Домой / На вещи / Евангелисты. Что означают образы ангела, тельца, льва и орла на иконах святых, написавших книги евангелия Четыре евангелиста и их символы

Евангелисты. Что означают образы ангела, тельца, льва и орла на иконах святых, написавших книги евангелия Четыре евангелиста и их символы

Друзья, думаю, большинство здесь присутвующих достаточно эрудированы и имеют некоторое представления о четырёх животных: лев, орёл, бык и человек. С порой свойственной мне въедливостью я решил копнуть немного поглубже этот вопрос и прояснил для себя много новых и интересных фактов, ибо история этих символов очень древняя. О чём с удовольствием поведаю вам.

Это символы четырёх евангелистов, скажете вы и будете правы. Однако, вы должны понимать, что такого жуткого бояна редакция допустить не могла, поэтому начнём с ещё более жуткого бояна, но более близкого нам на шкале времени. Три из этих четырёх животных упоминаются в песне Бориса Гребенщикова Город золотой:

Одно как жёлтый огнегривый лев,
Жругое вол, исполненный очей.
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

“Евангелисты!” -- радосно скажете вы, “Пока нет.” -- отвечу вам я. Следующей по временной шкале от сейчас к прошлому является упоминание этого сивола на гербе великой масонской ложи Англии.

А вот теперь евангелисты. Общепринятое отождествление каждого из четырёх животных одному из евангелистов принадлежит Иерониму . Согласно его предисловию к комментарию на Евангелие от св. Матфея последовательность евангелистов такова: первый -- св. Матфей, за ним следует св. Марк, заетм св. Лука и, наконец, св. Иоанн. Затем Иероним сопоставляет этот порядок, порядку появления “лиц” четырёх зверей в видении пророка Иезекииля (см. ниже).

Таким образом получается: св. Матфея симвлизирует человек (ангел), св. Марка -- лев, св. Луку -- телец, св. Иоанна -- орёл. Первое время евангелистов разрешалось изображать в символическом виде, то есть в виде животных, в последствии появился запрет и животные изображались рядом человеческими образами.


Покровитель Венеции св. Марк. Колонна на площади св. Марка, собственно в Венеции.


Символы четырёх евангелистов в рукописной "Book of Armagh" (IX в. Ирландия)


Евангелисты с животными.

В Новом завете четыре животных упоминаются в Апокалипсисе:

1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.
2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;
3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;
6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
9 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,
10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:
11 достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено.

(Откр. 4)

Вообще Откровение Иоанна характерно тем, что широко использует ветхозеветную символику для изложения событий, которым должно произойти до и после второго пришествия Христа. Существуют различные трактовки этого видения. Например 24 старца могут символизировать время. В Вавилонской традиции использовалась двеннадцатиричная система счисления и поэтому по настоящее время сутки делятся на две половины по 12 часов каждая.


На этой миниатюре Господа обрамляют Херувимы.


А это гравюра XVII века.

Образы четырёх животных в Откровении восходят к видению пророка Иезекииля, описанному в Ветхом завете:

4 И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,
5 а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека;
6 и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;
7 а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь.
8 И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;
9 и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.
10 Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
11 И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.
12 И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались.
13 И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; [огонь] ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня.
14 И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния.
15 И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их.
16 Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе.
17 Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались.
18 А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз.
19 И когда шли животные, шли и колеса подле [них]; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса.

26 А над сводом, который над головами их, [было] подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.

(Иез.1:4-26)

Видение Иезекииля Маттеус Мериан (1593—1650)


Видение пророка Иезекииля (Рафаэль, 1518 год)

Из данного описания четыре животных воспринимаются как средство передвижения Бога, однако именно средствами передвижения считаются Херувимы.


Херувим и Макарий Великий

И согласно Талмуду Иезикииль упросил Бога взять вместо быка Херувима, чтобы Бог не имел постоянно перед глазами быка, который бы напоминал ему, что евреи когда поклонялись Золотому тельцу.

Важным отличием между видением Иезекииля и Иоанна богослова является то, что Иезекииль видел как бы одно существо, соединяющее в себе образы четырёх животных, тогда как у Иоанна четыре животных видятся ему раздельно.

Вообще возникает некоторая путаница. Две иллюстрации видений Иоанна Богослова различаются тем, что на одном господа окружают именно четыре животных, как они и описываются в тексте откровения, а на другом -- четыре херувима.


Христа возносят ангелы.


Христа возносит исполненный очей четырехкрылый тетраморф с колёсами "по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе."

Что ж, на эту загадку я ответа пока не нашёл. Вообще всё указывает на то, что херувим и тетраморф -- одно и то же, например, в святая святых Храма Соломона Ковчег Завета охраняли два пятиметровых херувима, которые по виду практически не отличаются от ассирийских быков и египетских сфинксов (см. ниже).

В действительности, образ четырёх животных восходит к шумеро-аккадской мифологии (вавилон, ассирия и др.), образы которой проникли также в Египет и другие цивилизации региона.

Прежде всего бросаются в глаза именно тетраморфы, то есть существа, объединяющие признаки четырёх животных. Самым известным, пожалуй, является сфинкс.

Всё боится времени, а время боится сфинкса.

Египеский сфинкс имеет голову женщины, тело льва, крылья орла и хвост быка. Его греческий собрат отличается змеинным хвостом. Здесь и далее в различных культурах мы будем замечать вариации тех или иных животных.


Греческая версия сфинкса

Другим известным тетраморфом является небесный бык (бычий колосс), оберегавший ворота в города и дворцы в Ассирии.

На воротах во внутреннюю часть Вавилона (ворота Иштар) священные животные, в частности бык и лев, изображены как отдельные животные.


Ворота Иштар

К празднику Рождества Христова у Рождественского вертепа Князь-Владимирского собора создана экспозиция «Христианская символика»:

Символ (греч. σύμβολον- знак, опознавательная примета) - условный знак каких-либо понятий, идей, явлений, которые раскрываются через его интерпретацию.

“символ” - по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.

Символ представляет собой фрагмент вещественного мира, способный являть духовную реальность и к ней приобщать. Но явить духовную реальность и приобщить к ней символ может только в силу того, что сам этой реальности причастен. Следует отметить, что христианские символы не суть продукт человеческого творчества, это «то, что дано в результате Откровения, так как символы всегда укоренены в Библии … Это язык Бога, Который все более и более посвящет нас в неизвестную нам дотоле реальность, Который раскрывает перед нами мир, чьей тенью в некотором роде является символ.» (Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, № 1(15), с.с.. 281-282.).

Свт. Николай Сербский говорит:

«явления природы есть символы, условные знаки изображения духовного мира, а духовная реальность есть смысл, жизнь и оправдание существования этих символов.Святой Максим Исповедник выразился аналогично, сказав: «Весь мысленный (духовный) мир таинственно представлен символичными картинами в мире чувственном для тех, что имеют очи, чтобы видеть. Весь чувственный мир заключен в мире мысленном»…именно духовное зрение сердца охватывает все, что ученые неясно называют подсознанием, интуицией и так далее…Способность видеть сущность без притч, которую Адам имел, но потерял, и которую Апостолы, потеряв, получили снова, Господь предназначает всем нам, христианам.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы)

Хризма

Хризмон из катакомб св. мц. Домициллы

Хризма или хризмон - монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ), скрещённых между собой. В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: « Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр., 1, 8), поэтому по краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω.

Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках. Наиболее известно использование хризмона для лабарума.

Крестом (хризмоном) начинается глаголическая азбука.

В своем азбучном акростихе Григорий Богослов говорит: «’Αρχήν απάντων και τέλος ποιου θεόν („Полагай Бога началом и концом всего»). Таким образом, начиная свой алфавит хризмоном, св. Кирилл начинал его призыванием имени Иисуса Христа.

Христограмма в виде двух перекрещенных букв «Р» и «Х» является также символом Рождества Христова; изображения «Альфы» и «Омеги» символизируют начало нового времени (нашей эры) от Рождества.

Крест-хризмон. Страсти Христовы. Рельеф саркофага. Сер. IV в. (Латеранский музей, Рим)

Ίχθύς

Рыба

Изображение рыбы из катакомб св. Каллиста

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς - рыба) - древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) и выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

В Новом Завете повествуется о призвании апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф., 4, 19) ; Царствие Небесное уподобляется «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф.13:47).

Насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами – прообраз Евхаристии (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9); рыба упоминается в описании трапезы Христа и апостолов на Тивериадском озере по Его Воскресении (Ин.21:9-22).

Изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином в древнейшей части катакомб св. Каллиста - евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям новую жизнь.

Используя символ рыбы в трактате «О крещении», Тертуллиан пишет:

«Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” (Ίχθύς) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде.»

Раннехристианская мозаика. Табха. Церковь Умножения Хлебов и Рыб

Мраморная стела, III век

Пастырь Добрый

Пастырь Добрый. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. 5 в.

Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) - символическое именование и изображение Иисуса Христа, упоминается в Ветхом Завете (Пс. 22); в Новом Завете Господь Иисус Христос называет Себя добрым пастырем: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин., 10, 11). По свидетельству Толковой Библии А. П. Лопухина «Христос здесь изображает те отношения взаимного доверия и любви, какие существуют между Ним и Его духовным стадом.».

Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком (катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). А. С. Уваров в книге «Христианские символы» пишет: «флейта пастыря символически означала надежду…сосуд с молоком…относится к догмату Воскресения». В условиях гонения на христианство образ Доброго Пастыря выражал идею особого покровительства Божия и являлся прообразом грядущего Царства Небесного.

В церковном облачении: архиерейский омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Пастырь Добрый. Катакомбы св. Каллиста. Рим.

Голубь

Изображения из мавзолея Галлы Плацидии. V в.

Голубь - один из первых христианских символов. Самые ранние изображения относятся ко II веку по Рождестве Христовом. Изображения двух голубей, пьющих из чаши (мавзолей Галлы Плацидии,V век, Равенна) символизируют христианские души, пьющие из источника Воды Живой.

В Ветхом Завете голубь символизирует конец всемирного потопа, он приносит Ною в ковчег оливковую ветвь (Быт., 8, 10 – 11). Голубь как символ чистоты и цельности упоминается в Новом Завете: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф., 10, 16) . Голубь является символом Святого Духа. В Евангелии от Матфея сказано: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» (Мф., 3, 16).

Крещение Господне. Москва, 1690 г.

Тертуллиан пишет: «…Он снизошел на Господа в образе голубя, чтобы природа Духа Святого была явлена через живое существо, которому присущи чистота и невинность… Потому-то Господь и говорит: Будьте просты, как голуби! (Матф. 10,16). И для этого был свой прообраз. Ведь точно так же после вод потопа, которыми было вычищено древнее нечестие, после, можно сказать, крещения мира, голубь-вестник, выпущенный из ковчега и возвратившийся с оливковой ветвью …, возвестил землям о прекращении небесного гнева. Таким же образом происходит и духовное воздействие на землю, то есть на нашу плоть, выходящую из купели после очищения от прежних грехов: подлетает голубь Святого Духа, принося мир от Бога. Выпущен он с небес, где пребывает Церковь, прообразом которой является ковчег Тертуллиан «О крещении».

Ной выпускает голубя. Собор св. Марка, Венеция

Маслина, оливковая ветвь

Ной и голубь с оливковой ветвью. Катакомбы Петра и Марцеллина. Рим. 2 — 4 в.в.

Свт. Николай Сербский пишет:

«Маслина есть символ благодатной избранности. Господь избрал народ Израильский, как плодоносящее дерево среди дичков, и сравнил его с маслиною: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь (Иер.11:16).

Маслина, как дерево, дающее елей, и к тому же самое долгоживущее из деревьев земных, символизирует любого добродетельного человека, сияющего милостью и истиной от Духа Святого, который верой своей, как корнями, прикрепился к вечной жизни.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы.)

Оливковая ветвь повсюду считалась эмблемой мира и обновления.

Священный елей или миро, для помазывания первосвященников, царей и Скинии считался драгоценнейшим, и в его состав входило оливковое масло.

В Православной Христианской церкви со времен Апостольских существует Таинство Миропомазания.

Лилия

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»

Лилия – символ чистоты и святости. В Евангелии от Матфея лилия символизирует совершенство и доверие Богу: Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф., 6, 28 – 29).

Преподобный Нил Синайский пишет о символике лилии так: «О совершенной душе сказано, что она как лилия между терниями ». (Прп. Нил Синайский. О сребролюбии).

Изображение лилии встречается на иконах Пресвятой Богородицы «Благовещение», «Неувядаемый Цвет».

Крест «криновидный» (Белые полевые лилии называются по-славянски «крины сельные «).

Пшеница, Колос

Икона Божией Матери «Класс Прозябшая»

В Новом Завете пшеница символизирует верующих христиан. В Евнгелии от Матфея говорится: Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу (Мф.,3, 12) . Свт. Николай Сербский пишет: «Христиане, носящие в себе Бога Христа и взрастившие Его в душе своей до жатвы, будут спасены… Прорастание пшеничного зерна под землей есть образ смерти и Воскресения Господа, а также картина умирания ветхого и рождения нового человека в каждом из нас.» ( Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы).

В стихире 1-й песни канона из Последования ко Святому Причащению возрастание колоса символизирует Боговоплощение:

Символы Евангелистов

«Вседержитель» — Христос в тетраморфе (Новгород, XV век)

Символы евангелистов взяты из Откровения св. Иоанна Богослова:

« и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр., 4, 6 -8)

Символы евангелистов упоминаются в видении пророка Иезекииля:

«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.» (Иез., 4 – 6, 10)

Изображения четырех евангелистов и их символы обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода. Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах.

Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К тетраморфу относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Существующее распределение символов сложилось во II веке, его придерживались Григорий Двоеслов, Блаженный Иероним, Епифаний Кипрский, Викторин из Петтау и др.

Традиционная система соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси на Большом Московском соборе в 1666 году.

Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

Евангелист Матфей

Евангелист Матфей. Князь-Владимирский собор.

Ангел – символ Евангелиста Матфея. Миниатюра Евангелия Хитрово. 14 в.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.

Евангелист Марк

Евангелист Марк. Князь-Владимирский собор.

Лев – символ Евангелиста Марка. Евангелие Хитрово. 14 в.

Символом Евангелиста Марка является лев, в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа Иисуса Христа.

Евангелист Лука

Евангелист Лука. Князь-Владимирский собор.

Телец – символ Евангелиста Луки. Евангелие Хитрово. 14 в.

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя.

Евангелист Иоанн Богослов

Евангелист Иоанн Богослов. Князь-Владимирский собор.

Орел – символ Евангелиста Иоанна Богослова. Евангелие Хитрово. 14 в.

Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн.

Эта тема родилась из вопроса читателя нашей рубрики и звучал он так: "Есть четверо евангелистов. У каждого из них свое изображение, причем обязательно с какими-то природными знаками. Матфей изображен в виде ангела, Марк - это лев, Лука - крылатый бык, а Иоанн - орел. Объясните, почему именно эти символы? Откуда они взялись и что конкретно обозначают?"

Вопрос этот показался нам настолько интересным и объемным, что мы решили сделать его главной темой этого номера. Вместе с пресс-секретарем Блаженнейшего митрополита Онуфрия архимандритом Пафнутием мы вооружились Священным Писанием, книгами о Жизни святых апостолов, чтобы разобраться в символизме изображения икон Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

ЛЕВ: АПОСТОЛ МАРК

"О крылатом мифическом существе, олицетворяющем разные качества восприятия человеком Божества, известно еще из Ветхого Завета, - говорит архимандрит Пафнутий. - В видении пророка Иезекииля находим свидетельство о существе с четырьмя лицами - человека, льва, быка и орла. В более позднем Откровении Иоанна Богослова высшее существо уже представлено в образе отдельных четырех апокалиптических существ, которые стали символами древней иконографической традиции. Они раскрывают четыре стороны искупительного подвига и учения Иисуса Христа в изложении евангелистов - мессианское посланничество, любовь Господа к человеку, могущество и достоинство Христа и Его искупительную жертву. Чаще всего в росписи православного храма они помещаются по четырем сторонам на так называемых "парусах", поддерживающих купол, внутри которого обычно – Господь Вседержитель. Также образы четырех евангелистов с четырьмя "животными" Апокалипсиса, по традиции, находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

Евангелист Марк по преданиям был юношей, который следовал за Христом в ночь, когда его предали и оставили даже ученики (кроме Иоанна). Его же позднее апостол Петр называл своим духовным сыном. На иконах Марк символизируется со львом, что показывает могущество и царственное достоинство Христа.

Евангелие от Марка - вторая по времени написания и месту книга Нового Завета. В своем Евангелии Марк не столько излагает учение Христа, сколько изображает чудесные божественные Его действия, ясно доказывающие в Нем Владыку всех тварей, видимых и невидимых, всемогущего Бога, что особенно убедительно для язычников. Повествование евангельское Марк начинает рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своей проповедью огласил пустыню иудейскую, был "гласом вопиющего в пустыне" и уподобился льву, живущему и рыскающему в пустыне. Поэтому на иконах святой евангелист Марк изображается вместе со львом.

Святой Марк. Как рыкающий лев в пустыне.

АНГЕЛ: МЫТАРЬ МАТФЕЙ

Как пояснил "Сегодня" архимандрит Пафнутий, на иконах евангелиста Матфея изображают Ангела, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия.

Во времена пришествия Христа Иудея была римской провинцией и облагала податью все завоеванные области. Подать эту собирали мытари, которых римляне выбирали исключительно из местных жителей. За всеобщее презрение мытарь получал "преференции" от римлян - им позволялось всякое злоупотребление и притеснение ради наживы.

1. Почему на иконах святители символизируются животными (напр. Лука, по-моему, быком)?

2. Почему "Одежды кожаные" это только грехи, а не само земное тело? Ведь логично предположить, что смерть есть если есть тело, которое может умереть.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

1.Святым апостолам-евангелистам со II века усвоены символы: ангел, лев, телец (бык), орел. Восходят они к пророческим видениям четырех животных. Пророку Иезекиилю при реке Ховаре отверзлись небеса и он увидел из среды огня четырех животных: «Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех »(1:10). Видение таинственных животных было и св. апостолу Иоанну Богослову: «и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему » (Откр. 4: 6-7). В святоотеческом толковании эти животные символизируют четырех евангелистов. Каждый из них, согласно передавая главные события Священной новозаветной истории, вместе с тем, дополняют друг друга, более полно уделяя внимание какой-либо стороне Личности Спасителя. Матфей показывает Его как совершенного, безгрешного Человека (поэтому усвоен в качестве символа ангел), Марк изображает Христа как Царя (царственное животное – лев), Лука как воплотившегося Бога, принесшего Себя в жертву за грехи людей (жертвенное животное – телец), Иоанн как победившего смерть и вознесшегося к Богу Отцу (орел).

Самое раннее изображение этих символических животных – мозаика начала 5 века в церкви св. Пуденцианы в Риме (в апсиде).

2. В святоотеческой экзегетике имеется два понимания упоминаемых в книге Бытия «одежд кожаных» И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их», 3:21 ). Святитель Григорий Богослов под ними понимал грубую и смертную плоть, которую приобрел человек в результате грехопадения. Другие говорят о реальных одеждах, которые стали прикрывать наготу прародителей.

Символы святых , атрибуты святых — одежда, типичные предметы или звери, которыми сопровождаются изображения христианских святых, позволяющие быстро опознать их, что было особенно необходимо в эпоху, когда большинство прихожан было неграмотными и считалось, что «живопись — это Библия для тех, кто не умеет читать».

Часто атрибутами святого мученика становились орудия его пыток и казни либо отрезанные части его тела;

в других случаях святого сопровождают животные, например, чудесным образом кормившие его либо являвшиеся ему в видениях; атрибуты профессии, которой он занимался при жизни или же той профессии, представителям которой он покровительствует сейчас. Некоторые атрибуты являются весьма распространенными и отмечают целые группы святых (короны — для святых царского рода; тиара — для пап; митры — для епископов; Писание — для авторов религиозных трудов, Отцов Церкви; пальмовые ветви для девственниц; столпы — для столпников, черепа для отшельников). Ориентироваться в изображениях канонизированных монахов помогает знание разновидностей и цветов ряс у различных орденов.

Многие символы римской (католической) традиции различаются от православных по той причине, что в двух традициях могли бытовать разные легенды об одном и том же святом (к примеру Мария Магдалина). Искусство католических стран является намного более богатым на атрибуты, поскольку детализация соответствовала пониманию религии и не настолько жестко сдерживалась живописными канонами, как в православии, где подчас святого можно опознать лишь по надписи.

В христианском богословии уже с конца II в., а с IV в. и в христианском искусстве четырем евангелистам были приданы в качестве их атрибутов и символов следующие живые существа: Матфей ассоциируется, как правило, с образом ангела, Марк — льва, Лука — быка (тельца), Иоанн — орла. История этих атрибутов достаточно запутана и противоречива, но известно, что в в иудео -христианском вероучении и богословии упоминается тетраморф - крылатое существо из видения пророка Иезекииля , единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла Откровении Иоанна Богослова тетраморф представлен в образе отдельных Четырёх апокалиптических существ , которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая . Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов . Традиционное толкование таково:

евангелист Матфей - атрибут ангел - Человеческая природа Христа
евангелист Марк - атрибут лев - Действенность, господство и царская власть Христа-Царя
евангелист Лука - атрибут бык - Священнодейственное и священническое достоинство Христа
евангелист Иоанн - атрибут орёл - Дар Святого Духа , носящегося над Церковью

Агнесса Римская

Атрибут- овечка

Согласно преданию, Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни. Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом. Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую. Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. Чудеса продолжились и в публичном доме, все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, слепли или умирали. Одного из умерших святая воскресила по просьбе его отца. Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, однако поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча. Агнесса погибла в юном возрасте (предположительно ей было около 13-14 лет).

Варвара Илиопольская

Атрибуты - башня с тремя окнами, гора, потир и гостия .

Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Её отец — Диоскур (Диоскор) — был язычником и представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане. Отличалась особенной красотой и была заперта отцом в башне, чтобы скрыть её от посторонних глаз. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о наличии единого Создателя. Когда отец в целях её замужества разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение.

Когда отец узнал о религии дочери, Варвару жестоко пытали: бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Правитель города Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью, который обезглавил святую Варвару. Диоскура и Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией.

Святой Вит

Атрибуты- котел, в котором его сварили, петух в руках и ветвь

Христианский святой, римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303году.

Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого Вита не сохранилось. Согласно церковному преданию, св. Вит был мальчиком семи (по другим источникам, двенадцати лет), сыном римского сенатора-язычника с Сицилии. Мальчик принял христианство под влиянием своего наставника. Был убит во времена преследования христиан римскими императорами Диоклетианом и Максимином.

По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали снова и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом.

По неизвестным причинам в XVI веке в Германии существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин. Для некоторых эти танцы стали настоящей манией, и впоследствии обычные пляски стали путать с хореей — нервным заболеванием, которое иначе называли «пляской Святого Вита».

Апостол Варфоломей

Атрибут - собственная содранная кожа в руках.

«Святой Варфоломей с содранной кожей» (Маттео ди Джованни , 1480)

Один из двенадцати апостолов, упомянут в Новом Завете.

Согласно преданию Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении

Согласно преданию, по наущению языческих жрецов Варфоламея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане(Баку).

Святая Вероника

Атрибут- плат Спас Нерукотворный.

Церковная традиция считает, что она предложила Иисусу ткань для того, чтобы обтереть его лицо, когда он спотыкался и падал на его дороге к месту распятия. На ткани она получила нерукотворное «истинное изображение» (лат. icona vera ) лица Иисуса. Дополнительно к этому общему для христианства преданию, Православная церковь считает Веронику той кровоточивой женщиной, которая получила исцеление от прикосновения к краю одежд Христа. Существует ряд преданий, призванных придать образу св. Вероники исторические черты. По одной из легенд, впоследствии она проповедовала христианство на юге Галлии. В других легендах её называют греческой царевной или отождествляют с Марфой, сестрой Лазаря. В Италии существовала легенда, согласно которой она исцелила императора Тиберия с помощью своего плата с нерукотворным образом Спасителя. Предполагают, что имя Вероники представляет собой искажённое лат. vera icon («подлинный образ») — так называли «плат Вероники», отличая его от других образов Христа. Впервые рассказ о св. Веронике появляется в апокрифических Деяниях Пилата, относящихся к 4 или 5 в.

Дионисий Парижский

Атрибут - собственная отсечённая голова в руках

Старейшим из сохранившихся жизнеописаний святого являются «Страсти святых Дионисия, Рустика и Елевферия, датируемые 600 годом.

По преданию, Дионисий проповедовал христианство в Риме, а затем в германских землях и в Испании. Затем Дионисий и его сотрудники начали проповедовать в Галлии, согласно преданию, стал первым епископом Лютеции (Парижа). Во время преследования христиан языческими властями, все три проповедника были схвачены и брошены в темницу. Наутро мученики были обезглавлены на вершине Монмартра (ныне в черте Парижа). Именно в связи с казнью трёх святых эта гора и получила своё современное имя (фр. Montmartre — гора мучеников). Cвятой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мёртвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.

Екатерина Александрийская

Картина Караваджо , 1595-96 годы

Атрибуты - корона, колесо с шипами, меч, кольцо, книги, пальмовая либо лавровая ветвь

Родилась в Александрии в 287 году. Согласно житию, она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия ». Была обращена в христианство сирийским монахом, крестившим её под именем Екатерина. По преданию после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав своей невестой.

Екатерина приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина в начале IV века. Она пришла в храм во время праздничного жертвоприношения, совершаемого Максимином, и призвала его оставить языческих богов и обратиться в христианство. Царь был поражён её красотой и пригласил после праздника к себе и попытался её убедить оставить христианскую веру. Для спора с образованной девушкой были приглашены многочисленные философы, которые были побеждены ею в споре, за что император предал их огню.

Максимин сам вновь пытался убедить Екатерину поклониться языческим богам, но не смог этого добиться. По его приказу девушку били воловьими жилами, а затем заключили в темницу. Там её посетила супруга императора, называемая в житии Августой или Василисой (её привел друг императора военачальник Порфирий). Екатерина убедила её, Порфирия и пришедших с ними слуг в истинности христианской веры.

С целью устрашить Екатерину императорский вельможа Хурсаден предложил Максимину изготовить орудие для пытки в виде колес.

Эти колёса, согласно житию, были разрушены сошедшим с неба ангелом, который избавил Екатерину от мук. Узнав об этом супруга Максимина пришла и стала обличать своего супруга, исповедала себя христианкой и была казнена. Вслед за нею был казнён военачальник Порфирий и 200 воинов, обращённых Екатериной в христианство.

После этих событий Максимин вновь призвал к себе Екатерину и предложил сделать её своей женой если она принесёт жертву языческим богам. Святая отказалась и Максимин приказал казнить её через отсечение головы. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.

Картина Караваджо, 1595-96 годы

Святой Лаврентий

Атрибуты - решётка на которой он был замучен огнём, ларец с сокровищами (православная иконография)

Сурбаран, Франсиско - Св. Лаврентий, Эрмитаж

Лаврентий происходил из города Оска (ныне Уэска) в Тарраконской Испании и был учеником архидиакона Сикста. Когда Сикст стал римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы. Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных.

После казни Сикста Лаврентий был брошен в темницу, где совершал чудеса, исцелял больных и многих обратил в христианство. Вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви. Попросив три дня срока, архидиакон роздал почти всё церковное имущество беднякам. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте — «Востину богата Церковь, богаче вашего императора» . За эту дерзость Лаврентий был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться языческим богам, заживо изжарен на железной решётке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте мое тело!»

Сурбаран, Франсиско - Св. Лаврентий, Эрмитаж

Лука (евангелист)

Атрибут - телец .

Икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы »


Лука́
— апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом, возможно судовым.

Евангелист Лука в православии также считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.

По преданию, уроженец Антиохии Сирийской. В числе 70-ти апостолов (учеников) Иисуса Христа был послан на первую проповедь о Царствии Небесном ещё при земной жизни Спасителя. Был сподвижником святого апостола Павла и принял участие во втором миссионерском путешествии Павла, и с тех пор они были неразлучны. В городе Фивы (Греция) принял мученическую смерть.

В Библии ничего не сказано о происхождении Луки, предание же говорит, что апостол происходил родом из просвещённой греческой среды и, возможно, был единственным автором Нового Завета нееврейского происхождения. По преданию, Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы и стал первым иконописцем, его авторству приписывается несколько икон Богородицы, в том числе Владимирская «Богоматерь» (хранится в Третьяковской галерее), Ченстоховская икона Божией Матери и Киккоская «Богоматерь» (хранится в монастыре Киккос, о. Кипр).

Символом евангелиста Луки, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие.

Святой Маврикий

Атрибуты - негр в доспехах.

Святой Маврикий (ок. Фив, Египет — 290), мученик.

Святой Маврикий, по преданию, был предводителем Фиванского легиона, полностью состоящего из христиан, который был направлен из Фив в Галлию в помощь Максимиану. После отказа принять участие в наказании единоверцев из числа местного населения легион был децимирован. После повторного отказа был децимирован снова и оставшиеся в живых 6600 солдат казнены по приказу Максимиана. Место казни в Швейцарии.

Долгое время эта история считалась историческим фактом, однако начиная со времен Реформации является пищей для споров.

По средневековой легенде Маврикий был одним из владельцев Копья Судьбы.

Апостол Марк

Атрибут -лев.


Евангелист Марк (миниатюра Codex Aureus, 778-820 годы)

О дин из четырёх евангелистов, апостол от семидесяти. По происхождению иудей (родился в Иерусалиме), но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и её дом был местом собраний верующих в Него. Он первоначально носил имя Иоанн , затем двойное Иоанн-Марк ; впоследствии за ним утвердилось это последнее имя, как признак его близкого соотношения с римским миром

Племянник апостола Варнавы. В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним . Был учеником апостола Петра. Основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию и трёх пресвитеров. Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался.

Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя.

Левий Матфей


Караваджо , «Призвание Апостола Матфея»

Атрибут - ангел, диктующий из-за плеча

Один из двенадцати апостолов, персонаж Нового Завета. По традиции, считается автором Евангелия от Матфея, написанного на арамейском языке.

Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями.

О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где был замучен около 60 года; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис.

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи

Апостол Павел

Атрибут -меч.


Андрей Рублев , Святой Апостол Павел , около 1410
Возможная реконструкция облика

Апо́стол Па́вел (Савл, Саул) — «апостол язычников», не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан.

Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

Когда в Антиохию прибывает Петр, то у него с Павлом начинаются прения. Впоследствии Павел распространяет свою проповедь на Европу, проповедуя на Балканах (Филиппы, Фессалоники, Афины, Коринф) и в Италии. Одним из самых значимых его посланий является Послание к Римлянам, написанное в 58 году в Коринфе и адресованное христианской общине Рима.

Апостол Павел стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира. Согласно книге Деяний, во время празднования воскресного дня в Троаде апостол Павел воскресил юношу по имени Евтих, который сидел на окне и, заснув, упал вниз с третьего этажа.

За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был как гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии — в 67—68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла», — заявил понтифик на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». Понтифик пообещал, что, когда ученые закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.

Великомученик Пантелеимон

Атрибут - ларец и лжица (ложечка)

Пантелеи́мон — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников, целитель, врач безмездный

Родился в Никомедии в семье знатного язычника и получил имя Пантолеон. Его мать Еввула была христианской и воспитывала сына в своей вере, но умерла когда Пантолеон был в отроческом возрасте. Его отец отдал сына в языческую школу, а затем поручил знаменитому врачу Евфросину для изучения Пантолеоном врачебного искусства. Вскоре о нём услышал римский император Максимиан, пожелавший видеть Пантелеимона при своём дворе.

Проживавший в Никомедии пресвитер Ермолай заметил Пантелеимона и начал рассказывать ему о христианстве. Согласно житию, Пантолеон уверовал в Христа после того, как, увидев ребёнка, умершего от укуса змеи, он по молитве к Иисусу Христу воскресил его. После этого он принял крещение от пресвитера Ермолая и получил имя Пантелеимон.

Став безвозмездным врачом, Пантелеимон лишил многих врачей доходов, и на него поступил донос императору Максимиану, что Пантелеимон посещает в тюрьме христиан и лечит их именем Христа. Император призвал Пантелеимона и просил опровергнуть донос. Святой предложил императору призвать одного неизлечимого больного и устроить испытание — кто исцелит его — он или языческие жрецы — вера того и должна быть истинною. Согласно жития, языческие жрецы не смогли исцелить больного, а Пантелеимон силой молитвы даровал раслабленному исцеление. После этого многие уверовали во Христа, а Максимиан ожесточился на Пантелеимона и приказал истязать его, а затем бросить тяжелым камнем в море. Но Пантелеймон остался невредим, тогда его подвергли новым мучениям: повесили на дереве, жгли свечами, потом рвали железными когтями, колесовали, бросали в кипящее олово, пытались утопить в море. Дикие звери, которым он был брошен на растерзание, лизали ему ноги.

После всех истязаний Пантелеимона приговорили к усекновению головы. Его привязали к масличному дереву и хотели отрубить голову, но святой стал молиться, и меч не причинил ему вреда. Во время молитвы голос с небес призвал Пантелеимона в Царствие Небесное и святой попросил воинов исполнить, данный им приказ. Согласно жития, когда ему отрубили голову, то из раны потекло вместо крови молоко, а маслина тут же покрылась плодами. Брошенное в костер тело великомученика не сгорело и было погребено христианами.

Апостол Пётр

Атрибуты - ключи от рая, перевернутый крест, с петухом у костра.


Рубенс , «Апостол Пётр»

Апо́стол Пётр (умер около 64 в Риме) в христианстве — один из двенадцати апостолов. В католицизме традиционно считается первым папой Римским.

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон(ивр. שמעון‎ — Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος — камень, скала) возникло от прозвища Кифа (арам. — камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я вас сделаю ловцами человеков» (Мф.4:19).

Став апостолом Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса.

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропели первые петухи. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Святой Себастьян

Атрибут - обнаженный юноша у столба, пронзенный стрелами.


Антонелло да Мессина . Св. Себастьян. 1476. Галерея старых мастеров . Дрезден

Свято́й Себастья́н (род. в Нарбонне — 288, Рим) — римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик.

О жизни святого известно немногое. Его житие, хотя и не имеет исторической основы, производит правдоподобное впечатление благодаря отсутствию в нём многочисленных чудес, которыми наполнены жития многих ранних святых.

Согласно жизнеописанию святого, Себастьян вырос в Милане и был начальником преторианской стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк и Маркеллин — были осуждены на смерть за свою веру. Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».

Зоя , немая жена царского казнохранителя Никострата пала к ногам святого и просила исцелить её. Себастьян осенил её крестным знамением, она тотчас заговорила и сказала, что видела Ангела с книгой, по которой Себастиан читал проповедь. Все присутствовавшие уверовали и крестились.

Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианке Лукине и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление.

Святая Урсула

Атрибуты - корона, стрелы, знамя, множество девушек, убиваемых разным способом, корабль .


Мучение святой Урсулы (Ганс Мемлинг , 1489 год, музей Ганса Мемлинга )

Католическая святая, героиня христианской агиографической легенды, широко распространенной в Средние века в западноевропейских странах

Согласно преданию, Урсула жила в середине IV века и была обратившейся в христианство дочерью британского короля; она была так прекрасна и мудра, что слава o ней дошла до дальних стран. Пытаясь избежать нежелательного замужества с принцем-язычником, и вместе с тем оградить своего отца от угроз могущественного претендента на её руку, дала согласие на брак при условии, что оба короля должны послать Урсуле в качестве утешения десять благочестивых дев, каждую из которых должны сопровождать тысяча девиц; им должны быть даны корабли и три года, которые они могли бы посвятить своему девичеству; между тем жених должен принять христианскую веру и изучить христианские обычаи. Условия свадьбы были приняты.

По совету Урсулы были собраны благородные девы из различных королевств. Они выбрали Урсулу своей предводительницей. Когда все корабли были готовы,и когда Урсула обратила всех своих подруг к вере, она повела 11 кораблей в сторону Галлии в порт Киэлла. Оттуда они отправились в Кёльн. Там явился Урсуле ангел, и дал указание вести всю общину в Рим, а затем вернуться, и принять в Кёльне венец мученической смерти.

Все корабли доплыли до города Базеля. Там девы оставили их и отправились пешком в Рим. В Риме Урсулу принял папа Кириак (мифический персонаж), знавший об уготованном Урсуле и её спутницам мученичестве и пожелавший разделить его c ними; он рассказал всем o своем решении, торжественно сложил c себя сан и присоединился к странницам. На обратном пути под Кёльном на паломниц напали гунны. Ненавидящие христианство, возмущенные принятым девами обетом безбрачия, они их всех истребили. Среди мучениц была святая Кордула. Последней погибла Урсула, отказавшаяся стать женой пленённого её красотою вождя гуннов

Апостол Фома

Атрибуты - перст, вложенный в раны Христа; пика, которой его убили, угольник каменщика.


Уверение святого Фомы (картина Караваджо, 1601-1602годы)

Фома́ — один из апостолов (учеников) Иисуса Христа. Призван Христом из рыбаков. Его называли «близнецом», так как по одной из версий он был внешне похож на Иисуса.

Один из моментов евангельской истории, связанный с Фомой — так называемое «уверение Фомы». Фома отсутствовал при первом явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них об этом, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю » . Явившийся Иисус позволил Фоме вложить палец в раны и тот, уверовав, произнёс «Господь мой и Бог мой! » . Выражение «Фома неверующий » (или «неверный») стало нарицательным именем для недоверчивого слушателя.

Согласно преданию, основоположник христианства в Индии. Проповедуя в городе, расположенном на восточном берегу полуострова Индостан, апостол Фома был обвинён одним языческим жрецом, убившим своего сына, в смерти юноши. Толпа схватила святого Фому, как убийцу, и требовала наказания. Апостол Фома попросил разрешить ему поговорить с убитым. По молитве апостола юноша ожил и свидетельствовал о том, что убийство совершил его отец. После проповеди Евангелия Фома принял мученическую смерть в индийском городе Мелипура — был проткнут пятью кольями.

Фоме приписывается гностический апокриф «Евангелие от Фомы».