Домой / На вещи / От чего произошло христианство. Кратчайшая история христианства

От чего произошло христианство. Кратчайшая история христианства

История христианства насчитывает более двух тысяч лет. Наряду с буддизмом и исламом, это одна из трех мировых религий. Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.

Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи. Среди исследователей нет единого мнения о точном месте возникновения христианства. Некоторые считают, что это случилось в Палестине, которая находилась в то время в составе Римской империи; другие предполагают, что это произошло в еврейской диаспоре на территории Греции.

В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от «духа святого» и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески - Христос) - божьего помазанника, и поднесли ему дары.

Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя кружок из 12 доверенных людей - учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины, проповедовал новую, принесенную им с небес религию. При этом он творил чудеса: ходил по воде, как по суше, исцелял и многое другое.

Христианство принадлежит к одной из трех крупнейших мировых религий. По численности приверженцев и территории распространения христианство в несколько раз превосходит ислам и буддизм. Основа религии – это признание Иисуса из Назарета мессией, вера в его воскрешение и следование его учениям. До момента своего становления христианство прошло долгий период.

Христианство начало проникать на Русь в конце X века. В 988 году князь Владимир объявил византийскую ветвь христианства государственной религией Киевской Руси. Ранее славянские племена, населявшие территорию древнего русского государства, были язычниками, обожествлявшими силы природы. К концу X века языческая религия, расчлененная на верования отдельных славянских племен и освящавшая племенную раздробленность, стала препятствовать укреплению централизованной власти киевского князя. Кроме того, росла необходимость сближать древнерусское государство с европейскими народами, с Византией, где господствовало христианство и с которой Киевская Русь пела оживленную торговлю. В этих условиях князь Владимир произвел «крещение Руси» и ввел христианство вместо языческой религии.

Капища и идолы предавались разрушению и уничтожению. Многие киевляне не хотели принимать новую веру. Их насильно гнали к Днепру и на одной из окраин древнего Киева (ныне Крещатик). и крестили, загнав в воду.


Православие — не христианство

Греко-Кафолическая ортодоксальная (правоВерная) церковь (ныне РПЦ) стала называться правоСлавной только с 8 сентября 1943 года (утверждено указом Сталина в 1945 году). Что же тогда именовалось Православием в течении нескольких тысячелетий?

«В наше время в современном русском просторечии в официальном, научном и религиозном обозначении термин «православие» применяется к чему-либо относящемуся к этнокультурной традиции и его обязательно связывают с Русской Православной Церковью и христианской иудео-христианской религией.

На простой вопрос: «Что такое православие» любой современный человек, не задумываясь, ответит, что Православие – это христианская вера, которую приняла Киевская Русь во времена правления князя Владимира Красное Солнышко от Византийской империи в 988 году нашей эры. И что Православие, т.е. христианская вера существует на русской земле уже больше тысячи лет.

Тема, связанная с возникновением раннего христианства, достаточно интересная и глубокая. Попробуем как можно более кратко разобраться в вопросе, кто такие христиане и когда возникла эта А все началось с евангельских событий, с прихода Господа Иисуса Христа на землю.

Кто такие христиане

Христиане - это те люди, которые уверовали в учение Иисуса и в то, что он долгожданный мессия, пришедший спасти людей. Христианство - это самая распространенная и многочисленная по количеству приверженцев мировая религия, насчитывающая около двух с лишним миллиардов верующих.

Первые христиане появились на земле Палестинской в I веке в среде иудейской как мессианское движение ветхозаветного иудаизма. Во времена христианство проповедовалось в Вероучение это корнями уходит в ветхозаветный иудаизм.

Древние христиане

Иисус Христос был обрезан, посещал синагогу в субботу, соблюдал Тору и религиозные праздники, в общем, воспитывался он как настоящий иудей. Его ученики, ставшие впоследствии апостолами, были евреями. Через три с половиной года после смерти первомученика Стефана и после распятия Иисуса христианство стало распространяться по Святой земле и по всей Римской империи.

Из Евангелия в тексте Деяния апостолов слово «христиане» впервые было обозначено, и трактовалось оно как «люди, сторонники новой веры в Антиохии» (сирийско-эллинистический город I века).

Спустя несколько десятилетий появилось огромное количество последователей веры. Это и были первые христиане из языческих народов, ставшие таковыми, во многом благодаря апостолу Павлу.

Миланский эдикт

Целых три века христиан преследовали и предавали мученической смерти, если они не отрекались от учения Иисуса и отказывались приносить жертву языческим идолам.

Задаваясь вопросом, кто такие христиане, надо сказать, что христианство как государственная религия впервые было утверждено в в 301 году. В 313 году был подписан Миланский эдикт. Это письмо завизировали и римские императоры Константин и Лициний. Сам документ стал важным моментом на пути как официальной религии Империи.

До V века христианство распространялось в основном в пределах Римской империи и потом в сфере культурного влияния на Армению, Эфиопию, восточную Сирию, а во второй половине первого тысячелетия оно пришло к германским и славянским народам. И уже позднее, с XIII по XIV века, - к финским и балтийским народам. В новое и новейшее время вне Европы христианство распространялось, благодаря миссионерской деятельности и колониальной экспансии.

Раскол христианкой церкви

В теме под названием «Кто такие христиане» необходимо отметить и тот факт, что в 1054 году случился раскол: христианская церковь разделилась на православную и католическую. В свою очередь последняя в результате реформационного движения в XVI веке образовала протестантскую ветвь. Православная церковь до сегодняшнего дня сохранила свое относительное единство. Таким образом, появились три крупных христианских течения: православие, католицизм и протестантство.

Стала единым организмом, управляемым из общего центра - Ватикана. А вот православных церквей много, крупнейшая из них - Русская. Среди них существует евхаристическое общение, которое предполагает возможность совместного совершения литургий.

Что касается протестантизма, он стал тем самым пестрым христианским направлением, которое состоит из большого числа независимых деноминаций с разной степенью признания другими направлениями христианства.

Русское православие

К IX веку православные христиане появились и на Руси. Соседство с могущественной Византией повлияло на этот процесс. Первыми проповедниками стали Кирилл и Мефодий, которые занимались просветительской деятельностью.

Также первой приняла крещение Киевская княгиня Ольга (в 954 году), а потом ее внук, князь Владимир, крестил Русь (988 г.).

Само слово «православие» переводится с греческого как «правильное учение», «суждение» или «славление» («прославление»). На Руси самое ранее использование этого слова в письменности было найдено у первого русского (1037 - 1050 гг.) в «Слове о законе и благодати». А вот сам термин «православный» стал употребляться в официальном языке церкви на Руси к концу XIV века и уже активно использовалось в XVI веке.

Трудно найти такую религию, которая бы настолько мощно повлияла на судьбу человечества, как это сделало христианство. Казалось бы, возникновение христианства изучено достаточно хорошо. Об этом написано безграничное количество материала. На этой ниве трудились церковные авторы, историки, философы, представители библейской критики. Это и понятно, ведь речь шла о величайшем феномене, под влиянием которого фактически сложилась современная западная цивилизация. Однако еще много тайн хранит одна из трех мировых религий.

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности - Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия - четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы - волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства - путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Гонения на Иисуса

Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей - Иуда.

Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом - синедрионом - и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни - распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» - воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история - возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий - апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус - Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Предпосылки возникновения новой религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Сплав философии и религии

Немалую роль оказала на возникновение христианства философия - скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.

Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт - возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

  • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
  • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
  • по Дунаю.

Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес - греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники - христиане.

Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.

Третий путь - придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

Вывод

Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

  1. Возникновение христианства

Христианство возникло в Палестине в I веке до н.э. Найденные в районе Мертвого моря свитки свидетельствуют о близости первоначального христианства иудейской общине эссенов. Им были общи идеи ожидания скорого пришествия Мессии, греховности человека, отношение к собственности, организации общин. Как форма социального протеста против существующих общественных порядков, христианство получило быстрое распространение среди народов Римской империи. Христианство, в отличие от римской и прочих национальных религий, провозгласило равенство всех людей - это равенство в их первородном грехе. Оно породило надежду на переустройство мира, на освобождение от гнета и порабощения. Христианство дало отчаявшимся людям утешение.

Теологическая традиция христианства утверждает, что это учение даровано человечеству Богом в законченном виде. Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует, что христианство испытало сильное влияние со стороны иудаизма, древних восточных религий, философских идей античности. Это вовсе не значит, что христианство механически переносило эти идеи в свое вероучение. Усвоив достижения мировой культуры, оно творчески переосмыслило их, создав самобытное учение.

Кратко охарактеризуем идейные предпосылки христианства. Прежде всего, это неоплатонизм в варианте учения Филона Александрийского и этическое учение римского стоика Сенеки. Так, Филон соединил понятие логоса, трактуемое в библейской традиции как творящее слово, с эллинистической, понимающей логос как закон, направляющий движение космоса. Помимо этой, и другие идеи Филона - о прирожденной греховности всех людей, о непрерывном творении (эманации), о Сущем как первоначале мира и другие - оказали заметное влияние на формирование вероучения христианства. Этическое учение Сенеки, его формулировка золотого правила морали также были восприняты христианством.

Усвоение христианством различных элементов восточных культов, эллинистической философии обогащало новую религию. Нельзя не отметить и взаимосвязь христианства с иудаизмом. Оформление иудаизма как монотеистической религии, где признавался лишь один культ бога Яхве, явилось шагом на пути к более развитой форме религии. Ветхий Завет был включен в Библию. Христианство формировалось в среде иудеев, но вскоре вступило в острый конфликт с иудаизмом. Идея богоизбранности только одного еврейского народа претила духу христианства, в котором богоизбранным считался каждый отдельный человек.

Вопрос об историчности Христа до сих пор является объектом многочисленных дискуссий. В конечном итоге споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ - мифологической и исторической. Представители мифологической школы полагают, что Иисус Христос - это не историческая личность, а мифологический персонаж. Историческая школа называет Иисуса Христа реальной личностью, который явился в мир, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни. Сторонники этого подхода считают, что Христос сформулировал ряд базисных идей нового вероучения. При этом реальность Христа, по их мнению, подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей: Иоанн Креститель, апостол Павел и т.д. В последние годы большинство религиоведов разделяют точку зрения представителей исторической школы.

Раннехристианские общины не знали догматики и культа, которые сформировались значительно позднее. Главное, что объединяло представителей этих общин - вера в добровольную искупительную жертву, принесенную за грехи всех людей посредником между Богом и человеком - Христом. К концу I - началу II веков окончательно произошел разрыв между вероучением этих общинами и иудаизмом. Ко II веку относится и изменение социального состава таких общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то позднее в их состав вошли ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Произошло и деление общины на клир (должностные лица, управляющие имуществом и руководящие богослужением) и мирян. Священники, диаконы, епископы, митрополиты постепенно вытеснили пророков и сосредоточили в своих руках всю полноту власти. Религиозные общины тяготели к союзу с императорской властью. И со стороны последней также ощущалась важность новой религии, понятной всем народам империи. В IV веке гонения христиан сменились их активной поддержкой. При императоре Константине христианство стало приобретать статус государственной религии Римской империи.

Формирование самой христианской догматики происходило в идейной борьбе между сторонниками разных толкований основных идей этой религии. На первых семи Вселенских соборах (первый, Никейский, состоялся в 325 году, а седьмой, тоже Никейский, прошел в 787 году) были сформулированы основы христианского вероучения. Идейная борьба, ведшаяся на этих соборах, была сосредоточена вокруг толкования трех главных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления. В результате в христианство вошли следующие догматы:

Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Сын единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность;

Боговоплощение. Воплощение в личности Иисуса Христа божественной ипостаси. Христос рассматривался и как истинный Бог, и как истинный человек. Божество и человечество соединились в нем;

Искупление. Христос пришел в мир, дабы принести искупительную жертву за грехи человечества, а тем самым спасти его;

Изображение образа Христа в человеческом облике. При этом Христос

должен являться взорам верующих в ореоле своего смирения, покорности,

страдания и спасительной жертвы;

Необходимость изображать священные лица и поклоняться этим изображениям.

Общехристианский (апостольский) символ веры состоит из 12 частей («членов»). В первых восьми говорится о троичности Бога, «вочеловечении» Иисуса Христа и искуплении грехов; четыре последних посвящены церкви, крещению и «вечной жизни». Этот символ веры был принят на Никейском (325 год) и Константинопольском (381 год) соборах. Кроме апостольского, известны символы веры святого Афанасия (где более подробно излагается учение о Троице и воплощении Христа); символ веры Тридентского собора (символ веры католицизма).

Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств, обрядов. В конце V века сложилось таинство крещения, еще позже - причащения. Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводило миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, исповедь и священство.

По мере распространения христианства происходило разделение христианских церквей, и 1054 год стал годом окончательного разрыва западного и восточного христианства. Восточное христианство составили первоначально четыре автокефальные (самостоятельные) церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. В середине V века армянское духовенство, поддержав монофизитов (учивших о единой божественной природе Христа), и тем самым приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального христианства, поставило себя и свою церковь в особое положение (неортодоксальное христианство).

В результате Реформации (XIV-XVII века) наряду с католицизмом и православием возникает третье крупное направление в христианстве -

протестантизм, который представлен в виде многочисленных конфессий.

После распятия Иисуса иудейский священный совет -Синедрион- начал
жестокую расправу с последователями Христа.

Из Библии мы знаем о фарисее по имени Савл, который был жестоким их
гонителем. Позже он уверовал в Христа и отдал свою жизнь за веру в Него.
Савл изменил своё имя и стал известен как апостол Павел. Гонимые
христиане уходили дальше и дальше от Иудеи, проповедуюя свою веру
язычникам, пока, наконец, христианство было распространено по всей
Римской империи.
Первым римским императором, начавшим расправы над
христианами, был Нерон.

Человек хитрый и жестокий, он возмечтал выстроить Рим по своему
проекту, чтобы возвеличить своё имя. Для этого нужно было уничтожить
старые жилые постройки в центре Рима. По его тайному приказу в 64 г. был
учинён пожар.По недогляду сгорела почти половина Рима. Возмущённая
толпа стала требовать у императора расследования и наказания преступников.
Нерон быстро нашёл «виноватых». Ими оказались представители новой
неизвестной религии - христиане. Христиан распинали на крестах, сжигали,
бросали на съедение диким зверям.

После Нерона казни за веру христианскую устраивали многие императоры.
Христиане прятались в катакомбах, совершали свои собрания в тайных
местах, и покорно шли на казнь, будучи обнаруженными. Но несмотря на
преследования, христианство росло и крепло.

Когда к власти пришёл император Константин,
он в 313 г. издал Миланский едикт, который уравнял в правах все религии.
Христиане вышли катакомб, им предоставили много прав, и вернули их
собственность, отобранную у них предыдущим императором, Диоклетианом.
Позже Константин всё более стал склоняться к христианской религии,
построив несколько христианских соборов.

Пятьюдесятью годами позже император Феодосий

объявил кафолическое* (*термин «кафолическая церковь», или православная,
что значит: истинная,употреблялся по отношению к христианству Рима с
начала 2-го века, и к христианству Константинополя - с конца 4-го века)
христианство государственной религией и запретил языческое поклонение,
преобразовав все языческие храмы в христианские. Чтобы помочь язычникам
перейти в христианство, языческие праздники были объявлены
христианскими, языческим иконам и статуям были даны библейские имена,
многие языческие ритуалы стали ритуалами христианской церкви. Так
церковь Рима утратила чистоту христианского учения, исказив многие
положения Библии (поклонение Марии, святым, статуям, языческие
праздники, молитвы за умерших, крещение младенцев и пр.).

После смерти Феодосия Римская империя была разделена между 2-мя его
сыновьями на Западную часть с центром в Риме иВосточную - с центром в
Константинополе. В 476 г. император западной части империи Ромул Август
был вынужден отречься от престола, и вся власть сосредоточилась в руках
восточной части империи (Константинополь).
Западная часть империи
осталась без государственной поддержки иармии, и часто завоёвывалась
соседними варварскими племенами. Оккупанты облагали народ непосильным
и податями и единственной властью, к которой народ мог обратиться за
помощью, стала церковь. Церковь вела дипломатические переговоры с
захватчиками, суля им заступничество Бога за их сотрудничество и помощь.

С того времени, как Феодосием была основана церковь в Константинополе,
она постоянно находилась в конфликте с церковью Рима из-за различий в
обрядах и догмах, имущественных споров, богослужения на разных языках
(латынь - на западе, и греческий - на востоке) и борьбы папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских
патриархов. Императоры поддерживали восточную церковь, западная же
настаивала на своём первенстве, как, якобы, основанной апостолом Петром.

В 606 году Риму удалось добиться от императора Фоки декрета, которым
узаконивалось, что "Епархия Благословенного Апостола Петра должна быть
главою всех Церквей". Декрет гарантировал, что титул "Вселенский Епископ"
может принадлежать исключительно только Епископу Рима, также он
получил титул «наместник Иисуса на Земле» и «папа», что означает: “Отец”.

Почувствовав власть, уже в 716г. римский папа Григорий II отлучил от церкви
императора Льва
III , который пробовал запретить поклонение иконам
(иконоборчество) в Италии имперским указом, без согласования с папой. А
в 741 г. папаЗахарий даже не обратился к Византийскому императору, чтобы
утвердить своё избрание в папы (хотя это и было формальностью, но для
народа создавало видимость, что папа находится в подчинении у императора).

Когда лангобарды стали притеснять население Западной части империи, папа
обратился за помощью к королю франков Пипину Короткому. Папа обещал
поддержать его династию Карловингов, и за это король Пипин очистил
западную часть империи от варваров и подарил церкви обширную Папскую
область, а папе -привилегии духовного наставника всех правительств. В 756 г.
папа короновал сына Пепина, Карла, на престол Римской империи.


Византийский император уже не претендовал на власть над Западной частью.
Римской империей теперь считалась только Западная часть, Византийской
империей осталась только Восточная половина.

С тех пор папство получило абсолютную власть, и могло утвердить или
отклонить любого кандидата на престол империи. Без одобрения папы
император не мог принять никакого важного решения, находясь под угрозой
отлучения от церкви.

В 1054 году церковь Константинополя категорически отказалась находиться
подконтролем Рима. Обе церкви предали друг друга анафеме. Так произошёл
раскол: церковь Рима стала католической, церковь Константинополя -
православной.

Русская церковь находилась в подчинении у Константинопольского
патриархата. В Киевской Руси православная вера стала государственной
религией около 990 года, после крещения Руси князем Владимиром.


Приблизительно в конце 16 века Русская православная церковь получила
независимость от Константинополя.

После раскола, с 1096 г. до конца 13 столетия католическая церковь
организует ряд крестовых походов для освобождения Святой Земли от
захвативших её мусульман-турок.

В начале 13 в.(1215г.) для борьбы с ересью католическая цеквовь учреждает
особый судебный орган «Святую инквизицию».



Армии палачей и шпионов от церкви, лжесвидетелей, поджидающих, как бы
урвать от имущества казнённого «еретика», наводнили улицы городков.
Церковь, разжиревшая на крови невинных людей, теперь, как дамоклов меч,
висела над каждым. Никто не имел защиты от неё, даже короли. Почти
ничего в церкви не осталось от учения Христа. Народ облагался огромными
налогами, а церковь не платила ни за что. Все служения проводились на
латинском, и люди для понимания учения Христа могли положиться только
на разъяснения священников.

Когда папа издал булл о прощении грехов церковью и продаже индульгенций,
молодой немецкий теолог Мартин Лютер написал и огласил 95 тезисов,


в которых он указал на внебиблейские, антихристианские догмы церкви.
Против папства и раньше были выступления (чешский проповедник Ян Гус и
его последователи были казнены за это церковью), но так смело, открыто и
обоснованно как Лютер, никто не выступал. Он призвал всю немецкую
нацию к борьбе с папским засильем. За это он был отлучён от церкви, и
приговорён к казни (умер своей смертью до назначенной казни). Он перевёл
Библию на немецкий. Приблизительно в это же время Новый Завет на
разговорный английский переводит
Уильям Тиндэйл. За это он был сожжён
церковью, и большинство экземпляров перевода были изъяты и сожжены
также. Однако многие успели прочесть, и понять, что церковь - не святая, а
грешница, причём великая. Другой реформатор Жан Кальвин с его
последователями завершают перевод Нового Завета на французский.

С этого времени начинается период, называемый Реформацией. Если
сторонники Лютера (лютеране) старались убрать из церкви всё, что
противоречит Библии, то последователи Кальвина (кальвинисты; те же
гугеноты во Франции) старались убрать из церкви всё, о чём в Библии не
упоминается.

Кальвинисты ввели в практику толкование любого места Библии не с позиций
какого-либо человеческого авторитета, а исключительно с помощью
авторитета Божьего — т.е. других мест Библии. Они ликвидировали
церковную обрядность, признали богодухновенность только Священного
Писания, и потому погрешимость любых церковных соборов. Кальвинисты
отказались от монашества, потому чтоБог создал мужчин и женщин для
создания семьи и рождения детей. Они отверглинеобходимость помощи
духовенства в спасении людей, считая, что спасение подается только по вере
во Христа, и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется,
истинна твоя вера или нет. Есть дела, значит есть вера.
Кальвинистам удалось
добиться полной свободы от папства. Женева стала центром реформации.

В Англии обстановка была более напряжённой. Реформация проходила не
«снизу», а «сверху». Король Генрих VIII, личность жестокая и
непредсказуемая (имел 6 жён, двух из них обезглавил), хотел добиться
независимости от Рима. Часть Англии ещё оставалась католической, часть кальвинистской. Используя религиозный конфликт, Генрих старался
осуществить свои политические замыслы об абсолютной монархии, и
диктовал церкви свои условия. Волнения не стихали. Много конфликтов было
вокруг собственности церкви.

После его смерти к власти пришла дочь Генриха - Мария, католичка. Она
восстановила власть Рима над церковью Англии, законы о ереси опять вошли
в силу, и началась инквизиция над протестантами. После смерти Марии,
получившей от народа прозвище «Кровавая Мария», на трон взошла её сестра -
Елизавета. Ей удалось добиться некоторого баланса, ущемив права католиков
и дав некоторые права протестантам. Однако конфликт усиливался.
Католические священники были под полномочием Рима и отказывались
признавать полномочия королевы. Елизавета отдала приказ о казни
католических священников.

Где-то в это смутное время зародился пуританизм. Пуритане хотели добиться
большей чистоты догм церкви и полной независимости от католического
влияния. Когда к власти пришёл король Яков, они надеялись на реформу
церкви Англии. Однако Яков отверг их предложение, потому что испугался,
что отрицание пуританами абсолютной власти короля над верующими может
привести к бунту. В это время, в 1620г., многие пуритане покинули Англию и
переселились в Америку в надежде установить государство с единой религией,
очищенной от всего наносного, основанной только на Слове Бога и свободной
ото всех католических выдумок.



Так зародился протестантизм в Америке.

В то время, когда пуритане осваивали Америку и изучали Библию, в России
(реформа патриарха Никона 1650-1660гг.) спорили о том,двумя или тремя
пальцами креститься, сколько поклонов отдавать, кланяться ли до земли, или
по пояс, какую печать делать на просфорах, сколько раз говорить «Алиллуя»,
в какую сторону ходить крёстному ходу. За это «староверов», т.е. тех, которые
хотели креститься двумя пальцами, церковь казнила.

Перевод Библии на русский был осуществлён только в конце 19 века, и
появился в узком обращении десятилетиями позже. Последующие войны,
революции, Советская власть, и вообще дефицит книг- всё это отбросило
православную церковь далеко назад в изучении науки богословия (теологии).
Если все англоязычные страны столетиями обменивались достигнутыми
знаниями и опытом, данным Святым Духом не только священникам, но и
пастве Божией, издавая массу библий и литературы для изучения Библии,
доступных любому желающему, православная церковь «варилась в
собственном соку», перечитывая снова и снова работы средневековых старцев
и изредка издавая какую-то богословскую работу, десятилетиями доступную
для прочтения только ограниченному кругу монахов.

Сегодня, став снова государственной церковью, она старается своим
авторитетом подавить в народе всякое желание ознакомиться с накопленным
богословским опытом своих англоязычных собратьев по вере, объявляя
протестанские церкви сектами и поливая их грязью.

SUMMA SUMMARUM : Факты говорят сами за себя.