Домой / На защиту / Самый высокий храм в грузии. Православие и православные святыни в грузии

Самый высокий храм в грузии. Православие и православные святыни в грузии

Грузия – ближайшая к России закавказская страна, с которой её связывает не только вера, а крещение Грузии произошло на 664 года раньше крещения Руси, но история и культура. Немало славных имён православных святых, царей, великих полководцев, поэтов, писателей, музыкантов и актёров связывает две великие страны. Но самым главным является духовое родство, живущих в наших странах народов.

Жребий Пресвятой Девы Марии

Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иверия досталась Божьей Матери по жребию, когда первые апостолы выбирали страны для проповеди Христа. Но по воле Бога эта миссия была возложена на апостола Андрея.

Согласно преданию, там же вели проповедническую деятельность апостолы Матфей, Фаддей, Симон Каннаит, принявший там мученическую смерть. Становление христианства было непростым. В самом начале своего развития оно почти на протяжении трёхсот лет подвергалось гонениям. Царь Фарсман 1-й в первом веке устроил жестокие преследования на христиан, ссылавшихся на каторжные работы в Тавриду.

История становления православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют конкретные исторические даты, а отдельные факты происходивших чудес, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реально произошедших событий, засвидетельствованных очевидцами.


Официальное признание православие в Грузии получило в 324 году. Связано это великое событие с именами:

  1. Святой Нино Каппадокийской. Её проповедничество способствовало принятию крещения грузинами.
  2. Царя Мириана, обратившегося к вере благодаря святой Нине и чудесному исцелению от поразившей его слепоты при обращении его к Господу.
  3. Святой царицы Наны.

Представить себе православную Грузию без этих имён, невозможно.

Родилась в г. Каппадокии в семье в христиан и с детства получила соответствующее воспитание. Ещё в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 г., она в числе 37 девушек-христианок бежала в Армению, где чудом избежала гибели, а затем в Иверию, где и проповедовала Христа.

Крещение

Правящий грузинский царь Мариан и его жена Нано были убеждёнными язычниками. Благодаря молитвам Нино, долго и тяжело болевшая царица была исцелена и приняла крещение от святой, чем вызвала гнев царя, готового казнить обоих женщин. Но 20 июля 323 года с ним произошла история, аналогичная той, что произошла с апостолом Павлом.


Будучи на охоте и узнав о принятии крещения своей женой, царицей Нано, в гневе поклялся казнить её и Нино. Но, как только он стал угрожать казнью Нино и царице и богохульствовать, то тут же ослеп. Помощи от своих идолов он не получил и в отчаянии обратился с молитвой ко Христу. Зрение к нему вернулось.

События эти происходили весной 323 года, а 6 мая этого же года исцелённый от внезапной слепоты, уверовавший в силу Христа, грузинский царь Мириан обратился в православие. Это событие стало поворотной вехой в истории Грузии, так как после своего обращения царь стал убеждённым проводником православия в своей стране.

14 октября 324 года (по некоторым источникам в 326 году) в Мцхете на реке Кура, епископ Иоанн, специально присланный для этой цели царём Константином Великим, крестил народ. В тот день крестились десятки тысяч грузин. Эта дата — время начала крещения Грузии. С этого времени православие стало официальной государственной религией.


В ознаменование победы христианства в горах Картли установлены кресты. А в Мцхете, царём Мирианом, положившим начало возведению храмов, построен первый в храмовой истории страны православный храм Светицховели (животворящий столб), то есть Собор Двенадцати Апостолов. Если вам доведётся побывать в Грузии, то обязательно посетите этот храм.

После крещения уже никогда не возвращалась к язычеству. Венценосные отступники, пытавшиеся устраивать гонения на верующих во Христа, периодически появлялись. Но грузинский народ от веры уже никогда не отступал.

Более того, известно немало фактов массового подвига грузин во имя веры Христовой. Хорошо известен исторический факт, когда в 1227 году мусульмане во главе шахиншахом Джелаль Эд Дином взяли Тбилиси и горожанам было обещано сохранение жизни в обмен на осквернение икон, разложенных на мосту через Куру. 100 000 горожан, включая женщин стариков и детей, простых монахов и митрополитов предпочли смерть во имя Христа. Таких примеров в истории Грузии немало.

На протяжении всей истории православия в Иверии ей приходилось выдерживать неоднократные попытки не только насильственного уничтожения, ни и извращения чистоты учения:

  1. Архиепископ Мобидаг (434), пытался ввести ересь арианства. Однако был изобличён, лишён власти и отлучён от Церкви.
  2. Были попытки внедрения ересей Петра Фуллона.
  3. Албанцев (в 650 г.) с их ересью манихейства.
  4. Монофизитов и других.

Однако все эти попытки были провалены, благодаря Собору пастырей, жёстко осуждавших ереси, народу, который не воспринимал подобные попытки, Католикосу Кириону, запретившему верующим любое общение с еретиками, митрополитам, твёрдо стоявшим в вере и просвещавших верующих.

Грузины, сумевшие на протяжении многих веков отстоять чистоту и благочестие своей веры заслужили уважение даже иноплеменных верующих. Так греческий монах Прокопий писал: «Иверцы – это лучшие из христиан, самые строгие хранители законов и постановления Православия».


Сегодня 85% грузин считают себя православными, в Конституции государства отмечена большая роль Церкви в его истории. Это подтвердил ещё раз в своём выступлении председательправительства Ираклий Кобахидзе писал: «Церковь всегда боролась за свободу Грузии».

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан. Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии. Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.


Христианами Армянской Апостольской Церкви признаются постановления только трёх Вселенских Соборов, ввиду того, что на четвертом армяне не участвовали, так как их прибытию помешала война. Но именно на четвёртом Соборе были приняты довольно существенные догматы христианства, касающиеся ереси монофизитства.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

  1. В совершении евхаристии.
  2. Производимое на католический манер исполнение креста.
  3. Отличия некоторых праздников по датам.
  4. Использование при богослужении, как у католиков, органа.
  5. Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980-1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.


Такое положение просуществовало до 1917 г., тогда всё вернулось на прежние места и автокефалия ГПЦ была восстановлена. В 1943 г. официально признана Московским патриархатом, а 3 марта 1990 г. и патриархатом Константинополя.

Сегодня в диптихе Церквей занимает первое место после РПЦ. Главой Грузинской Православной Церкви является Католикос-Патриарх Илия II.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных. Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.


Довольно комфортно чувствуют себя здесь старообрядцы. Порядка двадцати их общин находится в стране. Юрисдикционно они относятся к Русской православной старообрядческой церкви в Румынии (Зугдийская епархия) и Русской Древлеправославной церкви.

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

ГПЦ именуется — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. В международной транскрипции — Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church.

Тбилиси — многонациональный грузинский город с огромным количеством церквей и храмов. Здесь находятся не только великолепные древние православные церкви, но и величественная мусульманская мечеть «Джума», и пара просторных иудаистских синагог.

К сожалению, у нас было слишком мало времени отведено на , в результате чего осмотреть удалось лишь небольшую часть храмов города. Хотя, это наверное и к лучшему, ведь мы обязательно вернемся, чтобы дополнить недостающую информацию и узнать Тбилиси получше.

Столичные храмы показались нам одними из лучших грузинских церквей. В них было уютно, спокойно и умиротворенно. Особенно сильное впечатление произвел или Цминда Самеба, как его часто называют местные.

Обо всех храмах, которые нам удалось посетить в Тбилиси или узнать о них что-нибудь интересное мы и поговорим в этой статье.

Единственную мечеть Тбилиси очень хорошо видно с крепости Нарикала. Она отличается от подобных строений своим необычным видом. Рядом с мечетью расположены серные бани.

Успенская церковь или храм Метехи, устроившийся на скале над речкой Кура, многое успел пережить и увидеть. Изначально, на холме еще в V столетии возвышался замок и храм основателя Тбилиси, Вахтанга Горгасали (и сейчас, под церковью, можно увидеть памятник мудрому царю). Спустя годы, во время нападения монгол, в 1235, Святыня была уничтожена. Под конец XIII века церковь заново отстроили, использовав квадратные каменные глыбы. А в XV веке ее опять разрушили, персы.

Снова возвели храм в XVI столетии, а со второй половины XVII и практически до середины XVIII века ему суждено было вынести тяжелую судьбу порохового склада. Лишь в 1748 году по приказу царя Ираклия II церковь восстанавливают (стены и купол). Именно в таком виде он дошел до наших дней.


Во время нашего посещения храма Метехи, его фасад активно реконструировали. Недалеко от церкви находится конный памятник Вахтангу Горгасали.

В начале XIX столетия рядом с храмом были построены тюремные казематы на месте уничтоженных крепостных стен. С приходом советской власти сносят места заключения, оставляя храм Метехи в покое. Правда, ненадолго.

Сам Берия намеревался сравнять церковь с землей. Против этого замысла в 1937 году выступил талантливый грузинский художник, Дмитрий Шеварнадзе, который сумел отстоять храм, за что и поплатился своей жизнью.

С 1966 по 1967 года вокруг церкви происходят изменения: территорию приводят в порядок, ставят конный памятник Вахтангу Горгасали. А в 1974 внутри храма обустраивается молодежный театр. В это время были полностью убраны перегородки, поставлена сцена и оборудован зрительный зал на 100 человек. Церковные полномочия были переданы храму в 1988 году. С тех пор и до сегодняшнего момента он является действующим.

Любопытные факты

В храме хранится целебная икона святой Шушаник (V век), которая якобы исполняет наиболее заветные желания. Сама великомученица (согласно легенде) похоронена внутри Успенской церкви.

По неподтвержденным данным считается, что внутри храма могла молиться царица Тамара в 1195 году.

Территория церкви очень приятная, тенистая, ухоженная и уютная. Здесь часто можно увидеть прихожан. С площадки за церковью хорошо видно реку Кура и старую часть Тбилиси. Стоит вспомнить, что сейчас храм Метехи официально считается памятником культуры Грузии.

Добраться к Успенской церкви можно (станция «Авлабари»), на общественном транспорте (автобусы под номерами: 31, 44, 50, 55, 71, 80 и 102), остановка «Площадь Европы» или пешком — прогуляться по Спуску Метехи. Открыт храм каждый день с 9:00 до 17:00.

Церковь Кашвети или храм Святого Георгия — небольшая православная церковь, единственная оставшаяся на главной улице города, 9. Внутри всегда есть прихожане не зависимо от дня недели. Что особенно «подкупает», так это необычно приятная церковная атмосфера царящая повсюду на территории храма.


Церковь Кашвети, расположившаяся на самой посещаемой улице города — проспекте Тбилиси, имеет свою историю и помнит множество событий, связанных с историческим прошлым столицы.

Воздвигнутая на месте ветхой церкви (на этом же месте с 1753 года располагалась необычная для Грузии тех времен церковь, в архитектуре именуемая как тетраконх), Кашвети сумела завоевать любовь и признание не только туристов, но и жителей Тбилиси.

Строили ее в общей сложности 6 лет — с 1904 по 1910, сделав похожей на древний храм Самтависи. Спонсорами выступили несколько знатных семей и грузинские предприниматели. Самое интересное, что постройкой и оформлением храма занимался интернациональный коллектив, состоящий из немца (архитектор), итальянца (строитель) и братьев-грузин (резчики по камню). Расписывали церковь гораздо позже, через 35 лет после постройки. Фресками, которые и сейчас можно увидеть в храме, занимался Ладо Гудиашвили.

В сложные для грузинской церкви времена, когда советское правительство ликвидировало религиозные объекты, храм Кашвети едва устоял благодаря своевременному обращению одного из мастеров, занимавшегося строительством, к своему другу.

Церковь Святого Георгия расположена напротив бывшего здания парламента Грузии, поэтому в 1989 году, во время разгона митинга, ей пришлось приютить в своих стенах раненых. А в 1991 на территории храма и вовсе происходили страшные вещи — велся обстрел парламента.

Интересно узнать: странное имя «кашвети» церковь приобрела не случайно. По преданию, на этом самом месте еще в VI веке был жестоко оклеветан ассирийский отец Давид, распространяющий христианство в Грузии. Беременная монахиня назвала его отцом ребенка, а он в свою очередь, предсказал что все станет на свои места, когда она родит камень. В итоге так и случилось, а местность назвали ква (камень) швети (шва-родить). Кстати, здесь же позднее был построен храм, который регулярно разрушали и возводили еще до 1753 года.
Сейчас внутри церкви хранится чудотворная икона Святого Давида. К ней может обратиться любой желающий.

Добраться до церкви Кашвети можно пешком, на автобусе или на метро. Подходящие номера маршруток: 4, 6, 10, 14, 20, 23, 31, 33, 37, 42, 46, 61, 80, 87, 88, 92, 95, 103, 106, 112, 124, 140, 150, остановка так и называется «Церковь Кашвети». Соответствующая станция метро именуется как . Храм открыт с 9:00 до 19:00. Обязательно обратите внимание на чудесную роспись алтаря.

Сионский собор или в простонародье Сиони хорошо виднеется с башни Нарикала и . Храм этот очень древний и обладает своей уникальной историей. Название церкви — дань Успенскому храму на горе Сиони в Иерусалиме.

На месте нынешнего собора еще в VII веке располагалась церковь, которую безжалостно разрушили арабы. Позднее, приблизительно через 400 лет, ее отстроили заново. До 1817 года Сиони множество раз подвергался «гибели и воскрешению». Так, в 1236 году церковь уничтожили хорезмийцы, в 1522 — шах всего Ирана, а в XVII веке шах Персии, Аббас. Но наиболее сокрушительными для Сиони оказались землетрясение в 1668 и разрушительный пожар в 1795 году, устроенный шахом Персии, Ага-Мухаммед-ханом.


К сожалению, в Сионский собор нам не получилось попасть за этим посещением Грузии. В следующий раз обязательно заглянем, ведь в нем хранится важная реликвия всей страны — крест Святой Нино.

Нынешний облик собора является сборным отражением его жизни и стойкости, веры в него людей, работающих над восстановлением храма. Считается, что относительно современный вид церковь приобрела в 1710 году, когда ее стены покрыли туфом. Во второй половине XIX столетия храм преобразился и наполнился новыми фресками (вместо сгоревших в 1795). Под конец XX века Сиони реконструировали. На территории храма располагаются сразу две звонницы: первая датируется XV веком (была разрушена и заново отстроена в XX столетии), а вторая более новая и «современная», созданная в 1812 году.

Собор особенно ценен в Грузии своей уникальной реликвией — крестом Святой Нино, сплетенным из виноградной лозы и скрепленного ее волосами. До 2006 года (появления Цминда Самеба) Сиони являлся главным кафедральным собором.

Посетить храм можно в любой день, с 9:00 до 17:00. Находится он в старой части Тбилиси, на улице Сиони, 3. Недалеко от церкви есть остановка общественного транспорта. Подойдут номера автобусов: 31, 44, 50, 55, 71, 80 и 102. Остановка носит одноименное название с храмом, «Церковь Сиони».

Есть на территории Тбилиси и мечеть «Джума» или «Пятничная» мечеть, единственная сохранившаяся в городе. Построили ее еще в первой половине XVIII века османы и вскоре, буквально через несколько лет, разрушили персы. Начиная с 1846 и по 1851 года мечеть кропотливо восстанавливали, а уже в XIX столетии вновь уничтожили. После этого, дом молитвы возвели снова и в таком виде он дошел до наших дней. За свою историю мечеть уже два раза реставрировали: первый — в 1998 и второй — в 2016 году.

Интересный факт: в мечети мирно уживаются шииты и сунниты, а сам дом молитвы стоит рядом с православной церковью, синагогой и армянским храмом. Внутрь мечети мы не заходили, но внешний вид нас впечатлил. Строение бросается в глаза каждому своей необычностью и оригинальностью.

Находится мечеть на склоне около , на улице Ботанической, 32. От остановки общественного транспорта нужно будет еще несколько минут прогуляться в глубь города. Соответствующие номера автобусов: 31, 44, 50, 55, 71, 80 и 102, название остановки — «Абанотубани».


Церковь Святого Николая выглядит новой и современной на фоне других храмов города. Все дело в том, что ее недавно отстроили и «вернули к жизни».

О церкви Святого Николая , находящейся около крепости Нарикала, известно совсем немного. Воздвигли храм в XIII столетии. Но использовался он по назначению только до момента вступления Грузии в Российскую империю, когда постепенно в церкви прекратились службы и собор превратили в пороховой склад. Продолжалось разрушение здания до 90-х годов прошлого века. По странному стечению обстоятельств в бывшую церковь попала молния и было решено возвратить храму его первоначальный облик. Современный собор Святого Николая сохранил в себе малость от древнего — лишь небольшие части в стенах. Внутрь можно свободно зайти и осмотреться. Перед храмом есть необходимый «инвентарь», если Вы одели слишком короткую юбку или пришли в кофте с декольте. Добраться можно пешком, гуляя по старой части города или с помощью

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. სვეტიცხოველი - животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012-1030, 1039-1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

Адрес: Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города

Успенский храм в Цеси (Баракони)

Баракони (груз. ბარაკონი) - храм Успения Пресвятой Богородицы, памятник старо-грузинской купольной архитектуры, находится в Раче, Амбролаурском муниципалитете, селе Цеси.

Был построен мастером Автандилом Шулаврели по приказу рачинского князя Ростома в 1753 году.

Постройка в форме креста с прямыми углами, без пристроек. Купол опирается на углы алтарных стен и две колонны. Снаружи стены постройки обильно украшены узорной резьбой по камню, наиболее старые образцы которой находятся в нишах восточного фасада. Церковь построена на крутом утёсе, у основания которого протекает бурный поток реки Риони, с которым в этом месте сливается река Лухуни.

Во дворе церкви находится сельское кладбище.

Адрес: Грузия, Рача, Амбролаурский муниципалитет, село Цеси.

Проезд: Если ехать из Амбролаури в Они, то Баракони находится прямо у автомобильной трассы, в 7 километрах езды, на самой окраине села Цеси. С дороги он виден отлично и не заметить его невозможно.

Храм Георгия Победоносца в Болниси (Цугругашени)

Цугругашени - храм XIII века в Болнисском районе Грузии. Храм находится в 11 километрах от города Болниси и в 2-х километрах от села Болниси - на восток за рекой Его хорошо видно из села Болниси и с дороги Болниси-Поладаури. Рядом почти никаких строений, место довольно безлюдное. Сейчас здесь можно видеть храм и храмовую ограду с двумя воротами: основными южными (малоинтересными) и старыми западными. Фактически это монастырь, монастырские постройки находятся с северной стороны, они малозаметны.

Известно, что храм построен где-то между 1212 и 1222 годом, в период правления Георгия IV. Храм отличается особенно утонченными пропорциями архитектурных объемов, что позволяет причислить его к финальному аккорду грузинской архитектуры эпохи Золотого века. Есть предположение, что позже он слегка перестраивался, потому что филигранная каменная резьба высокого подкупольного барабана по стилю несколько отличается от декора фасадов.

Внутри есть росписи, но их немного. Иконостас очень скромный, в нем всего две крупные иконы. Верх храма в интерьере тоже почти не расписан, в куполе – большой крест.

Адрес:

Проезд: Храм находится в 11 километрах от города Болниси и в 2х километрах от села Болниси - на восток за рекой. Его хорошо видно из села Болниси и с дороги Болниси-Поладаури. Рядом почти никаких строений, место довольно безлюдное.

Собор Николая Чудотворца (Никорцминда)

Собор Николая Чудотворца - Никорцми́нда (груз. ნიკორწმინდის ტაძარი) - собор Грузинской Православной Церкви, расположенный в грузинской исторической области Рача. Находится в 14 км к юго-западу от города Амбролаури. Внутри собора росписи датированные XVI-XVII веками. На фасадах храма богатейшая резьба по камню.

Собор в Никорцминда представляет собой в плане крестово-купольный храм. Купол лежит на барабане, который имеет 12 окон с аркатурным поясом и декоративным архитравом. Барабан покоится на шести парусах. К подкупольному пространству примыкают пять апсид, а массивный купол лежит на полуколоннах. Алтарная апсида и примыкающий к подкупольному объёму западный рукав создают большое внутреннее пространство. Притворы с юга и запада пристроены позднее, но тоже в XI в. Интерьер украшен фресками XVII века и богатым орнаментом.

Наружное очертание плана - крестообразное. Камни из которых выложены фасады гладко отёсаны.

Адрес: Грузия, Рача-Лечхуми, Амбролаурский муниципалитет, п. Никорцминда

Проезд: от Кутаиси через Ткибули и затем мимо озера Шаори, сразу за озером будет поселок Никорцминда

Кафедральный собор Воскресения Христова (Самтависи)

Собор Воскресения Христова - Самтависи (груз. სამთავისი) - кафедральный храм Самтависской и Каспской епархии Грузинской Православной Церкви, расположенный в селе Самтависи Каспского муниципалитета, в 30 км от столицы края Шида-Картли города Гори, кандидат на включение в список всемирного наследия.

Один из самых известных памятников средневековой грузинской архитектуры. Построен в 1030 году архитектором Илларионом Самтавнели.

Адрес: Грузия, край Шида-Картли, Каспский муниципалитет, Самтависи

Проезд: От Тбилиси по трассе E60, свернуть у развязки на Игоети, завернуть под мост, за мостом - направо, снова проехать под трассой, до села Самтависи 1 км.

Собор Влахернской иконы Божией Матери (Зугдиди)

Эквтиме Такаишвили отмечает, что «Церковь нового Зугдиди построена из камня, грузинского стиля, при правлении Левана V Дадиани, строительство началось в 1825 году, а окончилось в 1830 году».

Деньги на строительство выделил российский император Александр I, он же вернул один из списков Влахернской иконы Божией Матери, которая по преданию не раз спасала Константинополь от нашествия врагов.

В 10-х годах XVIII века Георгий IV Гуриели выступил в поход против имеретинского царя Александра IV. Среди сокровищ, увезённых в Гурию, упоминается и Влахернская икона. В 1805 году мегрельская княгиня Нино (вдова Григола Дадиани) вместе с депутацией мегрельских князей подарила икону императору Александру I, который богато украсил икону и вернул её мегрельскому народу.

Влахернская икона попала в Мегрелию из Константинополя и представляла одну из главных ценностей князей Дадиани.

Адрес: Грузия, г. Зугдиди.

Свято-Успенский храм (Тимотесубани)

Тимотесубани (груз. ტიმოთესუბანი), официально Храм Успения Пресвятой Богородицы, находится в Боржомском районе Грузии, 18 километрах от города Боржоми, на правом берегу реки Гуджарула. Относится к Боржомско-Бакурианской епархии.

Храм построен на развалинах древнего монастыря владетелем тех мест,святым мучеником,князем Шалвой Торели-Ахалцихели,национальным героем Грузии. Начало строительства датируется 1195 годом и завершено в 1215 году.

На территории монастыря до сих пор сохранились развалины жилых и хозяйственных построек. Вход на территорию храма представляет собой арочное продолговатое строение, сложенное из красного кирпича. Над ним, предположительно, была надстроена колокольня, а по сторонам находились двухэтажные помещения, которые служили ядром монастырского комплекса.

Адрес: Tsaghveri-Kimotesubani-Tadzari, Грузия

Проезд: Маршрутное такси на Цагвери отправляется из Боржоми трижды в день - в 10:30, 13:30 и 17:00.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Батуми)

Храм был возведён в 1898-1903 годах Степаном Зубалашвили в память о скончавшейся матери Елизавете, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Степан пригласил для строительства художников и архитекторов из Италии. Всего строительство обошлось в 250 тысяч рублей.

В годы советской власти храм подвергался угрозе разрушения. Среди выступавших в его защиту был писатель Константин Гамсахурдия. Режиссёр Тенгиз Абуладзе снял по мотивам этой истории фильм «Покаяние». В итоге, здание сохранилось и в разные годы использовалось с разными целями: здесь были лаборатория высоких напряжений, архив и другие учреждения.

В 1970-е годы храм был отреставрирован, а в 1980-е - передан Грузинской православной церкви. 16 мая 1989 года Католикос-Патриарх Грузии Илия II освятил храм, после чего состоялось крещение около 5 тысяч чел.

Приказом министра культуры и охраны памятников № 3/31 от 21 февраля 2011 года собор внесён в список объектов культурного наследия, памятников истории и культуры Батуми.

В настоящее время храм является действующим кафедральным собором Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви.

Адрес: Грузия, г. Батуми, ул. Чавчавадзе, 25

Собор Христа Спасителя (Цаленджиха)

Построенный в XII-XIV столетиях, Цаленжихский собор является крестово-купольным храмом с нартексом и тремя аркадными галереями, из которых две находящиеся на южной и северной сторонах храма были преобразованы в семейную часовню рода Дадиани, правителей Мегрельского княжества.

Церковь окружена стеной с двухэтажной колокольней в северо-западном углу.

В западном углу двора сохранились руины дворца Дадиани.

На запад от церкви прорыт подземный ход, 40-50 метров в длину и 3-4 метра в высоту.

В XIX веке положен новый пол.

В период между 1960 −1980 годами, церковь была частично отремонтирована, а фрески, находящиеся в аварийном состоянии, законсервированы.

Адрес: Грузия, Самегрело-Верхняя Сванетия, Цаленджихский р-н, г. Цаленджиха

Свято-Георгиевский собор (Сурами)

Церковь святого Георгия была возведена в начале 18 веке и некогда входила в состав Армянской Апостольской церкви. Уже в 30-е годы 20 столетия армянская община обратилась в властям с просьбой о реставрации собора. Несмотря на многочисленные обращения, просьбы не были удовлетворены, и в скором времени храм передали в состав Грузинской церкви.

На сегодняшний день все внимание путешественников и паломников привлекает великолепная архитектура церкви, традиционная для Грузии. Здание отлично сохранилось до наших дней и радует всех посетителей светло-коричневым фасадом и острым серебряным куполом. На нём гордо возвышается крест, который видно издали.

Возле церкви находится колокольня, она была построена немного позже основной достопримечательности. Интерьер представляет совокупность росписи и орнаментов на стенах. Возле алтаря можно увидеть несколько старинных икон и художественные изображения Святых.

Адрес : Грузия, Шида-Картли, Хашурский р-н, пос. Сурами

Проезд : Сурами находится на трассе Тбилиси-Кутаиси, примерно посередине. Церковь рядом с трассой.

Храм святого Евстафия Мцхетского (Эртацминда)

Эртацминда (изменённая форма Эстате Цминда - святой Эстате) - грузинская православная церковь святого Эвстате (Евстафия), построенная в первой части XIII века. Расположена в деревне Эртацминда муниципалитета Каспи.

Построенная из обработанного камня церковь стоит на двух столпах. По обе стороны от алтаря в два этажа построены комнаты. несмотря на существование росписи, церковь наиболее известна своим фасадом. Все четеры стороны церкви украшены большим декорированным Крестом.

Храм Эртацминда стилистически повторяет церкви XII-XIII веков, в частности церкви Икорта, Питарети, Бетаниа, Кватахеви и др.

С XVII века храмом управляла семья Тархнишвили. Стала местом упокоения представителей фамилии Саакадзе. Именно здесь похоронена голова убитого сына Георгия Саакадзе - Пааты.

Адрес: Грузия, Шида-Картли, Каспский р-он, с. Эртацминда

Проезд: Общественный транспорт ходит в Эртацминду два раза в день. Из Тбилиси маршрутка отходит в 11:00 и 17:00, выходить нужно на остановке недалеко от ж/д вокзала, где "Детский мир". Также можно доехать на маршрутке до Каспи, а оттуда на такси, либо на попутках до Эртацминда.

Свято-Успенский собор (Болнисский Сион)

Болнисский сион (груз. ბოლნისის სიონი) - древнейший грузинский храм в форме базилики. Находится в селе Болниси Болнисского муниципалитета области Квемо-Картли.

Постройка начата в 478 и закончена в 493 году, это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика в стране. В храме найдены одни из самых древних надписей на грузинском языке.

Храм возведен на трехступенчатом цоколе. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. Центральный неф имел коробовой свод, а боковые - полукоробовой. С севера и юга были устроены галереи с большей кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня. Восточная алтарная часть имеет полуцилиндрический выступ.

Адрес: Грузия, Квемо-Картли, село Болниси

Проезд: на юг от города Болниси, через 5 километров - село Квемо-Болниси, и уже километром далее будет собственно Болниси.

Свято-Успенский собор (Манглиси)

Согласно грузинским летописям, храм был заложен в 326-м году.

Долгое время здесь хранилась одна из христианских святынь - гвоздь из креста, на котором был распят Иисус Христос.

Этот гвоздь был подарен грузинским христианам римским императором Константином I.

Интересно, что Манглисский храм, в отличии от большинства храмов Грузии, ни разу не был разрушен.

В VII-м и XI-м веках он перестраивался.

В XI-м веке интерьеры храма были расписаны грузинскими художниками, фрески сохранялись до середины XIX века, но сейчас остались только в куполе.

В 1852-м году силами расквартированного в Манглиси российского полка в храме был проведён ремонт.

Следы этого ремонта хорошо угадываются во фрагментах внешнего декора. Тогда же были заштукатурены стены изнутри храма.

Адрес: Грузия, край Квемо Картли, пгт. Манглиси.

Свято-Успенский собор в Кутаиси (Баграти)

Храм Багра́та - храм, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор его единого Грузинского королевства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году.

Величественный по размерам и пропорциям храм стал принципиально новым словом в истории закавказского зодчества, был пышно украшен резьбой и мозаиками и играл исключительную роль в средневековой истории Грузии. В частности, именно здесь был коронован Давид IV Строитель.

Во время нападения турок в 1691 году взрыв пороха разрушил кровлю и купол собора, впоследствии не восстанавливавшегося. В 1770 году артиллерия русского генерала Тотлебена уничтожила Кутаисскую крепость и всю восточную часть храма Баграта.

В 1994 году храм Баграта был внесён ЮНЕСКО в число объектов Всемирного наследия, в 2001 году передан Грузинской православной церкви, которая периодически проводила в руинах богослужения.

Адрес: Грузия, Имеретия, Кутаиси

Церковь Архангелов Михаила и Гавриила (Греми)

Комплекс Церкви Архангелов расположен на холме и состоит из самой церкви Архангелов Михаила и Гавриила, колокольни, трёхэтажного дворца и винного погреба (марани). Комплекс окружён стеной, с башнями и амбразурами. Сохранились остатки тайного подземного хода, ведущего к реке.

Церковь Архангелов была построена по приказу царя Левана Кахетинскго в 1565 году и расписанна в 1577 году. Это каменный крестово-купольный храм. Традиционная грузинская каменная кладка, включает в себя местную интерпретацию иранских архитектурных вкусов. Здание имеет три входа - основной западный и два боковых - северный и южный. Купол храма лежит на углах алтарной апсиды и на двух опорных столбах. Барабан купола имеет аркатурный пояс и восемь узких окон. Фасад разделен на три арочные секции.

В колокольне церкви выставлено несколько археологических экспонатов и пушка XVI века. Стены украшены серией портретов царей Кахети кисти современного грузинского художника Левана Чогошвили (1985).

Адрес: Tianeti-Akhmeta-Kvareli-Ninigori, Грузия

Кафедральный собор Святой Троицы (Тбилиси)

Строительство нового собора Цминда Самеба (груз. წმინდა სამება - «Пресвятая Троица») было запланировано в 1989 году в связи с празднованием 1500-летия автокефалии грузинской церкви и в ознаменование 2000-летия христианства. Конкурс на возведение храма выиграл выдержанный в ретроспективном духе проект Арчила Миндиашвили. Высота верхнего храма составляет 68 м (без надкупольного креста, крест 7,5 м); протяжённость с востока на запад - 77 метров, с севера на юг - 65 метров; общая площадь - более 5 тысяч квадратных метров.

Храм был заложен 23 ноября 1995 года; строительство велось на пожертвования обычных горожан и крупных бизнесменов. Первое богослужение в строящемся соборе было совершено 25 декабря 2002 года. Освящён ровно через 9 лет после закладки, в день Георгия Победоносца - небесного покровителя Грузии; чин освящения совершил Патриарх-Католикос Илия II в сослужении архиереев и клириков Грузинской Церкви, а также представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской Церквей, Православной Церкви в Америке.

После освящения в Троицкий собор из Сиони была перенесена кафедра католикоса Грузии.

Адрес: Холм Св. Ильи, Тбилиси.

Метехская Успенская церковь (Тбилиси)

Метехская Успенская церковь так же, как и многие другие древние православные святыни находится в старом городе Тбилиси. Церковь Метехи была основана в XII веке. В конце XIII века претерпела пожар. Во время монгольской операции храм был сожжен и только благодаря царю Деметру был отстроен заново, но спустя две сотни лет церковь снова постигла та, же участь, только уже от рук персидских воинов.

Святыня отстраивалась неоднократно, в последний раз отстроена из красного кирпича.

Храм хранит одну тайну, на его территории покоятся останки мученицы, княгини Ранской Шушаники.

Рядом с храмом в XVII веке была построена крепость, которая позднее была переоборудована в тюрьму, а в середине XX века и вовсе снесена. А сам храм подвергся надругательству, когда в XIX веке его превратили в казармы казачьего полка. В середине XX века едва уцелел при сносе рядом стоящей крепости, а в 1987 году был капитально отреставрирован, и вернулся во владение Грузинской Православной Церкви.

Адрес: Грузия, Шида-Картли, Каспский р-н, Метехи (около 10 км на запад от Каспи).

Сионский кафедральный собор (Тбилиси)

Основание храма Сиони (სიონი) приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами.

В 1112 году Давид IV Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дина Манкбурны и землетрясения 1668 года.

В сентябре 1795 года собор сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана. Были сожжены деревянные хоры и иконостас, фрески покрылись копотью и сажей. Собор вскоре был восстановлен и в 1817 году Минай Медичи писал, что «он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии».

В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани).

После реставрации 1980-1983 годах храм Сиони, несмотря на сложную строительную историю, сохранил свой средневековый облик. Поодаль от собора две колокольни - одна старинная, трёхъярусная, постройки XV века, разрушенная персами и восстановленная в XX веке, другая - типичный образчик русского классицизма (построена в 1812 году).

В интерьере храма сохранились фрески русского художника Г. Г. Гагарина.

Адрес: Грузия, Тбилиси, ул. Сиони, 6.

Церковь Анчисхати (Тбилиси)

Церковь Анчисхати (груз. ანჩისხატი) построена в начале VI века царем Дачи Уджармели на берегу Куры. Представлял собой трехнефную базилику из тесаного камня с 3 парами столпов, трехчастным алтарем и южным приделом, включавшим крещальню. В 60-х годах XVII века, при Католикосе-Патриархе Доментии III, был восстановлен: возобновлены кирпичные своды, возведены 2 пары столпов, разделяющих нефы. В 1675 году в нескольких метрах от базилики была построена колокольня с кубообразным объемом 1-го яруса, выложенным из кирпича, и башней на колонках с шатровым завершением.

В 1664 году в храм была перенесена чудотворная икона Спасителя из монастыря в c. Анчи в Юго-Зап. Грузии (ныне в пределах Турции) - отсюда наименование храма Анчисхати (букв.- Анчийский Образ). Очевидно, тогда же Анчисхати стал подворьем Католикоса-Патриарха в Тбилиси. В 1683 году по заказу католикоса-Патриарха Николая IX (Амилахвари) была выполнена фресковая роспись (сохранилась в алтаре). В 1755 году при храме открыли семинарию. В 1814 году Анчисхати обновлялся настоятелем Дмитрием Алекси-Месхишвили, позже был заново расписан. В середине XIX века внешний вид храма был искажен добавлением мелких форм, в 1876 году пристроили колокольню.

Первоначальные формы Анчисхати были возвращены после реставрации 1958 года (под рук. Р. Г. Гвердцители). В советское время храм был закрыт.

Богослужение возобновлено в конце 80-х годов XX века по благословению Католикоса-Патриарха Грузии Илии II.

Адрес: ул. Шавтели, 9, Тбилиси

Церковь Александра Невского (Тбилиси)

Церковь святого благоверного князя Александра Невского построена в 1864 году на пожертвования верующих, дополнительно Святейший Синод выделил 5 000 рублей. В 1886 году к церкви была пристроена колокольня. Есть две трапезных: Александра Невского и Николая Чудотворца, которая была построена в 1900 году в честь императора Николая II. В 1913 году рядом с церковью возвели часовню в честь 300-летия династии Романовых.

С 1950 до 1982 года настоятелем храма был митрополит Зиновий (Мажуга), который погребён у северной стены храма.

С 1970-х годов в церкви подвизался старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко); погребён во дворе, у алтаря.

Адрес: ул. Марджанишвили, 38, Тбилиси

Церковь святого Давида Гареджийского (Тбилиси)

Церковь строилась с 1859 по 1871 год и освящена в честь Давида Гареджийского (по преданию, подвижник поселился здесь в VI веке). В память об этом ежегодно отмечается церковный праздник мамадавитоба.

Источник воды, бьющий из горы у церкви, считается целебным, помогающим от бесплодия. Северная стена храма была усеяна мелкими камушками, прилепленными молящимися на исполнение желания.

Существующий у церкви некрополь с 1929 года (официальное открытие) объявлен пантеоном «Мтацминда», здесь захоронены выдающиеся люди Грузии - известные писатели, артисты, учёные и национальные герои.

Адрес: Грузия, г.Тбилиси, гора Мтацминда, ул. Mama Daviti Rise

Церковь Святого Креста в Тбилиси (Джварис Мама)

Церковь Святого Креста (Джварис Мама, груз. თბილისის ჯვარის მამის ეკლესია) - православный храм в тбилисском Старом городе на улице Коте Абхази, 41. Небольшое кирпичное купольные здание, прямоугольное в плане, вытянутое по оси восток-запад.

Считается одним из старейших храмов Тбилиси (согласно Платону Иоселиани в числе пяти, инициированных Вахтангом Горгасали (V век) : Сиони, Анчисхати, Крестовоздвиженская, Земо Бетлеми и Михаила Архангела). Церковь построена при тбилисском подворье грузинского иерусалимского монастыря Святого Креста.

Церковь неоднократно разрушалась - монголами (XIV век), персами (1795), но всякий раз восстанавливалась. Современная постройка 1825 года. От росписей XIX века сохранилась фреска.

До 1921 года принадлежала патриарху Иерусалимскому.

Адрес: Грузия, Тбилиси, ул. Коте Абхази, 41

Проезд: Находится в историческом центре Тбилиси, в "Старом городе"

Храм Рождества Христова в Тбилиси (Земо Бетлеми)

В XV веке армяне-тбилисцы отстроили здесь монастырь Святой Богоматери (Петхаин).

В 1884 году церковь была реконструирована с обновлением фасадов и возведением купола.

В советское время богослужение было прекращено, помещение заняли производственные предприятия.

В 1994 году церковь возвращена верующим.

Адрес: Тбилиси, Старый город, Кала

Храм Георгия Победоносца в Тбилиси (Кашвети)

Церковь Кашвети строилась с 1904 по 1910 год по проекту тифлисского архитектора Леопольда Бильфельда, взявшего за образец средневековый собор Самтависи. Церковь была воздвигнута на месте другой кирпичной церкви, построенной здесь по заказу семьи Амилахвари в 1753 году и обветшавшей. Фрески церкви были выполнены в 1947 году Ладо Гудиашвили. Считается, что в облике Христа он воплотил портретные черты начинавшего в те годы скульптора Б. Авалишвили.

Название церкви «кашвети» происходит от грузинских слов ква («камень») и шва («рожать»). По легенде, в VI веке женщина в Тбилиси обвинила Давида Гареджийского в том, что беременна от него. Давид предсказал, что её неправота станет очевидной, когда она родит камень. После того, как это и произошло, место получило название «к(в)ашвети».

В церкви похоронен генерал Григол Орбелиани, а у церкви перезахоронена чета Сараджишвили. Д. З. Сараджишвили - известный грузинский предприниматель и меценат.

Современное здание церкви представляет собой новодел 1996 года (архитектор Тариэль Кипароидзе), возведённый на раскрытых в 1966 году в ходе археологических раскопок фундаментах.

Храм Святого Николая в крепости известен с XII века.

Упоминается царевичем Вахушти.

После присоединения Грузии к России крепость Нарикала потеряла свое значение, на её территории в 1818 году по распоряжению генерала Ермолова был устроен пороховой склад. Мощный взрыв склада в 1827 году разрушил церковь Николая почти до основания.

Новый собор Святого Николая был торжественно освящён в 1997 году католикосом-патриархом всея Грузии Илией II.

Адрес: Грузия, Тбилиси, гора Мцатминда, крепость Нарикала

История грузинской храмовой архитектуры насчитывает примерно 1500 лет, а точнее 1540 лет (на настоящий момент). Эта эпоха делится на отдельные периоды со своими особенностями. При этом, в отличие от российской, грузинская была более консервативна, почти не вдавалась в эксперименты, и храм VI века не всякий отличит от храма XVIII века. Грузия не знала готики (хотя и приблизилась к ней), барокко, да и модернизм особенно не прижился.

Можно условно разделить историю архитектуры на несколько фаз: 1. Ранняя эпоха (до Х века), 2. Переходная (Х век) 3. Классическая и 4. Поздняя.

Из сохранившихся храмов самый ранний и точно датированный был построен в 477 году, хотя есть претенденты на более раннюю хронологию. Храмов языческой эпохи не сохранилось, хотя есть что-то, претендующее на принадлежность к зороастризму. От языческих храмов кое-где остались только фундаменты, по которым сложно что-то определить. Крупнейший - это, наверное, фундамент зороастрийского храма около монастыря Некреси .

Остатки зороастрийского храма в Некреси

Христианские храмы в Грузии стоились двух типов - базилика и купольный храм. Базилика, если кто не в курсе, это такое четырехугольное здание с двускатной крышей. Пространство базилики можно разделить колоннами на три или две части и получится трехнефная или двухнефная базилика. Если разделить пространство на три части стенами, то получится так называемая трехцерковная базилика .

Базилика - исторически самая ранняя форма храма. Существовала ещё форма ротонды , но такие встречаются только на территории Кавказской Албании и в Болгарии. В Грузии ротонд не строили никогда. В VI веке в мире появляются храмы крестового типа, которые обычно имеют купол, то есть, являются купольными . Со временем доминирующим станет крестово-купольный храм, по грузински - ჯვარულ-გუმბათოვანი (джварул-гумбатовани ).

IV - V века

Эти два века обращуют свой особый период «раннехристианских» храмов. Некоторые храмы того времени имеют расплывчатую датировку и могли быть построены как в IV, так и в V веке.

Из хроник известно, что в последние годы IV века царь Трдат построил храм в Рустави и храм в Некреси. Про первый ничего не известно, а последний ассоциируется с обнаруженной в 1998 году базиликой Чабукаури .

Где-то в V веке, в середине или начале века, в Кахетии была построена базилика Долочопи , которая впоследствии разрушилась и лишь недавно был раскопан её фундамент. Чабукаури и Долочопи - два храма одного размера, построенные недалеко друг от друга на самом краю Иберийского царства. По ним можно делать выводы о том, как строили в Алазанской долине, хотя для таких выводов пока мало данных.

Обнаружение храма Чабукаури поставило под сомнение эту теорию, а обнаружение Долочопи полностью её забраковало.

Храмы того времени были явно немногочисленны и многие потом были перестроены. Например, примерно в 390 году был построен храм в Цилкани, позже перестроенный. В 472 году предположительно был построен храм в селе Самтависи. От него остались только отдельные фрагменты под современным самтависским собором .

Почти одновременно с атенским храмом, ориентировочно в 626 - 635 годах строится собор в селе (или городе) Цроми. Цромский собор - это новая фаза грузинской архитектуры. Впервые купол стал опираться на столбы. Впервые появились высокие ниши на восточном фасаде. А главное - он очень большой, что странно для той нестабильной и переходной эпохи.

Других храмов тех же лет в Грузии нет, зато их немало в Армении. Почти одновременно с Цромским собором строился армянский храм Святой Гаянэ в Вагаршапате , а чуть позже - собор Эчмиадзин , оба с подкупольными столбами, как и Цроми. Можно только гадать, откуда взялось такое внезапное увлечение подкупольными столбами и кто же первый придумал такое новшество.

Примерно через 20 лет случится одно важное событие, хотя и не в Грузии - в армянском Вагаршапате усилиями католикоса Нерсее (халкидонита) будет построен храм Звартноц . Он построен как тетраконх с галереей вокруг. Храм станет весьма знаменит и впоследствии породит много подражаний, в том числе и в Грузии.

Базилика в Дманиси

В этот же период, не очень понятно, когда именно, был построен храм Анчисхати в Тбилиси. Он тоже имеет вид базилики.

В западной Грузии в эту эпоху был построен собор Дранда , который очень похож на тетраконх, но всё же не является таковым в строгом смысле слова.

Что интересно. Храмы Грузии того времени имеют купол в форме шатра (пирамиды). В Византии такого не было. Есть версия, что это влияние персидской зороастрийской архитектуры. Пирамида считалась священным символом огня - сейчас этот элемент можно видеть на храме Атешга в Баку. Видимо, до хрисианизации в Закавказье было построено много зороастрийских храмов с такими куполами. Ни один из них не сохранился.

VIII - IX века

Это своего рода «темный век» грузинской архитектуры. В 735 году арабский полководец Мерван прошелся по стране, разрушая все подряд. Эффект был подобен монгольскому нашествию на Россию - строительство прекратилось надолго. В центральной Грузии образовался Тбилисский Эмират , который просуществовал 400 лет. Странно, что от того периода не сохранилось ни одной мечети.

Храмов той эпохи совсем мало и они находятся на окраинах Грузии. Некоторое оживление произошло в Кахетии, которая осталась в стороне от нашествия. Чуть позже началось строительство в Тао-Кларджети - но все эти храмы сейчас находятся в Турции. В X веке началось строительство в Абхазском царстве.

Странное исключение из общего правила: в 777 году в центральной Грузии был построен большой Сионский Собор в Самшвилде . Это был ну очень большой купольный храм, который сохранился в виду руин. Складывается ощущение, что это самый первый из крупных грузинских храмов.

К кахетинским храмам того времени относится странный двухкупольный храм Квелацминда (Всех Святых) около Гурджаани.

Интересно, что к этой эпохе относят сооружение храма Святого Духа в монастыре Икалто . Если датировка верна, то это первый (или почти первый) храм с классическом грузинском стиле. То есть, с высоким барабаном и высоким шатром.

В VIII веке появляется несколько храмов, точно не датированных: храм Святой Девы в монастыре Некреси , храм Кветера на месте несуществующего сейчас города, Руисский собор и небольшой храм в монастыре Убиса в Имеретии. Впрочем, Кветера обычно датируется первой половиной X века. Этот храм заметно отличается от всех современных ему храмов. Он изящнее всего, что строилось в ту эпоху. Он очень близок по типу к собору Ниноцминда.

VIII век стал "темным веком" грузинской архитектуры. Центр региона занимал Тифлисский эмират, на западе Кахетия еще не накопила ресурсов, так что строили в основном на западе, в Абхазском царстве. Примерно в 819 году, всего через 10 лет после переноса столицы в Кутаиси, царь Феодосий II строит в Хони собор Святого Георгия в виде базилики. Он сохранился по сей день, хотя и забыт почти всеми.

В 842 году в Византии было побеждено иконоборчество. Существует много теорий о том, как это могло повлиять на дальнейшее развитие архитектуры. В Грузии визуальным символом тех лет стал храм Акура , построенный в 855 году.

Но гибель иконоборчества повлияла как минимум на интерьеры. Возникла мода устанавливать иконы между столбами, отгораживающими алтарную апсиду. Так возникла алтарная перегородка, которую сейчас можно видеть в подавляющем большинстве храмов Грузии. Эта же мода потом пришла и в Россию, но там она с XIV века стала усложняться и привела к появлению иконостаса.

X век
В X веке началась новая эпоха. Тбилисский эмират уменьшился в размерах, образовались новые армянские и грузинские государства, и сразу же стали появляться храмы. Технологии, похоже, заимствовались у армян, которые к тому времени накопили побольше опыта в этом деле. Около 915 года кахетинцы завоевывают царство Эрети (еще монофизитское) и превращают Кахетию в мегаимперию, которая тянулась от Дарьяльского ущелья до Шеки. Примерно между 915 и 918 годами кахетинский царь Квирике строит весьма большой по тем временам храм в монастыре Хирса . Этот храм дожил до неших дней в сильно перестроенном виде.

Период Х века нежно любим исследователями архитектуры. Это была эпоха экспериментов и поисков. Каноны ещё не устоялись, поэтому почти каждый храм той эпохи уникален. Все необычные храмы построены именно в эту эпоху.

Первым архитектурным экспериментом стала перестройка храма в монастыре Ишхан , который построили армяне в VII веке, но он сильно пострадал в арабскую эпоху. Вслед за этим был восстановлен собор Бана - вроде бы тоже построенный армянами. Уже после этого начинается бурное строительство. Причём сразу везде, включая Абхазию.

Почти все храмы в Тао-Кларджети относятся именно к этому периоду. После 950 года строится монументальный собор в Ошки , первый из четырех "Великих Кафедралов". До 978 года появляется храм в Пархали, в то же время - монастырь Хахули . В середине века был построен храм Долискана и в неопределенный момент века - храм Отхта в виде базилики. Сейчас все эти храмы находятся на территории Турции.

В это же время началось строительство в Абхазском царстве, которое присоединило к себе Эгриси и Имеретию и теперь имело достаточно ресурсов для любых проектов. Вплоть до того, что абхазские цари засылали миссионеров на Северный Кавказ и строили там храмы. Если кто слышал про Зеленчукский храм (Св. Георгия) в Карачаево-Черкесии, то это один из них.

В середине века перестраивается Успенский Собор в монастыре Чкондиди , в 950-е годы - Успенский Собор в селе Моква (сейчас район Очамчира). Чуть позже, в 964 году абхазский царь строит храм Кумурдо (район Ахалкалаки). Это один из примеров сохранившейся юго-западной грузинской архитектуры. В том же веке, или в начала или в конце, был построен и храм в селе Лыхны . Это были лучшие годы абхазской архитектуры - такого количества храмов в этом регионе не строили никогда после. Царство Картли находилось в то время в подчинении Абхазского царства, и в 960-е годы в селе Дирби был построен небольшой однонефный храм, который превратился со временем в монастырь Дирби . Кризис 970-х годов сильно тряхнул Абхазское царство и привёл к смене династии с абхазской на грузинскую, но традиции не угасли - первый царь новой династии построил Успенский Собор в абхазском селе Бедия.

Эта эпоха породила так же несколько странных исключений из общей схемы. В Кахетии, на территории не существующего ныне города Бочорма был построен храм Святого Георгия в виде шестиапсидного здания. Примерно в те же годы построен ещё один шестиапсидный храм - собор в Кацхи .

Тромпы и паруса

Х век стал в архитектуре важным пограничным веком. В это время вымерла такая архитектурная деталь, как тромп. Это такая маленькая арочка, которая превращает четырехгранник храма в восьмигранник и позволяет построить купол. Например, купол храма Теловани (VIII или IX век) стоит на классических тромпах. В Х веке постепенно появляются паруса . В храмах Х века тромпы остаются просто в силу привычки. Они едва заметны и не функциональны. Примеры таких храмов - Долискана , Кацхи , и Бочорма .


Если вы видите храм VIII века и ранее, то он всегда будет на тромпах, если XI и далее, то всегда на парусах, а если храм IX - X веков, то ту всё непредсказуемо.

XI - XII - XIII

В Грузии это был «Золотой Век», что проявилось и в архитектуре тоже. В это период построено всё великое и знаменитое. В 978 году царь Картли получает по наследству Абхазское царство, затем Тао-Кларджети, затем подчиняет Кахетию и завершает объединение Грузии. Сразу же начинаются стройки. Про собор в Бедия мы уже говорили. Через несколько лет, в 1003 году возводят грандиозный храм Баграта в Кутаиси . В 1010-1014 годах строится храм Никорцминда , не очень большой, но все же эффектный и весьма знаменитый своей резьбой по камню. У этого собора уникальная для Грузии планировка - он имеет пять апсид. Примерно как Кумурдо, но в несколько иной композиции.

Никорцминда

Примерно тогда же сооружается храм Марии в монастыре Кинцвиси , который сейчас сильно порушен.

Вроде бы именно в это время возводится Метехский собор Рождества Богородицы в центре Тбилиси. Почему-то обстоятельства появления этого заметного храма, как и точно время его постройки, уже утратились.

В XIII веке пришли монголы, но до их появления успели построить довольно много. Причем мода на грандиозное прошла. В эти годы строят в основном небольшие храмы в провинции: монастырь Бетания , храм в Церакви, храм Николая Чудотворца в Гелати, храм Святого Николая в монастыре Кинцвиси , храм Богородицы в Метехи, монастырь Тимотесубани в Боржомском ущелье, монастырь Питарети и собор Эртацминда в одноимёном посёлке. И под самый конец эпохи последние два творения: монастырь Гударехи и монастырь Цугругашени (оба в 1222 году). Первый больше знаменит своей колокольней (1278 года), второй - резьбой. Странно, что храм монастыря Гударехи представляет собой относительно несложную базилику, вопреки устоявшейся моде на купольные храмы.

И ХРАМЫ

Monasteries

and temples

Грузия - одна из древнейших христианских стран мира и считается избранной страной Пресвятой Богородицы, которая является покровительницей Грузии. Храмы и монастыри - наиболее характерные и интересные достопримечательности Грузии. Многие века они служили не просто молитвенными сооружениями, но и очагами искусства, становились просветительскими центрами, а также защитой от многочисленных завоевателей, что отразилось на их внешнем виде - это смешение монументальных черт крепости и храма.

Монастыри и храмы Грузии

МОНАСТЫРЬ ВАРДЗИА

/Vardzia Monastery

ЖМИ
Свято-Троицкий кафедральный собор, Тбилиси

Свято-Троицкий собор в Тбилиси, широко известный как Цминда Самеба – главный собор грузинской православной церкви. Его возведение в 2004 году приурочили к 2000-летию христианства в Грузии. Собор находится на холме Святого Ильи в центре столицы. Это третий по высоте православный храм в мире, после Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. Храмовый комплекс состоит из подземных и надземных частей, объединяет в себе 9 церквей. Здание может вместить до 15000 прихожан. Внутри храм украшен фресками и мозаикой.

Церковь Метехи, Тбилиси

Храм Метехи XII века, стоящий у самого края каменистого берега Куры, ценнейший памятник старины Тбилиси. В прошлом он был крепостью и резиденцией грузинских царей. Храм на протяжении веков неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. Сегодня взору туристов предстает небольшое, но высокое кирпичное строение, в центре которого высится круглая башенка с остроконечной крышей. Это все, что осталось от древней крепости, куда входили замок, монастырь и храм. Перед храмом стоит памятник основателю города Вахтангу Горгасали.

Собор Сиони, Тбилиси

Собор Сиони VI века - один из главных тбилисских храмов, расположенный в Старом городе на берегу Куры. Он был назван в честь горы Сион в Иерусалиме. Собор является прекрасным памятником средневековой культовой архитектуры Грузии. Собора неоднократно разрушали и отстраивали заново. В XVII веке он сильно пострадал во время землетрясения. В соборе хранится одна из главных грузинских православных реликвий - крест святой Нино. Сплетенный из виноградной лозы, крест заключен в серебряный оклад с изображением сцен из жизни святой.

Церковь Святого Георгия, Тбилиси

Церковь Святого Георгия (Кашуэти) на проспекте Руставели построена в 1910 году и представляет собой копию шедевра грузинского средневекового зодчества - церкви Самтависи XI века. Прежде здесь стояла церковь Святого Георгия, построенная в 1742 году, а еще раньше стояла более древняя церковь VI века, также называвшаяся Кашуэти. Храм славится украшающими его резными каменными кружевами и прекрасными фресками, а также своей виртуозной росписью алтаря. Это самый посещаемый храм города, его любят, как жители, так и гости столицы.

Шавнабадский монастырь Св. Георгия Победоносца,
Тбилисский регион

Шавнабадский монастырь св. Георгия Победоносца стоит на высокой горе Телети, в 25 км от Тбилиси. Низменная окрестная местность, чем-то напоминает Святую Землю при виде с Елеонской горы в сторону Мертвого моря. Первоначально на месте монастыря стояла грузинская церковь XVIII века. Впоследствии церковь перешла к армянам, которые перестроили древнюю колокольню и храм. Как грузины, так и армяне признавали и почитали этот чудный храм. Ныне это действующий мужской монастырь. Здешние монахи делают отменное красное сухое вино.

Ахалцихская синагога, Тбилиси

Ахалцихская cинагога возведена еще при турках в 1740-х годах, на пожертвования ахалцихских евреев, переселившихся в Тбилиси из старинного грузинского города Ахалцихе. Синагога - это большое здание из красного кирпича, направленное продольной осью к Иерусалиму. Обязательно стоит посетить этот древнейший памятник Ахалцихе, полюбоваться его архитектурой. Синагога не действует, осмотр бесплатный. Планируется реставрация и открытие музея. Будет приведено в порядок и огромное еврейское кладбище недалеко от синагоги.

Девичий монастырь, Тбилиси

Девичий монастырь города Тбилиси был построен в 1727 году по инициативе Мелик-Ашхарбека, но в 1724 году он погиб в сражении с турками. Продолжил дело отца его сын Мелик-ага, он вложил все свои деньги в постройку девичьего монастыря, став его ктитором. Святое здание было размещено недалеко от его жилища. Очень интересна архитектура монастыря: он был выложен из красного кирпича с венчающей сооружение колокольней. Небольшую башню было видно издалека благодаря яркому куполу и узким, но длинным окнам необычной формы.

Кафедральный собор Пресвятой Богородицы, Батуми

При взгляде на панораму Батуми первое, что открывается – здание великолепного собора Рождества Пресвятой Богородицы. Он был построен в готическом стиле в 1903 году, главным инвестором стал нефтепромышленник Стефан Зубалашвили. Батумский кафедральный собор одна из красивейших в Грузии. С двух сторон от главного входа стоят статуи апостолов. Характерной особенностью собора являются огромные витражные окна, которые по красоте могут соперничать с лучшими образцами французской готической архитектурой.

Кафедральный собор Светицховели, Мцхета

Кафедральный собор Светицховели был построен в XI веке в городе Мцхета, и вобрал в себя всю историю Грузии. Долгое время был главным храмом Грузии, и остался одним из самых почитаемых по сей день. Здесь похоронены многие цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II и последний царь Грузии Георгий XII. Именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины, крестился первый христианский царь Грузии - Мириан. Согласно преданию, здесь пребывала величайшей святыни христианского мира - Хитон Иисуса Христа.

Монастырь Джвари, Мцхета

Джвари - монастырь Святого Креста привлекает все большее число паломников. Храм расположен в живописной местности Мцхеты, на вершине горы Армази, где был поставлен первый крест в Грузии. Его водрузила святая Нина в IV веке. Со временем здесь был построен храм. Сейчас вокруг храма находиться действующий монастырь, значительная часть которого разрушается. Мировое сообщество выделяет значительные средства для его поддержания. Считается, что именно монастырь Джвари « на слиянии двух рек» запечатлел Лермонтов в поэме «Мцыри».

Монастырь Самтавро, Мцхета

Монастырь Самтавро - выдающийся памятник XI века, связан с именем знаменитой грузинской святой - Нины. В IV веке царь Грузии Мириан построил церковь на месте шалаша, где проповедовала святая Нина. Позже он построил еще храм Преображения Господня. Сегодня это святое место с множеством святых реликвий: чудотворная икона Иверской Божьей Матери, Святой Нино, мощи Святого Абибоса, часть камня с могилы Святой Нино (в Бодбе), мощи Святого Шио Мгвимского. В 1820 году здесь был учрежден женский монастырь им. Святой Нины.

Дарьяльский монастырь, Мцхета-Мтианетия

Дарьяльский монастырь - древнейший духовный центр Грузии, расположенный среди удивительной природы на высоте 2 170 м у подножья горы Казбек. Возведение храма осуществлялось под руководством Имеретинского, Кахетинского и Картлинского царей, как символ распространения православия в горной Грузии. Ориентировочно постройка относится к X веку, об этом свидетельствует характерные архитектурные формы и тонкий орнамент на камне. Внутри храма находится красивейший иконостас VI века с изображением святой равноапостольной Нины.

Шио-Мгвимский монастырь, Мцхета-Мтианетия

Шио-Мгвимский монастырь - старинный монастырь, расположенный в 9 км от города Мцхета. Основан был в 560 году Св. Шио Мгвимский, одним из ассирийских отцов. В 560 году Шио построил храм Иоанна Крестителя, который дошёл до нас в своём почти изначальном виде. Возле храма он вырыл колодец и жил там затворником, там и был захоронен. В советское время его мощи были сожжены. В 1100 году царь Давид построил второй храм, в нем сохранились фрески и росписи. Сегодня это самый известный монастырь в окрестностях Мцхеты и Тбилиси.

Древний пещерный монастырский комплекс Бетлеми,
Мцхета

Древний пещерный монастырский комплекс Бетлеми на горе Казбек на высоте 4100 м был открыт в 1947 году. Вход в него был высечен на высоте 400 м. Внутри расположена церковь, в ней находился церковный престол, знамя, монеты и многое другое. Рядом с пещерой были кельи монахов, высеченные в скале, каменный крест и могильная плита. Ученые считают, что храм покинули около 100 лет назад. В грузинских летописях пещера Бетлеми связана с сокровищами царицы Тамары, до сих пор не найденными. Ныне пещера стала действующим мужским храмом.

Монастырь Гелати, Кутаиси

Монастырь Гелати был основан царем Давидом IV в XII веке и является выдающимся памятником средневекового искусства Грузии. Он состоит из большого храм Рождества Богородицы, где устроена царская усыпальница, двух небольших храмов, звонницы и академии, здесь работали знамениты ученые. В монастыре сохранилась часть уникальных росписей стен и фрески XII века. В главном храме погребены царь Давид IV, Давид Нарини, царица Тамара и другие. Ныне монастырь Гелати является филиалом Кутаиского историко - этнографического музея.

Храм Баграта, Кутаиси

Когда впервые приезжаешь в Кутаиси – первое, что видишь – грандиозный храм Баграта, возвышающийся над городом. Он построен в 1003 году в правление Баграта III, первого царя объединенной Грузии. Это целый дворцово-храмовый комплекс, культурный и религиозный центр своего времени. Величественное здание было пышно украшено резьбой и мозаикой - это один из лучших образцов средневековой архитектуры. В XI веке в этом храме короновали 16-летнего Давида IV. В XVII веке храм разрушили турки. Сегодня он полностью восстановлено в былом величие.

Монастырь Моцамета, Кутаиси

Монастырь Моцамета расположен в красивой местности на горе, над бурной рекой Риони в 3 км от Кутаиси. Здесь в VIII веке мусульмане казнили грузинских князей Давида и Константина Мхеидзе, отказавшихся принимать ислам. В XI веке на этом месте был построен храм и основан монастырь, получивший название Моцамета (мученики), в честь князей. Сегодня в обители можно увидеть огромный ковчег с мощами благочестивых князей Давида и Константина. Со смотровой площадки монастыря открывается величественная панорама каньона.

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс,
Кахетия

Давид Гареджи - это грандиозный комплекс высеченных в скалах склонов Гареджийского кряжа пещерных монастырей начала VI века. Главным из 20 монастырей считается лавра святого Давида. Во многих церквях и трапезных сохранились фрески VIII-XIV вв. с портретами исторических лиц, в том числе портрет царицы Тамары. На южном склоне горы расположены более 100 пещер - кельи монахов. Давидо-Гареджийский монастырский комплекс представляет собой поистине величественное зрелище. Этот самобытный памятник Грузии известный во всём мире.

Монастырь Некреси, Кахетия

Монастырь Некреси стоит на горе над Алазанской равниной. Он был основан в VI веке «ассирийским отцом» Абибосом, позже казненным персами. Сегодня это комплекс потрясающих по красоте зданий, построенных в разное время: церковь IV века в честь принятия в Грузии христианства и небольшая базилика IV века, главный храм в честь Пресвятой Девы начала VII века, Купольная церковь IX века и Епископский дворец XVI века. В них сохранились старинные фрески. Реставрация в 2010 году превратила Некреси в одно из излюбленных туристических мест.

Монастырь святой Нино Бодбе, Сигнахи

В Сигнахи, в небольшом городке в винном краю Кахетии, буквально в 2 км от центра, расположен старинный монастырь Бодбе, который на всю Грузию знаменит благодаря Святой Нино. Он был основан царем Мирианом в начале IV века. Храм на месте могилы Нино стал одним из первых христианских культовых строений Грузии. Монастырь Святой Нино смотрится величественно и опрятно, однако не за архитектурными красотами стремятся сюда паломники. А ради возможности поклониться могиле Святой Нино и испить чудесной воды из источника ее имени.

Кафедральный собор Алаверди, Телави

Собор Алаврди являет собой выдающийся образец средневекового грузинского зодчества. Он стоит на месте старой церкви Св. Георгия, построенной знаменитым проповедником – Иосифом Алавердели. Храм со всех сторон окружен крепостными стенами. Внутри на стенах собора сохранились потрясающие по своей красоте росписи и разноцветные картины религиозного содержания XV века. В соборе находятся мощи святителя Иосифа. В XVII-XVIII веках здесь была женская обитель, в которой проживали особы царского рода, принявшие монашество.

Монастырь Икалто, Телави

Монастырь Икалто основан одним из ассирийских отцов, Зеноном Икалтойским в VI веке. При монастыре действовала академия, созданная царем Давидом IV, и потому долгое время он был одним из значимых культурных центров страны. От строений той эпохи мало, что осталось. Существующие ныне храмы построены в VIII веке. Это маленькая купольная церковь Самеба VIII века, сказочная церковь Хвтаэба IX века, красивая однонефная церквушка XII века, а также развалины известной Академии. Монастырь обнесен невысокой стеной и засажен деревьями.