейся вражды.

Сейчас икона преподобного находится в Москве, в Афонском Подворье. Там же есть частички мощей Святого. 24 сентября у всех жителей и гостей столицы есть возможность помолиться великому старцу Силуану Афонскому.

22 сентября 2017

Преподобный Силуан Афонский (мирское имя — Симеон) родился в 1866 году в Тамбовской губернии Лебединского уезда Шовской волости в селе Шовском в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова.

Родители его были трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными. Большая и дружная семья, вспоминал впоследствии старец, жила бедно, однако нуждающимся в помощи никогда не отказывала, порой делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока.

С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. По этой причине, видимо, он вынужден был оставить сельскую школу, проучившись в ней только две зимы. Но стремлении к знаниям (которое характеризовало его отца, «томившегося своею темнотою») было присуще преподобному всегда.

Жизнь набожной семьи Антоновых неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. В храме он постигал церковную грамоту, учился сосредоточенной молитве, внимал чтению «Житий святых». Спустя несколько лет юноша, возлюбив Господа всей душой, пожелал удалиться в монастырь и принять постриг в Печерской Лавре. Его стремление, однако, не встретило поддержку отца, который настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть.

Повинуясь родительскому слову, Симеон вернулся к своей обычной жизни. Было ему в ту пору девятнадцать лет. Благочестивое намерение вскоре оставило его, и он, подобно многим своим сверстникам, поддался соблазнам мира. Молодой, красивый, сильный, а к тому времени уже и зажиточный, он наслаждался жизнью и в шумной суете мира начал было забывать первый зов Божий к иноческому служению.

Но Господь уберег его от погружения в греховную пучину, вновь призвав уйти от мирской суеты и вступить на путь монашества. Произошло это, по свидетельству старца, при следующих обстоятельствах: однажды, вернувшись домой с гулянья, он задремал и в тонком сне, глядя на себя как бы со стороны, увидел, как в него проникает «злосмрадный змий». Почувствовав отвращение, он проснулся и в момент пробуждения услышал произнесенные Самой Пресвятой Богородицей слова: «Ты проглотил змия во сне и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь».

Осознав свои грехи, юноша горячо раскаялся в них перед Господом и возблагодарил Божью Матерь за явленную к нему доброту. Это событие имело решающее значение для выбора дальнейшего пути. К нему вновь вернулось желание посвятить свою жизнь Богу.

Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. Был он воином исполнительным, в поведении примерным, в отношениях с товарищами по службе верным, за что его любили сослуживцы. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя которому, многие обрели душевный покои и благополучие. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому времени чудесным образом определилось и место его будущих монашеских подвигов — Святая Гора Афон, куда он был «от мрака греховного к свету Истины Христовой Самой Пречистой призван». Он часто думал об иноческой жизни и, желая хоть как-то помочь насельникам монастыря, несколько раз посылал на Афон накопленные деньги. О внутреннем состоянии преподобного в тот период красноречиво свидетельствуют слова его сослуживцев: «А он умом на Афоне и на Страшном Суде».

Незадолго до окончания воинской службы Симеон решает испросить молитв и благословения отца Иоанна Кронштадтского — святого праведного Иоанна. Не застав его, он оставляет записку со словами «Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал». В казарме он уже на следующий день почувствовал вокруг себя «адское пламя», которое «гудело» с тех пор не переставая повсюду, где бы он ни находился.

Много лет спустя в записках преподобного прочтут: «О великий отец Иоанн, молитвенник наш! Благодарю я Бога, что видел тебя, благодарю и тебя пастырь добрый и святой, ибо ради твоих молитв я расстался с миром и пришел на Гору Афонскую, где увидел великую милость от Бога».

Всего одну неделю Симеон пробыл дома. Собрав подарки для монастыря и необходимое в дорогу, он попрощался со всеми и отправился на Афон. Осенью 1892 года преподобный прибыл на Святую Гору и был принят послушником в Русский Пантелеймонов монастырь в пору расцвета этой обители.

Жизнь старца в монастыре была проста, доступна и внешне ничем не примечательна: сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, на смену которой пришел хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой.

Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 году был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году — в схиму с оставлением прежнего имени.

Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. «Трудно жить без старца, — говорил он впоследствии. — Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению». Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания; для него игумен, духовник и просто старший брат — добрые наставники. Если монахи и миряне, считал он, будут слушать духовников и пастырей своих без их осуждения, без возражения и без внутреннего сопротивления, то и они сами не лишатся спасения, и во всей Церкви будет полнота жизни.

Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. А постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению. Он не искал мученичества, но всей своей жизнью повторил аскетический опыт отцов Церкви — известных подвижников благочестия. Каким был этот путь для преподобного?

По афонскому обычаю, новоначального послушника вводили в жизнь монастыря исповедью. Испытав в Таинстве Покаяния радость очищения и освобождения от тяготивших его грехов, Симеон, однако, сразу же подвергся нападению помыслов о возвращении в мир и женитьбе. Сознание того, что он снова опечалил Божию Матерь, потрясло послушника, открыло ему, что, и здесь, на Святой Горе, как казалось, в пристани спасения, возможны искушения и даже погибель. Отрезвленный своим духовным падением, он стал много и усердно молиться, прибегая преимущественно к Иисусовой молитве, которая вскоре вошла в его саде и стала сама совершаться в нем непрестанно. Этот дар был получен преподобным от Пресвятой Богородицы по сокрушенной молитве перед Ее образом и явился прочной основой его духовной жизни.

Послушник Симеон продолжал подвиг бдения, поста и сердечной молитвы, но не покидала его и духовная борьба с новыми искушениями — тщеславием и гордостью. Они, не давая душе возможности «вступить на путь веры», то возносили Симеона «на Небо», вызывая в нем чувство якобы собственной непогрешимости «Ты теперь святой», то низвергали долу, казалось, уже в вечную гибель, говоря ему: «Ты не спасешься». Диавольские нападения все возрастали, привнося чувство богооставленности, доводя Симеона до отчаяния. И когда он посчитал, что «Бога умолить возможно». Господь непостижимо явился послушнику во время вечерни в храме пророка Божия Илии и духом ввел его в Небесную обитель. В тот момент, по свидетельству старца, он всем своим существом почувствовал, как благодать «мученичества» наполнила его и он познал Господа Духом Святым. С тех пор все происходящее в мире он рассматривал лишь в соотношении с опытом души, познавшей своего Творца. «Иное дело веровать в Бога, — говорил он, — и иное знать Бога».

Явление Господа Иисуса Христа принесло послушнику радость Пасхи, Воскресения, ощущение перехода от мрака духовной смерти к неизъяснимому свету жизни. Однажды познав Духом Святым Божественную любовь, он начинает несравненно глубже и острее переживать потерю благодати: «Кто потерял ее, тот неутомимо день и ночь ищет ее и влечется к ней. Она теряется нами за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, она оставляет нас за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам, за все сие уходит благодать, и опустошенная и унылая душа скучает тогда о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая».

Старец Силуан часто вспоминает иноческое служение преподобного Серафима Саровского, чудотворца, душа которого, познав Господа, неудержимо стремилась к новым подвигам ради стяжания благодати. «Познавшая Бога душа, — запишет преподобный Силуан позднее, — ничем не может удовлетвориться на земле, но все стремится ко Господу и кричит, как малое дитя, потерявшее мать: скучает душа моя по Тебе и слезно ищу Тебя».

Как обретается и удерживается благодать, почему и за что оставляет она душу верующего человека, — эти вопросы становятся важнейшими в жизни подвижника.

Постоянно пребывая в подвиге, он воздерживался во всем и от всего, что могло бы мешать стяжанию благодати: спал мало, урывками, до двух часов в сутки, сидя на табурете, не делал послаблений в посте и ограничивал себя в еде, советуя обращавшимся к нему «кушать столько, чтобы после принятия пищи хотелось молиться»; отсекал свою волю, считая, что это приносит «пользу большую» для души. Она тоскует, молится, плачет, пребывая в борьбе, чтобы удержать благодать, но Божественный свет, если и возвращается, то ненадолго, а затем, как прежде, снова оставляет послушника. «За то страдаем мы, — пояснял старец, — что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство». Стяжать смиренный дух «это великая наука, которую скоро не одолеешь».

Прошло 15 лет со дня явления преподобному Господа. Его ум вновь омрачается диавольскими нападениями и потерей мира души. Со временем эти страдания усиливаются мучительными борениями с бесами, по ночам отрывавшими его от непрестанной внутренней молитвы. О том, какую душевную боль ему пришлось претерпеть при этом, подвижник говорил так впоследствии: «Если бы Господь не дал мне вначале познать, как много Он любит человека, то я и одной такой ночи не вынес бы, а их у меня было множество».

В одну из таких ночей, когда, несмотря на все старания, молитва не приходила к преподобному, он с сокрушением в сердце воззвал: «Господи. Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» «Гордые всегда так страдают от бесов», — был ему ответ. «Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?» И снова в сердце прозвучал ответа Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». По словам старца. Господь пожалел его и Сам научил, каким образом душа должна смиряться и становиться неприступной для врагов: при приближении греховных помыслов она признает себя достойной вечной муки и нисходит во ад, чтобы силою адского пламени выжечь в себе действие всякой страсти и с чистой молитвой обратиться к Господу, уповая на спасительное действие любви Христовой и тем самым избегая отчаяния. «И этим,-говорил преподобный, — побеждаются враги, а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу». Эта способность возобновлять в себе подлинное переживание адских страданий ради очищения души от страстей с тех пор не покидала его».

Дарованное Господом откровение явилось для монаха Силуана не только чрезвычайно важным практическим указанием, но и положило начало новому этапу в его духовной жизни. Постепенно в молитве подвижника начинает преобладать скорбь о мире, не ведающем Бога. Как объяснял старец, люди забыли Господа, сотворившего их, и ищут своей свободы, не понимая, что вне истинного Источника жизни ее нет и быть не может. Свобода только в Господе, Который по милости Своей дает прибегающим к Нему благодать Святого Духа. В Нем, Святом Духе, в Его познании содержится освобождение от рабства греха и страха смерти.

Он учит любви Важней и дает душе силу жалеть даже идущих греховным путем. «Где нет любви к врагам и грешникам, там нет Духа Господня». (Речь идет о врагах веры Христовой. Сам старец делил людей не на врагов и друзей, а на познавших Бога и не познавших Его.)

Подлинно по-христиански спасти ближнего можно только любовью. В любви ко всем людям преподобный видел уподобление Господу Иисусу Христу, который «руки распростер на Кресте», чтобы всех собрать. Любовь Христова не может претерпеть ничьей гибели и в своей заботе о спасении всех объемлет не только мир ныне живущих на земле, но и уже умерших и сошедших в самый ад. И если ликует и радуется душа при спасении людей, то столь же сильно планет и молится она, видя обратное — их гибель.

«Молиться за людей — это кровь проливать», — говорил преподобный. И он жил страданиями всего мира, забывая самого себя, и не было конца его молитве, призывавшей все народы Земли познать Господа Духом Святым. По глубокому убеждению старца, если бы это совершилось и люди, оставив свои увлечения, всей душой устремились бы к Богу, то изменилось бы лицо Земли и судьбы всех людей и весь мир преобразились бы «в один час».

Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом любви к Господу. «Мир стоит молитвою, — утверждал преподобный, — а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». В этой молитвенной устремленности он достиг такого внутреннего состояния, при котором провидел происходящее и прозревал будущее человека, открывая глубокие тайны его души и призывая всех вступить на путь спасительного покаяния. Непрестанная молитва не оставляла подвижника до последнего часа его земных странствий.

11/24 сентября 1938 года старец схимонах Силуан мирно скончался. Он явил своей подвижнической жизнью пример кротости, смирения и любви к ближним.

Спустя пятьдесят лет, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви под 11/24 сентября. Однако задолго до официальной канонизации для поклонения честной главе преподобного, покоящейся в Покровском храме святогорской Пантелеимоновой обители, приезжало немало паломников с верой в его молитвенное предстательство перед Господом.

Врачуют души верующих и писания подвижника о сущности христианской жизни и монашеского делания, переведенные на многие языки и получившие большую известность за глубокую духовность и мудрость содержащегося в них слова. Его слово — простое и доброе, но чтобы следовать ему, необходимо вступить на путь самоотречения и всецелого послушания воле Божией, каким прошел и сам святой старец. Будучи нашим современником, сыном Российской земли и Церкви Русской, он свидетельствовал о спасительности евангельской истины, преподанной всем нам Господом нашим Иисусом Христом, о высоком значении учения Православной Церкви, подтверждая тем самым, что в мире преходящих ценностей неизменными и подлинно ценными для всех времен являются лишь нравственные, духовные основания жизни человека.

(Из книги: Акафисты, молитвы и тропари по месяцам и дням с приложением краткого описания житий святых: Сентябрь. — Тернополь, 2004. — С. 190-195).

Семен Иванович Антонов - будущий Старец Силуан, родился в Тамбовской губернии в селе Шовском в крестьянской семье в 1866 г. 

О родителях своих он всегда говорил с особым благоговением, а об отце часто любил повторять: «...Хотел бы я иметь такого старца, он никогда не раздражался, всегда был кроткий и ровный. Когда случится в доме беда, он остается покоен. После пожара ему говорили: "Ты, Иван Петрович, погорел", а он отвечает: "Бог даст, поправлюсь". Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: "Смотри, у нас воруют снопы", а он: "Э, сынок, Господь нам уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, - стало быть, у него нужда есть».

Иван Петрович принимал в доме странников, и вот однажды, не ведая того, пригласил к столу книгоношу, вложившего в сердце сына своими дерзкими словами сомнение в вере. На собственном опыте будущий великий старец пережил болезнь, характерную на исходе столетия. Исцеление от нее было чудесным: в 19 лет юноше после рассказа паломницы о молитве на могиле подвижника Иоанна Сезеновского предстает удивительное и простое доказательство бытия Божия: «Если есть святой человек, значит, Бог с нами, и незачем мне ходить о всей земле искать Его». И в ответ на эту светлую решимость Господь тотчас наделил его великим даром сердечной молитвы, о которой он с благодарением будет помнить всю жизнь. Тогда же появилось у него и внутреннее влечение к монашеству.

Но Богу угодно было попустить Семену еще одно искушение: изведать те общие грехи человеческие, которые в XX в. чуть ли не считаются нормой: блуд, пьянство, кровавые драки. И хотя это был краткий момент в молодой жизни, но он заставил почувствовать онтологический ужас греха, прежде всего греха блудного, и сказать о том людям. А само падение послужило к проявлению особой милости Матери Божией: в тонком сне он увидел, что змея через рот соскользнула внутрь его. Семен ощутил сильное омерзение и проснулся, и в это время услышал слова: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно, так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». По несомненному убеждению старца - то был голос Самой Матери Божией. Чувство глубокого стыда и покаяния охватило душу юноши, и он решает уйти в монастырь.

Но еще суждено увидеть жизнь большого города, вступить в общение с разными людьми в разных обстоятельствах - он был призван на военную службу в Петербург. Не сторонясь людей, Семен, однако ж, «умом был на Афоне и на Страшном Суде». Впоследствии старец говорил, что тот не рассеивается и не теряет мира в людской сутолоке, и даже в искушающих обстоятельствах, кто «не перестает любить народ и не переставал за него молиться: "Господи, даруй мир Твой людям Твоим».

Таким молитвенником был св. прав. Иоанн Кронштадтский, к которому едет по окончании службы Семен за благословением подвизаться на Афоне. Им движет вековая любовь русского народа к Уделу Божией Матери, стремление молиться за народ Божий на Святой Горе. 

По молитвам праведника Семену после краткого отпуска домой, где он получает родительское согласие и завет односельчан хранить их в молитвенной памяти, удается добраться до Афона.

В 1892 г. он становится послушником русского Пантелеимонова монастыря и смиренно подчиняется тысячелетней традиции: проходит различные трудовые послушания, участвует в долгих молитвенных бдениях в храме, часто исповедуется и причащается. 

В самом начале молитвенного подвига он пережил такого рода искушения, о которых можно прочесть в древних патериках и наблюдать их массовый характер в наши дни: искушение подмены, прельщение чудесными явлениями, дающими ложную духовность.

Однажды ночью келия брата Симеона наполнилась страшным светом, пронизавшим даже тело его, так что он увидел свои внутренности. Помысел нашептывал ему: «Прими - это благодать», душа смутилась, и дух покаяния отступил от нее. Потом старец сокрушенно скажет, что «всю жизнь надо плакати о грехах своих - таков путь Господень», - и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других «возводящих на небо» учений, питающих гордость человеческую.

Об истинности этого пути свидетельствует и особая злоба, с которой обрушивались на подвижника силы ада, после того как он не принял смущающий его помысел и не прельстился чудом. Мучительность демонических нападений возрастала и повергла в страшное состояние богооставленности, томления и тоски. В тот же день, когда ему довелось пережить страшные муки, в церкви св. пророка Илии во время вечерни он увидел живого Христа, и это предопределило дальнейшую жизнь преподобного. Старец постоянно вспоминал явление Господа и писал о том чувстве, которое поселилось в его душе: «Господь нас так много любит, что мы сами не можем так любить...», «И если бы люди Духом Святым познали, каков наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые - свои науки, а правители - свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в земном мире и любви, и на земле была бы великая радость».

Но душа старца скорбела от того, что происходило в России и во всем мире, погибельное состояние которого ему открывалось в молитве его за «всего Адама», которую он со слезами возносил ко Господу каждую ночь десятки лет. Великое сострадание к мучающим себя людям, которые «ищут своей свободы», исторгала из многоболезного сердца молитвенный призыв: «О, народы всей земли, на коленях припадаю пред вами и умоляю со слезами: придите ко Христу...».

Один Господь знает, сколько было спасено этой молитвой старца людей, а может быть, и народов. Миру был дан новый пример и новое свидетельство о безмерности любви Божией, чтобы воспрянули парализованные отчаянием. Он писал, движимый Святым Духом: «Многие... от стыда не идут на покаяние. Но они забывают, что все грехи их перед Богом, что капля моря. О, братья мои, вся земля, покайтесь, покамест есть время. Бог милостиво ищет нашего покаяния».

Молитвенные излияния старца, закрепленные письменно, стали известны только после его кончины. При жизни, как опытный аскет, он не выявлялся. Но особую благодать, от него исходящую, чувствовали все, от простых рабочих до иерархов. Из записанных с ним бесед для наших дней особенно важно то, что старец говорил о научном - головном - и опытном, сердечном знании: он ставил молитвенное постижение мира и человека выше всякого научного, но провидел, что в наступившее время многие ученые люди будут монахами в миру и в этом особый промысл Божий.

Имевшие с ним общение не всегда сразу убеждались в прозорливости старца, но душа их спустя какое-то время приобретала новый духовный опыт, новое состояние. 

Афонское монашество в своем трезвом недоверии к человеку держится правила: «Никого прежде конца не ублажай». Уже после кончины старца отцы афонские говорили: «Теперь видим, что старец Силуан достиг меры Святых Отцов... Кончина его в этом убедила».

Незадолго до смерти в 1938 г. на вопрос: «Старец, Вы хотите умереть?» он сказал: «Я еще не смирился», но все его поведение в монастырской больнице было исполнено сокровенного смирения и тишины. 

После отшествия старца в Пантелеимонов монастырь стали приходить письма, свидетельствующие о небесном предстательстве его за обращавшихся к нему с молитвой, а после выхода книги схиархимандрита Софрония «Старец Силуан. Жизнь и поучения» был поставлен вопрос о канонизации, которая состоялась в 1978 г. в Константинопольском Патриархате. Он был, как поется в Акафисте, «Земли Российския благодатное рождение и ветвь масличная от корене земли Российския».

Смотри также:

Мы вошли в его хатку. Все было предельно бедно и убого. Ложе - почти голые доски. Но и у него моленная, иконки... Сам отец Нил имел вид несколько изумленный - точно казалось ему странным, почему это и

Никто никогда его не видел гневающимся и раздраженным. Выполняя ответственные поручения и общаясь с людьми разных характеров, он умудрялся держать себя совершенно невозмутимо. Даже при разговоре с люд

Схимонах Неофит (в миру Никита Васильевич Васильев) родился в 1807 году в крестьянской семье в Вятской губернии. На военной службе дослужился до чина унтер-офицера. Отдав 25 лет царю земному, вступил

Первые 15 лет он не имел ни келейника, ни послушника. После, по настоянию старцев обители, он согласился иметь одного келейника, но кандидаты на это послушание не выдерживали его строгой жизни. Они не

Преподобный Силуан Афонский является ярким примером человека, который посвятил себя Богу. В 19 и начале 20 века на территории нынешнего нашего государства проживало достаточное количество людей, которые отличались от всех остальных тем, что верили в Бога и все свою жизнь посвящали именно Ему. Одним из таких людей и есть Силуан Афонский, который провел всю земную жизнь в молитвах. После смерти преподобного 24 сентября ежегодно отмечают день памяти святого.

История преподобного Силуана Афонского

Настоящее имя преподобного Силуана Афонского считается Симеон, который родился в Тамбовской губернии село Шовское в 1866 году. Семья Антоновых была многодетной и очень дружной, они все верили в Бога, жили по христиански. Преподобный был самым младшим сыном. Семья была не сильно богатая, но, ни когда не отказывали нуждающимся в помощи. Странники были частыми гостями в доме семьи Симеона. Отец преподобного с радостью встречал их, и разговаривали на разные темы, которые остались в памяти у Силуана.

С ранних лет у Симеона было стремление к получению знаний, но в жизни получилось по-другому. Когда преподобный окончил второй класс, по сложившимся обстоятельствам он пошел работать на строительство у помещика, где также работали его братья. Но, несмотря на это Симеон получил церковную грамоту при храме, в который вся семья регулярно приходила молиться. Благодаря частому посещению церкви преподобный научился правильно молиться и узнал тайны «Жития святых».

В то время как юным сын стал юношей, он решил уйти в монастырь, но отец сказал, что вначале нужно поступить на службу, а затем сможет сам решать, как ему жить. Симеон не смог не послушаться папу и пошел на службу, и за это время преподобный отказался от своих планов. Но случилось так, как было нужно Богу.

Один раз произошло так, Симеон вернулся с гуляний и лег спать, во сне он увидел себя со стороны, и как будто проглотил змею. Проснувшись услышал голос Богоматери, которая сказала, как она огорчается когда видит, как он живет. После этого мысль уйти в монастырь вернулась к Симеону.

Военная служба у преподобного проходила в Санкт-Петербурге, его там уважали как сослуживцы, так и начальство. Мысли о Боге никогда не пропадало, и он решил по окончанию службы уйдет в монастырь. Все денежные средства, которые были у Симеона, он отправлял в афонский монастырь. По окончанию службы он попросил благословения у святого Иоанна Кронштадтского.

Жизнь в монастыре Силуана Афонского

После окончания службы Симеон вернулся к родителям, где побыл недолгое время, за которое попрощался с родными и помог им по хозяйству. Затем собрал все необходимое и отправился в путь. Осенью 1892 года преподобный пришел на Святую гору Афон, где стал послушником Пантелеймонова монастыря.

Вначале он работал на мельнице, затем экономам, следующей ступенью в монастыре он стал заведовать мастерскими, а перед уходом имел свою торговую лавку. И только в 1896 году Симеон одел мантию с именем Силуан.

В монастыре он жил сам по себе, целыми днями он проводил в Иисусовой молитве, придерживался все посты. Посещал все богослужения в храме. Много читал святоотеческих трудов. Все это он продолжал делать 46 лет, мирских интересов для него не существовало.

Жизнь в монастыре в первое время была не легкой. Часто так было, что Симеон не мог молиться Богу спокойно, так как ему мешали бесы. Он обратился с просьбой о помощи к Творцу, тот дал ему несколько советов. Преподобный,прислушался к ним и все стало получаться.

Традиции в день преподобного Силуана Афонского

Симеон прожил 72 года, скончался 24 сентября 1938 года. Перед уходом он болел в течение недели. Поэтому день памяти Святого связана именно с его уходом.

Паломники приходят на поклон в Покровский храм святогорской Пантелеимоновой, где находятся мощи старца Силуана. Если поклониться и попросить в молитве около святыней, то все получают, то о чем просили. Когда прошло время, была написана книга, где описана жизнь и деяние старца Силуана.

В этот день, а именно 24 сентября 2018 года пройдут службы в храмах в честь преподобного Силуана Афонского. В этот день люди приходят в храм и просят о примирении между враждующими, об увеличении любви, об утешении, освобождения от неверия.