Домой / На вещи / Зачем Иисус вознёсся на небо и оставил нас здесь страдать? Куда вознесся Христос, и как Его искать. Слово на Вознесение Господне Когда вознесся Господь Иисус на небо

Зачем Иисус вознёсся на небо и оставил нас здесь страдать? Куда вознесся Христос, и как Его искать. Слово на Вознесение Господне Когда вознесся Господь Иисус на небо

А что это означает? Обычно мы понимаем это так, что Господь перестал ходить по земле, являться ученикам и оставил их телесно для того, чтобы послать Святого Духа. Но обычно мы не понимаем, куда это Вознесение, хотя ведь очень ясно объясняется.

Для людей того времени было очень ясным указанием в Евангелии на двух ангелов, а в богослужении еще больше говорится о всей библейской подоплеке из того, что происходило, словами псалма: "Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная".

Господь проходит небеса, которые последовательно открываются, и каждое небо соответствует разным иерархиям, там находящимся. Нечто подобное произойдет в Успение Богородицы, когда тоже откроются небеса.

Основной случай, когда они так открылись, - именно Вознесение Господне, а в Ветхом Завете основной такой случай был, когда Моисей взошел на Синай. Ему открылись небеса, когда он стоял на вершине горы, и через посредство ангельских иерархий ему был дарован Закон, и он увидел то, что на этих небесах происходит. И по образцу небесной скинии, Небесного Храма, которую он увидел, - а небеса – это именно Небесный Храм, - он создал ту скинию, которую Господь повелел ему создать по этому образцу. Так была создана Скиния Свидения еще в Ветхом Завете.

И теперь Господь тоже входит в этот Храм, который духовно является не чем иным, как самим же Богом, потому что Бог – это Сам Свой собственный Храм. Но теперь Он в Плоти входит в Свой собственный Храм и открывает Небеса для того, чтобы мы могли видеть и слышать, знать, куда нам тоже надлежит пойти и, более того, где мы и находимся.

Ведь если в момент Вознесения было от учеников еще скрыто то, что находится за пределами этого облака, взявшего Господа – облаком обозначается, мы знаем, слава Господня, она же нетварный Свет, но облако препятствует видеть мрак не преображенным очам, - то по даровании Святого Духа, созидании Церкви на земле, когда все уже истинно верующие пришли и стали Телом Христовым, тогда, когда достигли уже обожения святые Нового Завета, в том числе и ученики, которые тут стояли, и не видели, куда Господь возносится, то они сами же смогли сказать, как говорит апостол Павел, что "жизнь наша сокрыта со Христом в Боге". Но закрыта, конечно, не от нас самих, а от тех, кто смотрит снаружи, но, может быть, и от нас самих, если мы сами смотрим на свою жизнь снаружи, если мы сами пребываем не в жизни, ав смерти.

Вот о чем говорит нам сегодняшний праздник, если смотреть догматически. А если смотреть аскетически, то тоже понятно, о чем он нам говорит, и даже гораздо понятнее. Мы должны помнить, что Господь присутствует всегда, хотя нам может в какой-то момент казаться, что мы одни, и присутствуют все эти ангельские иерархии, на глазах которых мы совершаем каждое наше действие, и вместе с которыми мы совершаем действие, если оно по воле Божией. А если, наоборот, против воли Божией совершаем какое-то действие, значит, вопреки тому, что нам хотят подсказать, в чем хотят помочь все эти ангельские силы, которые на нас смотрят.

И вот так получается, что жизнь христианина становится совершенно иной, нежели жизнь нормального, что называется, человека. Если смотреть со стороны, то все вроде одинаковое. Вот стоит один человек-христианин, другой человек-нехристианин – и каждый из них предоставлен сам себе, если смотреть внешне, не понимая ничего духовного. Каждый как-то борется за то, за что он хочет. За что – это уже другой вопрос.

Но если христианин, то он уже не один на самом деле. Он окружен бесчисленными ангельскими силами, потому что жизнь его сокрыта со Христом в Боге. Самое главное – он сам пребывает в Теле Христовом, которое вознеслось на Небо и сидит одесную Бога-Отца, и в котором тоже он находится, если он христианин. Поэтому у него совершенно другие задачи, другие способы их решения.

Человек, который нехристианин, ничего этого не знает, не видит, а интуитивно какими-то своими действиями тоже к этому стремится. Не надо думать, что все плохо в нехристианстве, потому что если б это было так, то ни один человек не смог бы стать христианином. Конечно, благодать Божия действует, и ангельские силы тоже действуют на всех людей, стремясь привести к спасению. С другой стороны – другие желания стремятся к противоположному, противоборствуют, и человек сам не понимает, почему такое сопротивление вызывают какие-то его жизненные планы и попытки что-то делать, тем более, если он думает, что ничего вроде плохого и криминального он не хочет.

А в чем дело? Дело в том, что надо остановиться и подумать: для чего это я делаю? Потому что все, что мы делаем в жизни земной, все цели, которые мы себе ставим и должны ставить, и в этом нет ничего плохого, -это все суть не цели, а средство. Если это цели, то это цели промежуточные. А если мы считаем, что вот я сделаю то и то, и после этого заживу счастливо, как очень часто люди думают, что они заработают много денег, нарожают много детей, женятся много раз – тут разные бывают вкусы, - то когда такие цели достигаются, оказывается, что там все не так.

Вот достиг, а удовлетворения нет, и не знаешь, что с этим делать. Если это ощущение приходит не сразу, то вскоре. Многие, конечно, цели оказываются для человека недостижимыми по объективным и субъективным причинам. Но мы должны понимать, что все цели – это только наше упражнение для Царствия Небесного.

То есть надо смотреть не на то, что достигну ли я на самом деле цели – в духовном смысле это неважно, а важно, что я буду делать в процессе ее достижения. Будет ли мне это помогать стяжать Царство Небесное? Будет мне это помогать меньше грешить, иметь память Божию? Или это будет мешать? И в зависимости от этого надо выбирать тактические цели, а все земные цели являются тактическими, потому что стратегическая одна – Царствие Небесное. А также надо выбирать методы, которые должны этим целям соответствовать.

Поэтому сегодняшний праздник, воспоминаемое сегодня событие, которое отверзает небеса для человеческой природы, должно нам лишний раз напоминать о том, что всегда с нами. Не о том, что по временам бывает с нами, а по временам отнимается, а о том, что именно всегда с нами, если мы чада истинной Церкви.

епископ Григорий

portal-credo.ru

«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его
из вида их. И когда они смотрели на небо, во время
восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой
одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и
смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на
небо, придет таким же образом, как вы видели Его
восходящим на небо» (Деян.1,9-11).

Здесь, кажется, сказано все предельно ясно, и этот текст, и объяснение его, производимое в течение двух тысяч лет Церковью, можно сказать, всеми заучено: Христос вознесся на небо к Богу Отцу и воссел одесную Его. Небом именуется все, что выше нашей головы, и паче всего – духовный, невидимый нами мир. Но как это ни объясняй, остается непонятным, считай, всё. Существование и суть Отца, так же, как и Сына, мы берем на веру, не имея возможности познавать чрез опытное исследование. На веру берем и то, что Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух Святый остаются непостижимыми для всей твари вечно. В таком случае как понять смысл Вознесения, обещанного неоднократно Христом Спасителем:

«Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня» (Ин.7,33).

Также и Марии Магдалине сразу по воскресении Своем сказал:

«Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20,17).

Подобное этому Он сказал Иудеям на суде первосвященника, искавшего вину Ему:

«Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (Лук.22,69).

Однако, как соотносить с указанными данными вездесущие Божие и слова Спасителя: «Видящий Меня видит Пославшего Меня» (Ин.12,45)? И потом Он говорил ап. Филиппу:

«Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14,9-11).

В таком случае нужно и это принимать на веру, но не в силу знания. Есть догмат о нераздельности лиц Святой Троицы, в подтверждение которого следуют эти слова Спасителя. Бог Сын (Бог Слово) всегда пребывал и пребывает в Отце, но это относится к Божественному естеству в Господе Иисусе Христе, а не к Сыну Человеческому, как называл Себя Спаситель, разумея в Себе естество человеческое. Поэтому приходится признать, что до Воскресения из мертвых в полном составе Своей богочеловеческой сущности Сын Божий с воспринятым человеческим естеством как бы не пребывал «полноправно» в Святой Троице. По Воскресении же Своем Он как победитель над силами зла обретает полное обожение Своего человеческого естества, и потому предстает Богу Отцу в Святой Троице как полностью совершенный Бог Слово со Своим прославленным телом.

Но Господь Иисус Христос уже сразу по воскресении из мертвых восходит к Отцу, и Вознесение Его в сороковой день после сего является как бы окончанием этого, но не суть восшествием именно в этот момент к Отцу. Поэтому акт Вознесения Христа надо признать как явление Царя в Свое Царство во все миры и на все ступени небесного Ангельского мира, т. е. во весь тварный мир уже не только как Творца, но и как Вседержителя. Поэтому Спаситель говорит после Своего Воскресения ученикам:

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28,18).

И еще до крестного подвига и воскресения Спаситель уже говорил:

«Все предано Мне Отцом Моим» (Мф.11,27). «Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин.3,35).

Поэтому оставалось Богу Слову исполнить волю Отца, произвести победу над сатанинским царством, освободив падшего человека из его плена крестным подвигом, и после сего принять власть над Царством Божиим. И данное положение нам приходится брать на веру, потому что знать суть сего умом мы не можем. Нам кажется, что и без всех указанных явлений Бог Творец обладал неограниченной властью над сотворенным Им миром. Но приведенные выше слова Спасителя говорят о получении Им полной власти именно после воплощения и воскресения. По-видимому, для этого требовалась победа над царством зла, которое вышло из подчинения Творцу чрез революцию сатаны. И эта победа произведена. Оставалось принять эту власть, явившись во все сотворенные миры в акте Вознесения. Поэтому можно считать, что Христос вознесся не к Богу Отцу, а чтоб воссесть на Престол власти одесную Отца уже с прославленным естеством человеческим, с каким Он победил царство зла. Таким образом, в течение менее чем сорока лет естество человеческое из проклятого за грех отступления от Бога превознесено во Христе на Престол Славы. Воцарение же над всеми мирами, из которых третья часть стала вражеской чрез противление Творцу, было необходимым для окончательного низвержения дьявола и суда над ним. И Бог избирает для воплощения и этой победы не естество высших Ангелов, уже низвергших сатану, но для посрамления прегордого революционера, превозносящегося своим совершенством, избирает самое низшее и уже испорченное им существо – человека. Изначальное избрание человека в победители видится в попущении Божием сатане искусить Адама и Еву до их размножения, по какой причине последовавшие их поколения были духовно изуродованными. И это-то естество духовного урода Творец избирает орудием посрамления восставших, некогда совершеннейших тварей, для суда над ними.

Кто-то может сказать, что Судьей опять же является Бог Иисус Христос Сын Божий, а причем тут испорченное естество человеческое, хотя и освященное в акте восприятия Богом Словом? Поэтому-то и говорит Спаситель Апостолам о суде над миром:

«Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за мною, - в паки бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.19,28).

И ап. Павел говорит, явно зная слова Спасителя:

«Разве не знаете, что святые будут судить мир? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор.6,2.3).

Но до суда еще далеко, а пока Господь наш вознесся на небо, чтоб взять законную власть над миром, еще продолжающим войну с царством зла. Потому Он вступает во власть над мирами не только как Царь и Судья, но как главный Военачальник для продолжения борьбы Человека с дьяволом. Это хорошо обрисовано кратко в 109 псалме Давида и более подробно в Апокалипсисе.

«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, дондеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих… Господь одесную Тебе. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной» (Пс.109,1-2.5-6).

Эти слова можно назвать «малым Апокалипсисом», в котором упомянуто и о воплощении и крестной победе на Сионе, и далее следует путь борьбы и содействие Отца одесную Господа. Наконец показан и конец борьбы – Армагеддон, наполнивший трупами землю и суд над народами. В словах «сокрушит голову в земле обширной», разумеется окончательная победа над змием – сатаной. Для этой-то борьбы вознесся Христос на небо с целью управления всеми святыми силами. По слову ап. Иоанна Богослова для этой-то борьбы с силами зла и было воплощение Сына Божия:

«Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1 Иоан.3,8).

Сокрушительную победу над сатаной и его царством Господь наш Иисус Христос произвел крестным Своим подвигом, воскресением и восшествием превыше всех небес. Но суд над силами тьмы оставлен Богом до конца мира по смотрению Его. Война между Царством Божиим и царством сатаны не окончена, но приняла как бы позиционный характер, переключившись на последнюю ступень – на Землю. Для продолжения борьбы с силами зла Господь основал Церковь, послав в помощь и руководство ей Духа Святаго от Бога Отца по Своем вознесении. Дьявол сразу же обрушивается борьбой против нее, производя гонения на нее со стороны распявших его Иудеев и языческого мира, изначально подвластного ему. Триста лет Церковь была преследуема ими. В то же время сатана стал измышлять всяческую ложь, и внедрять в Церковь в виде созданных им ересей. Против всего этого противостояла Церковь. Ап. Павел говорит об этой борьбе с темными силами:

«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф.6,12-13).

Известно, что основной целью существования человека, для которого он призван при его сотворении, является вечное совершенствование в уподоблении Богу. Второй же стороной смысла существования явилась борьба, привнесенная сатаной в мир как необходимость с момента его восстания до победы святых сил над его царством, и до явления «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр.3,13). Основанная Христом Церковь вступила сразу на путь совершенствования во всех добродетелях, но сатана навязал сразу же ей борьбу, внедряя всякую ложь и отрывая ею многих членов. Считай, весь земной путь Церкви состоит в борьбе. Эта борьба принимает ожесточенный характер к концу времен, переходя в последние дни в страшное сражение, о котором Господь предупреждает нас словами, сказанными Апостолам на горе Елеонской (Мф.24) и особо, чрез Откровение ап. Иоанна.

Откровение ап. Иоанна Богослова, поименованное им «Откровением Иисуса Христа», можно сказать, посвящено страшной борьбе в конце истории человечества. Здесь образно показано, что святыми силами в этой борьбе управляет Господь Иисус Христос под образом Всадника, «сидящего на коне белом». Темными же силами руководит «большой красный дракон», «называемый дьяволом и сатаной» посредством своих избранников властителей, именуемых «зверями» и «женой, сидящей на звере багряном». Образы легко понятны, но по причине нашей нерадивости еще полностью миру не объяснены. Этому посвящена моя работа «Начало и конец», ее третья часть. Здесь же затронем только те места Апокалипсиса, где указывается борьба с дьяволом под руководством Самого Господа Иисуса Христа, именуемого «Агнцем». Эти места и будут приводиться.

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный и чтобы победить» (Отк.6,1-2).

Снята первая из семи печатей, хранящих тайны страшных событий последнего времени человечества, помещенных в таинственных пророческих образах. В этой первой печати сокрыта тайна всех развивающихся событий и смысл попущения их. Конь здесь, и последующие выходы других коней, символизируют своей окраской суть сокрытых под этим образом сил или явлений соответственно их сущности: святой или черной. Первая печать открывает святую – «белую» силу со святой направленностью пути под видом белого коня. Всадник ее, руководящий ей, явно является Сам Христос. В конце книги Он более открыто выделен под тем же образом «сидящего на белом коне». Он имеет лук – слово Божие, разящее в сердце и искореняющее зло. Здесь сразу же отмечена цель Его явления и действий: «чтобы победить», и т. к. Он «победоносный», должен получить «венец». Первая печать открывает начало истории последующих дней, и уже ясно каких – борьбы до конца. В конце всей этой истории мы вновь видим этого Всадника на белом коне:

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр.19,11.13).

Далее образно обрисовывается конец последней битвы, на который приглашаются, как на пир, все птицы, чтоб пожрали трупы воинов злых сил и коней их. Руководители же их: зверь и лжепророк, схвачены и брошены в огненное озеро. Из этих данных пророчеств ясно, что вся история человечества с момента Вознесения Господня является борьбой с дьяволом и его царством. Последние же времена суть окончательная битва. Далее же следует пришествие Христово. Каким оно будет, мы можем судить только по скупым данным о нем в Евангелии. В Деяниях Апостольских, как видим, сказано:

«Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1,11).

Но тут показан какой-то миг, без указания предшествующей и последующей картины. Сам же Спаситель этот момент показывает Ученикам в более подробной форме, обрисовав вначале ужасы последних дней:

«И вдруг после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24,29-30).

Итак, Апостолы увидели Вознесение Христово. Последующие поколения видели борьбу с дьяволом, возглавляемую невидимо Самим Христом, и последним людям придется увидеть Его второе пришествие с предшествующими ужасами бытия. Нас же Господь призывает бодрствовать.

+ Архиепископ Виктор (Пивоваров)


Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 1, ст. 1-12.

1. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

2. до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,

3. которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

5. ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7. Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

8. но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

9. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

10. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде

11. и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

12. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

(Деян. 1, 1– 12)

Дорогие братья и сестры, мы снова прочитали самое начало книги Деяний святых апостолов. Сегодня мы читали с 1-го по 12-й стих 1-й главы, а на праздник Святой Пасхи читали стихи 1–8. Мы читаем этот отрывок сегодня потому, что наступил большой праздник: на 40-й день после Пасхи празднуется Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. С этим прекрасным светлым праздником, дорогие братья и сестры, всех вас и поздравляю!

Как вы понимаете, сегодняшний отрывок читается именно потому, что в нем повествуется о событии Вознесения. Первые восемь стихов мы с вами уже обсуждали, в них как раз описывается то, что происходило в период от воскресения до вознесения Христа. Надо сказать, что вообще Евангелия немного говорят нам о том, что происходило с Иисусом и Его учениками после Его воскресения. Евангелие от Матфея говорит об этом совсем мало, от Марка – тоже немного, от Луки – побольше и от Иоанна – еще побольше. Но подробного описания нет, в Евангелиях даже не говорится, сколько именно времени Иисус пребывал с учениками до Своего вознесения. Скажем, в Евангелиях от Марка и от Луки Вознесение описывается, но не сказано, через какой срок после Воскресения это произошло. Период в сорок дней указан как раз в книге Деяний, в 3-м стихе 1-й главы: которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

Сорок дней Иисус был с учениками, при том что Он уже был Иисусом Воскресшим, Господом, воскресшим в новом теле. Как мы говорим, воскресение предполагает, что человек не возвращается в старое физическое тело, а обретает новое духовное и потом в этом духовном теле наследует Царство Божие, потому что, как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам, «плоть и кровь Царства Божия не наследуют». Не может физическое тело войти в обители Небесного Царства Божия (не в смысле физического неба, а именно духовного). Поэтому и наше воскресение, как и Воскресение Христово, будет в новом духовном теле.

Пребывая с учениками в этом состоянии, Господь их учит не отлучаться от Иерусалима, то есть это уже посыл к празднику Троицы, Пятидесятницы, когда Дух Святой сойдет на апостолов. Иисус называет здесь это крещением Духом Святым, Который сойдет и укрепит, напомнит все, что говорил Иисус. Об этом Он и говорит в своей прощальной беседе. Надо сказать, что Иоанново крещение кто-то из апостолов принял, но в Евангелиях мы не видим, чтобы они принимали крещение во имя Иисуса Христа. Поэтому они крещены Духом Святым через схождение огненных языков, событие, вспоминаемое нами в праздник Пятидесятницы. В любом случае, это Один и Тот же Дух: Тот, Который человеку дается во время Таинства крещения во имя Христово, и Тот, Который в случае с апостолами сошел особым образом.

Дальше звучит вопрос от учеников: «Когда Ты восстановишь Царство Израиля?». То есть они еще не понимают, что крещение Духом Святым будет обновлением их внутреннего существа и неким внутренним стимулом, толчком, чтобы идти на проповедь и распространять Царство Божие, которое есть внутри человека. До того, как быть крещенными Духом Святым, апостолы все еще воспринимают Царство Божие как некую внешнюю реалию: как некое торжество Израиля, как государство. Но здесь Иисус еще не объясняет, что они неправильно мыслят, Он просто говорит: «Не вам дано знать времена и сроки, которые Отец определит. Главное, ждите Духа; Дух сойдет на вас – и вы будете свидетелями Мне в Иерусалиме, Самарии и даже до края земли ». Книга Деяний как раз и описывает, как это все происходило; и мы с вами уже достаточно далеко продвинулись по ней.

С 9-го стиха начинается та часть отрывка, которая не читалась на праздник Святой Пасхи. Собственно, эти стихи являются достоянием именно сегодняшнего апостольского чтения. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Облако – общебиблейский символ присутствия Божия. Христос, находясь после воскресения в новом духовном теле, поднимается с земли и там в присутствии Божьем скрывается в облаке, оставляя Своих учеников. Ученики, конечно, с печалью смотрят на то, как Господь отходит от них.

И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Здесь дается некое обетование того, как будет выглядеть Второе Пришествие Христово. Все христианское богословие учит о том, что если Первое Пришествие Христово было в смиренном виде человеческого ребенка (Христос родился так же, как мы, к тому же в не очень комфортных условиях, прожил эту жизнь, претерпел все ее невзгоды и в конце концов мучения, смерть, погребение), то Второе Его пришествие обычно называется Славным и Страшным. Господь придет в Своей славе, как и вознесся во славе; в тропаре этого праздника поется: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш». Христиане ждут этого момента, мы помним это даже из наших комментариев к книге Апокалипсис, из того, что писал в своих посланиях апостол Павел. Этот час не является нежелательным для христианина, наоборот, христиане стремятся к нему, ведь тогда наступит исполнение Царства Божия – полная реализация замысла Божия о мире. Мир ветхий разрушится и будет «новое небо и новая земля», какие видел Иоанн Богослов. Правда, об этом написано во второй части книги Апокалипсис, а мы с вами успели прочитать только половину, но тот, кто читал книгу полностью, конечно, помнит эти слова. Так что для христиан это событие радостное.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Сегодня, 5 июня 2008 года мы празднуем большое событие – Вознесение Господа Иисуса на небо, которое подробно описано в первой главе книги Деяния Апостолов, находящейся в Новом Завете. В этой статье я хочу дать ответ на несколько вопросов, которые предполагаю, задавать каждому человеку, когда слышит об этом празднике и который желает найти ответ из Священного Писания.

Когда вознесся Господь Иисус на небо?

Книга Деяния Апостолов начинается с этого события и сообщает нам о времени, когда это происходило. Евангелист Лука пишет:

Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. (Деяния Апостолов 1:1-3)

Вознесение Иисуса Христа на небо произошло через сорок дней, после Его распятия. Поэтому и мы, все христиане, от Пасхи до Вознесения приветствуемся «Христос Воскрес!», а с сегодняшнего дня мы будем приветствовать друг друга: «Христос вознесся!». Через десять дней мы будем праздновать Троицу, или Сошествие Духа Святого на землю.

Как произошло вознесение Иисуса Христа на небо?

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деяния Апостолов 1:4-11)

Кто был свидетелем вознесения Иисуса Христа на небо?

Чтобы поверили в любое событие, должны быть свидетели, видевшие его. Тем более, если происходит что-то сверхъестественное, каким было вознесение Иисуса Христа на небо. Слово Божье называет по именам свидетелей этого события и говорит:

Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. (Деяния Апостолов 1:12-14)

Почему Иисусу Христос вознесся на небо?

Отрывок из книги Деяния Апостолов не говорит нам об этом, но Иисус Христос когда еще был на земле сказал о Своем уходе к Отцу и почему Он это делает. Когда Он готовил учеников к Своему приближающемуся распятию, Господь Иисус сказал:

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. (Евангелие от Иоанна 14:1-3)

Другая причина, о которой сказал Иисус Христос – это та, что Он уходит к Отцу, чтобы послать Святого Духа ученикам, и сказал так:

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. (Евангелие от Иоанна 16:7)

Дух Святой назван Господом Иисусом Утешителем, потому что это должно было быть, и это длявсех имеющих Его большое утешение во всех обстоятельствах жизни.

Какая мне польза от вознесения Иисуса Христа?

Как и сказал Иисус Христос, Он пошел приготовить место не небесах. Хочешь ли ты быть там, чтобы провести вечность с Иисусом Христом в Божьем раю? Знаешь ли ты как попасть в Божье Царство?

Когда Иисус Христос говорил ученикам о Своем уходе к Отцу, Апостол Фома сказал:

Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Евангелие от Иоанна 14:5-6)

Прими Господа Иисуса в свое сердце, чтобы иметь Его наследство.

Перевод: Моисей Наталья

Вознесение Господне относится к числу «двунадесятых», то есть самых великих праздников Православной Церкви.

Христианские праздники похожи на кольца золотой цепи, неразрывно связанные друг с другом. Через сорок дней после Пасхи наступает праздник Вознесения. Через десять дней после Вознесения – праздник Троицы.

Прежде чем говорить о Вознесении, следует остановиться на вопросе о значении и смысле библейской и храмовой символики, о связи Священной Истории с храмовой литургикой. Участвовать в религиозном празднике – это не только вспоминать события Священной Истории, но мистически включаться в них, духовно переживать их.

Через храмовую службу, ее образы и ритуалы, ее символические обряды человек становится реальным участником происходивших в истории мира и повторяющихся в ритмах церковного календаря событий. Вознесение Господне – это сияющее ослепительным светом завершение земной жизни Христа Спасителя. Вознесение – это венец христианских праздников. Это зримая форма возвращения Сына Божия к Своему предвечному бытию. Это раскрытие перед человеком бесконечных далей духовного совершенства.

В своей земной жизни Христос подчинил себя времени и истории, и вместе с тем он стоит над временем и историей, поскольку Он – их Творец и Владыка. Для христианина жизнь Христа из Назарета – не прошлое как прошедшее, а актуальное настоящее и бесконечное будущее. Христианский праздник – это соприкосновение вечного и временного, земного и небесного, это откровение духовного эона на земле в сакральном пространстве храма.

Вознесение Христа имеет онтологическое, нравственное, духовное и эсхатологическое значение. В Евангелии от Марка дана величественная картина Вознесения Иисуса Христа. Но мало иметь и читать Евангелие. Надо еще знать его особый язык, символику и другие средства изображения. Это вовсе не значит, что Евангельская символика превращает события в отвлеченную аллегорию. Нет, Евангелие – истина, но она многогранна и многопланова. В земном – присутствует небесное, в историческом – вечное. Символ не подменяет, а углубляет смысл и открывает сакральный план событий.

Евангелие – это откровение Божественного ума через человеческое слово. Откровение о духовном мире, о вечной жизни, о союзе человеческой души с Божеством, о высшей реалии бытия, находящейся за пределами феноменологии, о том, что не может быть предметом сенсорного восприятия или логического анализа. Оно воспринимается душой только через мистическую включенность, через интуитивное проникновение в мир духовных сущностей, в мир Божественных энергий, в мир сверхлогических категорий. Поэтому Священное Писание употребляет символ, который должен возводить ум от знакомого и привычного к неизвестному и таинственному, от видимого к невидимому.

Библейский символ является духовным звеном между интеллектуальной возможностью человека и бездной Божественного гносиса. Когда мы берем в руки Библию, то становимся перед великой тайной. Соприкоснуться с этой тайной можно только через благоговение к ней.

Сорок дней прошло от Пасхи до Вознесения. Сорок дней Господь пребывал со Своими учениками, уча их Тайнам Небесного Царства. До Воскресения Христа эти тайны были бы для них непонятны и недоступны.

Число сорок символизирует время духовного испытания и земную жизнь. Сорок лет вел Моисей народ по пустыне в Обетованную Землю. Сорок дней постился Иисус Христос перед Евангельской проповедью. Сорок дней после Своего Воскресения Он пребывал на земле, являясь своим ученикам и апостолам, приготовляя их к принятию Божественной благодати и будущей проповеди Евангелия.

Апостольскую проповедь можно представить в виде трех концентрических кругов, трех этапов со все более нарастающим напряжением:

1. Проповедь апостолов, обращенная к своим соплеменникам, во время земной жизни Христа Спасителя.

2. После Воскресения Христа до Его Вознесения – миссионерство во всей Палестине, что требовало больше духовной подготовки и самоотверженности.

3. Всемирная проповедь апостолов после нисхождения Духа Святого, проповедь, которую почти все они окончили мученической смертью.

На сороковой день по Воскресении Господь, окруженный учениками, вышел из Иерусалима и направился к Елеонской горе. В прощальной беседе он говорил о чудодейственной силе, которую дает человеку вера. Некоторые недоумевают, почему теперь явственно не происходят те дивные знамения веры, о которых говорил Христос.

Существуют разные степени веры:

1. Вера, допускающая возможность и вероятность. Это вера рационалистов с подавленным и заглушенным религиозным чувством. Она похожа на мерцающий блеск звезд, которые не делают ночь светлой.

2. Другая степень веры – это убеждение человека, но не согретое любовью сердца. Она похожа на холодный и мертвый свет луны.

3. Наконец, та вера, которая включает в себя и соединяет воедино ум, чувство и волю человека, которая становится главной потребностью души, целью и содержанием его жизни, непрестанным горением его сердца. Такая вера подобна свету солнца, лучи которого несут тепло и жизнь. Такая вера – подвиг души, такая вера чудодейственна и победоносна.

Евангелие повествует о Вознесении Христа на небо. Небо в Священном Писании употребляется в трех значениях:

1. Атмосфера вокруг земли – то, что воспринимается нами как огромный голубой океан, в котором плывет, как корабль, наша земля.

2. Космическое пространство. Это вид необъятного звездного неба, который вызывал вдохновение и трепет не только у поэтов, но и у философов и великих ученых. «Две вещи приводят меня в изумление – звездное небо надо мною и нравственный закон во мне», – писал Кант. Когда Гагарина, возвратившегося из космического полета, спросили, видел ли он в небе Бога, тот ответил «нет». Такой ответ привел в восторг антирелигиозных примитивистов. Гагарин не понял, а скорее не хотел понять, что космический полет был продвижением в физическом пространстве, в «царстве вещества», а к духовному миру отношения не имел.

3. Внематериальная духовная сфера, которая не мыслится в физических категориях, измерениях. Она представляет собой уже другой план бытия. Однако эта сфера – не антимир, не антиматерия, которые гипотетически допускаются наукой, а эон вечности. В системе сакральных библейских знаков и образов видимое небо может только служить символом духовных небес. Таким оно явилось в событии Вознесения – событии, исторически реальном и мистическом.

Вознесение Христа Спасителя имеет онтологическое значение. Сын Божий воспринял человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную славу. Вознесение имеет эсхатологический смысл. Оно явилось завершением земной жизни Христа, а Второе пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества. Вознесение имеет для нас нравственное значение. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным, грубочувственным и греховным. Повествуя о Вознесении Христа, евангелист Марк ввел образ-символ: Иисус Христос сел по правую сторону Бога-Отца. Бог вневременен и внепространственен. Что значит это иносказание, эта антропоморфическая метафора? Когда император избирал себе соправителя, или его сын-наследник достигал совершеннолетия, то совершался особый ритуал: интронизация. Во дворцовом зале ставили рядом два трона. На одном сидел император. К другому подводили соправителя, и он садился по правую руку от императора. Это означало их одинаковое достоинство и единую власть.

Этот образ-символ еще более подчеркивает аксиологическое значение Вознесения. В лице Богочеловека Христа Спасителя все человечество получило возможность бесконечного духовного восхождения.

Иисус Христос вознесся с простертыми в благословении руками. Апостолы и ученики, стоящие у Елеонской горы, представляли собой первую христианскую церковь. Этот образ, полный любви и надежды,– знак и обетование того, что благословение Божие всегда пребывает в церкви и будет хранить Ее во веки.