, Marsilio Ficino (лат. Marsilius Ficinus ) - итальянский философ, гуманист, астролог, основатель и глава флорентийской Платоновской академии.
Родился 19 октября 1433 в Фильине-Вальдарно близ Флоренции. Изучал латинский и греческий языки, философию и медицину, по-видимому, во Флоренции, рано заинтересовался Платоном и его школой и благодаря покровительству Козимо Медичи и его преемников полностью посвятил себя научным занятиям. В 1462 Фичино стал признанным лидером платоновской Академии во Флоренции, одного из важнейших интеллектуальных центров эпохи Возрождения. Стал священником в 1473 и занимал несколько высоких церковных постов. Умер Фичино в Кареджи близ Флоренции 1 октября 1499 .
Сделанные
Фичино превосходные переводы на латинский язык Платона и Плотина,
первые полные собрания этих мыслителей в Западной Европе (закончены около
1470
, опубликованы в 1484
и 1492
), были в ходу вплоть до 18 века. Фичино
также перевел на латинский язык других неоплатоников (Ямвлиха, Прокла,
Порфирия и др.) и трактаты т.н. Герметического свода. Широко
использовались и его комментарии к сочинениям Платона и Плотина, а
комментарий к платоновскому диалогу Пир
(1469, известен также под названием О любви
, De amore
)
был источником большинства рассуждений о любви у мыслителей, поэтов и
писателей Возрождения. Согласно Фичино, Платон рассматривал любовь как
духовное отношение между человеческими существами, основанное на их
изначальной внутренней любви к Богу. Главная философская работа Фичино –
Платоновская теология о бессмертии души
(Theologiae platonicae de immortalitate animorum
,
1469–1474
, первое издание 1482
) – изощренный метафизический трактат, в
котором учение Платона и неоплатоников приводится в согласие с
христианской теологией. Этот труд, наиболее систематическое произведение
итальянского платонизма за всю эпоху Возрождения, сводит Вселенную к
пяти фундаментальным принципам: Богу, небесному духу, расположенной в
центре разумной душе, качеству и телу. Главной темой труда является
бессмертие души. Задача человеческой жизни, по Фичино, заключается в
созерцании, завершающемся непосредственным видением Бога, но, поскольку
эта конечная цель редко достигается на Земле, должна быть постулирована
будущая жизнь души, в которой она достигает своего истинного
предназначения. Известен также трактат Книга о христианской религии
(Liber de Christiana religione
,
1474
). Переписка Фичино – богатый источник биографической и
исторической информации, многие письма являются фактически небольшими
философскими трактатами. Среди других работ, посвященных теологии,
медицине и астрологии, можно отметить Три книги о жизни
(De vita libri tres
,
1489
). Фичино был одним из ведущих мыслителей раннего Возрождения и
наиболее значительным представителем ренессансного платонизма.
Философия Фичино
По мысли Фичино, философия есть «озарение ума», а смысл философствования - в предуготовлении души и интеллекта к восприятию света божественного откровения. С этой точки зрения философия и религия совпадают, а их истоком оказываются священные мистерии древности. Легендарные пророки (Гермес Трисмегист, Орфей, Зороастр) оказались в свое время «просвещены» божественным светом. Впоследствии к этим же мыслям пришли Пифагор и Платон. Тексты и Герметического корпуса, и платоновской традиции, и христианской доктрины, по мысли Фичино, проистекают из единого Божественного Логоса.
Метафизическая реальность представляет собой нисходящую последовательность пяти совершенств, к которым относятся: Бог, ангел (образуют интеллигебельный мир); душа (триединый «узел соединения»); качество (форма) и материя (конституирующая физический мир). Бог рассматривается Фичино как бесконечное высшее существо, деятельность которого порождает мир вещей в процессе постепенного творения (эманации). Человек занимает особое место в мире в силу того, что его душа находится в серединном положении между божественным и материальным. Именно душа олицетворяет связь между телами в природе, помогая им подняться до ангелов и даже высшего божественного существа. Благодаря наделенности души способностью к познанию, все ступени бытия могут вновь возвращаться в божественное единство. Человек - это микрокосмос, познающий макрокосмос, а способность к познанию представляет собой главное достоинство человека, сливающегося с Богом на высшей ступени познания.
1433-1499) - итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской платоновской Академии. Исходя из Платона и Плотина, которых он переводил, пытался создать новую философскую картину мира и с ее помощью преодолеть христианскую религию и снова связать культуру с эллинизмом.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ФИЧИНО Марсилио
19 октября 1433, ФильинеВальдарио - 1 октября 1499, Флоренция) - итальянский гуманист и философ-неоплатоник. Образование получил в университете Флоренции. Смолоду выказал большой интерес к философской мысли античности и, чтобы познакомиться с ней по первоисточникам, изучил древнегреческий язык. Оценив способности и рвение молодого человека, Козимо Медичи, богатый банкир и фактический правитель Флоренции, взял его под свое покровительство. В 1462 он подарил Фичино имение неподалеку от своего собственного, а также греческие рукописи произведений Платона и некоторых других древних авторов.
Около 1462 Фичино выполнил перевод с древнегреческого на латынь «Гимнов» и «Аргонавтики» - апокрифических сочинений, автором которых традиция считала легендарного поэта древности Орфея. Затем взялся за цикл гностических трактатов, известных под общим названием «Поймандр» и приписываемых Гермесу Трисмегисту. В 1463 он приступил к диалогам Платона, творчество которого рассматривал как важнейшее звено в развитии «благочестивой философии», восходящей к самым отдаленным временам: в своих занятиях Фичино, стремившийся показать внутреннее согласие «древнего богословия», как бы повторял тот путь, который прошла религиозно-философская мудрость язычников.
Перевод всех творений Платона на латынь был завершен к 1468. Затем на протяжении пяти лет Фичино создает свои наиболее важные оригинальные труды: обстоятельный «Комментарий на «Пир Платона» (1469, издан в 1544), повествующий о космической функции любви и о сущности прекрасного; фундаментальный трактат «Платоновское богословие о бессмертии душ» (1469-74, издан в 1482), где, в частности, развивалось учение о человеке как «своего рода боге», способном свободно творить себя самого, окружающий мир и общественную жизнь, покорять себе пространство, время, удачу, разведывать свойства и силы природы, ставя их на службу своих устремлений и интересов; трактат «О христианской религии» (1474), возобновляющий традицию раннехристианской апологетики.
Деятельность Фичино, в которой современники видели возрождение древней мудрости, примиренной с христианством, возбуждала к себе живейший интерес в обществе. Вокруг Фичино сложилась группа единомышленников, своего рода вольное ученое братство, получившее известность под именем Платоновской Академии. Она не имела устава, не знала должностей и фиксированного членства, в ее деятельности принимали участие люди самого разного звания и рода занятий: именитые патриции, купцы, должностные лица государства, священнослужители, врачи, университетские профессора, гуманисты, богословы, поэты, художники.
В 1489 Фичино опубликовал медико-астрологический трактат «О жизни». С 1484 работал над переводом и комментированием «Эннеад» Плотина, изданных им в 1492. В этот же период он перевел сочинения Порфирия, Ямвлиха, Прокла, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Афинагора, Синезия, Михаила Пселла. В 1492 он написал и вскоре издал трактат «О солнце и свете», в 1494 завершил обширные толкования к нескольким диалогам Платона. В 1495 издал двенадцать книг своих «Посланий». Умер за комментированием «Послания к римлянам» апостола Павла.
Идеи Фичино оказали сильное влияние на богословскую и гуманистическую мысль и на художественную культуру конца 15-16 вв.
Соч.: Opera, vol. 1-2. Basileae, 1576; в рус. пер.: Комментарий на «Пир» Платона.- В кн.: Эстетика Ренессанса, т. 1. M., 1981, с. 144- 241; Послания.- В кн.: Соч. итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985, с. 211-226.
Лит.: KristeHer Р. О. Il pensiero filosofico di Marsilio Ficino. Firenze, 1953; MarseIR. МакПе Ficin. P., 1958.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Марсилио Фичино (1433–1499 гг.) родился в местечке Фильине близ Флоренции. Образование он получил во Флорентийском университете, где изучал философию и медицину. Уже в начале 50-х годов XV века он пишет свои первые самостоятельные работы, отмеченные влиянием идей античных философов. Чуть позднее Фичино изучает греческий язык и начинает заниматься своими первыми переводами. В эти же годы Фичино становится секретарем у главы Флорентийской республики Козимо Медичи.
Вообще, Марсилио Фичино является как бы обобщенным образом, символом философа-гуманиста, в мировоззрении которого оказались перемешаны совершенно разнообразные философско-религиозные традиции. Будучи католическим священником (он принял сан в сорокалетнем возрасте), Фичино страстно увлекался античной философией, посвящал некоторые свои проповеди "божественному Платону", а дома даже ставил свечу перед его бюстом, и в то же время занимался магией. При этом, все данные, казалось бы, противоречащие друг другу качества, для самого Фичино были наоборот неотделимы друг от друга.
Марсилио Фичино в своем творчестве ярко показал основную черту всего гуманистического движения, ибо, как и большинство гуманистов впоследствии, он считал, что разработка новых гуманистических идеалов возможна только в том случае, если христианское вероучение заново обосновать с помощью древних мистических и магических учений, а также с помощью философии Платона, которого он признавал как бы продолжателем Гермеса Трисмегиста, Орфея и Зороастра. При этом необходимо отметить, что для Фичино и других гуманистов философия Платона и неоплатонизм представлялись неким единым философским учением. И вообще, впервые разницу между платонизмом и неоплатонизмом в Европе осознали только в XIX столетии.
Во всех многообразных занятиях Марсилио Фичино можно выделить три наиболее важные вида деятельности. Прежде всего, Марсилио Фичино прославился как переводчик. Именно он в 1462-1463 гг. перевел на латинский язык произведения, приписываемые Гермесу Трисмегисту, "Гимны Орфея", а также "Комментарии к Зороастру". Затем в течении пятнадцати лет Фичино перевел почти все диалоги Платона. В 80-90-х гг. XV в. им были переведены сочинения Плотина и других поздних античных философов, а также "Ареопагитики".
Вторая сфера деятельности Марсилио Фичино связана с философией. Он написал два философских сочинения: "О христианской религии" и "Платоновская теология о бессмертии души".
Опираясь на труды Гермеса Трисмегиста, Фичино утверждал, что философия рождается как "озарение" и потому смысл всякой философии заключается в том, чтобы подготовить душу к восприятию Божественного откровения.
По сути дела, флорентийский мыслитель не разделял религию и философию, ибо, по его мнению, и та и другая берут свое начало в древних мистических учениях. Гермесу Трисмегисту, Орфею и Зороастру был дарован Божественный Логос, именно как Божественное откровение. Затем эстафета тайного Божественного знания была передана Пифагору и Платону. Иисус Христос своим явлением на землю уже воплотил Логос-Слово в жизнь и открыл Божественное откровение всем людям.
Следовательно, и античная философия и христианское вероучение проистекают из одного Божественного источника - Логоса. Поэтому для самого Фичино священническая деятельность и занятия философией представлялись в абсолютном и неразрывном единстве. Более того, он считал, что необходимо разработать единую религиозно-философскую концепцию, совместить древнюю мистику, философию Платона со Священным Писанием.
В соответствии с такой логикой, у Фичино возникает концепция "всеобщей религии". По его убеждению, изначально миру дана Богом единая религиозная истина, которую люди, в силу своего несовершенства, не могут понять до конца, поэтому создают отдельные религиозные культы. Однако все различные религиозные верования являются всего лишь проявлением "всеобщей религии". В христианстве же единая религиозная истина нашла свое наиболее точное и достоверное выражение.
Пытаясь показать содержание и смысл единой "всеобщей религии", Фичино следует уже известной нам неоплатонической схеме. С его точки зрения, мир состоит как бы из пяти нисходящих уровней: Бог, ангел, душа, качество (или форма), материя.
Бог и ангел - это высшие метафизические понятия. Они неделимы, бессмертны, нематериальны, бесконечны. Качество и материя - низшие понятия, связанные с материальным миром, поэтому делимы, временны, смертны, ограничены в пространстве.
Единственным и главным связующим звеном между высшими и низшими ступенями бытия является душа. Душа, по мнению Фичино, триедина, потому что выступает в трех ипостасях - душа мира, душа небесных сфер и душа живых тварей. Проистекающая от Бога, душа оживляет материальный мир. Фичино буквально воспевает душу, утверждая, что она является истинной связью всего, ибо, когда она вселяется в одно, то при этом не оставляет другого. Душа вообще все проницает и все поддерживает. Поэтому Фичино называет душу "центром природы, посредницей всех вещей, сцеплением мира, лицом всего, узлом и связкой мира".
Исходя из всего сказанного, вполне ясно, почему Марсилио Фичино уделяет столько внимания душе отдельного мыслящего человека. В его понимании, душа, примыкая к Божественному, управляет телом, является "госпожой тела". Поэтому познание собственной души, которая проявляется в телесном выражении, - это главное занятие всякого человека.
Тему отдельного человека, сущности человеческой личности Фичино продолжает в своих рассуждениях о "платоновской любви". Под понятием любви он подразумевает воссоединение в Боге реального, плотского человека с идеей человека. В соответствии со своими христианско-неоплатоническими представлениями, Фичино пишет о том, что все в мире происходит от Бога и все в мире вернется к Богу. Поэтому необходимо любить Бога во всех вещах и тогда люди поднимутся до любви всех вещей в Боге. "Все возвращается к Идее, для которой было создано", - утверждает мыслитель.
Следовательно, истинный человек и Идея человека - это тоже одно целое. Однако, на земле не существует истинного человека, ибо все люди отделены от самих себя и друг от друга. Вот здесь и вступает в силу Божественная любовь, посредством которой люди приходят к истинной жизни: если все люди воссоединятся в любви, то они найдут свой путь к Идее, и значит любя Бога, люди сами становятся возлюбленными Им.
Проповедь "всеобщей религии" и "платоновской любви" стала очень популярна в XV в., и позднее сохраняла свою привлекательность для многих мыслителей Западной Европы.
Но сам Марсилио Фичино не останавливался на чисто теоретических рассуждениях о сущности Бога, мира и человека. Он пытался постичь таинства мира всеми доступными ему способами, в том числе и с помощью магических обрядов. И с этим связана третья сфера деятельности флорентийского гуманиста.
Вообще, Фичино считал, что магия является одной из сфер "всеобщей религии" и не противоречит христианству. В своем трактате "О жизни" он, упоминая известный евангельский сюжет о поклонении волхвов только что рожденному Христу, спрашивает: "Чем, как не магией занимался тот, кто первый поклонился Христу?". Сам Фичино, признавая наличие Божественной души во всех вещах ("Бог во всех вещах"), стремился познать, открыть эту душу и потому совершал магические действия над камнями, травами, ракушками. Под влиянием пифагорейства, Фичино с помощью некой магической музыки и орфических гимнов пытался услышать тайную "гармонию сфер" и тем самым уловить звучание души мира. И все это он делал для того, чтобы найти способы, посредством которых человеческая душа может слиться с душой Божественной.
В деятельности Марсилио Фичино, как в фокусе, нашли свое отражение практически все формы и направления развития гуманистической мысли Западной Европы - философия, религия, магия, литературные занятия. И потому, вполне правомерно признать, что Марсилио Фичино является одной из центральных фигур всей философии Эпохи Возрождения.
© Все права защищены
МАРСИЛИО ФИЧИНО (1433–1499)
Марсилио Фичино родился в местечке Фильине близ Флоренции. Образование он получил во Флорентийском университете, где изучал философию и медицину. Уже в начале 50-х годов XV века он пишет свои первые самостоятельные работы, отмеченные влиянием идей античных философов. Чуть позднее Фичино изучает греческий язык и начинает заниматься своими первыми переводами. В эти же годы Фичино становится секретарем у главы Флорентийской республики Козимо Медичи.
Вообще, Марсилио Фичино является как бы обобщенным образом, символом философа-гуманиста, в мировоззрении которого оказались перемешаны совершенно разнообразные философско-религиозные традиции. Будучи католическим священником (он приял сан в сорокалетнем возрасте), Фичино страстно увлекался античной философией, посвящал некоторые свои проповеди «божественному Платону», а дома даже ставил свечу перед его бюстом, и в то же время занимался магией. При этом все данные, казалось бы, противоречащие друг другу качества для самого Фичино были, наоборот, неотделимы друг от друга.
Марсилио Фичино в своем творчестве ярко показал основную черту всего гуманистического движения, ибо, как и большинство гуманистов впоследствии, он считал, что разработка новых гуманистических идеалов возможна только в том случае, если христианское вероучение заново обосновать с помощью древних мистических и магических учений, а также с помощью философии Платона, которого он признавал как бы продолжателем Гермеса Трисме-гиста, Орфея и 3opoacтpa. При этом необходимо отметить, что для Фичино и других гуманистов философия Платона и неоплатонизм представлялись неким единым философским учением. И вообще, впервые разницу между платонизмом и неоплатонизмом в Европе осознали только в XIX столетии.
Во всех многообразных занятиях Марсилио Фичино можно выделить три наиболее важные вида деятельности. Прежде всего, Марсилио Фичино прославился как переводчик. Именно он в 1462–1463 гг. перевел на латинский язык произведения, приписываемые Гермесу Трисмегисту, «Гимны Орфея», а также «Комментарии к Зороастру». Затем в течение пятнадцати лет Фичино перевел почти все диалоги Платона. В 80-90-х гг. XV в. им были переведены сочинения Плотина и других поздних античных философов, а также «Ареопагитики».
Вторая сфера деятельности Марсилио Фичино связана с философией. Он написал два философских сочинения: «О христианской религии» и «Платоновская теология о бессмертии души».
Опираясь на труды Гермеса Трисмегиста, Фичино утверждал, что философия рождается как «озарение» и потому смысл всякой философии заключается в том, чтобы подготовить душу к восприятию Божественного откровения.
По сути дела, флорентийский мыслитель не разделял религию и философию, ибо, по его мнению, и та и другая берут свое начало в древних мистических учениях. Гермесу Трисмегисту, Орфею и Зороастру был дарован Божественный Логос, именно как Божественное откровение. Затем эстафета тайного Божественного знания была передана Пифагору и Платону. Иисус Христос своим явлением на землю уже воплотил Логос-Слово в жизнь и открыл Божественное откровение всем людям.
Следовательно, и античная философия и христианское вероучение проистекают из одного Божественного источника - Логоса. Поэтому для самого Фичино священническая деятельность и занятия философией представлялись в абсолютном и неразрывном единстве. Более того, он считал, что необходимо разработать единую религиозно-философскую концепцию, совместить древнюю мистику, философию Платона со Священным Писанием.
В соответствии с такой логикой, у Фичино возникает концепция «всеобщей религии». По его убеждению, изначально миру дана Богом единая религиозная истина, которую люди, в силу своего несовершенства, не могут понять до конца, поэтому создают отдельные религиозные культы. Однако все различные религиозные верования являются всего лишь проявлением «всеобщей религии». В христианстве же единая религиозная истина нашла свое наиболее точное и достоверное выражение.
Пытаясь показать содержание и смысл единой «всеобщей религии», Фичино следует уже известной нам неоплатонической схеме. Сего точки зрения, мир состоит как бы из пяти нисходящих уровней: Бог, ангел, душа, качество (или форма), материя.
Бог и ангел - это высшие метафизические понятия. Они неделимы, бессмертны, нематериальны, бесконечны. Качество и материя - низшие понятия, связанные с материальным миром, поэтому делимы, временны, смертны, ограниченны в пространстве.
Единственным и главным связующим звеном между высшими и низшими ступенями бытия является душа. Душа, по мнению Фичино, триедина, потому что выступает в трех ипостасях - душа мира, душа небесных сфер и душа живых твapeй. Проистекающая от Бога, душа оживляет материальный мир. Фичино буквально воспевает душу, утверждая, что она является истинной связью всего, ибо, когда она вселяется в одно, то при этом не оставляет другого. Душа вообще все проницает и все поддерживает. Поэтому Фичино называет душу «центром природы, посредницей всех вещей, сцеплением мира, лицом всего, узлом и связкой мира».
Исходя из всего сказанного, вполне ясно, почему Марсилио Фичино уделяет столько внимания душе отдельного мыслящего человека. В его понимании, душа, примыкая к Божественному, управляет телом, является «госпожой тела». Поэтому познание собственной души, которая проявляется в телесном выражении, - это главное занятие всякого человека.
Тему отдельного человека, сущности человеческой личности Фичино продолжает в своих рассуждениях о «платоновской любви». Под понятием люди он подразумевает воссоединение в Боге реального, плотского человека с идеей человека. В соответствии со своими христианско-неоплатоническими представлениями, Фичино пишет о том, что все в мире происходит от Бога и все в мире вернется к Богу. Поэтому необходимо любить Бога во всех вещах и тогда люди поднимутся до любви всех вещей в Боге. «Все возвращается к Идее, для которой было создано», - утверждает мыслитель.
Следовательно, истинный человек и Идея человека - это тоже одно целое. Однако на земле не существует истинного человека, ибо все люди отделены от самих себя и друг от друга. Вот здесь и вступает в силу Божественная любовь, посредством которой люди приходят к истинной жизни: если все люди воссоединятся в любви, то они найдут свой путь к Идее, и значит, любя Бога, люди сами становятся возлюбленными Им.
Проповедь «всеобщей религии» и «платоновской любви» стала очень популярна в XVb. и позднее сохраняла свою привлекательность для многих мыслителей Западной Европы.
Но сам Марсилио Фичино не останавливался на чисто теоретических рассуждениях о сущности Бога, мира и человека. Он пытался постичь таинства мира всеми доступными ему способами, в том числе и с помощью магических обрядов. И с этим связана третья сфера деятельности флорентийского гуманиста.
Вообще, Фичино считал, что магия является одной из сфер «всеобщей религии» и не противоречит христианству. В своем трактате «О жизни» он, упоминая известный евангельский сюжет о поклонении волхвов только что рожденному Христу, спрашивает: «Чем, как не магией занимался тот, кто первый поклонился Христу?» Сам Фичино, признавая наличие Божественной души во всех вещах («Бог во всех вещах»), стремился познать, открыть эту душу и потому совершал магические действия над камнями, травами, ракушками. Под влиянием пифагорейства, Фичино с помощью некой магической музыки и орфических гимнов пытался услышать тайную «гармонию сфер» и тем самым уловить звучание души мира. И все это он делал для того, чтобы найти способы, посредством которых человеческая душа может слиться с душой Божественной.
В деятельности Марсилио Фичино, как в фокусе, нашли свое отражение практически все формы и направления развития гуманистической мысли Западной Европы - философия, религия, магия, литературные занятия. И потому вполне правомерно признать, что Марсилио Фичино является одной из центральных фигур всей философии Эпохи Возрождения.
Марсилио Фичино родился в местечке Фильине близ Флоренции. Образование
он получил во Флорентийском университете, где изучал философию и медицину.
Уже в начале 50-х годов XV века он пишет свои первые самостоятельные работы,
отмеченные влиянием идей античных философов. Чуть позднее Фичино изучает
греческий язык и начинает заниматься своими первыми переводами. В эти же
годы Фичино становится секретарем у главы Флорентийской республики Козимо
Вообще, Марсилио Фичино является как бы обобщенным образом, символом
философа-гуманиста, в мировоззрении которого оказались перемешаны совершенно
разнообразные философско-религиозные традиции. Будучи католическим
священником (он приял сан в сорокалетнем возрасте) , Фичино страстно
увлекался античной философией, посвящал некоторые свои проповеди
"божественному Платону", а дома даже ставил свечу перед его бюстом, и в то
же время занимался магией. При этом все данные, казалось бы, противоречащие
друг другу качества для самого Фичино были, наоборот, неотделимы друг от
Марсилио Фичино в своем творчестве ярко показал основную черту всего
гуманистического движения, ибо, как и большинство гуманистов впоследствии,
он считал, что разработка новых гуманистических идеалов возможна только в
том случае, если христианское вероучение заново обосновать с помощью древних
мистических и магических учений, а также с помощью философии Платона,
которого он признавал как бы продолжателем Гермеса Трисме-гиста, Орфея и
3opoacтpa. При этом необходимо отметить, что для Фичино и других гуманистов
философия Платона и неоплатонизм представлялись неким единым философским
учением. И вообще, впервые разницу между платонизмом и неоплатонизмом в
Европе осознали только в XIX столетии.
Во всех многообразных занятиях Марсилио Фичино можно выделить три
наиболее важные вида деятельности. Прежде всего, Марсилио Фичино прославился
как переводчик. Именно он в 1462--1463 гг. перевел на латинский язык
произведения, приписываемые Гермесу Трисмегисту, "Гимны Орфея", а также
"Комментарии к Зороастру". Затем в течение пятнадцати лет Фичино перевел
почти все диалоги Платона. В 80--90-х гг. XV в. им были переведены сочинения
Плотина и других поздних античных философов, а также "Ареопагитики".
Вторая сфера деятельности Марсилио Фичино связана с философией. Он
написал два философских сочинения: "О христианской религии" и "Платоновская
теология о бессмертии души".
Опираясь на труды Гермеса Трисмегиста, Фичино утверждал, что философия
рождается как "озарение" и потому смысл всякой философии заключается в том,
чтобы подготовить душу к восприятию Божественного откровения.
По сути дела, флорентийский мыслитель не разделял религию и философию,
ибо, по его мнению, и та и другая берут свое начало в древних мистических
учениях. Гермесу Трисмегисту, Орфею и Зороастру был дарован Божественный
Логос, именно как Божественное откровение. Затем эстафета тайного
Божественного знания была передана Пифагору и Платону. Иисус Христос своим
явлением на землю уже воплотил Логос-Слово в жизнь и открыл Божественное
откровение всем людям.
Следовательно, и античная философия и христианское вероучение
проистекают из одного Божественного источника -- Логоса. Поэтому для самого
Фичино священническая деятельность и занятия философией представлялись в
абсолютном и неразрывном единстве. Более того, он считал, что необходимо
разработать единую религиозно-философскую концепцию, совместить древнюю
мистику, философию Платона со Священным Писанием.
В соответствии с такой логикой, у Фичино возникает концепция "всеобщей
религии". По его убеждению, изначально миру дана Богом единая религиозная
истина, которую люди, в силу своего несовершенства, не могут понять до
конца, поэтому создают отдельные религиозные культы. Однако все различные
религиозные верования являются всего лишь проявлением "всеобщей религии". В
христианстве же единая религиозная истина нашла свое наиболее точное и
достоверное выражение.
Пытаясь показать содержание и смысл единой "всеобщей религии", Фичино
следует уже известной нам неоплатонической схеме. Сего точки зрения, мир
состоит как бы из пяти нисходящих уровней: Бог, ангел, душа, качество (или
форма), материя.
Бог и ангел -- это высшие метафизические понятия. Они неделимы,
бессмертны, нематериальны, бесконечны. Качество и материя -- низшие понятия,
связанные с материальным миром, поэтому делимы, временны, смертны,
ограниченны в пространстве.
Единственным и главным связующим звеном между высшими и низшими
ступенями бытия является душа. Душа, по мнению Фичино, триедина, потому что
выступает в трех ипостасях -- душа мира, душа небесных сфер и душа живых
твapeй. Проистекающая от Бога, душа оживляет материальный мир. Фичино
буквально воспевает душу, утверждая, что она является истинной связью всего,
ибо, когда она вселяется в одно, то при этом не оставляет другого. Душа
вообще все проницает и все поддерживает. Поэтому Фичино называет душу
"центром природы, посредницей всех вещей, сцеплением мира, лицом всего,
узлом и связкой мира".
Исходя из всего сказанного, вполне ясно, почему Марсилио Фичино уделяет
столько внимания душе отдельного мыслящего человека. В его понимании, душа,
примыкая к Божественному, управляет телом, является "госпожой тела". Поэтому
познание собственной души, которая проявляется в телесном выражении, -- это
главное занятие всякого человека.
Тему отдельного человека, сущности человеческой личности Фичино
продолжает в своих рассуждениях о "платоновской любви". Под понятием люди он
подразумевает воссоединение в Боге реального, плотского человека с идеей
человека. В соответствии со своими христианско-неоплатоническими
представлениями, Фичино пишет о том, что все в мире происходит от Бога и все
в мире вернется к Богу. Поэтому необходимо любить Бога во всех вещах и тогда
люди поднимутся до любви всех вещей в Боге. "Все возвращается к Идее, для
которой было создано", -- утверждает мыслитель.
Г Следовательно, истинный человек и Идея человека -- это тоже одно
целое. Однако на земле не существует истинного человека, ибо все люди
отделены от самих себя и друг от друга. Вот здесь и вступает в силу
Божественная любовь, посредством которой люди приходят к истинной жизни:
если все люди воссоединятся в любви, то они найдут свой путь к Идее, и
значит, любя Бога, люди сами становятся возлюбленными Им.
Проповедь "всеобщей религии" и "платоновской любви" стала очень
популярна в XVb. и позднее сохраняла свою привлекательность для многих
мыслителей Западной Европы.
Но сам Марсилио Фичино не останавливался на чисто теоретических
рассуждениях о сущности Бога, мира и человека. Он пытался постичь таинства
мира всеми доступными ему способами, в том числе и с помощью магических
обрядов. И с этим связана третья сфера деятельности флорентийского
гуманиста.
Вообще, Фичино считал, что магия является одной из сфер "всеобщей
религии" и не противоречит христианству. В своем трактате "О жизни" он,
упоминая известный евангельский сюжет о поклонении волхвов только что
рожденному Христу, спрашивает: "Чем, как не магией занимался тот, кто первый
поклонился Христу?" Сам Фичино, признавая наличие Божественной души во всех
вещах ("Бог во всех вещах"), стремился познать, открыть эту душу и потому
совершал магические действия над камнями, травами, ракушками. Под влиянием
пифагорейства, Фичино с помощью некой магической музыки и орфических гимнов
пытался услышать тайную "гармонию сфер" и тем самым уловить звучание души
мира. И все это он делал для того, чтобы найти способы, посредством которых
человеческая душа может слиться с душой Божественной.
В деятельности Марсилио Фичино, как в фокусе, нашли свое отражение
практически все формы и направления развития гуманистической мысли Западной
Европы -- философия, религия, магия, литературные занятия. И потому вполне
правомерно признать, что Марсилио Фичино является одной из центральных фигур
всей философии Эпохи Возрождения.