Домой / Снять / Какие религии были распространены в африке. Традиционные религии африки

Какие религии были распространены в африке. Традиционные религии африки

§ 32. Народы и религии Тропической Африки

Что называют Тропической Африкой?

Легко определить границы материка Африка, довольно просто проследить пределы Африкано-Аравийской платформы, но с позиций географии населения рубежи Африки не столь однозначны. Как вы уже знаете, Северная Африка населена арабами, здесь утвердилась исламская культура, поэтому с точки зрения этнокультурного районирования это пространство входит в состав арабо-мусульманского этнокультурного региона. А что же остальная Африка? Здесь местные культурные традиции причудливым образом перемешаны с заимствованиями из Европы, исламского мира и даже Южной Азии. Граница между арабо-мусульманским и африканским этнокультурными регионами проходит по пустыне Сахара, поэтому в принятом ООН районировании мира ареал собственно африканской культуры объединяется в регион «Африка южнее Сахары». Однако чаще это географическое пространство называют Тропической Африкой, поскольку Северный тропик проходит близко от той границы, что разделяет Африку на два культурных мира. Этот же термин будем использовать и мы. Еще Тропическую Африку называют Черной Африкой. Как могло появиться такое название? Разве существует нечерная Африка? Да, существует, ведь арабское население Северной Африки относится к южным европеоидам, то есть является белым населением. А вот во всех других частях континента действительно преобладают негроиды.

Большая негроидная раса подразделяется на негрскую, негрилльскую и бушменскую (или капоидную) малые расы. К первой принадлежит подавляющее большинство африканских этносов. К негрилльской расе относятся пигмеи – низкорослые (в среднем всего около 140 см) обитатели влажных экваториальных лесов. Бушменская раса представлена двумя этносами Южной Африки – бушменами и готтентотами. Их отличительные признаки: более светлая кожа, более тонкие губы, морщинистая кожа. В зонах контактов с европеоидами Северной Африки сформировались эфиопская и западно-суданская переходные расы, представители которых проживают на Эфиопском нагорье, полуострове Сомали и в восточных частях Сахары и Сахеля. Эти расы сочетают негроидные признаки с европеоидными. Еще одна переходная раса – малагасийская – сформировалась на острове Мадагаскар. Она образовалась в результате смешения монголоидов, прибывших в доисторические времена с островов Индонезии, с негроидами.

Этнокультурное районирование Африки

В культурно-этнографическом отношении территорию Африки подразделяют на шесть историко-этнографических областей.

Западная Африка – самая крупная и сложная по этническому составу историко-этнографическая область. Она протянулась вдоль побережья Атлантического океана от Сенегала до Нигерии включительно. Здесь распространены атлантические, нигеро-конголезские, бенуэ-конголезские и афразийские языки. Наиболее извес тные народы: хауса, йоруба, фульбе, догоны, ашанти, эве, фон, моси. Западная Африка не случайно была главным центром развития древних африканских культур: природные условия здесь наиболее пригодны для земледелия. В присахарской части возделываются зерновые («пояс просо»: просо, сорго, рис), в зоне тропических лесов Гвинейского побережья – корне– и клубнеплоды («пояс ямса»: ямс, кассава и др.). На севере, вблизи Сахары, развито скотоводство. В Западной Африке сохранились древнейшие города Тропической Африки: Томбукту, Дженне, Кано, Гао, Ифе. Основные строительные материалы в пустынных северных районах – глина и камень; в саванне – дерево, ветки, солома; в лесах – пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых.

Северо-Восточная Африка захватывает пространство Африканского Рога, сильно вдающегося в Индийский океан. Население здесь говорит в основном на семитских, кушитских и нилотских языках. На этой территории существовала древнейшая цивилизация Аксума. С тех времен в Эфиопии распространилось плужное террасное земледелие, сочетающееся с пастбищным скотоводством. На Эфиопском нагорье впервые стали выращивать кофе и некоторые сорта пшеницы. В этническом отношении население Эфиопии состоит из многочисленных народов. Самые многочисленные – это земледельцы-амхара и скотоводческие племена тиграи и гала. В стране получила развитие коптская религия – одно из направлений христианства. Народы полупустынь (оромо, сомалийцы, афар) занимаются кочевым и полукочевым скотоводством (верблюды, лошади, мелкий рогатый скот).

Экваториальная Африка занимает территории Камеруна, Центральноафриканской Республики, Габона, Экваториальной Гвинеи, Республики Конго, Демократической Республики Конго, Замбии, северной части Анголы и южной части Чада. Эта область заселена в основном народами банту: конго, луба, фанг, а также многими другими. Уникальна культура пигмеев, сохраняющих первобытный образ жизни, основанный на охоте и собирательстве.

Восточная Африка располагается на побережье Индийского океана от Кении до севера Мозамбика и Коморских островов. В нее входит и район Межозерья, лежащий в окрестностях Великих Африканских озер. Эту территорию в основном населяют народы банту (кикуйю, ганда, лухья, бемба, руанда, рунди, малави, макуа и др.), а также нилотские народы (масаи, туркана и др.). Основные занятия населения – ручное подсечно-огневое земледелие (бантуязычные народы) или отгонное скотоводство (нилотские народы).

Самобытная культура восточноафриканского побережья и близлежащих островов сформировалась в результате контактов носителей мусульманской культуры – выходцев из Азии (Хиджаз, Йемен, Оман, Персия, Индия) с бантуязычными аборигенами. Возникшая в период VII–X вв. на основе посреднической торговли с Ближним Востоком культура суахили достигла наивысшего расцвета в XIV в. Караванная торговля с внутренними районами Восточной Африки способствовала распространению ислама и языка суахили, который стал основным средством межэтнического общения в регионе. В настоящее время суахили – государственный язык Танзании, официальный язык Кении, Уганды, Демократической Республики Конго, Мозамбика, а также рабочий язык Африканского Союза.

Самобытная культура в условиях относительной изоляции сформировалась в Межозерье, она до середины XIX в. не испытывала серьезных воздействий со стороны развитых культур. Этносы Межозерья состоят из трех общностей, объединенных языком, но отличающихся друг от друга антропологическим обликом, занятиями и социальным статусом. Самый высокий статус имеют тутси – аристократы-скотоводы, владеющие большими стадами и лучшими землями. Тутси, имеющие антропологические признаки эфиопской расы, – самые высокорослые и самые худые люди на Земле. На более низкой ступени стоят земледельцы хуту – типичные негроиды, находящиеся в зависимости от тутси и арендующие у них землю. Численность хуту намного больше, чем тутси, ведь земледелие более трудоемкое и интенсивное занятие, чем скотоводство. На нижнем уровне иерархии находятся пигмеи тва – охотники, гончары, а также слуги (и у тутси, и у хуту). Из глубины веков продолжается острое соперничество тутси и хуту за землю. Для первых земля имеет ценность как пастбища для скота, для вторых служит объектом распашки. Из-за высокой плотности населения свободных земель в Межозерье не стало уже к середине прошлого века. Отсюда понятны корни острейшего этнополитического конфликта между тутси и хуту, затронувшего в самом конце ХХ в. Руанду и в меньшей степени – Бурунди и Демократическую Республику Конго. Хуту восстали против многовековой гегемонии тутси и пытались сосредоточить власть в своих руках. Итогом стали кровавые столкновения, жертвами которых оказались сотни тысяч человек, миллионы африканцев стали беженцами. При этом и хуту, и тутси формально продолжают входить в состав единых этносов руанда (в Руанде) и рунди (в Бурунди).

Преобладание в экономике Межозерья многолетней и высокоурожайной культуры банана, не требовавшей утомительной расчистки земель, способствовало сравнительно легкому получению избыточного продукта и приводило к оседлости населения, а также сводило к минимуму участие мужчин в земледельческих работах. Поэтому земледелие стало женским занятием, а мужчины занимались охотой, рыболовством и ремеслом, но прежде всего – войной и посреднической торговлей.

Южная Африка занимает Намибию, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Ботсвану, Зимбабве, южную Анголу, южный и центральный Мозамбик. Здесь проживают главным образом народы банту (шона, коса, зулу, свази, ндебеле, суто, тсвана, гереро, овамбо и др.), а также койсанские народы (бушмены и готтентоты). В этом регионе довольно много выходцев с других континентов. Это потомки переселенцев из Европы: африканеры (буры) и англоафриканцы – в ЮАР, немцы – в Намибии. Этнический ландшафт разнообразят выходцы из Южной Азии (хиндустанцы, гуджаратцы, тамилы, телугу и др.).

Традиционные занятия народов банту – ручное земледелие подсечно-огневого типа (сорго, просо, кукуруза, бобовые, овощи) и полукочевое скотоводство. Готтентоты занимаются отгонным скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот). Традиционное поселение готтентотов и народов банту – крааль (кольцо полусферических хижин, внутри – площадь, служащая загоном для скота).

Бушмены («люди кустарника») проживают в основном на территории Ботсваны. Значительная часть из 50 тыс. представителей этого народа по-прежнему сохраняют традиции своей древней культуры, занимаются охотой и собирательством. В качестве жилища они используют ветровые заслоны из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. Одежда минимальна – всего лишь набедренная повязка и плащ.

Мадагаскарская островная область охватывает островные страны, расположенные в Индийском океане у берегов Африки. Это Мадагаскар, Республика Сейшельские Острова, Маврикий и Реюньон. Крупнейший народ – малагасийцы, проживающие на Мадагаскаре, гораздо малочисленнее маврикийцы, реюньонцы и сейшельцы. На островах есть небольшие общины выходцев из Индии, Китая, арабских стран. Малагасийцы говорят на языке, относящемся к австронезийской семье, то есть родственном языкам Индонезии, Малайзии, Филиппин. Материальная культура малагасийцев сохранила множество элементов южноазиатского происхождения, например технологии рисосеяния и шелководства. Преобладает пашенное (плужное) земледелие в сочетании с пастбищным и отгонным скотоводством.

Источники информации

1. Африка. Энциклопедия // БРЭ. Т. 1, 2. М., 2010.

2. Африка и прошедший век: Материалы VIII конф. африканистов / отв. ред. В.А. Субботин. М., 2000.

3. Африка: экологический кризис и проблемы выживания / отв. ред. Ю.В. Потемкин, Н.А. Ксенофонтова. М., 2001.

4. Кайсарова Л.И. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. М., 2009.

5. Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе / отв. ред. Р.Н. Исмагилова. М., 1996.

6. Львова Э.С. Этнография Африки. М., 1984.

7. Попов В.А. Этнография Африки (Цивилизации и протоцивилизации Тропической Африки). СПб., 2001.

8. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее / отв. ред. Р.Н. Исмагилова. М., 2000.

Вопросы и задания

1. Почему Северная Африка не входит в Африканский этнокультурный регион?

2. Какие части Тропической Африки подверглись наибольшему влиянию со стороны исламской цивилизации?

3. В каких районах Африки и почему сформировались переходные расы?

4. На контурной карте Африки отметьте границы историко-этнографических областей. Какие крупные города континента располагаются в пределах каждой области?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

М. Штаерман Глава вторая ОТ РЕЛИГИИ ОБЩИНЫ К МИРОВОЙ

Из книги Абиссинцы [Потомки царя Соломона (litres)] автора Бакстон Дэвид

Из книги Загробный мир. Мифы разных народов автора

Аканы: культ предков в тропической Африке

Из книги История Африки с древнейших времен автора Бюттнер Теа

Из книги Загробный мир. Мифы о загробном мире автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Аканы: культ предков в тропической Африке У народов акан (ашанти, аньи, ачем и др.) существовали представления о целой иерархии сверхъестественных существ, которую возглавляли боги. Хотя творец Вселенной Ньяме, создав мир, отдалился от повседневной жизни, она целиком

Из книги Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] автора Линн Ричард Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Выход современных людей из Африки и расселение по планете Итак, чтобы объяснить логику распространения разносюжетных мифов по миру, необходимо пояснить, как выглядит отдаленное прошлое человечества в свете недавних исследований.Вплоть до середины XX века наше видение

Культура Африки так же разнообразна, как и сам континент. Эта статья поведает лишь некоторую информацию об африканской культуре и познакомит Вас с этим красивым континентом.
У любой страны есть свои традиции, своя культура. Культура Африки выделяется среди культур всех остальных стран мира. Она настолько богата и разнообразна, что через весь континент меняется от страны к стране. Африка – единственный единый континент, который сочетает в себе разные культуры и традиции. Вот почему Африка очаровывает и привлекает туристов со всего мира. Культура Африки основана на африканских этнических группах и их семейных традициях. Все африканское искусство, музыка, литература отражают религиозные и социальные особенности африканской культуры.

Африка - собрание культур
Есть мнение, что человеческая раса зародилась на африканской земле 5-8 миллионов лет назад. Множество разных языков, религий и видов экономической деятельности развивались в Африке. Другие народы с разных частей света мигрировали в Африку, например, арабы приехали в северную Африку еще в VII веке. К XIX веку они перебрались в восточную и центральную Африку. В XVII веке здесь, у мыса Доброй Надежды, обосновались европейцы. А их потомки переехали уже в ныне существующую Южную Африку. Индийцы поселились в Уганде , Кении , Танзании и Южной Африке.

Народы Африки
В Африке много племен, этнических групп и общин. Популяция многих общин составляет миллионы, племен же насчитывается всего несколько сотен. Каждое племя тщательно соблюдает свои традиции и следует культуре.
Афар - племенной народ Африки, обосновался на Эфиопских землях. У Афар своя культура. Они, в основном, кочевники, живущие за счет домашнего скота. Афар – последователи исламской религии. Если будете двигаться в сторону высокогорного плато в Эфиопии, то встретите народ Амхара. Это фермеры, говорящие на своем языке. На их лексику и морфологию оказали влияние арабский и древнегреческий языки.
Республика Гана – обитель Англо-Эксе. В Гане живет шесть основных этнических племен: Акан (включая Ашанти и Фанти), Эве, Га и Адангбе, Гуан, Груси и Гурма. Племена танцуют ритуальные танцы под барабаны и даже имеют три военных части с целью защиты племенной африканской культуры. Народ западной Африки Ашанти верит в духов и сверхъестественные силы. Мужчины – полигамны, что считается проявлением благородства. Здесь говорят на таких языках, как чви, фанте, га, хауса, дагбани, эве, нзема. Официальным же языком в Гане считается английский.
Народ Баконго населяет территорию от Конго до Анголы вдоль атлантического побережья. Баконго производят какао, пальмовое масло, кофе, юрену и бананы. Скопление множества маленьких деревень образуют огромное племенное сообщество, члены которого являются непоколебимыми последователями культа духов и предков. Племя Бамбара - основное племя Мали – в основном, фермеры, занимающиеся земледелием и скотоводством. Племя Догон – тоже фермеры, известные своим искусным дизайном, резьбой по дереву и замысловатыми масками. Для своих танцев они надевают 80 различных масок, выбор которых зависит от праздника. Есть еще племя Фулани, или племя Мали, известные так же, как Фульфульде или Пеул. Фуланис – самое многочисленное кочевое племя в мире.
Путешествуя по северо-восточной Замбии , Вы встретите народ Бемба с очень тонкими религиозными убеждениями, основанными на поклонении верховному богу Леза. Люди Бемба верят в его магические силы, а также в то, что он награждает плодородием. Берберы – одно из старейших племен Африки. Берберы живут во многих африканских странах, их большая часть населяет Алжирию и Марокко . Берберы исповедуют ислам. Народ Аке живет на юге республики Кот-д’Ивуар, который верит в одного верховного Бога, у которого свое имя в каждой религии. На так называемом Берегу Слоновой Кости так же проживают и другие племена - Дан, Акан, Ани, Аовин, Бауле и Сенуфо.
Страну Малави называют «теплым сердцем Африки» за теплый климат и дружелюбный народ. Этнические группы Малави: самая многочисленная группа Чева, Ньянджа, Яо, Тумбука, Ломвэ, Сена, Тонга, Нгони, Нгонде, а также азиаты и европейцы.

Традиции Африки
Как Вы уже поняли, африканская культура смешалась в бесчисленном множестве племен и этнических групп. Арабская и европейская культура тоже привносит черты уникальности в общую культуру Африки. Поскольку самым важным аспектом культуры в Африке является семья, расскажем о семейных обычаях поподробнее.
Согласно одному африканскому обычаю народа Лабола, жених перед свадьбой должен заплатить отцу невесты, дабы возместить потерю дочери. По традиции оплата производится в виде скота, но в сегодняшние дни отцам невест возмещают ущерб деньгами. Эта традиция имеет очень древние корни, считается, что она помогает сплотить две семьи, в результате возникает взаимное уважение между семьями, более того отец невесты убеждается в том, что жених способен содержать и во всем обеспечивать его дочь.
Согласно многим традициям свадьбы играют в ночь на полную луну. Если луна светит неярко – это плохой знак. Родители невесты не празднуют свадьбу долгую неделю, так как для них это печальное событие. Полигамия присутствует во многих африканских культурах. Как только мужчина становится способным содержать всех своих женщин, ему можно жениться. Жены делят между собой домашние обязанности, воспитание детей, приготовление пищи и т.д. Считается, что полигамия сплачивает многие семьи и помогает заботиться о благосостоянии других. Семья – самая важная ценность африканской культуры. Члены большой семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу в трудную минуту, охотятся вместе и воспитывают детей.
С самого раннего возраста детям уже рассказывают о важнейших ценностях племени и воспитывают в них осознание важности семьи. Каждый член семьи занимается своим делом, обязанности распределяются согласно возрасту. Все работают на благо племени и вносят свой вклад согласно назначенным обязанностям и святым традициям и культуре Африки.
Возраст для обряда посвящения у каждого племени разный. Во многих племенах по достижении взрослого возраста мальчикам делают обрезание, а в некоторых племенах и девочкам. Обрезание или обряд очищения длится несколько месяцев и во время обряда запрещается кричать и плакать. Если обрезаемый кричит, значит он трус.

Языки Африки
В Африке говорят на сотнях диалектах и языках. Самые основные из них – арабский, суахили и хауса. Нет какого-то единого языка, на котором говорят в большинстве стран Африки, поэтому в одной стране может быть несколько официальных языков. Многие африканцы говорят на малагасийском языке, английском, испанском, французском, бамана, сесото и т.д. В Африке существует 4 языковых семьи, придающих стране разнообразие и единство одновременно – афро-азиатская, нигер-кордофанская, нило-сахарская, койсанская.

Еда и культура Африки
Еда и напитки Африки полностью отражают разнообразие культур и племенных традиций. Национальная африканская кухня включает традиционные фрукты, овощи, мясные и молочные продукты. Рацион простого деревенского жителя состоит из молока, творога и сыворотки. Кассава и ямс – корневые овощи, которые наиболее часто используются в приготовлении блюд. Средиземноморская кухня от Марокко до Египта полностью отличается от сахарской кухни. Народы Нигерии и западной Африки любят чили, а немусульманские народы имеют в рационе даже алкогольные напитки. Тей – известное медовое вино, популярный алкогольный напиток во всей Африке.
О культуре Африки можно говорить бесконечно. Африка – это огромный континент с множеством стран, где живут разные народы, каждый со своими уникальными традициями. Африка – колыбель цивилизации – мать разнообразия культур! Традиций и обычаев. Можно немного заблудиться в африканской дикой природе, но в богатых традициях Африки заблудитесь абсолютно. И Африку никому не сломить, это единственный континент, который несмотря на многочисленные трудности продолжает вдохновлять и очаровывать всех людей мира. Если решитесь отправиться в Африку, то будьте уверены, что едете туда с открытым умом и, самое главное, с открытым сердцем. И вы вернетесь домой с маленькой Африкой, навсегда поселившейся в уголке Вашего сердца. Эта статья лишь знакомит Вас с Африкой – живой энциклопедией для тех, кто хочет узнать больше о нашей красивой планете.

Восточно-африканский регион насчитывает 100 000 жителей, принадлежащих к четырем большим вышеназванным (см. 5.0) языковым семьям и образующих более двухсот различных объединений. Языком посредником в регионе выступает упрощенный вариант суахили, однако большинство населения говорит на языках банту: ганда, ньоро, нкоре, сога и джизу в Уганде, кикуйю и камба в Кении, и кагуру и гого в Танзании. Верования народов банту имеют много общего, например, наличие демиурга (деус оциозус ), который всеми, кроме народов кикуйю, воспринимается как некое существо, пребывающее где-то далеко и не вмешивающееся в повседневную жизнь. Поэтому в ритуалах оно также присутствует опосредованно. Активные божества - это герои и предки, чьи души пребывают в святилищах; там к ним взывают медиумы, которые в состоянии транса вступают с ними в прямое общение. Души умерших также могут переселиться в медиума. Вот почему духов надо ублажать и периодически приносить им жертвы. Множество ритуалов имеет целью избавить общество от нечистоты, случившейся из-за вольного или невольного нарушения порядка.

Упрощенное гадание геомантического типа встречается у большинства народов Восточной Африки. Гадают, когда необходимо принять полярное решение - «да» или «нет», отыскать виновного или предсказать будущее. Т.к. причиной смерти, болезни или неудачи может быть порча, с помощью гадания возможно выявить повинного в колдовстве и покарать его. В исследовании Э.Э.Эванс-Притчард о народе азанде объясняется разница между колдовством и гаданием.

У всех народов Восточной Африки имеется обряд инициации, связанный с наступлением половой зрелости; у юношей этот обряд более сложный, нежели у девушек. У большинства народов банту практикуется обрезание, а также эксцизия клитора и половых губ. Инициационные обряды, связанные с превращением юноши в воина, более сложные, они направлены на укрепление единства членов тайных союзов, таких как May May у народа кикуйю в Кении; этот союз сыграл значительную роль в освобождении страны.

Группа народов Восточной Африки, именуемая нилотами, включает в себя народы шиллук, нуэр и динка, проживающие в Судане, ачоли в Уганде и ино в Кении. Верования нуэр и динка благодаря прекрасным работам Э.Э.Эванс-Притчарда и Годфри Линхардта известны достаточно хорошо. Как и многие другие жители региона Великих Озер (например, масаи), нуэр и динка - кочевники-скотоводы. Это занятие отражается в их верованиях. Первые человеческие существа и первые животные были созданы одновременно. Бог-творец больше не участвует в жизнедеятельности людей, и те взывают к различным духам и душам предков. Духи сочувствуют людям.

У обоих народов имеются специалисты по сакральным ритуалам, вступающие в контакт с невидимыми силами: жрецы-леопарды у нуэр и Повелители гарпуна у динка; они совершают обряд заклания быка, дабы избавить племя от нечистоты или человека от поразившей его болезни. Прорицатели нуэр и динка - это лица, приобщенные к религиозным культам, в них вселяются духи.

В настоящее время среди народов Африканского континента распространено несколько групп вероисповеданий: местные традиционные культы и религии, ислам, христианство, в меньшей степени индуизм, иудаизм и некоторые другие. Особое место занимают синкретические христианско-африканские церкви и секты.

Местные традиционные культы и религии - это автохтонные верования, культы, обряды, сложившиеся у народов Африки в процессе исторического развития до появления на этом континенте арабов и европейцев. Распространены среди большей части местного населения стран Тропической, Южной Африки и на острове Мадагаскар.

Хотя составными компонентами религиозных представлений большинства африканцев являются фетишизм (почитание материальных предметов), анимизм (вера в многочисленные души и духи), магия (колдовство, суеверия), мана (безликая сверхъестественная сила), термин «местные традиционные культы и религии» весьма условен, поскольку применяется для обозначения различных религиозных представлений, культов, верований и обрядов многих народов Африки, находящихся на определённых социально-экономических уровнях развития. Эти культы и религии можно разделить на две большие группы: родоплеменные и национально-государственные.

Существенное место в жизни африканских народов занимает культ предков. Объектом почитания, как правило, являются прародители семьи, рода, племени и т. д., которым приписывают сверхъестественные способности совершать как добро, так и зло. Распространены в Африке также культы сил природы и стихий. Эти культы характерны для тех народов, у которых сохраняются различные формы родоплеменных укладов (например, у готтентотов, гереро и др.). Для народов с развитой или складывающейся государственностью (зулусы, йоруба, акан и др.) характерны политеистические государственные религии с развитым пантеоном богов. В автохтонных традиционных религиях Африки большое место занимают ритуалы, церемонии, ритуалы и т. д., которые обычно связывают с этапами жизни человека.

Всего местных традиционных религий придерживается свыше трети населения Африки (130 млн.). Почти все они проживают к югу от Сахары, составляя около 42% населения этого региона. Более половины сосредоточено в Западной Африке.

Ислам - религия, принесённая в Африку с Аравийского полуострова. В середине VII в. Северная Африка была завоёвана арабами. Пришельцы распространяли ислам с помощью административных и экономических мер. Полная исламизация Северной Африки заканчивается к XII в. К XVIII в. происходит исламизация народов восточного побережья Африки и северо-западной части острова Мадагаскар. Несколько позже влияние мусульманства распространилось на всю Тропическую Африку, где ислам начал успешно соперничать с христианством.

Среди мусульманского населения современной Африки распространён главным образом ислам суннитского направления. Суннизм представлен всеми четырьмя мазхабами (или религиозно-правовыми школами).

Значительную роль среди африканских мусульман играют суфийские ордена (или братства). Духовные главы некоторых из этих братств оказывают большое влияние на политическую жизнь в ряде африканских стран. Так, в Сенегале большим влиянием пользуется руководитель братства муридов, в Нигерии - глава тиджанитов и т. д.

Представителей второго направления в исламе - шиизма в Африке менее четверти миллиона человек. Большей частью это иностранцы - выходцы с Индостанского полуострова, и в меньшей степени местное население.

Ислам исповедует свыше 41% населения Африки (ок. 150 млн. человек). Около половины приверженцев ислама (47,2%) сосредоточено в странах Северной Африки, причём в Египте проживает более пятой части африканских мусульман. В Западной Африке мусульмане составляют свыше 33% населения, половина из них находится в Нигерии. В Восточной Африке сосредоточено менее пятой части мусульманского населения, где они составляют 31% жителей.

Распространение христианства в Африке началось со II в. н. э. Первоначально оно распространилось в Египте и Эфиопии, а затем по побережью Северной Африки. В начале IV века среди христиан Африки возникло движение за создание независимой от Рима африканской церкви.

С XV века, с приходом завоевателей-португальцев в Африке начинается новый период распространения христианства, но уже западного направления.

Христианство в настоящее время исповедуют 85 млн. человек. Около 8 млн. из них - выходцы из Европы или их потомки. Приверженцы отдельных направлений в христианстве распределяются следующим образом: католики - свыше 38% (33 млн.), протестанты - около 37% (31 млн.), монофизиты - более 24% (20 млн.), остальные - православные и униаты. Больше всего христиан сконцентрировано в странах восточной Африки - свыше трети (35% населения), столько же в Западной Африке. В Южной Африке христиане составляют четвёртую часть населения региона, причём здесь католиков примерно в три раза меньше, чем протестантов. В восточном регионе более половины христиан - монофизиты, и почти все они проживают в Эфиопии. В большинстве стран католики преобладают над протестантами. В Заире живёт пятая часть всех африканских католиков. Более чем по два миллиона из них в Нигерии, Уганде, Танзании и Бурунди.

Половина всех африканских протестантов приходится на две страны - ЮАР (27%) и Нигерию (22%). Примерно по одному миллиону проживает в Заире, Гане, Уганде, Танзании и на острове Мадагаскар.

Индуизм в Африке исповедуют выходцы с Индостанского полуострова и их потомки, которых насчитывается 1,1 млн. - около 0,3% населения Тропической и Южной Африки. Распределены они неравномерно. На острове Маврикий, где индуисты составляют свыше половины населения, сосредоточено более 2/5 их общей численности, в ЮАР - более трети, а в Кении - десятая часть. Небольшие общины индуистов имеются в странах Восточной Африки.

Из других южно и восточноазиатских религий, имеющих распространение среди индийцев и отчасти китайцев, следует назвать сикхизм - 25 тыс. приверженцев, джайнизм - 12 тыс., буддизм и конфуцианство - 25 тыс. человек.

Иудаизм исповедуют около 270 тыс. жителей Африки.

Рассмотрим религиозный состав населения некоторых африканских стран.

В наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной , Южной и Восточной Африке , а также в районе Гвинейского залива . Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.

Христианско-африканские церкви и культы

Христианско-африканские церкви и культы представлены как организациями, которые в определенное время отошли от церквей западного направления или же возникли на африканской почве, сочетая элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века . В литературе их могут называть еще афрохристианскими, синкретическими , независимыми, христианско-тубильными церквями и культами.

Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.

Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания , указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии .

Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом :

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.

В начале XX века количества церквей существенно выросло.

Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

Наиболее значимым являются:

  1. кимбангизм - церковь последователей Симона Кимбангу , (возникшая в 1920-е годы в Белигийском Конго, современный ДРК).

Ислам

В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке ; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д"Ивуаре), северной части Ганы , на юго-западе и севере Нигерии , в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров .

Иудаизм

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста , большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко . Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

Иудаизм исторически связан с Африкой - об этом есть свидетельства в Ветхом Завете, книга Исход (евреев из Египта). Видимо, иудаизм был реакцией на политеизм Египта (см. Древнеегипетская религия).

Дхармические религии

Буддизм

Сикхизм

Традиционные религии

Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма , анимизма , тотемизма и культа предков . Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп , но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.

Общим также является отсутствие веры в рай , ад , чистилище , однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков . Популярны также анимистические представления, вера в магию . Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити , бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.

Бахаи

Статистику по бахаи в Африке трудно отследить. Несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, африканцами. В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве официальной религии в Египте ; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.

Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год ). В Нигерии и Нигере - около тысячи последователей.

Нерелигиозность

Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным . На практике это может означать что угодно: от агностицизма , деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах

Распространение религий в Африке

Приверженность различным религиям в Африке (приблизительная оценка на 2006)
Регион Население (2006) христианство ислам традиционные религии индуизм бахаи иудаизм буддизм нерелигиозность атеизм
Северная Африка 209 948 396 9,0 % 87,6 % 2,2 % 0,0 % 0,0 % 0,0 % 0,0 % 1,1 % 0,1 %
Западная Африка 274 271 145 35,3 % 46,8 % 17,4 % 0,0 % 0,1 % 0,0 % 0,0 % 0,3 % 0,0 %
Центральная Африка 118 735 099 81,3 % 9,6 % 8,0 % 0,1 % 0,4 % 0,0 % 0,0 % 0,6 % 0,0 %
Восточная Африка 302 636 533 62,0 % 21,1 % 15,6 % 0,5 % 0,4 % 0,0 % 0,019 % 0,3 % 0,0 %
Южная Африка 50 619 998 82,0 % 2,2 % 9,7 % 2,1 % 0,7 % 0,1 % 0,035 % 2,7 % 0,3 %

См. также

Напишите отзыв о статье "Религии Африки"

Примечания

  1. Согласно энциклопедии Британника , на середину 2002 года в Африке было 376,45 млн христиан, 329,87 млн мусульман и 98,73 млн последователей традиционных религий (Encyclopedia Britannica. Britannica Book of the Year 2003. - С. 306. - ISBN 978-0-85229-956-2).
  2. Steven Kaplan. The Africanization of Missionary Christianity: History and Typology // Journal of Religion in Africa 16 (3) (1986), 165-186.
  3. Дмитрий Таевский.
  4. А. Б. Давидсон . // Новая и новейшая история, № 5, 2000.
  5. Христианско-африканские культы // Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.: «Советская энциклопедия», 1988. Стр. 601.
  6. Данные на 1993 год, взяты из (англ.) .
  7. на сайте buddhanet
  8. news.bahai.org/story/249 данные на 2003 год.
  9. .
  10. , факультет социологии, Университет штата Пенсильвания . Цифры за 2006 год. Регионы, перечисленные здесь, не соответствуют официальному делению ООН . Например, «Восточная Африка» включает не только большинство наций Восточной Африки , но также и Зимбабве , Мадагаскар , Мозамбик и Замбию . Ангола размещена в Центральной Африке , сильно уменьшая Южную Африку по сравнению с Южной Африкой , обозначенной ООН . Данные скомпилированы ARDA из разных источников.

Литература

  • Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справочник / Отв. ред. Р. Н. Исмагилова . - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М .: Наука . Главная редакция восточной литературы, 1981. - 368 с. - 15 000 экз. (в пер.) (1-е изд. - 1967)

Ссылки

  • (англ.) классический текст по традиционным религиям Африки

Отрывок, характеризующий Религии Африки

На взволнованном лице ее, когда она вбежала в комнату, было только одно выражение – выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему тому, что было близко любимому человеку, выраженье жалости, страданья за других и страстного желанья отдать себя всю для того, чтобы помочь им. Видно было, что в эту минуту ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему не было в душе Наташи.
Чуткая княжна Марья с первого взгляда на лицо Наташи поняла все это и с горестным наслаждением плакала на ее плече.
– Пойдемте, пойдемте к нему, Мари, – проговорила Наташа, отводя ее в другую комнату.
Княжна Марья подняла лицо, отерла глаза и обратилась к Наташе. Она чувствовала, что от нее она все поймет и узнает.
– Что… – начала она вопрос, но вдруг остановилась. Она почувствовала, что словами нельзя ни спросить, ни ответить. Лицо и глаза Наташи должны были сказать все яснее и глубже.
Наташа смотрела на нее, но, казалось, была в страхе и сомнении – сказать или не сказать все то, что она знала; она как будто почувствовала, что перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь ее сердца, нельзя не сказать всю, всю истину, какою она ее видела. Губа Наташи вдруг дрогнула, уродливые морщины образовались вокруг ее рта, и она, зарыдав, закрыла лицо руками.
Княжна Марья поняла все.
Но она все таки надеялась и спросила словами, в которые она не верила:
– Но как его рана? Вообще в каком он положении?
– Вы, вы… увидите, – только могла сказать Наташа.
Они посидели несколько времени внизу подле его комнаты, с тем чтобы перестать плакать и войти к нему с спокойными лицами.
– Как шла вся болезнь? Давно ли ему стало хуже? Когда это случилось? – спрашивала княжна Марья.
Наташа рассказывала, что первое время была опасность от горячечного состояния и от страданий, но в Троице это прошло, и доктор боялся одного – антонова огня. Но и эта опасность миновалась. Когда приехали в Ярославль, рана стала гноиться (Наташа знала все, что касалось нагноения и т. п.), и доктор говорил, что нагноение может пойти правильно. Сделалась лихорадка. Доктор говорил, что лихорадка эта не так опасна.
– Но два дня тому назад, – начала Наташа, – вдруг это сделалось… – Она удержала рыданья. – Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал.
– Ослабел? похудел?.. – спрашивала княжна.
– Нет, не то, но хуже. Вы увидите. Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить… потому что…

Когда Наташа привычным движением отворила его дверь, пропуская вперед себя княжну, княжна Марья чувствовала уже в горле своем готовые рыданья. Сколько она ни готовилась, ни старалась успокоиться, она знала, что не в силах будет без слез увидать его.
Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.
Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших.
Увидав его лицо и встретившись с ним взглядом, княжна Марья вдруг умерила быстроту своего шага и почувствовала, что слезы вдруг пересохли и рыдания остановились. Уловив выражение его лица и взгляда, она вдруг оробела и почувствовала себя виноватой.
«Да в чем же я виновата?» – спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» – отвечал его холодный, строгий взгляд.
В глубоком, не из себя, но в себя смотревшем взгляде была почти враждебность, когда он медленно оглянул сестру и Наташу.
Он поцеловался с сестрой рука в руку, по их привычке.
– Здравствуй, Мари, как это ты добралась? – сказал он голосом таким же ровным и чуждым, каким был его взгляд. Ежели бы он завизжал отчаянным криком, то этот крик менее бы ужаснул княжну Марью, чем звук этого голоса.
– И Николушку привезла? – сказал он также ровно и медленно и с очевидным усилием воспоминанья.
– Как твое здоровье теперь? – говорила княжна Марья, сама удивляясь тому, что она говорила.
– Это, мой друг, у доктора спрашивать надо, – сказал он, и, видимо сделав еще усилие, чтобы быть ласковым, он сказал одним ртом (видно было, что он вовсе не думал того, что говорил): – Merci, chere amie, d"etre venue. [Спасибо, милый друг, что приехала.]
Княжна Марья пожала его руку. Он чуть заметно поморщился от пожатия ее руки. Он молчал, и она не знала, что говорить. Она поняла то, что случилось с ним за два дня. В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом – холодном, почти враждебном взгляде – чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского. Он, видимо, с трудом понимал теперь все живое; но вместе с тем чувствовалось, что он не понимал живого не потому, чтобы он был лишен силы понимания, но потому, что он понимал что то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего.
– Да, вот как странно судьба свела нас! – сказал он, прерывая молчание и указывая на Наташу. – Она все ходит за мной.
Княжна Марья слушала и не понимала того, что он говорил. Он, чуткий, нежный князь Андрей, как мог он говорить это при той, которую он любил и которая его любила! Ежели бы он думал жить, то не таким холодно оскорбительным тоном он сказал бы это. Ежели бы он не знал, что умрет, то как же ему не жалко было ее, как он мог при ней говорить это! Одно объяснение только могло быть этому, это то, что ему было все равно, и все равно оттого, что что то другое, важнейшее, было открыто ему.
Разговор был холодный, несвязный и прерывался беспрестанно.
– Мари проехала через Рязань, – сказала Наташа. Князь Андрей не заметил, что она называла его сестру Мари. А Наташа, при нем назвав ее так, в первый раз сама это заметила.
– Ну что же? – сказал он.
– Ей рассказывали, что Москва вся сгорела, совершенно, что будто бы…
Наташа остановилась: нельзя было говорить. Он, очевидно, делал усилия, чтобы слушать, и все таки не мог.
– Да, сгорела, говорят, – сказал он. – Это очень жалко, – и он стал смотреть вперед, пальцами рассеянно расправляя усы.
– А ты встретилась с графом Николаем, Мари? – сказал вдруг князь Андрей, видимо желая сделать им приятное. – Он писал сюда, что ты ему очень полюбилась, – продолжал он просто, спокойно, видимо не в силах понимать всего того сложного значения, которое имели его слова для живых людей. – Ежели бы ты его полюбила тоже, то было бы очень хорошо… чтобы вы женились, – прибавил он несколько скорее, как бы обрадованный словами, которые он долго искал и нашел наконец. Княжна Марья слышала его слова, но они не имели для нее никакого другого значения, кроме того, что они доказывали то, как страшно далек он был теперь от всего живого.
– Что обо мне говорить! – сказала она спокойно и взглянула на Наташу. Наташа, чувствуя на себе ее взгляд, не смотрела на нее. Опять все молчали.
– Andre, ты хоч… – вдруг сказала княжна Марья содрогнувшимся голосом, – ты хочешь видеть Николушку? Он все время вспоминал о тебе.
Князь Андрей чуть заметно улыбнулся в первый раз, но княжна Марья, так знавшая его лицо, с ужасом поняла, что это была улыбка не радости, не нежности к сыну, но тихой, кроткой насмешки над тем, что княжна Марья употребляла, по ее мнению, последнее средство для приведения его в чувства.
– Да, я очень рад Николушке. Он здоров?

Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца, но не плакавшего, потому что никто не плакал, князь Андрей поцеловал его и, очевидно, не знал, что говорить с ним.
Когда Николушку уводили, княжна Марья подошла еще раз к брату, поцеловала его и, не в силах удерживаться более, заплакала.
Он пристально посмотрел на нее.
– Ты об Николушке? – сказал он.
Княжна Марья, плача, утвердительно нагнула голову.
– Мари, ты знаешь Еван… – но он вдруг замолчал.
– Что ты говоришь?
– Ничего. Не надо плакать здесь, – сказал он, тем же холодным взглядом глядя на нее.

Когда княжна Марья заплакала, он понял, что она плакала о том, что Николушка останется без отца. С большим усилием над собой он постарался вернуться назад в жизнь и перенесся на их точку зрения.
«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.